Манометры для опрессовки отопления

Ручные гидравлические насосы для опрессовки систем отопления: принцип работы, назачение

Любая отопительная система после монтажа или сложного ремонта нуждается в проверке работоспособности, в профессиональных целях для этого используют специальный насос для опрессовки системы отопления, предназначенный для испытаний отопительных систем под давлением. Проверке на герметичность могут подвергаться трубы, различные водозаборные емкости и механизмы, в качестве рабочего тела в данных устройствах применяют воду, антифриз или гидравлическое масло.

Насосы для опрессовки системы отопления используют после монтажа всех узлов и наполнения труб жидкостью, необходимое давление в магистрали (в 2 — 3 раза больше рабочего) устанавливается с помощью специальных ограничительных кранов и контролируется встроенным манометром.

Рис. 1 Опрессовочное ручное и электрическое оборудование — внешний вид

Когда применяют насос для опрессовки системы отопления

Комплекс мероприятий по проверке систем отопления производится в следующих случаях:

  • После окончания монтажа отопления или при сдаче его в эксплуатацию.
  • При замене труб, стояков и прочих узлов отопительной системы.
  • В период подготовки к отопительному сезону или во время обязательной периодической проверки.
  • При обнаружении труб и узлов, подвергшихся сильной коррозии или деформации.

Принцип работы и назначение ручного опрессовочного насоса

Проверку отопления на герметичность можно производить при помощи накачки в магистраль воздуха или жидкости, в первом случае для подачи воздуха используют компрессоры для опрессовки трубопроводов. Недостатком воздушного метода является сложность выявления протечек в трубах обжима, устройство трубопровода позволяет легко подключать испытательное оборудование с использованием различного вида жидкостей.

При гидравлических испытаниях отопительных систем в магистрали опрессуемой ручным насосом для опрессовки, система работает в течение нескольких часов под высоким давлением. По способу его нагнетания данное оборудование можно разделить на две большие группы: ручные и электрические.

Рис. 2 Принцип работы основного узла механического опрессовщика — плунжерного насоса

Ручной опрессовочный насос имеет простую конструкцию в виде герметичного резервуара для воды с плунжерным поршнем, нагнетающим давление с помощью шарнирно присоединенного к нему прочного рычага.

Достоинством плунжерных насосов является возможность получения очень высокого давления за счет использования в качестве толкающего поршня прочного и износостойкого металлического цилиндра, не поддающегося механической деформации. Внутренняя поверхность рабочего цилиндра, в которой перемещается цилиндрический поршень, выполняется с высокой точностью изготовления – это позволило уменьшить рабочие зазоры, размеры уплотнительных колец и соответственно увеличить напор ручного насоса.

Для контроля работы агрегат оборудован манометром, после накачки жидкости с нужным давлением рабочая камера изолируется от общей системы с помощью отсечного крана.

Ручные опрессовщики предназначены для проверки небольших контуров, их часто используют на дачах или в загородных домах. От своих электрических аналогов они отличаются невысокой стоимостью и медленной работой.

Стандартный напор в отопительный системе лежит в диапазоне 1 — 1,5 бара, типовой ручной опрессовщик способен накачать жидкость под давлением в 60 бар., что достаточно для большинства бытовых гидравлических испытаний.

Рис. 3 Гидравлический опрессовщик — вид изнутри

Конструктивное устройство ручного опрессовочного насоса

Обычный ручной насос опрессовки для системы отопления состоит из:

  • напорной части 1 с ручкой 5, установленной на крышке 6 бака 2.
  • К выходу нагнетательного узла присоединен напорный шланг 3, который через специальный штуцер подключается к испытуемой магистрали.
  • Плунжерный насос 1 является основным узлом агрегата и включает в себя цилиндрическую головку 4, распределительный штуцер 15, внутренние клапаны, два вентиля 7 и 8.
  • Кран 7 открывает и закрывает отверстие для слива жидкости, а вентиль 8 служит для отключения устройства после нагнетания в магистраль необходимого давления.
  • Вода в проверяемую систему поступает через цилиндрическую головку 4 и всасывающий жидкость патрубок 10 с размещенным на конце фильтром, зафиксированным гайкой 11.
  • Для удобства работы боковая сторона бака оснащена крюком для крепления ручки, которая также применяется для переноски агрегата.
  • Для отслеживания давления оборудования аппарат оснащен встроенным манометром 9 со стрелочным индикатором.
Читайте также:  Гост для источников водоснабжения

Рис. 4 Конструкция ручного гидравлического опрессовщика

Порядок работы с ручным опрессовщиком

При работе с гидравлическим ручным опрессовщиком соблюдают приведенный порядок и выполняют следующие правила:

