Маз система отопления двигателя

Маз система отопления двигателя

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500

Устройство системы охлаждения двигателя ЯМЗ-236

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Основными агрегатами системы охлаждения являются (рис. 26): радиатор, водяной насос 8, вентилятор 5, термостаты 3 и дистанционный термометр.

Во время работы двигателя циркуляция жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом, приводимым в действие клиновидным ремнем 7 от шкива 6 коленчатого вала.

Система охлаждения работает следующим образом. Водяной насос 1 (рис. 27) забирает жидкость из нижнего бачка 11 радиатора и нагнетает ее по каналам в крышке распределительных шестерен в рубашки 2 и 6 соответственно правого и левого рядов цилиндров. Далее по каналам каждой из водяных рубашек жидкость поднимается вверх, омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая тепло, нагревается. Под напором, создаваемым насосом, жидкость поднимается выше и поступает в водяные рубашки головок цилиндров по направляющим отверстиям и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам— выпускным клапанам и стаканам форсунок. Омывая и охлаждая наружные поверхности камер сгорания, выпускных трубопроводов, направляющих клапанов и стаканов форсунок, жидкость дополнительно нагревается.

Из головки цилиндров нагретая жидкость выходит по двум каналам в водосборные трубопроводы 5, имеющиеся на обоих рядах цилиндров блока. Из водосборных трубопроводов через термостаты нагретая жидкость по двум дюритовым (прорезиненным) шлангам поступает в верхний бачок 9 радиатора, из которого она по трубкам 10 опускается в нижний бачок радиатора. Проходя по трубкам радиатора, горячая жидкость благодаря большой поверхности охлаждения отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 12.

Охлажденная в радиаторе жидкость вновь нагнетается из

нижнего бачка водяным насосом в водяные рубашки двигателя.

Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70° С, а также в начале прогрева двигателя, когда температура жидкости еще не достигла 70° С, термостаты автоматически направляют весь поток жидкости непосредственно к ,водяному насосу по перепускной трубке 8 мимо радиатора. При такой циркуляции жидкости с отключенным радиатором двигатель быстро прогревается за счет тепла, выделяющегося при сгорании топлива. При повышении температуры жидкости выше 70° С термостаты открываются, и жидкость из водосборных трубопроводов поступает снова в радиатор, а оттуда в водяной насос.

Рис. 26. Система охлаждения:
А — к отопителю кабины; Б к В — к радиатору; Г — к компрессору; Д — от от радиатора; Е — от пускового подогревателя: 1 — место установки датчика термометра; 2 —краник для спуска воздуха при заполнении системы охлаждения во время прогрева двигателя пусковым подогревателем; 3 — термостат;
4 — перепускная трубка; 5 — вентилятор; 6—шкив коленчатого вала; 7 — ремень привода насоса; 8 — водяной насос

Наилучшей температурой охлаждающей жидкости на выходе из головки цилиндров является 75—98° С. Двигатель при данном тепловом режиме развивает максимальную мощность, расходует наименьшее количество топлива и работает с минимальными износами.

При температуре ниже 70° С ухудшается процесс сгорания топлива и увеличивается износ поршневой группы. Впрыснутое в камеру сгорания топливо сгорает неполностью. Часть несгоревшего топлива превращается в мелкие твердые частицы кокса (черный дым), часть конденсируется и смывает масляную пленку с деталей двигателя.

При перегреве двигателя падает давление в системе смазки, ухудшаются смазывающие свойства масла, возможны задиры трущихся поверхностей, коробление и трещины деталей, имеющих высокую рабочую температуру (головка блока).

Читайте также:  Условия опрессовки системы отопления

Температуру охлаждающей жидкости регулируют (кроме термостатов) также с помощью жалюзи радиатора, управление которыми осуществляется рукояткой из кабины водителя.

Температура охлаждающей жидкости контролируется дистанционным указателем 3 температуры жидкости, установленным па щитке приборов в кабине водителя.

Емкость системы охлаждения 32 л. Систему охлаждения

заполняют через горловину радиатора, закрываемую
пробкой.

Рис. 27. Схема охлаждения двигателя:
1 — водяной насос: 2 — водяная рубашка правого ряда цилиндров; 3 — указатель температуры жидкости; 4— датчик; 5 — водосборные трубопроводы; 6 — водяная рубашка левого ряда цилиндра; 7 — термостаты: 8 — перепускная трубка; 9 — верхний бачок радиатора; 10— трубки радиатора; 11 — нижний бачок радиатора; 12 — вентилятор

Маз система отопления двигателя

МАЗ-203. Система смазки двигателя

Порядок технического обслуживания системы смазки двигателя приведен в Руководстве по эксплуатации двигателя.

МАЗ-203. Система охлаждения двигателя

Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального температурного режима работы двигателя. Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона автобуса приведена на рис. 4.1.5.1.

Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости. Система охлаждения двигателя объединена с системой отопления салона и рабочего места водителя.

Основными элементами системы являются радиатор, расширительный бачок, термостат, циркуляционный насос.

