- Лотки теплотрасс
- Лотки железобетонные для теплотрасс: размеры, серии и способы укладки
- Технические характеристики лотков
- Функции лотков для теплотрассы:
- При укладке лотков необходимо соблюдать правила:
- Используют следующие материалы:
- Виды лотков для теплотрасс, маркировка
- Размеры приведены в нормативных документах:
- Лотки теплотрасс и их характеристики
- Назначение
- Материал изготовления
- Маркировка и виды лотков для теплотрасс
- Размеры
- Особенности укладки лотков
- Монтаж и гидроизоляция лотковых конструкций
- Гидроизоляция
Лотки теплотрасс
Лотки теплотрасс (теплосетей) Серия 3.006.1-2.87 | ||||
Наименование | Размеры (ДхШхВ, мм) | Объем, м3 | Масса, т | Цена за 1 ед. с НДС, руб. |
Л1-8 | 2970х420х360 | 0,17 | 0,44 | 2851 |
Л1д-8 | 720х420х360 | 0,04 | 0,11 | 983 |
Л4-8 | 2970х780х530 | 0,36 | 0,9 | 4610 |
Л4д-8 | 720х780х530 | 0,09 | 0,23 | 1471 |
Л5-8 | 2970х780х680 | 0,44 | 1,1 | 6297 |
Л5д-8 | 720х780х680 | 0,11 | 0,28 | 1785 |
Л6-8 | 2970х1160х530 | 0,45 | 1,13 | 6455 |
Л6д-8 | 720х1160х530 | 0,11 | 0,28 | 1812 |
Л7-8 | 2970х1160х680 | 0,53 | 1,35 | 6720 |
Л7д-8 | 720х1160х680 | 0,14 | 0,35 | 1964 |
Л8-8 | 2970х1160х1000 | 0,78 | 1,95 | 9473 |
Л8д-8 | 720х1160х1000 | 0,2 | 0,5 | 2521 |
Л9-8 | 2970х1160х1310 | 1,02 | 2,55 | 15318 |
Л9д-8 | 720х1160х1310 | 0,26 | 0,65 | 4430 |
Л10-8 | 2970х1480х550 | 0,66 | 1,65 | 8794 |
Л10д-8 | 720х1480х550 | 0,17 | 0,43 | 2430 |
Л11-8 | 2970х1480х700 | 0,72 | 1,8 | 9705 |
Л11д-8 | 720х1480х700 | 0,18 | 0,45 | 2677 |
Л12-8 | 2970х1480х1010 | 0,96 | 2,4 | 11940 |
Л12д-8 | 720х1480х1010 | 0,24 | 0,6 | 3576 |
Л13-8 | 2970х1480х1320 | 1,26 | 3,15 | 16110 |
Л13д-8 | 720х1480х1320 | 0,32 | 0,8 | 5012 |
Л14-8 | 2970х1840х570 | 0,93 | 2,33 | 14131 |
Л14д-8 | 720х1840х570 | 0,23 | 0,58 | 3980 |
Л15-8 | 2970х1840х720 | 0,99 | 2,48 | 15915 |
Л15д-8 | 720х1840х720 | 0,25 | 0,63 | 4996 |
Л16-8 | 2970х1840х1030 | 1,26 | 3,15 | 17512 |
Л16д-8 | 720х1840х1030 | 0,32 | 0,8 | 5276 |
Л17-8 | 2970х1840х1330 | 1,5 | 3,75 | 24367 |
Л17д-8 | 720х1840х1330 | 0,38 | 0,95 | 6948 |
Л18-8 | 2970х1840х1640 | 1,86 | 4,65 | 29874 |
Л18д-8 | 720х1840х1640 | 0,47 | 1,18 | 8365 |
Л19-8 | 2970х2160х740 | 1,26 | 3,15 | 18703 |
Л19д-8 | 720х2160х740 | 0,32 | 0,8 | 5808 |
Л20-5 | 2970х2160х1040 | 1,5 | 3,75 | 18235 |
Л20д-5 | 720х2160х1040 | 0,38 | 0,95 | 5327 |
Л21-8 | 2970х2160х1340 | 1,77 | 4,42 | 23518 |
Л21д-8 | 720х2160х1340 | 0,44 | 1,1 | 7821 |
Л22-8 | 2970х2160х1640 | 2,07 | 5,18 | 27095 |
Л22д-8 | 720х2160х1640 | 0,52 | 1,3 | 7714 |
Л23-8 | 2970х2460х740 | 1,42 | 3,55 | 21170 |