  1. Удаляют воздух из напорных узлов опрессовочного насоса. Для этого заполняют бак 2 рабочей жидкостью до указанной в инструкции отметки и открывают запорный вентиль 8, после чего несколько раз прокачивают воду до выхода ее из напорного шланга 3.
  2. Присоединяют напорный шланг 3 к испытуемой магистрали. Для подключения используют переходной штуцер или ниппель, входящие в комплектацию агрегата или приобретенные отдельно.
  3. Производят закачку жидкости. С помощью прокладок перекрывают все отверстия в магистрали и накачивают воду до достижения требуемого давления, затем поворачивают запорный вентиль 8 до окончания испытаний. Обычно проверку производят в течение нескольких часов, у некоторых специалистов работает насос при опрессовке почти сутки, о негерметичности системы говорит падение давления.
  4. Отсоединяют опрессовщик от трубопровода. Для этого открывают сливной вентиль 7 и ждут полного перетекания воды обратно в бак, по окончании процесса сливной вентиль перекрывают во избежание попадания частиц грязи в насос. Отсоединяют напорный шланг от входной трубы магистрали, опускают его в бак и освобождают нагнетательные узлы от воды открыванием вентиля 8.

Рис. 5 Пример использования насосов для опрессовки в испытуемой магистрали

Во избежание коррозии деталей опрессовщика рекомендуется после освобождения его от воды залить в бак немного машинного масла и несколько раз прокачать насос — опрессовка системы отопления в следующий раз будет проходить в очищенных от влаги и коррозии внутренних деталях. Масло по окончании работы можно слить и в дальнейшем многократно использовать для очистки опрессовщика.

Популярные модели ручных опрессовочных насосов

На российском рынке широко представлены модели ручных опрессовщиков отечественного и зарубежного производителя, все они отличаются простотой конструкции и сравнительно низкой стоимостью.

Широкий ряд опрессовочных насосов выпускается известной немецкой компанией Rothenberger, имеющей в штате более 1200 сотрудников и 12 заводов в США и ведущих европейских странах.

Rothenberger RP 50 (100 у.е.) — ручной гидравлический опрессовщик, предназначенный для проверки герметичности труб, узлов и механизмов в водопроводных, сантехнических и отопительных магистралях. Емкость для воды выполнена из оцинкованной листовой стали, прибор имеет манометр в металлическом корпусе с тремя шкалами измерения и встроенный фильтр для защиты от загрязнений. Напорный шланг устройства выполнен в прочный тканевой оплетке, в конструкции предусмотрено наличие двойных клапанов, прибор рассчитан на работу с водой и маслом.

Технические параметры Rothenberger RP 50

  • объем резервуара: 12 л.;
  • максимальное давление: 50 бар.;
  • подача жидкости: 45 мл. за такт;
  • диаметр выходного патрубка: 1/2 дюйма;
  • вес: 8 кг.

Рис. 6 Немецкий компрессор для опрессовки трубопроводов Rothenberger RP 50

Voll V-Test 50 (115 у.е.) — опрессовщик от белорусского производителя, имеет прочный резервуар из стали, окрашенный краской с порошковым напылением и насосный двухклапанный узел из коррозионно-стойкой латуни. Манометр с тремя шкалами отвечает за точность измерений, подключаемый шланг выполнен из каучука на тканевой основе, агрегат работает с водой и маслом.

Технические параметры Voll V-Test 50

  • объем резервуара: 10 л.;
  • максимальное давление: 50 бар.;
  • подача: 45 мл. за такт;
  • диаметр выходного патрубка: 1/2 дюйма;
  • вес: 8 кг.

Рис. 7 Механический насос для опрессовки Voll V-Test 50

Сатурн НИР-60 (110 у.е.) — насос испытательный ручной (НИР) от отечественного производителя, прибор предназначен для гидравлических проверок различных емкостей и трубопроводных магистралей, рабочая жидкость – масло и вода.

Технические параметры Сатурн НИР-60

  • рабочая температура жидкости: 5 — 80 С.;
  • объем резервуара: 12 л.;
  • максимальное давление: 60 бар.;
  • подача: 40 мл. за такт;
  • диаметр выходного патрубка: 1/2 дюйма.

Рис. 8 Ручной насос для опрессовки систем отопления Сатурн НИР-60

Ручной опрессовщик относится к бытовым приборам и используется специалистами для проверки систем отопления в загородных домах, при желании домовладелец может самостоятельно проверить свою магистраль, взяв опрессовщик напрокат в соответствующий фирме. Цена ручных опрессовщиков от отечественных производителей составляет около 100 у.е., за более дорогие агрегаты высокого качества европейского производства придется выложить сумму в 2 — 3 раза больше.

