Мероприятия по качественному водоснабжению

Основные мероприятия рационального водопользования

Лекция 14. Разработка системы мер по улучшению водопользования

Основные принципы рационального использования воды.Потребление воды в любых масштабах затрагивает интересы водопользователей от самой малой деревни до крупнейших городов-мегаполисов, от уровня района до межгосударственного, поскольку это вызывает изменения в бытовой, социальной и природных сферах, причем эти изменения могут быть как позитивные так и негативные. Из этого следует необходимость комплексного рассмотрения водопользования с учетом потребностей каждого участника и при минимальном отрицательном воздействии на окружающую среду.

Водохозяственный комплекс представляет собой совокупность различных отраслей народного хозяйства, совместно использующих одного водного бассейна. Одним из основных требований к нему является рациональное обеспечение потребителя водой в достаточном объеме и соответствующего качества.

Степень рационального использования водных объектов на промышленном предприятии характеризуют следующие факторы:

· объем (процент) применения безводных технологий производства

· последовательное (повторное) использование воды в технологических операциях

· локальные замкнутые циклы систем технического водоснабжения отдельных цехов, участков и т.д.

· уровень совершенствования методов локальной очистки сточных вод, утилизации технологических продуктов при этом

· оптимизация процессов водообеспечения и водоочистки в направлении малоотходных технологий, вторичных материальных ресурсов

· полное использование очищенных сточных вод города на технические нужды промышленных предприятий

· степень использования очищенных сточных вод предприятия на сельскохозяйственные нужды

Мероприятия по улучшению водоснабжения.Для достижения целей Плана и решения поставленных задач обосновываются и разрабатываются водохозяйственные и водоохранные мероприятия по каждому виду водопользования, общебассейновые мероприятия по восстановлению, охране и управлению водными ресурсами малой реки.

Мероприятия по улучшению водоснабжения должны быть направлены на качественное и количественное улучшение водоснабжения населения, промышленности, сельского хозяйства и других потребителей.

Водоснабжение населения.На основании перспектив развития городов, поселков и сельских населенных пунктов, роста населения определяются современные и планируемые нормы водопотребления. Разрабатываются предложения по развитию коммунальных систем водоснабжения, увеличению степени охвата населения централизованным водоснабжением. Рассматривается возможность размещения крупных водозаборов из поверхностных и подземных источников. Устанавливаются объемы планируемого водопотребления, целевые показатели и стандарты качества воды для питьевого водоснабжения, план мероприятий для их достижения.

Водоснабжение промышленных предприятий.По отдельным предприятиям и отраслям приводятся планы развития производств, связанных с использованием водных ресурсов, характеризуются источники водозабора, требования к качеству воды, планируемые объемы водопотребеления, в том числе из поверхностных и подземных источников.

Отдельно выделяются водоемкие предприятия, имеющие локальные системы водоснабжения, для них обосновываются объемы водопотребления, места водозаборов.

По имеющимся проектным проработкам, существующим нормативам, бассейновым целевым показателям водопользования определяются мероприятия по совершенствованию технологии водопользования и экономии воды, внедрению оборотного и повторного использования воды, маловодных и безводных производств.

Водоснабжение сельскохозяйственного производства.В сельском хозяйстве водоемкими производствами являются орошаемое земледелие, животноводство, рыбное хозяйство.

Для орошаемого земледелия указываются планируемое развитие орошаемых земель, их размещение, площади, оросительные нормы, объемы водопотребления, водозаборы, требования к качеству воды, системы водоподачи и технологии полива, целевые показатели использования воды в орошении, планы по совершенствованию оросительных технологий и систем, достижению целевых показателей.

При планировании водоснабжения животноводческих комплексов характеризуется их количество, размещение, мощность, поголовье скота, рекомендуемые системы водоснабжения. По перспективным проработкам, проектом или утвержденным нормам определяются объемы водопотребления. Разрабатываются мероприятия по улучшению водоснабжения животноводческих комплексов и ферм.

Для товарного рыбоводства указываются перспективы развития, размещения и принципиальные схемы основных хозяйств, места водозаборов, объемы и графики водопотребеления, требования к качеству воды, целевые показатели качества воды для рыбного хозяйства, мероприятия по их достижению.

Во всех случаях производится анализ обеспеченности водными ресурсами планируемых мероприятий.

Мероприятия по регулированию водного стока.Для разработки мероприятий по регулированию водного стока приводится характеристика существующих и планируемых водохранилищ: расположение, назначение, ведомственная принадлежность, основные параметры ( емкость, площадь зеркала, длина, ширина, глубина), параметры гидроузлов и их состояние, заиление водохранилища, потери на испарение, режим стока в створе гидроузла, документы, определяющие порядок эксплуатации водохранилища и использование водных ресурсов.

