Кто выбирает способ оплаты за отопление

01.11.2016 | Мифы ЖКХ: Кто выбирает способ оплаты отопления?

Настоящая статья входит в цикл публикаций АКАТО, посвященных развенчанию мифов жилищной сферы. Недостоверные разъяснения, ложные утверждения, мифы и лжетеории в различных вопросах жилищных отношений, по мнению специалистов АКАТО, являются губительными для ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), при этом специалисты жилищной сферы тоже могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей жилищно-коммунальных услуг может способствовать более глубокому пониманию потребителями сути процессов в ЖКХ и развитию конструктивного взаимодействия между потребителями ЖКУ и исполнителями таких услуг (УО, ТСЖ, ЖСК). Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >

В настоящей статье рассмотрен миф о том, что якобы способ оплаты отопления (в течение отопительного периода или равномерно в течение года, по факту потребления или по нормативу с ежегодной корректировкой) выбирают или собственники помещений многоквартирных домов, или исполнители коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК), или ресурсоснабжающие организации, или органы местного самоуправления.

Суть лжетеории

Рассматриваемую лжетеорию необходимо разделить на несколько взаимоисключающих утверждений:

1. Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома является институтом управления домом, поэтому именно собственники решением общего собрания устанавливают способ оплаты отопления — в течение года или в течение отопительного периода;

2. Коммунальную услугу по отоплению, согласно действующему законодательству, оказывают исполнители коммунальных услуг (ИКУ), к которым относятся управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, следовательно, именно ИКУ выбирают способ оплаты предоставляемой ими услуги;

3. Поскольку с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению ИКУ приобретают соответствующий коммунальный ресурс у ресурсоснабжающей организации (РСО), то есть, именно РСО является конечным получателем оплаты отопления, следовательно, именно РСО в рамках планирования денежных поступлений, выбирают способ оплаты отопления;

4. Так как органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения в границах муниципальных образований, осуществляют муниципальный жилищный контроль и активно участвуют в процессах жилищной сферы, именно органы местного самоуправления обладают правом выбора способа оплаты отопления.

Какова ситуация на самом деле?

Прежде всего надо отметить, что действующее жилищное законодательство устанавливает два способа оплаты отопления:
⁃ в течение отопительного периода;
⁃ равномерно в течение календарного года.

Разумеется, от выбранного способа оплаты зависит размер этой оплаты, но важно понимать, что способ оплаты влияет на размер ежемесячной оплаты, но при этом суммарный годовой размер платы отопления одинаков при любом из двух предусмотренных законодательством способов.

Помимо способа оплаты отопления, связанного с периодом такой оплаты, размер платы за отопление зависит, безусловно, от наличия или отсутствия приборов учета — как общедомовых, так и индивидуальных. Однако, в рамках настоящей статьи такая зависимость анализироваться не будет.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее — Правила 354), к которым часто обращаются потребители в поисках ответа на вопрос, кто выбирает способ оплаты отопления, не содержат прямого указания на лиц, принимающих такое решение. Однако, в Правилах 354 есть пункт 42(2), который устанавливает:

Читайте также:  Конвектор hyundai basiq eco h hv15 20 ui619

«42(2). Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа»

Собственно, приведенная норма уже свидетельствует о том, что способ оплаты отопления выбирает орган государственной власти субъекта РФ, однако, ряд потребителей считают, что органы госвласти субъекта — не единственные лица, которые могут выбрать способ оплаты отопления, и продолжают придерживаться одного или нескольких утверждений рассматриваемой лжетеории.

В опровержение мнения о том, что кто-либо еще, кроме органов госвласти субъекта РФ, имеет право принимать решение о выборе способа оплаты отопления, процитируем пункт 2 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N603:

«2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия».

Дополнительно необходимо отметить, что права и обязанности и общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, и исполнителей коммунальных услуг, и ресурсоснабжающих организаций, и органов местного самоуправления в части предоставления коммунальной услуги по отоплению четко регламентированы действующим законодательством РФ, и ни одной нормой не установлено право перечисленных лиц принимать решение о выборе способа оплаты отопления.

Выводы

Из вышесказанного следует, что полномочиями принимать решение о выборе способа оплаты отопления (в течение отопительного периода или равномерно в течение года), а также решение об изменении такого способа оплаты, обладают исключительно органы государственной власти субъектов РФ.