Читайте также:  Простой коллектор для теплых полов

Требования, предъявляемые к опрессовке, и типичные ошибки

Опрессовка — это не просто гидравлическое испытание системы. Это целый ряд мероприятий, направленных на подготовку системы к отопительному сезону. Это и ремонт аварийных участков, и замена (ремонт) задвижек, и поверка манометров, прочистка фильтров и многое другое.

В этой статье опишу основные моменты, на которые обращают внимание представители контролирующих органов. Нижеописанное не является истиной в последней инстанции, у каждого инспектора свои тараканы в голове. Но необходимый минимум работ нужно выполнить в любом случае.

Граница разграничения ответственности

Для начала давайте разберёмся, что мы будем опрессовывать. Существует несколько вариантов подключения здания к теплосети. Первый, самый распространённый вариант, когда рядом со стеной на входе из города установлены вводные задвижки. При таком варианте границей разграничения ответственности считается фланец вводной задвижки, за всё, что дальше (включая вводную задвижку), отвечает собственник здания. Соответственно, опрессовывается тепловой узел и система отопления здания.

Второй вариант, когда тепловой узел находится внутри здания, и к нему от вводных задвижек по зданию проходит внутренняя теплотрасса. При таком варианте подключения нужно уточнять, где проходит граница разграничения. В этом нам поможет «Договор на теплоснабжение», который заключается между собственником и теплоснабжающей компанией. В этом договоре есть приложение, в котором и указывается, где проходит граница разграничения.

Если границей разграничения считаются вводные задвижки, мы прессуем три элемента системы: внутреннюю теплотрассу, тепловой узел и систему отопления. Если граница разграничения ответственности проходит по задвижкам на тепловом узле, естественно, мы опрессовываем только элеваторный (тепловой) узел и систему отопления.

Манометры

Пожалуй, первое, на что обращает свое внимание инспектор при приемке опрессовки — это манометры.

Поверка манометра

Каждый год манометры должны подлежать поверке. Поверка — это проверка измерительного прибора на точность показаний. Если показания манометра превышают допустимую погрешность, его нужно отправить на калибровку или заменить. Калибровка, по сути, это настройка манометра, направленная на уменьшение погрешности в точности измерений.

После поверки на корпус манометра наносится штамп Метрологической службы.

1. Месяц года (1, 2, 3 и т.д.), квартал (I, II, III, IV).
2. Знак Госстандарта.
3. Последние цифры года (здесь 2002).
4. Индивидуальный знак поверителя.
5. Шифр Метрологической службы.

Новые манометры подлежат поверке только через 18 месяцев, то есть через год после ввода в эксплуатацию. Но при проверке необходимо предоставить паспорта на эти приборы (они идут в комплекте).

Подключение манометра

Манометр должен быть подключен только через трехходовой кран или шаровой кран со спускником для сброса давления. Обычные шаровые краны не идут.

Трехходовые краны часто подтекают. Совет: чтобы избежать течи, перед установкой проверните несколько раз шток крана вокруг своей оси. Тем самым вы равномерно смажете шток и внутреннюю поверхность крана солидолом, который наносился при сборке.

Где должны стоять манометры

По поводу места установки манометров есть целая кипа стандартов (ДБН В.2.5-39 — Тепловые сети, СНиП 2.04.01 — Внутренний водопровод и канализация зданий, СНиП 2.04.05 Отопление вентиляция и кондиционирование, СНиП II-35 Котельные установки). Простыми словами скажу так: манометры должны стоять до и после любого оборудования, которое может повлиять на изменение давления: на всех отходящих и проходящих трубопроводах до и после запорной арматуры, до и после регулирующего оборудования, до и после грязевиков (для контроля его состояния) и т.д.

Ещё один нюанс, на который может обратить внимание инспектор, — это номинал манометра. В тепловых пунктах должны стоять манометры номиналом до 1.6 МПа (16 бар).

Термометры

Гильза (карман) термометра должна заходить на 2/3 в трубопровод, так, чтобы погружаемая часть находилась в центре потока.

Здесь показано неправильное подключение манометра.

Для обеспечения хорошего термоконтакта гильза термометра должна быть заполнена минеральным маслом (ГОСТ 8.586.5-2005 п.6.3.9.).

Промывка фильтров и грязевиков

Чистка фильтров и грязевиков — обязательная процедура в процессе подготовки отопления к отопительному сезону. Процесс промывки грязевика довольно прост: раскручивается фланец, и из отстойника вычищается вся грязь. То же самое и с косым фильтром.

