- Печка в гараж на отработке своими руками: чертежи, видео
- Плюсы и минусы печи для гаража на отработанном масле
- Виды самодельных печей на отработке для гаража
- Что нужно, чтобы сделать самодельную печь на отработке для гаража
- Чертеж печки на отработанном масле для гаража
- Как сделать печку на отработке в гараж
- Печь на отработке из газового баллона
- Как пользоваться самодельной печью в гараже на отработке
- Техника безопасности
- Заключение
- Как сделать дешевое отопление в гараже
- Чем лучше топить или выбор энергоносителя
- Сжигание твердого топлива
- Использование отработки и солярки
- Обогрев электричеством
- Газовое отопление
- Как организовать воздушный обогрев
- Установка печи на дровах и отработке
- Размещение электронагревателей
- Водяная отопительная система
- Западноевропейский опыт
- Выводы и полезные советы
Печка в гараж на отработке своими руками: чертежи, видео
Для того чтобы поддерживать комфортную температуру в гараже в холодное время года, следует еще летом задуматься об установке подходящей системы отопления. К сожалению, отдельно стоящая постройка не может быть подключена к автономной отопительной системе домов. Печка на отработке в гараж станет настоящим спасением для тех, кто хочет, чтобы помещение оставалось теплым даже в холодное время года.
Отопительное устройство на отработке для гаража можно изготовить в домашних условиях
Плюсы и минусы печи для гаража на отработанном масле
Среди основных преимуществ печей на отработке стоит выделить:
- обеспечение эффективного обогрева гаража, бытовой постройки за короткий промежуток времени;
- независимость устройства от наличия газа либо электричества;
- простоту эксплуатации;
- уникальные конструктивные особенности агрегата, которые позволяют не только отапливать помещение, но и готовить пищу;
- отсутствие открытого пламени;
- надежность конструкции благодаря использованию в процессе изготовления печи изделий из металла, соединенных сваркой;
- отсутствие большого количества гари и копоти при правильной эксплуатации печи;
- небольшой вес, позволяющий с легкостью транспортировать обогревательное устройство;
- возможность использования металлолома в процессе изготовления печи;
- в процессе работы устройства масло и его пары сжигаются;
- благодаря установке бака в верхней части печи, можно сочетать устройство с системой водяного отопления.
Помимо преимуществ, печка на отработке имеет некоторые недостатки, а именно:
- высокую вероятность возникновения засора питающей трубочки отработанным топливом;
- необходимость установки дымохода, длина которого превышает 4 м;
- раскаленность открытых поверхностей;
- необходимость еженедельной очистки дымохода и емкости для масла от скопления отходов;
- большой процент вероятности загрязнения одежды в процессе контакта с топливом;
- неприятный аромат, который исходит от отработанного масла;
- необходимость размещения емкости с горючим в хорошо прогретом помещении;
- неправильная эксплуатация повышает риск возникновения пожара;
- погашение пламени в устройстве возможно лишь после того, как топливо полностью выгорит;
- наличие гудящего шума, которое возникает в процессе функционирования отопительного устройства;
- возникновение загорания топлива в случае его нагревания до температуры вспышки.
Самодельную печь можно оснастить капельной подачей топлива
Виды самодельных печей на отработке для гаража
Согласно типу конструкции, существует несколько вариантов самодельных печей на отработке:
- агрегат, который изготовлен из металлических листов либо газового баллона;
- устройство с наддувом;
- капельный тип печки на отработке в гараж.
Первая разновидность является наиболее простым устройством, которое по силам изготовить любому владельцу гаража, умеющему пользоваться сварочным аппаратом. С этой целью потребуется подготовить:
- металлические листы;
- трубы из металла.
Для сокращения времени изготовления конструкции можно воспользоваться газовым баллоном. Срезая его верхнюю часть, следует быть осторожным, ведь в металлическом сосуде может остаться небольшая часть газа. Возможен взрыв, предотвратить возникновение которого можно путем наполнения баллона водой. Теперь можно приступать к демонтажу.
В процессе изготовления печки с наддувом устанавливают вентилятор. При этом важно добиться, чтобы основной поток воздуха был направлен на вторую камеру, что позволит добиться качественного горения топлива. Полученное тепло будет быстро и равномерно распространяться по гаражу.
