- Статья 12. Гарантирующая организация и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- РАВВ приглашает к обсуждению критериев отнесения к транзитным организациям владельцев части систем водоснабжения и водоотведения
- Новости
- Прямая речь
- Проекты отраслевых НПА
- Пути решения проблемы транзитных сетей при управлении многоквартирным домом
Статья 12. Гарантирующая организация и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение
Статья 12 . Гарантирующая организация и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 355-ФЗ в часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
1. Органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
2. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 355-ФЗ в часть 3 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
3. Решение органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети «Интернет» (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»).
4. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Часть 5 изменена с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 84-ФЗ
5. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Транзитные организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод. Гарантирующая организация обязана оплачивать предусмотренные указанными договорами услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в часть 6 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения
6. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения. Организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.
7. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны по требованию гарантирующей организации, с которой заключены указанные в части 5 настоящей статьи договоры, при наличии технической возможности оборудовать приборами учета воды точки присоединения к другим водопроводным сетям, входящим в централизованную систему холодного водоснабжения и (или) водоотведения, создать места отбора проб воды и обеспечить доступ представителям указанной гарантирующей организации или по ее указанию представителям иной организации к таким приборам учета и местам отбора проб воды.
РАВВ приглашает к обсуждению критериев отнесения к транзитным организациям владельцев части систем водоснабжения и водоотведения
Соответствующие критерии будут введены Постановлением Правительства Российской Федерации с целью снижения нагрузки на тарифы водоснабжения и водоотведения в следствии завышенной и не ограниченной предельными индексами стоимости услуг транзитных организаций на транспортировку воды или сточных вод через свои сети.
Новости
РАВВ примет участие в деловой программе VII ежегодного молодёжного фестиваля в области устойчивого развития «ВузЭкоФест — 2021»
Заместитель исполнительного директора РАВВ Георгий Самбурский выступит на вебинаре «Питьевая вода – технологии и экология», который состоится завтра 20 апреля 2021 года в 16:00. Участие в онлайн-семинаре бесплатное. Присоединяйтесь!
РАВВ объявляет о запуске конкурса для региональных средств массовой информации и блогеров «Россия – планета воды!»
Мероприятие направлено на привлечение внимания широкой общественности к проблемам сохранения водных ресурсов и их рационального использования в различных отраслях промышленности. Конкурс состоится при поддержке Минприроды России, Росводресурсов, Союза журналистов России, Ассоциации журналистов-экологов…
Минпромторг России пригласил крупнейшего финского производителя контрольно-измерительных приборов принять участие в V Всероссийском водном конгрессе и выставочной экспозиции VODEXPO
С таким предложением выступил замминистра промышленности и торговли Российской Федерации Михаил Иванов в рамках двухсторонней рабочей встречи ведомства с компанией Uros по вопросам развития технологий для автоматического контроля сбросов промышленных стоков в системы канализации.
РАВВ представила стандарты по осадку сточных вод и реагентам водоподготовки
Публичные обсуждения на площадке Росстандарта проходят ГОСТ Р «Технические принципы обработки осадков сточных вод. Общие требования» и ГОСТ Р «Сульфат алюминия. Технические условия». Оба документа разработаны в соответствии с Программой национальной стандартизации на 2021 год.
Экспоненты выставочной экспозиции VODEXPO 2021 представят свои технологии и решения в рамках бесплатных вебинаров
Оргкомитет Всероссийского водного конгресса совместно с РАВВ организуют презентации компаний-экспонентов выставки VODEXPO в формате онлайн-семинаров. В апреле состоятся четыре вебинара, на которых будут представлены современные технологии и решения для водохозяйственного комплекса от компаний «МАЙ ПРОЕКТ»,…
Прямая речь
«По поводу водоснабжения, водоотведения, канализации мы сейчас говорили отдельно. Особенно по второму вопросу – это проблема, конечно, для всего Юга России: и для Сочи, и для Геленджика, и для Новороссийска, Анапы, для всего Крыма и Севастополя. Это требует больших капитальных затрат, но этому нужно уделить должное внимание. Я прошу, Марат Шакирзянович, и Вас тоже обратить на это внимание. Мы с Вами разговаривали на этот счёт уже, но этим нужно заняться отдельно».