Оптимальная температура охлаждающей жидкости в системе при работающем двигателе (80. 98 °С) поддерживается автоматически термостатами и производительностью вентилятора, изменяющейся в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и температуры наддувочного воздуха.

Радиатор — трубчато-ленточный с трубками овального сечения. Радиатор закреплен через резиновые подушки на кронштейнах каркаса.

Расширительный бачок (рис. 4.1.5.2) служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагрева и повышения статического напора на всасывании водяного насоса с целью предотвращения кавитации. На расширительном бачке установлен датчик уровня охлаждающей жидкости 6, при понижении уровня ниже допустимого датчик подает сигнал, и на ЖК-дисплеее загорается символ аварийного уровня охлаждающей жидкости. На расширительном бачке установлена заливная пробка 4 и паровоздушная пробка 2.

Паровоздушная пробка имеет два клапана — впускной и выпускной (паровой). Выпускной клапан поддерживает в системе охлаждения избыточное давление, а впускной препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя.

Рисунок 4.1.5.1 — Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона:
1 — расширительный бачок; 2 — радиатор; 3 — воздухоотделительный бачок; 4 — напорный коллектор; 5 — кран прогрева двигателя; 6 — кран отопления рабочего места водителя; 7 — кран отопления салона; 8, 11, 13, 15 — салонные отопители; 9, 10, 14 — конвекторы; 12 — отопитель рабочего места водителя; 16 — подогреватель жидкостный; 17 — циркуляционный насос подогревателя; 18 — ГМП; 19 — двигатель; 20 — термостат; 21 — кран климатической установки; 22 — обратный клапан

МАЗ-203. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Для нормальной работы системы охлаждения необходимо:

— заполнять систему охлаждения только низкозамерзающей жидкостью в соответствии с Руководством по эксплуатации двигателя;

— заливать жидкость через воронку с сеткой, используя для заливки чистую заправочную посуду;

— следить за рабочей температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 80.98 °С;

— ежедневно контролировать уровень охлаждающей жидкости по символам ЖК-дисплея и при необходимости доливать. Уровень охлаждающей жидкости следует контролировать при холодном двигателе;

Читайте также:  Когда нужно промывать радиатор отопления

— при ТО-1 проверить исправность уплотнительного кольца пробки заливной горловины на расширительном бачке;

— при ТО-2 проверить функционирование клапанов паровоздушной пробки и датчика аварийного уровня жидкости в расширительном бачке;

— при ТО-2 проверить крепление радиатора;

— производить замену охлаждающей жидкости с периодичностью, приведенной в Инструкции по эксплуатации двигателя.

Для поддержания оптимального температурного режима двигателя в зимний период эксплуатации рекомендуется при работе двигателя использовать ПЖД (см. пункт 2.2.9).

В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Прочистку можно производить струей сжатого воздуха, направленной в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.

ВНИМАНИЕ! ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ В ЖАРКИй ПЕРИОД ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ВЕНТИЛЯЦИИ МОТОРНОГО ОТСЕКА НЕОБХОДИМО ОТКРЫТЬ ЖАЛЮЗИ МОТОРНОГО ОТСЕКА 13 (РИС. 4.11.1.1) НА ЗАДНЕЙ СТЕНКЕ АВТОБУСА.

ВНИМАНИЕ! ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЗИМНЮЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЗАКРЫТЬ ЖАЛЮЗИ МОТОРНОГО ОТСЕКА 13 И ЗАКРЫТЬ ШТОРКОЙ ИЗНУТРИ БОКОВУЮ РЕШЕТКУ БЛОКА РАДИАТОРОВ 14 НАПРОТИВ ОХЛАДИТЕЛЯ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА.

Из системы охлаждения и системы отопления жидкость сливается через кран на нижнем патрубке радиатора, сливную пробку рубашки охлаждения двигателя и через сливные краны на трубопроводах системы

отопления (сливные краны расположены перед передней осью). Жидкость сливать при открытой пробке заливной горловины расширительного бачка, открытых кранах системы отопления и прогрева двигателя. Под места слива охлаждающей жидкости для ее сбора должны устанавливаться емкости необходимого объема.

Рисунок 4.1.5.2 — Расширительный бачок:
1 — пароотводящий патрубок; 2 — паровоздушная пробка; 3 — хомут; 4 — пробка заливной горловины; 5, 7 — перегородка; 6 — датчик аварийного уровня; 8 — дренажная трубка; 9 — заглушка; 10 — уплотнительное кольцо

ВНИМАНИЕ! ПОСЛЕ СЛИВА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ (ДАЖЕ НА КОРОТКИЙ СРОК), ТАК КАК ЭТО ПРИВЕДЕТ К ПЕРЕГРЕВУ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ И ПРЕЖДЕВРЕМЕННОМУ ВЫХОДУ ДВИГАТЕЛЯ ИЗ СТРОЯ._

Заполнять систему охлаждения двигателя и систему отопления автобуса необходимо при холодном двигателе по край заливной горловины расширительного бачка при открытом кране быстрого прогрева двигателя, включенном отоплении салона и включенном отоплении рабочего места водителя. Удаление воздуха из систем, после их заполнения, производить при работающем двигателе и циркуляционном насосе ПЖД.