В зависимости от того, какой тип конструкции будет изготавливаться, можно отдать предпочтение установке обычной конвекции, воздушного теплообменника либо подогрева воды в бойлере.
Печка на отработке из газового баллона способна поддерживать тепло в гараже даже в лютые морозы
Что нужно, чтобы сделать самодельную печь на отработке для гаража
Практически в любом частном дворе можно обнаружить большое количество металлических деталей, чугунных плит, листов из стали и труб. Осмотрев территорию, следует собрать материалы, которые потребуются для изготовления самодельной печи.
Для того чтобы соорудить простейшую модель печки на отработке, необходимо запастись:
- старым листом из стали, толщина которого достигает 3,5 мм;
- отрезком трубы из стали, толщина стенки которой достигает 4,5 мм;
- жестяной трубой для дымохода, диаметр которой находится в пределах 11 см.
Также следует подготовить аппарат для сварки с электродами, циркулярную пилу с дисками для шлифовки и резки, плоскогубцы с молотком и очки для работы со сваркой.
Чертеж печки на отработанном масле для гаража
Ниже представлены чертежи, которые понадобятся для изготовления отопительного агрегата на отработке для гаража.
При изготовлении агрегата важно придерживаться размеров комплектующих, которые рекомендуют использовать специалисты
Во время изготовления агрегата следует помнить о необходимости установки заслонки на дымовую трубу
Как сделать печку на отработке в гараж
Соорудить печку на отработанном масле для отопления гаража достаточно просто. Ниже представлено пошаговое руководство, которое поможет не сделать ошибку в процессе изготовления конструкции.
Использование печки на отработке обязывает соблюдать технику безопасности, что даст возможность избежать пожара
Печь на отработке из газового баллона
Баллон из-под природного газа можно использовать для изготовления печи на отработке. Изделие обладает приемлемой формой. Достаточно плотный металл позволяет применять прибор продолжительное время.
Печь, которая была изготовлена из стандартного баллона, способна отопить гараж площадью 80-85 кв. м. Конструкция позволяет не устанавливать турбо-горелку. Отработанное масло способно поступать в печь самотеком.
Для изготовления отопительного агрегата необходимо посетить магазин для приобретения:
- газового баллона, объем которого достигает 50 л;
- металлических листов для изготовления контейнера для отработанного масла;
- дымоходной трубы (толщина стенок должна достигать 2-3 мм);
- труб, которые понадобятся для устройства горелки;
- уголков из стали.
Также стоит вооружиться сварочным аппаратом, дрелью, углошлифовальной машинкой, болгаркой, строительным уровнем.
Каждые 7-10 дней, следует проводить чистку емкости с отработкой, убирая нагар
Пошаговый процесс изготовления печки:
- Первым делом необходимо приступить к подготовке газового баллона. Чтобы устранить неприятный аромат и избавиться от остатков газа, необходимо слить из емкости скопившийся конденсат. Баллон промыть водой. Процедуру проводят на улице.
- Баллон устанавливают в вертикальном положении и заполняют полностью водой.
- Чтобы добиться максимально ровного среза, необходимо проставить отметины в области верхней части емкости.
- Верхушку баллона рекомендуется надрезать, используя болгарку. Из емкости начнет вытекать вода. Как только жидкость вытечет до уровня среза, можно приступать к полной срезке верха сосуда из металла.
- Срезанную часть баллона можно использовать впоследствии в качестве крышки емкости. Нижнюю область металлического сосуда используют для обогрева комнаты. Воду полностью сливают из емкости.
- К нижней части баллона приваривают ножки. С этой целью можно использовать уголки из стали.
- Обрезанный металлический сосуд можно установить на ножки. Отступив 75 мм от верхней части, необходимо вырезать отверстие круглой формы, предназначенное для дымоотвода. Диаметр отверстия должен быть идентичным диаметру подготовленного для этих целей патрубка, длина которого достигает 40 см.
- Патрубок устанавливают и приваривают к вырезанному отверстию. Важно, чтобы шов от сварки был герметичным и ровным.