Владимир Путин, Президент Российской Федерации
«В России требования к сточной воде гораздо более жесткие, чем к питьевой. Та вода, которая выходит со станции после очистки, в разы чище питьевой. Конечно, эту воду после сооружений не в море сбрасывать, а канализовать и на поля отправлять. Она обеззараженная, чистая, мягкая, прекрасная по сравнению со всей другой водой, но мы этим категорически не занимаемся, мы просто до сих пор не приступили к масштабному строительству очистных сооружений»
Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения
«Канализации — одна из самых изношенных частей коммунальной инфраструктуры и самая капиталоемкая в ЖКХ. Для примера, на строительство очистных сооружений для города с населением 50 тыс. человек потребуется в среднем 700-800 млн рублей. Понятно, что такие деньги у муниципального образования искать бессмысленно. Поэтому нужна поддержка федерального бюджета, а, учитывая масштаб инфраструктуры канализационного хозяйства страны, нужен отдельный федеральный проект, иначе водные объекты продолжат загрязняться недостаточно очищенными стоками, будут возникать риски и для более масштабных экологических проблем»
Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения
«Уходящий год можно с уверенностью назвать одним из самых сложных периодов для всей экономики нашей страны. Появление коронавирусной инфекции и борьба с её последствиями стали главными вызовами для каждой отрасли. Жизнь в условиях пандемии сформировала новую экономическую и политическую реальность, в которой нам с вами предстоит выстроить своё дальнейшее существование и развитие»
Новогоднее обращение исполнительного директора РАВВ Елены Довлатовой к работникам отрасли водопроводно-канализационного хозяйства
Правительство Российский Федерации разработало комплексный план по обеспечению надежного водоснабжения Республики Крым и города Севастополя, на реализацию которого будет направлено 50 миллиардов рублей. В нём предусмотрено 14 мероприятий, включая разработку новых источников воды, строительство гидротехнических сооружений, объектов водоснабжения и водоотведения, а также капитальный ремонт инфраструктуры
Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации
«Ещё одна важная тема – это модернизация коммунальной инфраструктуры. Выделим в общей сложности свыше 1 млрд рублей пяти регионам на модернизацию и реконструкцию коммунальной инфраструктуры, а именно – объектов с износом свыше 60%. Такое поручение – о выделении средств из федерального бюджета – было дано по итогам рабочей поездки в Переславль-Залесский в марте»
Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации
«За счет реализации проекта «Чистая вода» до конца 2024 года необходимо ввести в эксплуатацию 2188 объектов водоснабжения для обеспечения качественной питьевой водой жителей страны. Это колоссальный объем, учитывая комплекс мероприятий, в числе которых – проектирование объектов, их возведение, получение разрешительной документации на ввод в эксплуатацию. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, вызванную распространением коронавирусной инфекции, федеральные проекты реализуются хорошими темпами: стройка в регионах ведется активно…»
Владимир Якушев, Министр строительств и жилищно-коммунального хозяйства Российский Федерации
Проекты отраслевых НПА
Проект положения о зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения
Подробнее >>
Проект федерального закона о стандартизированных тарифных ставках на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения
Подробнее >>
Проект постановления Правительства РФ по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, износ которых превышает 60 процентов
Подробнее >>
Пути решения проблемы транзитных сетей при управлении многоквартирным домом
Для получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию необходимо наличие подключенных сетей инженерно-технического обеспечения, по которым поставляется коммунальный ресурс, необходимый для предоставления коммунальных услуг. Строительство данных объектов осуществляет застройщик. Иногда, в попытках сэкономить (особенно при комплексной застройке микрорайона) застройщик прокладывает инженерные сети транзитом, то есть, через другие объекты капитального строительства. Отсюда формируются транзитные сети, которые при неурегулированности вопросов с их эксплуатацией способны привести к авариям и прочим проблемам.
Что такое транзитная сеть и откуда она берется
Нужно сказать, что транзитная сеть – это прежде всего наследие советской манеры застройки. С учетом подхода о том, что «все вокруг общее» инженерные коммуникации могли прокладываться хаотично, исходя из принципа материальной экономии, в разных объектах (прежде всего во времена массового хрущевского-брежневского строительства) транзитные коммуникации прокладывались цепью. Пока сети были новые это не создавало проблем жителям, однако по мере из износа аварии стали происходить чаще.