Для удаления воздуха из системы быстрого прогрева двигателя необходимо открыть кран прогрева двигателя и при выключенном отоплении салона и рабочего места водителя поддерживать средние обороты двигателя в течение 3.5 мин..

Для удаления воздуха из отопителя рабочего места водителя необходимо закрыть кран прогрева двигателя, выключить отопление салона и при включенном отоплении рабочего места водителя и открытом кране выпуска воздуха 3 (рис. 4.11.6.1) на отопителе рабочего места водителя поддерживать средние обороты двигателя до выхода охлаждающей жидкости из крана выпуска воздуха без воздушных пузырьков.

Для удаления воздуха из системы отопления салона необходимо включить отопления салона, выключить отопление рабочего

места водителя и поддерживать средние обороты двигателя в течение 3.5 мин.

Для удаления воздуха из радиаторов климатической установки необходимо снять пластиковую крышку климатической установки, включить при работающем двигателе климатическую установку на максимальную температуру, и нажав на ниппели (расположены на водяных радиаторах климатической установки) удалить воздух из радиаторов. Охлаждающая жидкость, выходящая из ниппелей вместе с воздухом стекает по каналам слива конденсата и сливается через два шланга под автобус в задней части (при необходимости поставить под шланги емкости). Выключить климатическую установку и остановить двигатель.

Читайте также:  Газовая плита для отопления частного дома

После удаления воздуха долить жидкость по край заливной горловины расширительного бачка, жидкость доливать при остановленном двигателе.

Уровень жидкости в системе охлаждения контролируется электрическим датчиком аварийного уровня. При загорании символа

необходимо проверить герметичность системы охлаждения двигателя и отопления салона, устранить утечки и заполнить систему до края заливной горловины.

ВНИМАНИЕ! КРАН БЫСТРОГО ПРОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ 3 ОТКРЫВАТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ СЛИВА И ЗАПОЛНЕНИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТЬЮ. В НОРМАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ КРАН ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАКРЫТ (РУЧКА КРАНА ДОЛЖНА РАСПОЛАГАТЬСЯ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО ТРУБОПРОВОДУ).

Маз система отопления двигателя

Система отопления и вентиляции автомобилей MA3-5335, МАЗ 5549, МАЗ-5429, MA3-5430, МАЗ-504В

Система отопления (рис. 69) включает отопитель 1, подводящие 5 и отводящие 8 шланги и детали арматуры (краники, скобки и др.).

Отопитель имеет два радиатора, наклоненных в правую сторону (по ходу тягача) на 10° для полного слива жидкости из отопителя.

Теплоносителем для отопителя служит охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя. Привод вентиляторов осуществляется электродвигателями 2, сблокированными с ними на одной оси.

Забор горячей жидкости для отопителя производится из системы охлаждения от главного водяного канала двигателя и через

шланги 5 подается в верхний радиатор, который последовательно соединен шлангом с нижним.

Отводящий шланг 8 соединяет нижний радиатор отопителя с подводящим патрубком водяного насоса двигателя. В самой нижней точке подводящего шланга установлен сливной краник 9 для слива воды из системы подводящих шлангов.

Для перекрытия доступа жидкости в систему отопления (перед пуском двигателя и в летний период) на правой водоотводящей трубе двигателя и подводящем патрубке водяного насоса установлены краники 6 пробкового типа. В корпусе краников имеются отверстия для быстрого удаления воздуха из системы отопления, которые также можно использовать для слива воды только из отопителя.

Отопитель автомобиля МАЗ-504В имеет два электродвигателя 12, 14 и два вентилятора, каждый из которых сблокирован с электродвигателем на одной оси.

При помощи переключателя включаются два электродвигателя одновременно.

При включенных электродвигателях забор воздуха осуществляется снаружи и после подогрева идет на стекла кабины и обдув пола кабины.

Для более быстрого размораживания стекол необходимо перекрыть поступление воздуха в нижнюю часть кабины.

Система вентиляции включает два вентиляционных люка 11 (рис. 69), поворотные и опускные стекла дверей кабины, а также дополнительный вентилятор, который устанавливается по требованию заказчика.

При выворачивании крышки люка И последняя перемещается относительно цилиндрической части пальца 10, фиксируется в любом положении и вместе с пальцем может поворачиваться относительно его шаровой поверхности, тем самым обеспечивается большой диапазон регулировок поступающего в кабину воздуха как по количеству, так и по направлению.

Рис. 69. Схема системы отопления кабины,
вентиляции и обдува ветрового стекла:
1— отопитель кабины; 2 — электродвигатель; 3— вентилятор; 4 — вентилятор отопителя; б— шланг подводящий; 6 — краник запорный; 7—двигатель; 8 — шланг отводящий, 9 — краник сливной; 10 — палец; 11 — вентиляционный люк; 12, 14 — электродвигатели (МАЗ-504В); 13 — рукоятки управления заслонками (МАЗ-504В)

Оцените статью