Читайте также:  Электрический конвектор timberk tec ps1 m 2500 in

Элеватор

Принцип работы элеваторного узла.

Главное требование к элеваторному узлу — это промывка конуса (сопла). Диаметр отверстия в конусе 5-7 мм (рассчитывается индивидуально для каждого здания), если конус забьётся, на здание не будет поступать требуемое количество тепла.

Элеватор должен быть опломбирован. Для промывки сопла пломбу нужно снять, но, чтобы не возникло лишних вопросов, это нужно предварительно согласовать с инспектором, который будет принимать у вас опрессовку. После промывки элеватор снова пломбируется.

Часто инспектор требуют, чтобы на элеваторе висела бирочка с указанным на ней диаметром отверстия в конусе.

Изоляция и предупреждающие цветные кольца на трубопроводах

Все трубопроводы в ИТП (ЦТП) должны быть окрашены и изолированы. Изоляция не должна висеть лохмотьями, всё должно быть аккуратно. Также изолируются узлы учета и элеваторы.

На трубопроводе должно маркерами указываться направление движения теплоносителя. Для идентификации содержимого труб на них наносятся предупреждающие цветные кольца. Для отопления используется кольца зелёного (основной цвет) и желтого цвета на подающей, зелёного и коричневого на обратке. Такая же маркировка используется для ГВС. Дренаж и ХВС обозначаются кольцами зелёного цвета.

Запорная арматура

Запорная арматура должна выполнять свою основную функцию — перекрывать поток теплоносителя. Если на тепловом узле есть задвижки, которые «не держат», их нужно заменить. Разные участки системы опрессовываются под разным давлением, и если в схеме присутствует неработающая задвижка, она себя обязательно проявит.

Маркировка арматуры

В идеале всё должно выглядеть так: в тепловом пункте должна находиться схема, отображающая пронумерованные и обозначенные подводящие и отводящие трубопроводы, запорную и регулирующую арматуру, спускные и дренажные устройства. Схема должна соответствовать состоянию системы на настоящий момент, то есть, если в системе были внесены изменения, они должны быть отображены на схеме.

На всех вышеперечисленных устройствах должны быть бирочки с обозначениями, соответствующими обозначениям в схеме (1,2 — запорная арматура на подающем и отводящем трубопроводе, t1 и t2 — термометры, P1 и Р2 — манометры, и т.д.).

На практике в небольших тепловых пунктах инспекторы не всегда на этом акцентируют внимание. Главное, чтобы было понятно, что куда идёт, например: «подача на левое крыло», «обратка с правого крыла», «подача на вентиляцию» и т.п. Но если всё будет «по феншую» — это дополнительный плюс.

Ревизия клиновых задвижек

Клиновые задвижки старого образца требуют дополнительного внимания в процессе эксплуатации.

Устройство клиновой задвижки: 1 — клин, 2 — крышка, 3 — маховик, 4 — седло, 5 — корпус, 6 — кольцо уплотнительное, 7 — шпиндель, 8 — втулка резьбовая, 9 — втулка, 10 — стойка, 11 — фланец сальника, 12 — сальниковое уплотнение из терморасширенного графита.

В таких задвижках в обязательном порядке каждый год нужно производить набивку сальника. И в течение года, при возникновении течи из сальника, необходимо поджимать фланец. Если этого не делать задвижка придёт в негодность.

Для замены сальниковой набивки нужно раскрутить гайки на накидных болтах, поднять фланец, извлечь старое сальниковое уплотнение и набить новое. Уплотнение наматывается кольцами вокруг шпинделя и прижимается фланцем.

При затягивании фланца нужно быть осторожным: если переусердствовать, чугунный фланец может лопнуть, а его замена весьма проблематична, на практике легче поменять задвижку полностью.

На задвижке не должно быть признаков ржавчины. Корпус должен быть выкрашен в чёрный цвет, маховик в красный, а выдвижной шпиндель должен быть смазан солидолом.

Дренаж

Тепловые пункты снабжаются трапом для самотечного отведения воды, а при невозможности реализации — дренажным приямком с насосом (СП 124.13330.2012 Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003 п.14.20). Приямок закрывается съемной решеткой. Последнее нововведение — край приямка должен быть окрашен желтыми и черными полосами.

Если в ТП имеется предохранительный клапан, то он должен быть снабжен дренажным трубопроводом, чтобы в случае сработки никто (или ничто) не пострадал(о).

Были случаи, когда инспектор прямым текстом говорил, что на двух метрах теплового узла найдет десять замечаний. И неважно, что в прошлом году этих замечаний не было. В глазах контролирующих органов идеальной системы не существует. Но это тема другого разговора…

Оцените статью