- К горизонтальной трубе необходимо приварить вертикальный участок, высота которого находится в пределах 350-400 см (с помощью отвода выполняется переход на вертикаль). Дымоходную трубу вывести на улицу.
- В нижней области баллона вырезать отверстие квадратного типа, выполняющее функцию поддувала. На него установить дверцу, что даст возможность регулировать количество подаваемой воздушной массы.
- Используя кусок трубы, высота которого достигает 80-100 мм, а диаметр не превышает 14 см, можно заняться изготовлением емкости для отработки, которую целесообразно установить на дно баллона. Данный патрубок заваривают в нижней части.
- Из отрезка металла вырезать крышку. С этой целью по центру листа следует сделать отверстие, диаметр которого достигает 11 см. К нему можно приварить трубу идентичного размера. Второе отверстие необходимо вырезать ближе к крайней области окружности. К нему фиксируется крышка (подвижная). Через данное отверстие будет поступать отработанное масло и проводиться регулировка подачи воздуха.
- В трубе, высота которой идентична размеру баллона, один кончик необходимо заварить заготовкой из металла круглой формы. Нижняя часть трубы должна привариваться в емкость для отработки. Очертания получившейся конструкции напоминает штангу.
- После этого необходимо высверлить 5 рядов, каждый из которых содержит 7 отверстий (размер каждого равен 10 мм). Отверстия распределяют на 40 см высоты нижней области трубы. Конструкцию можно устанавливать во внутреннюю часть подготовленного баллона. Крышка, расположенная сверху, должна привариваться к стенкам.
- Нижнюю емкость заполняют отработанным маслом. Печку можно перенести на улицу для проведения экспериментального включения. Если все пройдет успешно, можно устанавливать агрегат для отопления в гараже.
Металлический сосуд из-под газа можно использовать при изготовлении печки
Как пользоваться самодельной печью в гараже на отработке
Важно правильно пользоваться печкой для отопления гаража. Ниже представлена инструкция по эксплуатации самодельного агрегата:
- В бак для отработки заливают 1 л отработки моторного масла.
- Поверх наливают небольшой процент бензина. С помощью факела жидкость поджигают. Для этого достаточно намотать на кончик сварочного электрода ткань, которая была предварительно смочена в бензине.
- До того момента, пока печка для гаража на отработанном масле полностью не разогреется, дроссель должен быть открыт.
- В случае, когда огонь гаснет, необходимо воспользоваться пиролизом для поддержания процесса горения.
- Усиление пламени и увеличение тяги через отверстие для залива, свидетельствует о приближении печи к рабочему режиму. Масло начинает закипать. Дроссель прикрывается.
Техника безопасности
Неправильно обращаясь с печкой, можно спровоцировать возгорание. Чтобы избежать подобной неприятности, рекомендуется:
- не допускать использования других видов масел, кроме отработанного машинного топлива;
- не запускать работу неисправного оборудования;
- не допускать установки агрегата в гараж, в котором не налажена система вентиляции;
- не покидать помещение, если печка работает;
- не допускать разжигания огня в случае отсутствия дымоотводного канала;
- отверстие к горелке не должно быть перегорожено;
- масло не должно разбрызгиваться на раскаленную поверхность.
Игнорирование техники безопасности может стать причиной возгорания
На видео изготовления печки на отработке для гаража представлена дополнительная информация по сооружению отопительного агрегата:
Заключение
Печка на отработке в гараж – настоящее спасение для тех, кто хочет, чтобы в помещении было тепло даже в холодное время года. Создание и запуск обогревательного устройства для гаража не создадут трудностей, если придерживаться рекомендаций специалистов. Важно учитывать все нюансы по изготовлению и монтажу устройства. Самодельная печка способна прослужить продолжительное время. Самое главное – соблюдать технику безопасности, которая поможет избежать такой неприятности, как возгорание.
Как сделать дешевое отопление в гараже
Выбор способа обогрева гаражного помещения зависит от следующих факторов:
- длительность пребывания хозяев зимой;
- стоимость оборудования;
- доступность энергоносителей, цена;
- удобство использования.
Предлагаем рассмотреть различные варианты решения вопроса и разобраться, как сделать самое экономное и эффективное отопление гаража своими руками.