Л23д-8 | 720х2460х740 | 0,36 | 0,9 | 6283 |
Л24-8 | 2970х2460х1040 | 1,62 | 4,05 | 23124 |
Л24д-8 | 720х2460х1040 | 0,41 | 1,03 | 6951 |
Л25-8 | 2970х2460х1340 | 1,89 | 4,73 | 27884 |
Л25д-8 | 720х2460х1340 | 0,47 | 1,18 | 8308 |
Л26-8 | 2970х2460х1640 | 2,19 | 5,48 | 30449 |
Л26д-8 | 720х2460х1640 | 0,55 | 1,38 | 8525 |
Железобетонные сборные лотки теплотрасс изготавливаются по Серии 3.006.1-2 и относятся к лотковым элементам каналов и тоннелей. Бетон, используемый для производства данных изделий, может иметь марку от М200 до М450. Лотки теплотрасс маркируются буквой Л и двумя цифрами — порядковым номером и величиной вертикальной расчетной нагрузки. В маркировке может присутствовать буква д, означающая, что данный лоток доборный. Например для лотка Л4-8 добором будет служить лоток Л4д-8. Все доборы имеют длину 740мм. По указанной выше Серии длина цельных лотков теплосетей должна составлять 5970мм, но для удобства транспортировки и монтажа наш завод, как многие другие производители, делает лотки длиной 2970мм. Это разрешено стандартом, так как сохраняет серийную схему армирования лотков теплосетей. При таком исполнении возможно использование дробной маркировки в наименовании лотков, например Л6-8/2, что будет означать половину от номинальной длины серийного изделия. По предварительному согласованию с заказчиком возможен вариант изготовления лотка теплотрассы с закладными изделиями. Они часто требуются для крепления элементов коммуникаций внутри лотков теплосетей.
Лотки теплотрасс используются для прокладки не только различных трубопроводов, но и электрических кабелей. Данные изделия применяют как в обычных грунтовых условиях, так и на просадочных грунтах. Теплотрасса из данных лотков может быть смонтирована даже под автомобильными и железными дорогами. Возможна полуподземная прокладка. Обычно лотки теплотрассы используются вместе с плитами покрытия.
При отсутствии грунтовых вод для лотков теплотрассы делают песчаную подготовку толщиной не более ста миллиметров. В тех местах, где лотки примыкают к камерам, делают специальные деформационные швы и в дальнейшем заполняют их битумом. При прокладке паропроводов через каждые сто метров теплотрасса должна иметь монтажный выход. Для водяных сетей это расстояние составит уже двести метров, а для электрических — сто пятьдесят. Для защиты от коррозии предусматривается покрывать лотки теплотрасс слоем битума. Герметичная изоляция лотков важна еще и тем, что исключает утечку воздуха, который содержится в канале теплотрассы и обладает термоизолирующими свойствами. Таким образом снижаются возможные теплопотери.