В случае, если решение о выборе способа оплаты отопления принято общим собранием собственников помещений или правовым актом органа местного самоуправления, такое решение не будет правомерно, поскольку им будут превышены полномочия, и, следовательно, такое решение не подлежит исполнению.

Дополнительная информация по теме:
Формулы расчета стоимости отопления приведены в статье
«Новый порядок оплаты отопления»

Особенности оплаты за отопление в многоквартирных домах

Плата за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги потребителям по отоплению – является самой затратной статьей расходов за «коммуналку». Эта коммунальная услуга имеет некоторые особенности как по оплате, так и по начислениям.

Кто готовит отопление: УО или РСО

Есть два варианта поставки в многоквартирный дом коммунального ресурса в виде тепловой энергии.
Первый – когда в дом идет две отдельные трубы: по одной поставляется уже приготовленная на ЦТП горячая вода, по второй – подается тепловая энергия, используемая для нужд отопления.
Второй – если в дом идет только одна труба с теплоносителем (нагретой горячей водой), которая используется для приготовления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления путем приготовления таких услуг с использованием внутридомового инженерного оборудования – индивидуального теплового пункта (ИТП).
В первом случае ресурсоснабжающая организация поставляет в дом уже готовый коммунальный ресурс, который потребитель получает в виде коммунальной услуги (то есть, управляющая организация получает коммунальный ресурс, а потребитель – коммунальную услугу от исполнителя).
Во втором случае данную услугу готовит непосредственно управляющая домом организация. Таким образом, даже при прямых договорах по теплоснабжению через ст. 157.2 ЖК РФ управляющая домом организация продолжает оставаться исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению.

Читайте также:  Конвектор напольный водяной встраиваемый с вентилятором varmann

Есть ли КР на СОИ по отоплению?

Оплата по отоплению при прямых договорах с РСО

4.02.2019 в своем письме N 3080-ОО/06 Минстрой России высказался следующим образом: при наличии в доме ИТП между РСО и потребителями коммунальных услуг подлежит заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергии для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение.
Таким образом, переход на прямые договора с РСО через ст. 157.2 ЖК РФ при наличии в доме ИТП законом допускается (ранее у Минстроя России была противоположная позиция).
В случае прямых договоров с РСО оплата осуществляется на основании платежных документов, которые предоставляет потребителям данная РСО. При этом договор теплоснабжения между управляющей домом организацией и РСО – не заключается (поскольку КР на СОИ по отоплению не бывает).

Оплата потерь доставки тепловой энергии в составе платы за отопление

Довольно важным вопросом при начислении платы за отопление является включение в выставляемую сумму потерь доставки тепловой энергии. Если в дом идут тепловые сети, которые являются внешними, то ресурсник вправе начислять потери.
Причина потерь понятна и объяснима школьным курсом физики: пока тепло идет по трубе, оно остывает. Основной вопрос – сколько потерь управляющая домом организация «размыливает» в квитанции.
Если у дома нет внешних сетей (или есть только те сети, которые в подвале от стены до прибора учета) – то потерь не будет или их сумма будет минимальной. Но если на дом повешены десятки или сотни метров внешних сетей, то потери могут быть очень значительными, собственники, оплачивая высокую стоимость отопления, могут даже не догадываться о том, какую обузу они тянут своим карманом.

Оплата отопления 12 месяцев в году или в течение отопительного периода

В законе установлен принцип, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов: либо в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором региональным органом государственной власти принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — применяется с 1 июля года, следующего за годом, в котором региональным органом государственной власти принято решение о выборе такого способа (п. 42.1 и 42.2 Правил № 354).
Таким образом, при начислении следует руководствоваться региональным законодательством. Круглогодичная оплата отопления актуальная для северных регионов страны, где отопительный период правильнее называть отопительным годом.