Чем лучше топить или выбор энергоносителя
В 99% случаев к гаражным постройкам не подведены централизованные тепловые сети либо магистральный газ, поэтому владельцам приходится выбирать автономные способы обогрева. Для отопления гаража можно использовать 4 группы энергоносителей:
- различные виды твердого топлива – дрова, уголь, брикеты, сельскохозяйственные и другие горючие отходы;
- солярка, отработанное масло;
- электроэнергия;
- сжиженный газ в баллонах.
Совет. Когда станете подбирать вариант обогрева гаража в зимнее время, учтите важную закономерность: чем дороже энергоноситель, тем проще и дешевле организовать отопление, удобное в эксплуатации. И наоборот, дешевое либо бесплатное топливо в виде отходов и мусора принесет немало хлопот – трудозатрат и первичных финансовых вложений.
Сжигание твердого топлива
Древесина и различные отходы – самое дешевое горючее для отопления, а в некоторых случаях оно достается и вовсе бесплатно. В южных регионах, не богатых лесами, широко применяется другой вид топлива – мелкие агропромышленные отходы.
Для справки. Сельскохозяйственный мусор состоит из мелких частиц, отсеянных от зерновых культур на току. Это кусочки стеблей, измельченные комбайном сорняки, солома и прочие отходы. Цена энергоносителя очень привлекательна и стартует от 20 у. е. за 1 тонну.
Если вы решили в зимнее время отапливать гараж твердым топливом, приготовьтесь решать такие вопросы:
- покупка либо изготовление печи (в идеале – котла);
- монтаж дымохода;
- хранение запаса дров, угля или отходов;
- трудозатраты на заготовку, топку и прочистку от сажи.
Складировать в гараже дрова — не слишком удобное решение
Выигрыш – в деньгах и отличном обогреве помещения любых размеров, проигрышные моменты перечислены выше. Прибавьте сюда время на растопку и прогрев (0.5—1 час). Отсюда вывод: дешевый обогрев твердым топливом подойдет хозяевам гаражей и боксов, пребывающих там ежедневно 4—6 часов и более.
Использование отработки и солярки
Обогревать бокс или гараж дизельным топливом, купленным на заправочной станции, дорого и крайне невыгодно. Исключительный вариант – отопление небольшого участка помещения, где производятся работы, с помощью переносного обогревателя, чьи характеристики описаны в отдельном материале.
Масляная отработка – более экономичный в финансовом плане энергоноситель, хотя и не самый дешевый. Данный вариант можно рассматривать всерьез, когда отработанные масла удается получать по сниженной цене. Какие здесь особенности и подводные камни:
- Для сжигания жидкого топлива применяются самодельные буржуйки на отработке различных типов. Самая безопасная – печь – капельница, которую можно заказать мастерам либо сделать своими руками.
- Необходимо устройство дымохода.
Котел на отработке капельного типа с принудительной подачей воздуха
Примечание. В силу дешевизны и простоты особую популярность приобрели масляные чудо-печки, показанные на фото. Они имеют свойство стрелять пламенем, когда в горючем содержится малая толика воды либо антифриза, отчего возникает пожар.
Плюсы применения отработки – высокая теплоотдача, быстрый розжиг и прогрев гаражного бокса, удобство в эксплуатации (масло долить проще, чем рубить и таскать дрова). Вывод следующий: если горючее достается недорого, либо вы проводите в гараже немного времени, то жидкое топливо – подходящий вариант. Начальные вложения сопоставимы с дровяным отоплением.
При использовании солярки стоит рассмотреть вариант дизельного воздушного отопителя заводского изготовления типа «Планар», показанного на фото. При расходе горючего 250 мл за 1 час агрегат развивает теплоотдачу до 2 кВт. Есть обогреватели и помощнее – на 3 и 4 кВт с потреблением дизеля 0.37 и 0.5 л/ч соответственно. Цена – в пределах 330 у. е.
Автономные воздушные отопители на солярке, предназначенные для автомобилей
Обогрев электричеством
Отопление с помощью электроэнергии – самый комфортный и дешевый вариант с точки зрения первоначальных вложений. Зато в процессе эксплуатации придется платить по полному тарифу – двухзонный счетчик ставить бессмысленно, вы же не собираетесь работать в гараже по ночам.