Читайте также:  Альтернативные источники отопление для квартиры

Разрабатываются рекомендации по регулированию и перераспределению водных ресурсов в различных гидрологических условиях, мероприятия по ремонту, реконструкции или ликвидации гидроузлов, расчистке водохранилища, предложения по совершенствованию системы управления и правил эксплуатации водохранилищ.

По данным полевого обследования и паспортизации прудов указываются: их число, расположение, емкость, площадь зеркала, морфометрические параметры, потери воды на испарение, слой заиления, ведомственная принадлежность, назначение, проекты строительства и правила эксплуатации, состояние плотин. Устанавливается влияние прудов на водный сток в бассейне реки. Составляются предложения по ликвидации прудов неинженерного типа, использованию существующих и строительству новых прудов в перспективе.

Для улучшения экологического состояния малых рек предусматривается выполнение работ по восстановлению естественных русловых процессов. Для этого определяется общая направленность русловых процессов и их изменение с учетом намечаемых водохозяйственных и водоохранных мероприятий. При осуществлении работ по расчистке наиболее загрязненных участков русел и берегоукреплению сохраняется гидрографическая сеть и ее элементы обеспечивающие саморегулирование естественных русловых процессов, охрану природных комплексов, стариц, пойм. Для сохранения ценной растительности по берегам, при возможности предусматривать периодическую расчистку с одного берега.

Для ценных в рыбохозяйственном отношении водоемов, нерестовых рек расчистка русел рекомендуется землечерпанием до минерального дна с согласованием графика работ с рыбоохранными требованиями.

При целесообразности для сильно загрязненных рек, рассматривается возможность промывки русла в паводки с определением потребных расходов, специальными попусками из водохранилищ. Рекомендуются площади складирования вынутого грунта или его использование.

При берегоукреплении должны рассматриваться возможности применения упрощенных видов креплений из местных материалов и крепление берегов растительностью.

«МР 2.1.4.0143-19. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Методика по оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27.03.2019) (с изм. от 11.11.2019)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Руководитель Федеральной службы

по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека,

Главный государственный санитарный

врач Российской Федерации

27 марта 2019 г.

2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

ПО ОЦЕНКЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПОДАВАЕМОЙ

СИСТЕМАМИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

1. Разработаны: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное бюджетное учреждение науки «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (д.м.н. С.А. Горбанев, д.м.н. К.Б. Фридман, к.м.н. Г.Б. Еремин, Е.А. Бадаева, Ю.А. Новикова); Федеральное бюджетное учреждение науки «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (д.м.н. А.В. Тулакин); Федеральное бюджетное учреждение науки «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (д.б.н. И.В. Май); Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу (Н.С. Башкетова).

2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 27 марта 2019 г.

3. Введены впервые с момента утверждения.

I. Общие положения и область применения

1.1. Качественная питьевая вода должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде в естественном состоянии или после водоподготовки, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам по совокупности показателей, характеризующих ее безопасность в эпидемическом и радиационном отношении, безвредность по химическому составу и имеющую благоприятные органолептические свойства.

1.2. Целью настоящей методики является оценка повышения качества питьевой воды, подаваемой централизованными системами питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее — система централизованного водоснабжения), с учетом реализации мероприятий федерального проекта «Чистая вода».

1.3. Методика предназначена для органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих эксплуатацию централизованных систем водоснабжения: водоподготовку, транспортировку (подачу) воды абонентам при работе системы централизованного водоснабжения в штатном режиме.

Читайте также:  Как правильно посчитать радиаторы отопления

1.4. Объектом оценки является качество питьевой воды систем централизованного водоснабжения и обеспеченность населения качественной питьевой водой.

1.5. Результаты оценки используются для определения эффективности реализации региональных программ и планов мероприятий по управлению качеством питьевой воды систем централизованного водоснабжения, а также как основа для информирования населения и органов власти об уровне обеспеченности населения качественной питьевой водой, проведения контрольно-надзорных мероприятий.

1.6. Для оценки качества питьевой воды, подаваемой населению централизованными системами водоснабжения, и эффективности мероприятий по управлению качеством питьевой воды используются:

а) оценка качества воды на соответствие гигиеническим нормативам;

б) обеспеченность населения качественной питьевой водой по критериям безопасности и безвредности;

в) обеспеченность населения питьевой водой с благоприятными органолептическими свойствами.

II. Нормативные документы

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 N 656 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

III. Оценка качества питьевой воды систем

3.1. Определение соответствия качества воды источников централизованного водоснабжения и питьевой воды требованиям законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется органами Роспотребнадзора по результатам исследований проб воды, отобранных в рамках контрольно-надзорных мероприятий, социально-гигиенического мониторинга и производственного контроля.