Перед тем как приступать к строительству теплотрассы из лотковых элементов, необходимо произвести определенные подготовительные работы. Во-первых, требуется произвести расчистку полосы вдоль будущей теплотрассы. Во-вторых, при ведении земляных работ нужно будет гарантировать сохранность уже существующих коммуникаций, проходящих в данном месте под землей, либо производить их перенос. Также не стоит забывать и о водостоках, чтобы вода не застаивалась в траншеях. Временной интервал между рытьем траншеи и закладыванием в нее лотков теплотрасс не должен быть большим. Как правило эти виды работ идут параллельно друг другу. Извлеченный из траншеи грунт скапливается в виде отвала по обеим сторонам будущей теплотрассы. Если при рытье произошел перекоп, то производится подсыпка дна с последующим выравниванием песком. Дно траншеи тщательно трамбуется. Это необходимо делать для того, чтобы в дальнейшем избежать перекосов установленных лотков. В зимних условиях строительства монтировать лоток теплотрассы на замерзший грунт запрещается. Перед монтажом лотка требуется произвести отогрев данного участка.
В процессе монтажа теплотрассы из бетонных лотков стыки между ними тщательно заделываются. Параллельно со стыковкой лотков происходит наполнение теплотрассы трубопроводами различного назначения. После того, как коммуникации установлены внутри лотков, приступают к засыпке траншеи при помощи бульдозера. Каждый слой необходимо трамбовать. В зимний период времени грунт, которым производится засыпка, должен быть талым.
Ссылки на изделия, описанные в данном разделе:
Лотки железобетонные для теплотрасс: размеры, серии и способы укладки
Для доставки тепла от источника генерации к потребителям используют специальную транспортную сеть – теплотрассу. Она доставляет горячую воду для системы отопления. Возможен монтаж теплотрассы, как над поверхностью грунта, так и под землей. Чтобы обеспечить сохранность коммуникации и сбережение тепла, используют теплоизоляцию и железобетонные лотки.
Технические характеристики лотков
Лотки для теплотрассы – изделия из высокопрочного железобетона, имеющие в сечении вид буквы «П». Благодаря широкому выбору размеров их часто используют в разных видах строительства.
Функции лотков для теплотрассы:
- защита коммуникаций от нагрузок, вызванных давлением грунта, пешеходов, транспорта;
- сохранность температуры жидкости или пара в теплосети;
- гидроизоляция, предотвращение коррозии;
- защита подземных коммуникаций от грызунов.
Лотки для теплотрассы повышают долговечность системы, облегчают профилактический осмотр и ремонт, экономят средства, необходимые для подогрева теплоносителя. Прочная и надежная конструкция обеспечивает сохранность коммуникации при просадке почв, землетрясениях, размыве грунтовыми водами. Нормативы инженерного строительства предусматривают варианты укладки лотков для теплотрасс под автомобильными дорогами, железнодорожными путями, в заводских цехах, в тоннелях.
При укладке лотков необходимо соблюдать правила:
- Перед укладкой подготавливают песчаный слой.
- В местах контакта лотков и камер делают деформационные швы, потом их заливают битумом.
- Через каждые 100 м теплотрасса имеет монтажные выходы.
- Обычно лотки теплотрассы укладывают вместе с плитами покрытия.
- В процессе монтажа стыки тщательно заделывают.
- Укладка труб ведется одновременно со стыковкой лотков.
- Последняя операция – засыпка траншеи с трамбовкой грунта.
Требования к лоткам для теплотрасс изложены в ГОСТ 13015. Материал должен быть водостойким, морозоустойчивым, прочным.
Используют следующие материалы:
- бетон – М200 – М450, водонепроницаемость – от W4;
- армирование – арматура класса AI, AIII, проволока BpI;
- закладки и монтажные петли – сталь ВСт3кп2.
Для повышения долговечности и надежности не используют бетон ниже М300.
Виды лотков для теплотрасс, маркировка
На каждом лотке содержатся данные – марка лотка, дата изготовления, размер, масса, прочность.
Маркировка включает сведения о способе укладки лотков:
- КЛ – на каналы опираются перекрытия;
- КЛп – каналы собраны из крышек и опирающихся деталей.
