Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению

Как устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг?

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций или организаций, осуществляющих управление МКД.

Понятие норматива потребления коммунальных услуг

Норматив потребления коммунальной услуги — это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, который при определенных условиях применяется для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении либо в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В частности, норматив потребления применяется в следующих случаях (абз. 4, 5, 6 п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306); п. п. 2, 42, 42 (1), 43, 54, 55, 59, 60, 85 (3), 126 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»):

• отсутствие приборов учета;

• выход из строя, утрата или истечение срока эксплуатации (срока поверки) прибора учета, если прибор учета не введен в эксплуатацию по истечении трех расчетных периодов (для нежилых помещений — двух расчетных периодов) после наступления указанных событий;

• непредставление потребителем коммунальной услуги показаний приборов учета исполнителю более трех расчетных периодов подряд;

• отказ в допуске исполнителя в помещение для проверки состояния и достоверности показаний прибора учета по истечении трех расчетных периодов после составления соответствующего акта.

Нормативы потребления устанавливаются для коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и газоснабжению (п. п. 1, 10 Правил № 306).

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ. Например, в Московской области таким органом является Министерство жилищно-коммунального хозяйства (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ; п. 3 Правил № 306; п. 12.8 Положения, утв. постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 № 787/44).

Нормативы потребления устанавливаются по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.

Если инициатива установления нормативов принадлежит ресурсоснабжающим или управляющим организациям, они представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются региональным законодательством. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. При этом уполномоченный орган может запросить у указанных организаций иные сведения, полученные ими при снятии показаний приборов учета (п. п. 9, 38 Правил № 306; п. 3.3 Административного регламента, утв. Распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 27.04.2016 № 56-РВ).

Нормативы потребления коммунальных услуг определяются по специальным формулам с применением метода аналогов либо расчетного метода (п. 13 Правил № 306; Приложение № 1 к Правилам № 306).

При определении нормативов потребления учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома (различные для каждого типа коммунальной услуги). Нормативы устанавливаются едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях (п. п. 4, 11 Правил № 306).

Читайте также:  Переустройство системы отопления многоквартирного дома

Срок действия нормативов составляет не менее трех лет, в течение этого периода нормативы пересмотру не подлежат, за исключением некоторых случаев, в частности изменения конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного или жилого дома, климатических условий (п. п. 14, 16 Правил № 306).

Решения уполномоченных органов об установлении нормативов в 10-дневный срок после их принятия публикуются в официальных печатных средствах массовой информации субъекта РФ, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие этих нормативов (п. 17 Правил № 306; п. 3.9 Административного регламента, утв. Распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 27.04.2016 № 56-РВ).

Особенности установления нормативов потребления газа

Нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения устанавливаются уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ на основании установленных на федеральном уровне норм потребления газа населением и не могут быть ниже минимально допустимых норм потребления (п. 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа»).

Так, например, минимально допустимые нормы потребления газа населением Московской области при отсутствии приборов учета газа составляют (Приложение к постановлению Правительства РФ от 13.06.2006 № 373):

• 8 куб. м на человека — для газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения;

• 21,1 куб. м на человека — для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения;

• 11,6 куб. м на человека — для газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения.

При этом на региональном уровне в Московской области установлены следующие нормативы потребления природного газа (нормативы, утв. Постановлением Правительства Московской области от 09.11.2006 № 1047/43):

• 10 куб. м на человека — для газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения;

• 23,1 куб. м на человека — для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения;

• 11,6 куб. м на человека — для газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения;

• 13,1 куб. м на человека — для нагрева воды с использованием газового водонагревателя;

• 7 куб. м на 1 кв. м отапливаемой площади — для отопления жилых помещений;

• 26 куб. м на 1 кв. м отапливаемой площади — для отопления нежилых помещений.

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Требования к системам отопления. Нормативы потребления коммунальной услуги

Законодательство РФ обеспечивает контроль качества за поставкой теплоснабжения в многоквартирные и частные дома. Нормативные акты РФ предъявляют требования к сооружению и эксплуатации отопительных систем, а также контролируют качество коммунального обслуживания со стороны уполномоченных ведомств.

Поквартирные и общедомовые нормативы потребления коммунальной услуги

Рассмотрим, что такое норматив потребления тепловой энергии и как производится его расчет. Порядок расчета и установки нормативов на отопление регламентирован Постановлением Правительства №306. Общие положения и формулы расчета теплоснабжения с учетом наличия или отсутствия приборов учета установлены постановлением Правительства №354.