Новый порядок оплаты отопления по теплосчетчикам с 01.01.2019 г.: за и против

Несмотря на то, что новости о возможности использования теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета отопления, ИПУ) почти год, на обывательском уровне игнорируется норма закона о том, что установка ИПУ тепловой энергии при вертикальной системы отопления МКД – запрещена.
Теплосчетчики могут устанавливаться, а их показания приниматься к коммерческому учету – только при горизонтальной разводке внутридомовой системы отопления.
В соответ. с п. 3 п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627, установка ИПУ тепловой энергии в помещении МКД возможна, если по проектным характеристикам МКД имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Поэтому ввод в эксплуатацию ИПУ по отопление осуществляется исполнителем только при горизонтальной разводке.
Вместе с тем, как показывает практика, установка ИПУ по отоплению не приводит к существенной экономии по этой коммунальной услуги. Во-первых, сами теплосчетчики стоят не дешево (от 3000 до 7000 р.), т.е. отобьются нескоро. Во-вторых, необходимо оплатить работы по их установке. В-третьих, наличие в доме ИПУ не отменяет несения обязанности по оплате обогрева мест общего пользования.
Поэтому с точки зрения применения новелла о использовании ИПУ по теплу выглядит сомнительной и не востребованной массово.

Читайте также:  Расчет платы за отопление подвала

Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук

Самые часто задаваемые вопросы по новой системе оплаты за тепло

За что мы платили летом?
При равномерной круглогодичной оплате, действовавшей до 1 октября 2020 года (так называемая 1/12 или «одна двенадцатая»), плату за тепловую энергию, потребленную за семь месяцев отопительного периода начисляли равномерно в течении всего года, т.е. летом мы оплачивали тепло, потребленное в месяцы прошедшего отопительного сезона (январь-апрель).
«Одна седьмая» или (1/7) подразумевает оплату тепла только в отопительный сезон – семь месяцев в году. Но общая сумма, если вы платите по нормативу, не изменяется.

Почему мы перешли на 1/7 именно с 1 октября, а не с нового года?
Дата смены способа оплаты установлена действующим законодательством. Согласно пункту 42.2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N354: «42.2. Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа».
Решение о переходе Оренбурга, Орска и Медногорска на оплату фактического потребления тепла (только в отопительный период) утверждено Постановлением Правительства Оренбургской области№750-п от 30.09.2019 г., дата фактического перехода – 1 октября 2020 года.

Как начисляется плата за отопление при переходе на 1/7?
Если в доме установлен общий прибор учета тепла, расчет платы производится по показаниям счетчика. Если же коллективный счетчик отопления не установлен, плата начисляется по нормативу. Нормативы для отопительного периода утверждены Правительством Оренбургской области (Постановление N 686-п от 17 августа 2012 г.).

Почему сумма начислений выросла? Выросли тарифы?
Тарифы на отопление остались без изменений.
Для домов с исправно работающими общедомовыми приборами учёта сумма начислений за октябрь 2020 года стала заметно меньше. Выросла она для домов с неисправными или недопущенными общедомовыми счётчиками, а также для тех, в домах где общедомовых приборов учета тепла нет. Т.е. для всех, кто платит по нормативам.
Нормативы на отопление утверждены постановлением Правительства Оренбургской области №686-п от 17.08.2012 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Оренбургской области».
Для Оренбурга величина норматива на 7 месяцев отопительного периода, применяемого для расчёта платы за отопление, зависит от этажности домов:
от 1 до 5 этажей — 0,0308 Гкал/кв.м;
от 6 до 9 этажей включительно — 0,0291 Гкал/кв.м;
от 10 этажей и выше – 0,0274 Гкал/кв.м.

Не заплачу ли я за этот год больше, чем заплатил бы, оставшись на 1/12?
Для тех, кто платит по нормативам, сумма начислений в целом по году останется прежней, так как в установленный законом срок по итогам года будет произведет перерасчёт, приводящий в соответствие две системы оплаты.
Корректировка за период с января по сентябрь по фактическому потреблению будет сделана и для домов с общедомовыми приборами учёта. тепла.

Как проверить, правильно ли применён норматив?
Проверить правильность начислений для домов без общедомовых приборов учёта просто: сумму в графе «отопление» в квитанции за октябрь умножаем на 7 и делим на 12. Полученная величина должна быть равна сентябрьскому платежу.

Примеры изменения платы для домов без счётчиков тепла для квартиры площадью 50 кв.м.
Город — Оренбург
Начисления за октябрь 2020 г. — 2672,33 руб.
Начисления за сентябрь 2020 г., — 1561,75 руб.

Как установить общедомовой прибор учёта?
Общедомовой прибор учета может установить управляющая компания по решению собрания собственников

Оцените статью