- КЛс – лотки опираются друг на друга, стыкованы между собой швеллерами.
Стандартные лотки имеют прямоугольную или трапециевидную форму, внутренние стенки расположены под наклоном.
Размеры приведены в нормативных документах:
- длина – 5970 мм, массивные лотки для удобства транспортировки и установки выпускают длиной 2970 мм;
- длина доборных изделий –720 мм;
- ширина – 420, 570, 780, 1160, 1480, 1840, 2160, 2460, 2780, 3380, 4000 мм (серии Л1 – Л38);
- высота стенок 360–1700 мм;
- толщина – 40–100 мм;
- ширина внутреннего канала – 300–3600 мм;
- внутренняя высота лотка – 300–1500 мм;
- толщина дна – 60–200 мм.
Компания ДорЖБИ в Санкт-Петербурге предлагает купить лотки железобетонные для теплотрасс. Мы производим лотки всех модификаций, в том числе с доборными элементами. Вся продукция соответствует требованиям ГОСТ, выполнена из качественного бетона, упрочненного стальной арматурой. Мы сотрудничаем с крупными строительными и промышленными организациями, частными лицами. Каждому клиенту предложим индивидуальные условия, поможем выбрать продукцию, доставим заказ собственным автотранспортом. В отдаленные регионы РФ осуществляем перевозку по железной дороге. Качество товара подтверждено гарантийными талонами. На сайте можете ознакомиться с ассортиментом лотков для теплотрассы, сделать заказ, узнать условия оплаты.
Лотки теплотрасс и их характеристики
При подземной укладке трубопроводов строителям приходится сталкиваться с проблемой их защиты от нагрузок, коррозионного воздействия почвы, тепловой изоляции от температуры окружающей среды. Один из эффективных методов решения вышеизложенных задач при укладке тепловых сетей — лотки теплотрасс, в которые помещают транспортирующие теплоноситель трубы.
Материал лотков не должен быть слишком дорогим для выполнения своих защитных функций, поэтому при их изготовлении используют наиболее дешевые компоненты — бетон и стальную арматуру. Так как проводящие тепло трубы имеют различное сечение в широком диапазоне и в канал может помещаться различное количество трубопроводных линий, размеры лотков теплотрасс отличаются разнообразием для удобства монтажа и снижения затрат при прокладке теплосетей.
Лотки – внешний вид
Назначение
Железобетонные лотки (ЖБЛ) для теплотрасс благодаря широкому ряду типоразмеров применяют не только по прямому назначению, но и для других целей как в бытовом хозяйстве, так и в строительной, коммунальной, и промышленной сферах.
Железобетонные лотки для теплотрассы играют следующую роль:
- Предохраняют водопроводный, газовый, паропроводящий трубопровод или кабель от физического давления помещенного над ним грунта.
- Обеспечивают дополнительную тепловую защиту трубопровода, экономя при этом финансовые средства на подогреве воды, пара или иного теплоносителя.
- Так как подземный лоток накрывается сверху защитной крышкой и промазывается снаружи гидроизоляцией, в него не проникает влага — таким способом происходит предохранение от коррозии внутренних инженерных коммуникаций.
- Также ЖБ лоток для теплотрассы не допускает контакта трубопровода с почвой, различными биологическими организмами и животными. Это повышает коррозионную стойкость трубопровода и существенно увеличивает срок его службы.
- Бетонный лоток для теплотрассы предохраняет трубопровод от физического воздействия почвы при ее просадке, смещении в результате землетрясений или размыве грунтовыми водами.
- Одно из популярных применений лотков — их установка для отвода различных жидкостей. Они могут использоваться в животноводческой отрасли сельского хозяйства на фермах скота для транспортировки жидких навозных стоков, организации водоподающих каналов. В мелиорации лотки находят применение при осушении болотистой местности. При ведении бытового загородного хозяйства с помощью лотков можно подводить воду на участок из открытых источников, колодцев, колонок, создавать каналы для отвода воды с территории.