Транзитные сети актуальны не только для советской, но и для современной застройки. Например, по одному из объектов мы имеем транзитную сеть теплоснабжения, ведущей из одного дома в другой через третий. Застройщик при комплексной застройке территории проложил сеть «прямо», чтобы максимально сэкономить при прокладке инженерных коммуникаций.
Наличие транзитной сети чревато следующими проблемами для управляющей организации:
1. Аварии в условиях правовой неопределенности собственника. Поскольку любая инженерная сеть требует обслуживания, отказ от совершения этих действий поставщиком ресурса (например, на том основании, что инженерные коммуникации расположены внутри подвала многоквартирного дома) несут дополнительный риск аварийности.
2. Оплата потерь доставки энергии. Транзитные сети могут прокладываться по-разному, например, с них может запитываться данный многоквартирный дом, а затем сеть может идти дальше на иные объекты. В таком случае неопределенность с границей и зоной ответственности между поставщиком ресурса и управляющей организацией может привести к некорректному отнесению на баланс жителей оплаты, например, тепловых потерь.
3. Наличие инженерных коммуникаций внутри многоквартирного дома может затруднять использование общего имущества, например, подвала или нежилых помещений подвала.
Решение проблемы транзитных сетей – правильное заключение договора ресурсоснабжения
Для решения проблемы транзитной сети нужно получить ответ на один самый важный вопрос: кто является хозяином транзитки. Как правило эти трубы используются для поставки коммунального ресурса, т.е. на окончании трубы есть конечный потребитель.
Порядок заключения договоров ресурсоснабжения регулируется Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124).
В договоре ресурсоснабжения предусматриваются условия:
— о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома. Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения (пп. «А» п. 18 Правил № 124);
— о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома (пп. «В» п. 18 Правил № 124).
Таким образом, на этапе заключения акта разграничения балансовой принадлежности сетей и акта эксплуатационной ответственности сторон – целесообразно указать наличие транзитной сети, которая будет являться зоной ответственности поставщика ресурса (или иного ее собственника, например, транзитной организации).
Спорим с ресурсником и органом местного самоуправления по транзитным сетям
Часто мы сталкиваемся с ситуацией, при которой ресурсоснабжающая организация отказывается вступать в какие-либо переговоры по вопросу надлежащей эксплуатации транзитных сетей (даже если по ней передается коммунальный ресурс). Здесь можно выделить некоторые способы противодействия, цель которых будет состоять в поиске собственника транзитных сетей.
1. В соответствии со ст. 14 ГК РФ, допускается самозащита гражданских прав. Если ненадлежащая эксплуатация транзитных сетей способна привести к аварии в подвале дома, залить подвал, то возможной мерой может быть полное перекрытие подачи коммунального ресурса по транзитным сетям. Как правило, после таких мер собственник имущества находится и начинает его надлежащим образом эксплуатировать.
2. В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
3. В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Таким образом, транзитная сеть будет закреплена за поставщиком ресурса, а в случае, если орган местного самоуправления откажет от постановки сетей на бесхоз, то его действия можно будет обжаловать в порядке КАС РФ.
5. Установление сервитута. В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Управляющая организация может обратиться в суд и иском о понуждении установления сервитута в отношении поставщика ресурса, который будет обязан обслуживать транзитные сети.
6. Требование о переносе инженерных сетей путем их реконструкции. Такая категория споров является сложной и трудозатратой. В части предмета доказывания следует доказать необходимость реконструкции тепловой сети, факт неисполнение поставщиком ресурса обязательств по обеспечению надлежащего технического состояния теплового оборудования и тепловой сети. Такой вывод сделан в Определении Верховного суда РФ от 19.10.2015 г. по делу № 301-ЭС15-12547, которым управляющей организации было отказано в ее иске к поставщику ресурса о переносе инженерных сетей путем их реконструкции.
Работать с транзитными сетями непросто, однако современной ЖКХ-практикой наработано достаточно способов решения этой проблемы разными средствами.