3.2. Контрольно-надзорные мероприятия за организацией хозяйственно-питьевого водоснабжения осуществляются органами Роспотребнадзора на основе риск-ориентированных подходов и по обращениям граждан в соответствии с требованиями законодательства.

3.3. Социально-гигиенический мониторинг качества воды централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения проводится органами и учреждениями Роспотребнадзора в соответствии с нормативно-методическими документами, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3.4. Производственный контроль качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения обеспечивается осуществляющими эксплуатацию системы централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения организациями по рабочей программе, согласованной с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор .

Ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении».

Выбор точек наблюдения, периодичность отбора проб и контролируемые показатели качества воды определяются на основании законодательства Российской Федерации и нормативно-методических документов, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Определение показателей химического состава питьевой воды, подлежащих производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании результатов оценки химического состава воды источников водоснабжения, а также существующей технологии водоподготовки (и ее изменении) с учетом используемых реагентных методов обработки воды и региональных особенностей.

Количество и периодичность исследований воды устанавливается с учетом численности населения, обеспечиваемого водой из конкретной системы водоснабжения, для соблюдения равномерности получения информации о качестве воды в течение года.

Лабораторный производственный контроль осуществляется в следующих точках:

— перед поступлением в распределительную сеть;

— в точках водоразбора наружной водопроводной сети (уличные водоразборные устройства);

— в тупиковых точках наружной водопроводной сети (уличные водоразборные устройства);

— в точках на возвышенных участках наружной водопроводной сети (уличные водоразборные устройства);

Читайте также:  Как подключить датчик теплых полов от выключателя

— точках внутренней водопроводной сети.

Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

3.5. Для оценки качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения используются данные лабораторного контроля, полученные при проведении контрольно-надзорных мероприятий, социально-гигиенического мониторинга и производственного контроля.

3.6. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года:

— ни в одной пробе не зарегистрировано превышений гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;

— уровни ОМЧ, ОКБ не превышают гигиенические нормативы более чем в 95% проб;

— уровни показателей органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ не превышают гигиенические нормативы более чем на величину ошибки метода определения.

Примечание: На период реализации мероприятий инвестиционных программ, в том числе федерального проекта «Чистая вода», могут быть приняты следующие отклонения, с соответствующим обоснованием, качества питьевой воды :

Указанные величины могут быть установлены по постановлению (решению) Главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки при наличии инвестиционной программы.

— органолептические свойства: запах и привкус 0,3 — 0,1 — 1000 — 7,0 —

Эф — определенная эффективность очистки (%),

C1 — концентрация вещества в исходной воде до обработки воды (мг/л),

C2 — концентрация вещества после обработки воды (мг/л).

3.8. Результаты расчета эффективности мероприятий могут использоваться при разработке и утверждении региональных программ и для оценки улучшения качества питьевой воды систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в ходе их реализации.

3.9. Результаты производственного лабораторного контроля, расчет эффективности очистки направляются организациями, осуществляющими водоснабжение, в территориальные органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

IV. Оценка обеспеченности населения качественной

4.1. Для оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой органами и учреждениями Роспотребнадзора проводится статистическая обработка результатов органолептических, обобщенных показателей, ОМЧ, ОКБ, неорганических и органических веществ проб питьевой воды, отобранных в течение календарного года.

Из расчета средних уровней показателей исключаются некорректные данные (так называемые «выбросы»).

4.2. Снабжение населения качественной питьевой водой признается при соблюдении условий, указанных в п. 3.6.

4.3. Расчет обеспеченности населения качественной питьевой водой проводится для каждого субъекта Российской Федерации и населенных пунктов на основе анализа результатов качества питьевой воды, подаваемой конкретной системой водоснабжения.

Количество населения, обеспечиваемого конкретной системой централизованного водоснабжения, определяется по данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих водоснабжение.

4.4. Расчет целевого показателя «доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %» проводится по формуле 2:

N — доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %;

A1 — количество населения, снабжаемого качественной водой в соответствии с критериями, определенными в п. 3.6 Методики;

A — общее количество населения, обеспеченного питьевым водоснабжением.

4.5. При оценке обеспеченности населения качественной питьевой водой для обоснования безопасности и безвредности воды может использоваться методология оценки риска здоровью населения.

4.6. Для оценки эффективности мероприятий по повышению качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения, используются показатели оценки качества питьевой воды и эффективности мероприятий в соответствии пп. 3.6 и 3.7 Методики.

4.7. Результативность мероприятий федерального проекта «Чистая вода» оценивается по динамике показателя «доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %».

4.8. Результаты расчета обеспеченности населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения оформляются в соответствии с рекомендуемой формой отчета, представленной в приложении к настоящим методическим рекомендациям.

Период реализации федерального проекта (год)

Оцените статью