Схемы армирования
Материал изготовления
Лотки производят в соответствии с ГОСТ 13015.1-2003, в нормативном акте Серия 3.006.1-2.87 приведены рабочие чертежи и обозначены следующие стройматериалы, из которых производят лотковые ЖБ изделия:
- основной компонент их изготовления — бетон класса прочности на сжатие В15, В25, В30, В35, что соответствует прочностным маркам бетона М200, М300, М400, М450;
- для армирования используется арматура класса AI, AIII (ГОСТ 5781-82), проволока BpI (ГОСТ 6727-80);
- при устройстве закладок используют сталь ВСт3кп2 (по ГОСТ 380-71 это конструкционная углеродистая сталь, В — поставляемая по нормируемым химическим свойствам и физическим параметрам, кп — кипящая, сп — спокойная, пс — полуспокойная);
- анкерные элементы производят из стали класса AIII (по ГОСТ 5781-82);
- для производства монтажных петель берут сталь класса AI марки ВСт3сп2 или ВСт3пс2. Использование последней в температурных условиях ниже -40 °С недопустимо.
Лотки армируют каркасными и сварными сеточными элементами согласно чертежам и схемам фиксации арматуры из Серии 3.006.1-2.87, при этом толщину защитного бетонного слоя принимают равной:
- при стенках монолитной конструкции меньше 10 см — 1,5 см;
- при стенах изделий более 10 см — 2 см с допустимым отклонением +5 мм.
ЖБ канальные и тоннельные элементы по Серии 3.006.1-2.87 — параметры
Маркировка и виды лотков для теплотрасс
Основным документом, регламентирующим размеры лотковых конструкций, является Серия 3.006.1-2.87, в ней описана и их маркировка, состоящая из следующей последовательности буквенных и цифровых символов:
- Л — лоток, аналогично обозначается и плита, которая его накрывает (литера П);
- д — ставится позади первой цифры указывает на доборные изделия;
- цифры от 1 до 38 — означают порядковый номер типоразмера и конструкции изделия;
- Число за дефисом обозначает равномерно рассредоточенное по площади 1 квадратный метр (м 2 ) давление по вертикали в килограмм-силах (кгс), но чаще в тонна-силах(тс), которое выдерживает изделие;
- а — литера после второй цифры обозначает марки со стальными закладками.
Существует еще одна Серия 3.006.1-8 рабочих чертежей и типоразмеров лотковых элементов с отверстиями, имеющая иное условное обозначение. В ней буквенные символы и цифры согласно их позициям означают следующее:
- КЛ — лоток, ПТУ — перекрывающая угловая плита, ПДУ — плита днища угловая, ПТО — плита с отверстием, ЛКО — лотковое изделие с отверстием;
- последующие три цифры означают длину, ширину и высоту изделия в сантиметрах;
- последнее число после дефиса — расчетная нагрузка в тс/м 2 .
Конструктивные и размерные параметры лотка ЛК 300.180.120-6 из Серии 3.006.1-8
Из лотковых элементов монтируют подземные сооружения, которые делят на две группы:
- каналы — изделия, имеющие чистую высоту менее 150 см;
- тоннели — инженерные коммуникации из лотков высотой 180 см и более.
Маркировка каналов и туннелей имеет буквенно-цифровое обозначение по аналогии с лотками и состоит из символов:
- КЛ — лоточные каналы, накрываемые плитами;
- КЛп — каналы лотков, которые опираются на плиты;
- КЛс — Конструкции из двух ЖБИ, опирающихся на торцы боковых стенок друг друга.
Цифра после буквенного обозначения указывают ширину канала в сантиметрах, следующая цифра — высота лотка в сантиметрах. Цифровой символ после дефиса — рабочая нагрузка в тс/м 2 .