Перечислим все плюсы электрообогрева:
- Электричеством отапливаться удобно и безопасно. Пыль, грязь и запахи отсутствуют, не нужно таскать дрова и бочки с горючим.
- В продаже есть широкий выбор разнообразных электрических обогревателей воздушного типа: конвекторы, масляные радиаторы, инфракрасные панели и тепловые пушки.
- Можно сделать систему водяного отопления с электрокотлом (если позволяет лимит мощности).
- Обогрев гаража начинается сразу после включения отопителя, комфортная для работы температура достигается буквально за полчаса (опять же, когда хватает мощности).
Недорогой портативный тепловентилятор способен нагреть только часть помещения, где ведутся работы
Минусов всего два, но – критических: цена электроэнергии и ограничение лимита потребляемой мощности, не позволяющего установить эффективный источник тепла. Например, если в договоре с управляющей компанией указана цифра 3 кВт, то ставится конвектор всего на 2 кВт, не способный нормально нагреть гараж в зимнее время.
Для справки. Иногда автолюбители применяют в боксах самодельные «козлы» и тепловентиляторы, невзирая на ограничение. Почему так делать нельзя: возникает опасность возгорания проводки, падает напряжение у соседей, а в случае проверки сотрудниками электросетей вас ожидает крупный штраф либо отключение.
Электроотопление – вариант для кратковременного пребывания в гараже. Пришли – включили отопитель – сделали за 1—2 часа намеченную работу – отключили обогрев и ушли. Если же вы превратили помещение в мастерскую, где проводите рабочее время, то придется платить значительные суммы за расход электроэнергии.
Стандартный настенный конвектор нагревает воздух в комнате значительно медленнее тепловентилятора
Газовое отопление
Данный способ обогрева помещения под хранение автомобиля приемлем для жителей Российской Федерации, где розничная цена сжиженного газа достаточно низкая. Украинцам топить гаражи пропаном выйдет слишком дорого.
Автономное отопление от газовых баллонов столь же безопасно и комфортно, как электрическое. Причем в РФ стоимость энергоносителя ниже. Но здесь кроется ряд подводных камней:
- нужно где-то разместить пропановый баллон, чтобы не мешал работать;
- вам придется периодически возить резервуар на заправку;
В процессе работы резервуар обмерзает, отчего подача газа ухудшается
Если сложить финансовые затраты, проблемы организации подобного отопления и дозаправку баллонов, то негативные моменты перекроют часть позитива от удобств эксплуатации.
Сравнение стоимости 1 кВт теплоты, получаемой от различных энергоносителей в условиях России и Украины, опубликовано на этой странице.
Как организовать воздушный обогрев
Этот способ отопления подразумевает прямой подогрев воздуха в гаражном помещении от выбранного источника тепла. Таковым может выступать любой из перечисленных агрегатов:
- буржуйка на твердом топливе;
- печь – капельница на отработке;
- электрический обогреватель – конвектор, масляный радиатор либо тепловая пушка;
- газовый конвектор.
Примечание. Мы сознательно не включаем в список отопительные агрегаты, выделяющие продукты горения прямо в помещение, — дизельные печурки типа «Саво», тепловые пушки прямого действия и газовые инфракрасные обогреватели. Просмотрите любой форум автомобильной тематики и убедитесь, что пользователи в отзывах жалуются на головные боли и плохое самочувствие от вдыхания отработанных газов.
Установка печи на дровах и отработке
Прямой нагрев воздуха в гараже путем сжигания дешевого топлива – дров и разнообразных отходов – самый экономичный способ отопления. Но организовать его надо с умом, иначе отопитель станет греть один угол помещения, а противоположный так и останется холодным. Понятно, что печь не установишь посреди комнаты, значит, вопрос распределения тепла нужно решать иначе.
Чтобы сделать эффективное воздушное отопление гаража или бокса своими руками с применением дровяной печки, воспользуйтесь нашими рекомендациями:
- Закажите, купите или самостоятельно изготовьте экономичную буржуйку, а не просто железную коробку с трубой. Примеры печей с чертежами, схемами и инструкциями по сборке вы найдете в соответствующей публикации.