Согласно п. 10 ПП №306 нормативы устанавливаются в отношении индивидуального потребления коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирного дома. Собственники, не установившие счетчики, оплачивают отопление по нормативам, которые предполагают расчет усредненного показателя расхода тепловой энергии.

Читайте также:  Биметаллические радиаторы отопления расстояние 150 мм

Формула расчета учитывает следующие особенности:

  • наличие общедомового прибора учета (больше о тепловых счетчиках на отопление читайте тут);
  • количество установленных индивидуальных приборов учета ;
  • расчетный период: 12 календарных месяцев или по графику отопительного сезона.

Нормативы устанавливаются региональными нормативными актами и, по состоянию на 2019 год, применяются в отношении многоквартирных домов, в которых не установлены индивидуальные или общедомовые счетчики. Если в доме установлен общедомовой счетчик, но не установлены индивидуальные, то расчет производится в соответствии с его показателями. Собственники с ИПУ оплачивают отопление по индивидуальным показаниям.

Существуют также отдельные правила, которые регулируют коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя. В данном документе детально описаны требования к ИПУ, методы учета, и многое другое.

Кто их устанавливает?

На основании п. 9 ПП №306, усредненные нормативы расхода тепловой энергии на 1 кв. м вправе устанавливать:

  • региональные органы исполнительной власти;
  • ресурсоснабжающие организации;
  • управляющие компании;
  • жилищные кооперативы;
  • товарищества.

Установка нормативов по инициативе управляющей компании или ресурсоснабжающей организации производится на основании коллективного заявления в уполномоченный орган и рассматривается в течении 30 дней.

Сколько они составляют на 1 кв. метр квартиры в 2019 году?

Нормативы расхода тепловой энергии устанавливаются в каждом регионе в соответствии с локальными нормативными актами. Например, по состоянию на 2019 год, в Москве норма составляет 0,16 Гкал на 1 м2 На основании подп. д) п. 4 ПП №306, пределы устанавливаются с учетом:

  • материалов стен и крыш жилого дома;
  • общей площади жилых помещений;
  • площади окон и ограждающих конструкций;
  • износа инженерных систем.

Различия в расчетах

В общем виде в расчетах участвуют показатели общей площади жилых помещений, площади общего имущества, объем потребляемой тепловой энергии и тариф, установленный в регионе, в расчете на Гкал.

Таблица с учетом особенностей расчета:

Общедомовой прибор учета (ОДПУ) Индивидуальный прибор учета (ИПУ) Особенности
Отсутствует Отсутствует во всех помещениях Вместо показаний фактического потребления применяется норматив, установленный в регионе, учитывается площадь помещений, в которых отсутствуют приборы теплоснабжения, за расчетный период в 12 календарных месяцев применяется коэффициент периодичности внесения платы за коммунальные услуги.
Присутствует Отсутствует во всех помещениях Услуги тарифицируются исходя из показаний общедомового учета, рассчитывается сумма объемов теплорасхода с учетом показаний общедомового счетчика.
Присутствует Присутствует хотя бы в одном жилом помещении При расчете норматива учитываются суммы показаний по ОДПУ и ИПУ в смежных квартирах, суммируются площади квартир с ИПУ, собственники с ИПУ платят по индивидуальным показаниям.
Присутствует Присутствует везде Площадь жилого помещения умножается на показания счетчика и тариф, установленный ресурсоснабжающей организацией, показания ОДПУ необходимы для расчета расходов на общедомовые нужды.

Таким образом, в домах, не оснащенных приборами учета, применяются нормативы, установленные в регионе. При наличии ОДПУ или хотя бы одного ИПУ, их показатели учитываются в формулах.

Законодательные документы: СНиП 41-01-2003, СП 41-108-2004 и другие

В таблице приведен перечень нормативных документов, регулирующих требования к сооружению и контролю качества систем отопления, с учетом последних изменений по состоянию на 2019 год:

Нормативный акт Дата введения Комментарий
СНиП 2.04.05-91 01.01.1992 Общие требования к системам вентиляции, отопления и кондиционирования, отменен с 01.01.2004.
СНиП 41-01-2003 01.01.2004 Регламентирует параметры внутреннего воздуха, требования к системам отопления, теплоснабжения, арматуре, прокладке трубопровода, особенности установки печного отопления, актуализированная редакция СНиП 2.04.05-91, не действует с 01.01.2013.
СП 60.13330.2012 01.01.2013 Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003.
СП 41-108-2004 01.01.2005 Регламентирует требования к выбору и размещению теплогенераторов, особенности газоснабжения и утилизации продуктов горения, установка электроснабжения и отопления в многоквартирных домах.
СанПиН 2.1.2.2645-10 10.06.2010 Гигиенические требования к системам отопления.
ГОСТ Р 56501-2015 01.03.2016 Регламентирует управление системами теплоснабжения, особенности обеспечения потребителей коммунальными отопительными ресурсами, требования к контролю качества и ремонтному обслуживанию.
ГОСТ 30494-2011 01.03.2011 Особенности установки температурного режима, контроль качества и порядок замера.
СНиП 41-02-2003 01.09.2003 Особенности обустройства тепловых сетей, контроль качества.
СНиП 31-01-2003 01.10.2003 Некоторые требования к размещению отопительных систем в многоквартирных домах.
Постановление Правительства №354 06.05.2011 Особенности предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению.
Читайте также:  Однотрубная система отопления принцип действия

Требования, предъявляемые к системам теплоснабжения

Законодательство РФ предъявляет санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования к системам отопления. В целях безопасности отопительные приборы соответствуют регламентам СанПин и СНиП.

Больше о правилах организации теплоснабжения мы рассказывали в отдельной статье.

Гигиенические

Гигиенические требования регламентированы Разделом IV СанПин 2.1.2.2645-10 и регулирует следующие условия:

  • отсутствие запаха;
  • равномерное распределение воздуха;
  • отсутствие токсичных выбросов в процессе эксплуатации;
  • доступность для ремонта, уборки и обслуживания;
  • отсутствие шума (каковы причины шума в батареях отопления?).

Температурный режим не превышает 90 градусов. Системы, отапливающие свыше 75 градусов, оснащаются защитными ограждениями. Концентрация химических веществ в воздухе в процессе эксплуатации систем теплоснабжения не превышает установленный уровень безопасного воздействия.

Противопожарные

Противопожарные требования к сооружению и эксплуатации отопительных систем в многоквартирных домах регламентированы СП 60.13330.2012. В целях безопасности в качестве теплоносителя применяются горячая вода или водяной пар. В климатических районах с низкими температурами применяются невзрывоопасные вещества, предотвращающие замерзание жидкости.

В многоквартирных домах высотой более 9 этажей допускается установка теплогенераторов, работающих на газообразном топливе. Системы газоснабжения оснащаются автоматикой, перекрывающие поступление топлива в аварийных ситуациях. Согласно нормам, в помещениях квартир устанавливаются теплогенераторы, производящие не более 35 кВт тепла. Общий объем теплопроизводительности не превышает 100 кВт.

Изменение норм, которое запланировано в России

По сообщениям ТАСС, с 2020 года расчет норматива теплового расхода будет зависеть от этажности. Новую систему планировалось внедрить в 2016 году, однако, по требованию членов комитета Государственной Думы проект перенесли на 2020 год. Согласно новому распорядку норма Гкал устанавливается в зависимости от следующих условий:

  • материал дома: кирпич, камень, бетон, дерево;
  • год постройки: до 1999 года, после 1999 года;
  • этажность.

Согласно разъяснениям пресс-службы Минстроя России, применение новых условий расчета будет правом региональных властей, но не обязанностью. По состоянию на 2019 год новый распорядок законодательно не регламентирован, но уже применяется в субъектах РФ, например, в Красноярске (постановление Правительства Красноярского края № 137-п).

Обогрев нежилых площадей в многоэтажном жилом здании

Для расчета норматива нежилых помещений, например, лестничных клеток, подвала, применяется Формула 2 ПП №354. Общая площадь помещений умножается на норматив Гкал и тариф, установленный в регионе. Согласно п. 40 ПП 354, оплату за коммунальные услуги на территории общего пользования вносят собственники жилых домов. С 1 сентября 2011 года в квитанциях ЖКХ предусмотрена графа по общедомовым нуждам (как формируется плата за отопление?).

При отсутствии индивидуальных приборов учета расходов на отопление для начисления платы применяется норматив, установленный региональными властями. Учитываются показания общедомового счетчика, при его наличии, а также площадь отапливаемых квартир с ИПУ. В противном случае собственники жилых помещений оплачивают коммунальные услуги исходя из фактического потребления ресурса.

Оцените статью