Характеристики лотков крайних типоразмеров по Серии 3.006.1-2.87
Размеры
Лотки изготавливают прямоугольной и трапециевидной формы с уклоном внутренних стенок. Их основные размеры:
- длина по стандарту составляет 5970 мм, такой типоразмер имеют небольшие ЖБИ начальных номеров (по усмотрению производителя их длина может быть и 2970 мм). Более тяжелую крупногабаритную продукцию начиная с номеров Л25 (масса больше 5 тонн) для удобства транспортировки и монтажа выпускают размером в 2970 мм;
- для всех доборных изделий с индексом д принята стандартная длина в 720 мм;
- ширина лотков лежит в диапазоне от 420 мм до 4000 мм со следующей градацией: 420 мм (Л1); 570 мм (Л2); 780 мм (Л3 — Л5); 1160 мм (Л6 — Л9); 1480 мм (Л10 — Л13); 1840 мм (Л14 — Л18); 2160 мм (Л19 — Л22); 2460 мм (Л23 — Л26); 2780 (Л27 — Л30); 3380 (Л31 — Л34); 4000 (Л35 — Л38);
- высота стенок возрастает с увеличением порядкового номера и лежит в диапазоне от 360 мм для Л1, Л2 до 1700 мм для Л38.
- толщина стенок от 40 мм (Л1) до 100 мм (Л38);
- ширина внутреннего канала — от 300 мм до 3600 мм;
- высота лотка изнутри от 300 мм до 1500 мм;
- толщина дна — от 60 мм до 200 мм.
- масса лотков изменяется от 0,9 т для Л1 при объеме бетона 0,34 м 3 до 9,38 т при объеме материала 3,75 м 3 для Л38.
- плиты типа КЛ и КЛп выпускают протяженностью по 2990 мм, для ЖБИ с внутренней шириной 300 и 450 мм длина плит составляет 740 мм.
- для доборных ЖБИ по 720 мм протяженность перекрывающих плит равна 740 мм.
Схема монтажа ЖБ каналов
Особенности укладки лотков
Канальные и тоннельные конструкции из лотков рассчитаны как на эксплуатацию в условиях без просадки грунта, размыва почвы и сейсмической активности, так и с приведенными выше нагрузками, землетрясениями по шкале до 9 баллов. В Серии 3.006.1-2.87 рассмотрены следующие ситуации прокладки инженерных коммуникаций из лотков:
- под автомобильными магистралями с углублением от верха лотка до поверхности дороги в диапазоне 0,5 — 6 м;
- под железнодорожными путями с расстоянием от шпал до верха ЖБИ 1 — 4 м;
- в любом месте при отсутствии автодорог с углублением под уровень грунта в диапазоне 0,5 — 6 м;
- в производственных цехах с минимальной глубиной лотка от уровня пола 0,3 м, при этом плита перекрытия является фрагментом полового покрытия;
- допускается полуподземное монтирование канальных и тоннельных сооружений, выступающих над земной поверхностью на расстоянии 0,2 — 0,4 м.
При монтаже канальных и тоннельных конструкций из лотков руководствуется следующими правилами:
- Каналы из КЛ накрывают плитами, для маркировки КЛп лотки опираются на плиты. Каналы серии КЛс укладываются из двух элементов и соединяются между собой посредством коротких швеллеров, заложенных в продольные швы. Крепление может производиться также с помощью сварки с использованием коротких швеллеров, привариваемых к закладным элементам нижестоящих ЖБИ.
- Укладка элементов каналов и туннелей типа КЛс должна проводиться с перекрытием швов по вертикали, допустим монтаж верхних и нижестоящих ЖБИ разной высоты.
- При устройстве многосекционных инженерных коммуникаций лотковые элементы устанавливают параллельно друг другу.
Схема складирования
- Туннельные и канальные коммуникации рассчитаны на эксплуатацию как снаружи объектов, так и во внутрицеховых укладках с применением типа КЛ.