- Площадь теплообменной поверхности стенок отопителя должен соответствовать габаритам помещения. Расчет такой: чтобы подкидывать поленья с интервалом в 3—4 часа и равномерно прогревать гараж 20 м², площадь греющей поверхности должна составлять 1 м².
К корпусу печи приварены конвекционные ребра, увеличивающие площадь поверхности и улучшающие теплоотдачу
Варианты обдува дровяной печки вентилятором
Проложенная горизонтально дымовая труба позволяет увеличить площадь теплообменной поверхности и улучшить обогрев помещения
Примечание. Расчет площади теплообменной поверхности печки взят из практического опыта нашего эксперта Виталия Дашко. Вычисление корректно для гаражей высотой не более 3 м.
Существуют конструкции самодельных печек, рассчитанные на воздушное отопление мастерских, гаражей и прочих хозяйственных построек. Ниже представлена схема буржуйки, изготовленной из газового баллона и оснащенной отдельной камерой нагрева, сквозь которую вентилятором продувается воздух. При необходимости через теплообменник можно прогнать и воду.
Совет. Если вы недавно заменили в доме напольный газовый котел, не спешите его выбрасывать. Отвезите старый агрегат в гараж, подключите к дымоходу и топите дровами, нагнетая в порожнюю водяную рубашку воздух с помощью кулера (со стороны нижнего патрубка). Тогда и печь варить не придется.
Все вышесказанное в равной степени относится к буржуйкам на отработанном масле. Единственное отличие – размещение топливной емкости, питающей капельницу. Держите бак подальше от печки, чтобы случилось возгорания. Обычный двухкамерный чудо-отопитель не используйте – он пожароопасен и расходует до 2 литров отработки за 1 час. Пользуйтесь моделями с капельной горелкой.
Размещение электронагревателей
Первое, что необходимо сделать, — правильно подобрать отопительные электроприборы по мощности. Если вы хотите греть гаражное помещение целиком, то замерьте его площадь и полученную квадратуру умножьте на 0.1—0.15 кВт. То есть, на бокс 20 м² потребуется 20 х 0.15 = 3 кВт тепловой мощности (а она равна электрической), достаточной для поддержания плюсовой температуры воздуха.
Теперь перейдем к рекомендациям:
- Если ваша работа в гараже носит периодический и кратковременный характер, лучше сэкономить и купить переносной тепловентилятор либо инфракрасную панель. Он располагается в нужном месте и прогревает только часть комнаты. Тепловая (она же – электрическая) мощность прибора – 50% от расчетной.
- Старайтесь пользоваться нагревателями, оборудованными турбиной либо вентилятором, чтобы лучше и быстрее распределять тепло.
Подвесной инфракрасный прибор обогревает поверхности, находящиеся в зоне его действия
Различные способы отопления можно скомбинировать. Например, над верстаком есть смысл подвесить инфракрасную панель, обеспечивающую местный нагрев. Остальной гараж обогревайте печью или тепловой пушкой – что выгоднее. Не забудьте о вентиляции гаража — она необходима при сжигании любых видов горючего.
Водяная отопительная система
Надо понимать, что монтировать водяное отопление имеет смысл, когда вы находитесь в гараже постоянно. Иначе затраты себя не оправдают, ведь кроме источника тепла и топлива понадобится купить:
- чугунные либо стальные батареи (как вариант, сварить из труб регистры);
- циркуляционный насос;
- расширительный бак;
- трубы на магистрали;
- незамерзающий теплоноситель – антифриз.
Для справки. Гаражное помещение топится периодически, поэтому простой водой заполнять систему нельзя.
Зная потребность в количестве тепла для нагрева помещения (рассчитывали в предыдущем разделе), подберите мощность радиаторов либо определите длину труб самодельного регистра по таблице:
В таблице под t1 подразумевается температура теплоносителя, t2 – воздуха в комнате
Методика расчета следующая. Берем стальную трубу DN 80 (Ø89 мм) и выясняем по таблице, что 1 м длины достаточно для обогрева площади 1.37 м². Берем квадратуру гаража, например, 20 м² и делим на эту цифру: 20 / 1.37 = 14.6 м – общая длина греющей части. Распределяем ее на 2—3 отопительных прибора и варим регистры по чертежу.