- Для монтажа полуподземных конструкций перекрывающие плиты изготавливают с трехслойным утеплителем, состоящим из пенобетонных вкладышей плотностью 500 кг/м 3 класса В 1.5.
- Для цеховых каналов с перекрывающими плитами на уровне пола допускается их фактурное покрытие.
- При монтаже лотковых каналов используется песчаная подготовка толщиной не менее 100 мм.
- Для отведения подземных вод, проникающих в канал, ему придается наклон в 0,002 м, вода направляется в приямки, располагаемые в отдельных камерах, узких местах или на прямых участках, расстояние между ними не должно быть более 150 м. Из приямков вода должна отправляться в канализацию.
- В подземных канальных и туннельных коммуникациях через 50 м обязаны присутствовать деформационные швы, в наземных конструкциях расстояние между ними принимают не больше 30 м. Также швы для деформации делают:
- при примыкании канальных и туннельных лотков к камерам и уширениям;
- в местах, где несущая способность основания изменяется.
Укладка трубопровода в лотки
- Также в туннелях и каналах должны присутствовать выходные и монтажные проемы, между которыми принимают расстояние до:
- 150 м — при укладке шинных и кабельных линий;
- 120 м — при протягивании маслонаполненных кабелей;
- 100 м — при прокладке трубопроводов с паром;
- 200 м — если уложена водяная тепловая магистраль.
- Допускается при прокладке тепловых сетей применение опор из железобетонных подушек для труб диаметром от 23 до 1400 мм. Для закрепления труб внутри канала в их конструкции предусмотрены закладочные элементы, чертежи изготовления которых приведены в Серии 3.006.1-2.87.
- Для осуществления монтажа, демонтажа и ремонта в туннелях разрешено укладывать монорельс грузоподъемностью не менее 1 тонны.
- Вопрос вентилирования решается в индивидуальном порядке и зависит от объема тепловыделений.
- При установке сооружений с закладными деталями, на наружную поверхность нижестоящих и верхних ЖБИ наносят разбивочные риски.
- Все лотковые инженерные коммуникации рассчитывается на нагрузки верхних лотков или их плит перекрытия по ряду стандартных значений: 3, 5, 8, 11(12) и 15 тс/м 2 . При укладке лотковых коммуникаций действуют следующие нагрузочные нормативы:
- при монтаже вне зданий наименьшая временная нагрузка по вертикали равна 1 тс/м 2 ;
- на полуподземные перекрытия нагрузочный норматив считают от 400 кгс/м 2 ;
- под железнодорожными путями нагрузка на канальные и тоннельные лотки принимается равной 12 тс/м 2 ;
- при укладке в цехах лотки должны выдерживать нагрузку от аккумуляторного погрузчика на 1,5 т, электрокара грузоподъемностью 2 — 3 т и автопогрузчиков с весом подымаемых грузов 3 — 5 т. Поэтому эквивалентные нагрузки, которые должны выдерживать внутрицеховые лотки, составляют 3 или 5 тс/м 2 .
Схемы монтажа коробов и тоннелей
Монтаж и гидроизоляция лотковых конструкций
Монтаж каналов и туннелей проводят по СНиП III -16-80 (Правила работ при монтаже сборных бетонных и ЖБ конструкций) и СНиП III-4-80.
Основные правила проведения работ включают в себя пункты:
- Монтаж начинают после устройства подушки и проверки строительным инструментом уклонов и размеров канала.
- Лотки при установке цепляют за петли или пользуются захватами в виде прочных металлических стержней, пропущенных в противоположные стены ЖБИ.
- При укладке плит рекомендуется использование клещевых фрикционных захватов без использования петель. В зависимости от технологии изготовления плит для их монтажа могут быть использованы спецотверстия в изделиях, при отсутствии петель и отверстий применяют строповочные петли.
- Швы при укладке элементов заполняют раствором цемента марки 50, в местах деформации шовные проемы заливают битумом.