Циркуляционный насос возьмите наименьшего давления (4 м водного столба), расширительный бачок – минимального объема. Трубы – полипропилен, сталь либо металлопластик размером DN 15. Затем установите радиаторы на 2 противоположных стены и соберите простую двухтрубную систему отопления закрытого типа, подключенную к источнику тепла по схеме:
Вместо дровяной печки с водяным контуром в схему ставится электрокотел или другой источник тепла
В качестве водогрейной установки можно применить:
- буржуйку на дровах или отработке с водяным контуром, показанную выше на схеме;
- теплообменник – экономайзер самоварного типа, устанавливаемый на дымоход;
- электрический ТЭН, вмонтированный в вертикальную стальную трубу, как изображено на схеме;
- полноценный электрокотел либо твердотопливный агрегат.
Простейший электрокотел с водяным регистром
Совет. Не забудьте добавить в схему фильтр – грязевик и шаровые краны для отсекания источника тепла и слива воды из системы. В верхней точке поставьте автоматический воздухоотводчик, а на батареях – краны Маевского для спуска воздуха.
Почему мы не рекомендуем сделать в гараже систему открытого типа, как более простую и дешевую? Причина – антифриз, который станет испаряться из открытого бака, что небезопасно для здоровья (этиленгликоль ядовит), не говоря уже о цене теплоносителя.
Западноевропейский опыт
Если вы наберете в поиске фразу «garage heating» и просмотрите картинки на англоязычных сайтах, то никаких дровяных и масляных печек в западноевропейских гаражах не обнаружите. Чем греются тамошние автомобилисты:
- электрическими переносными отопителями;
- инфракрасными подвесными обогревателями;
- агрегатами воздушного отопления (калориферами).
Подвесной агрегат воздушного отопления не занимает полезную площадь в гараже
Первые 2 варианта мы уже рассматривали выше. Третий способ – это тоже далеко не новинка: нагретая в котле вода проходит через радиатор, обдуваемый мощным осевым вентилятором. В идеале агрегат подвешивается к потолку и распространяет горячий воздух по всему помещению.
Плюсы данного варианта – компактность, скорость прогрева и возможность кондиционирования в летний период (в радиатор направляется охлажденная вода вместо нагретой).
Калорифер, изготовленный из автомобильного радиатора
Минус один – повышенные затраты на оборудование, ведь теплоноситель нужно греть в котле и подавать по трубам к калориферу. Но если гараж пристроен к частному дому, то проблема легко решается путем подключения радиатора к водяной системе отопления здания.
Справка. Многие гаражные умельцы уже пользуются подобным обогревом, устанавливая самодельный аналог калорифера, сделанный из автомобильного радиатора и любого подходящего вентилятора. Как это реализовано, смотрите на видео:
Выводы и полезные советы
Из всего вышесказанного, а также на основании практических наблюдений напрашиваются следующие выводы:
- Невзирая на все трудности со сжиганием твердого топлива, дрова и прочие отходы занимают лидирующую позицию среди энергоносителей благодаря приемлемой цене.
- По той же причине в большинстве гаражей сделано воздушное отопление. Оно простое в исполнении и позволяет быстро прогревать помещение.
- Эффективности воздушному обогреву придает принудительный обдув источника тепла или прокачка воздуха сквозь камеру нагрева.
- Водяное отопление более уместно в мастерских и автосервисах, для частного бокса система дороговата.
- Электрообогрев гаража – вспомогательный или краткосрочный вариант, который легко реализовать, но сложно оплачивать в процессе эксплуатации.
Какой бы способ гаражного отопления вы ни выбрали, большую роль сыграет степень утепления здания. Железная коробка со щелями в притворах ворот абсолютно не держит тепло и не поддается прогреву, поэтому отапливать ее дорого и бессмысленно. Другое дело – стены из пеноблоков либо утепленные снаружи пенопластом, экономия при отоплении такого гаража вполне достижима.