- Если прокладка проводится полуподземным методом, швы между перекрытиями заливают битумной мастикой со специальным наполнителем по СНиП III-20-74, регламентирующим проведение кровельных, гидроизоляционных и пароизоляционных работ.
- Все металлические соединения обязаны быть покрыты противокоррозионным составом, в тоннелях обетонированы по соответствующему узлу.
- Строповочные отверстия после установки замазывают цементом марки 50.
- Допускается монтаж лотковых коммуникаций без верхнего и нижестоящего перекрытия вне зданий со стенками высотой не более 60 см, и в цеховых каналах при углублении до 50 см.
- Допускается протяжка коммуникаций в открытых канальных проходах при отсутствующей нагрузке во время возможного осыпания земли или отсутствия крепежа стенок временными подпорками.
- В тоннелях закрытого типа коммуникации протягивают через монтажные проемы.
- Засыпку проложенных коммуникаций проводят равномерно распределенными слоями толщиной 20 — 30 мм с двух сторон согласно технологии производства земляных работ по СНиП III-8-76.
- Монтаж ЖБИ с закладочными элементами проводят по заранее нанесенным разбивочным рискам.
Укладка лотков с помощью спецтехники
Гидроизоляция
При возведении лотковых инженерных сооружений в районах с высоким уровнем грунтовых вод применяют следующие методы защиты туннельных и канальных конструкций от влаги:
- Устраивают дренаж, если его осуществление технически невозможно, проводят гидравлическую изоляцию. При этом уровень поверхностных вод считают на 1 м ниже отметки планировки грунта при углублении до 4,5 м и на 1 м меньше верха ЖБИ при углублении более 4,5 м.
- Гидравлическая изоляция на перекрытиях от проникновения подземных вод выполняется согласно СН 901-65, подготовленная основа под покрытие обязана иметь наклон в 4%.
- При прокладке используют следующие виды гидравлической изоляции:
- холодную из асфальта;
- горячую из асфальта;
- оклеечную из битума;
- композиционные материалы из кислот, петролатума, битумной мастики.
- Наружные поверхности изделий вне зоны грунтовых вод обмазывается битумной гидроизоляцией. При прокладке тепловых сетей для защиты от поверхностных вод руководствуется соответствующим СНиП II-36-73.
- Для повышения долговечности ЖБ конструкций, снижения трудоемкости и стоимости проводимых работ, применение гидроизоляции рекомендуется проводить при уровне грунтовых вод до 20 м.
- Проведение работ регламентировано указаниями СН 301-65 (п.2.1) и требованиями СНиП 2.03.11-85 относительно защиты строительных конструкций от коррозии при агрессивном воздействии водной среды.
- Гидроизоляционное противонапорное покрытие должно располагаться на высоте не менее, чем 0,5 м над максимальным уровнем грунтовых вод.
- Сборные лотковые элементы каналов и тоннелей должны размещаться на подушке из бетона марки 100 толщиной не менее 10 см, по краям подготовка должна армироваться сетками.
- Если подготовка проводится в агрессивной водной среде, ее выполняют из бетона высокой плотности группы не ниже В6 по водопроницаемости.
- Другая технология создания подготовительной подушки в траншее — втрамбовывание в грунт щебня с его последующей проливкой битумом до полного впитывания.
- Гидроизоляционная узлы, деформационные швы, защитные ограждения, детали пропуска через гидроизоляционный слой труб, кабелей, должны выполняться в соответствии с СН 301-65
Стоимость лотков
Широко применяемые в промышленности, строительной сфере, коммунальном и сельском хозяйстве ЖБИ лотки теплотрасс выпускают для организации открытых и закрытых каналов, туннелей под землей и на ее поверхности. Значительное количество типоразмеров, доступность, простота монтажа, невысокая цена, существенно расширяют область их применения вплоть до бытового использования.