Требования охраны труда при эксплуатации системы отопления
3.5.1. Котельное отделение должно содержаться в чистоте и порядке, не загромождаться посторонними предметами. Двери котельного отделения в пути следования должны быть заперты на ключ и, открываться только при необходимости.
3.5.2. Контакты нагревательных элементов котла вместе с монтажными проводами должны быть закрыты специальными защитными кожухами. Независимо от наличия или отсутствия высокого напряжения на нагревательных элементах котла поднимать защитный кожух запрещается.
3.5.3. Перед включением нагревательных элементов котла или растопкой его твердым топливом необходимо убедиться в наличии воды в котле и в системе отопления. При отсутствии воды в котле и в системе отопления включение нагревательных элементов или разогрев топки котла не допускается.
3.5.4. В вагоне с комбинированным отоплением при исправном состоянии отопительных приборов проводник должен производить включение отопления с помощью пакетных выключателей, ставя их в положение, соответствующее автоматическому режиму отопления вагона.
3.5.5. При экипировке вагона твердым топливом через боковую тамбурную дверь проводник должен запереть противоположную боковую и торцевую двери вагона на ключ.
3.5.6. Техническое обслуживание котла необходимо производить в головном уборе, рукавицах, халате, при закрытых боковых дверях тамбура.
3.5.7. Растопку котла необходимо производить бумагой и мелко наколотыми дровами. По мере разгорания дров топку загружают топливом равномерно по колосниковой решетке. При этом дверца топки должна быть закрыты, а дверца зольника открыта. Применять дрова, длина которых превышает размеры топки, а также топливо, несоответствующее эксплуатационным документам вагона, не допускается
3.5.8. При работе системы отопления на твердом топливе перед растопкой котла необходимо:
-закрыть боковые тамбурные двери и угольные карманы;
-убедиться, что дверца лючка для чистки газохода плотно закрыта;
— проверить исправность и правильную установку колосниковой решетки и пламегасителя, открытие вентилей и заслонок, обеспечивающих циркуляцию воды в системе отопления.
— проверить исправность ручного и циркуляционного водяного насоса.
3.5.9. Открывать дверцу топки котла следует осторожно (не резко), находясь на расстоянии 500-700 мм от дверцы во избежание выброса пламени топочными газами и ожогов лица и рук. Зольник в это время должен быть закрыт.
3.5.10.Во время работы котла проводник должен постоянно следить за наличием воды в расширителе путем открытия крана на контрольной трубе, при отсутствии воды в кране необходимо систему пополнить из системы водоснабжения при помощи ручного насоса, не допуская кипения воды в расширителе.
3.5.11.Запрещается при включенном высоковольтном комбинированном
отоплении производить подкачку воды ручным насосом в систему отопления.
3.5.12. При снижении уровня воды в системе ниже допустимого и невозможности ее пополнить необходимо прекратить топку котла, а при отрицательных температурах наружного воздуха полностью слить воду из систем отопления и водоснабжения во избежание ее замерзания поставив при этом в известность начальника поезда или поездного электромеханика.
3.5.13. При очистке топки котла запрещается горячий уголь удалять сразу
из топки. Его следует опустить в зольник и, дождавшись его остывания, переложить в ведро, а затем удалить из вагона в предусмотренные для этого мусоросборники на железнодорожных станциях.
3.5.14. При помешивании топлива и очистки котла от шлака, а также при других работах с горящим углем нужно остерегаться попадания раскаленного угля и шлака на тело или одежду.
3.5.16. Проводнику запрещается:
-хранить в котельном отделении тряпки, ветошь, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы (керосин, бензин, масло) и разжигать ими котел;
-топить котел при уровне воды ниже допустимого, с неисправными дымовытяжными трубами и флягаркой;
-выбрасывать пустые банки из-под угля, горящий уголь и шлакиз вагона на пути или междупутья как на стоянках, так и на ходу поезда;
-тушить топку водой или снегом;
-оставлять без надзора действующие отопительные приборы.
— проводить растопку котла при неисправном запорном устройстве топки и открытой заслонке прерывателя тяги котла, а также отсутствии или неисправности колосниковой решетки и пламегасителя;
3.5.17.В случае течи воды из котла комбинированного отопления для ее устранения и удаления скопившейся воды необходимо отключить высоковольтные нагреватели котла отопления установкой переключателя режимов отопления этого вагона в нулевое положение.
В случае срабатывания аппаратов защиты высоковольтных нагревателей
котла отопления и повреждении других высоковольтных устройств вагонов дежурные проводники должны немедленно доложить поездному электромеханику или начальнику поезда.
3.5.18. Для избежания ожога горячей водой при выпуске воздушных пробок из труб системы отопления и горячего водоснабжения (если в этом возникает необходимость), открывать воздушные краны этих систем следует плавно, выпуская из них воздух и воду только в инвентарные емкости, с помощью шлангов.
3.5.19. Проводить влажную уборку котельного отделения при наличии высокого напряжения на вагоне запрещается. После выхода вагона из отстоя необходимо предварительно до подачи напряжения на электронагревательные элементы котла протопить котел углем для просушки.
Требования техники безопасности при эксплуатации систем отопления
Техническое обслуживание котла необходимо производить в головном уборе, рукавицах, халате, при закрытых боковых дверях тамбура.
Котельное отделение должно содержаться в чистоте и порядке, не загромождаться посторонними предметами.
Двери котельного отделения в пути следования должны быть заперты на специальный ключ, и открываться только при необходимости.
— хранить в котельном отделении тряпки, ветошь, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы (керосин, бензин, масло) и разжигать ими котел;
— топить котел при уровне воды ниже допустимого, с неисправными дымо-вытяжными трубами;
— выбрасывать пустые банки из-под угля, горящий уголь и шлак из вагона на пути или междупутья, как на стоянках, так и на ходу поезда;
— тушить топку водой или снегом;
— оставлять без надзора действующие отопительные приборы;
— при включенном высоковольтном комбинированном отоплении производить подкачку воды ручным насосом в систему отопления.
При экипировке вагона твердым топливом через боковую тамбурную дверь проводник должен запереть противоположную боковую и торцевую двери вагона на трёхгранный ключ.
Перед растопкой котла проводник вагона должен проверить:
— наличие воды в системе отопления;
— исправность и правильную установку колосников;
— исправность водяного насоса;
— открытие вентилей и заслонок, обеспечивающих циркуляцию воды в системе отопления.
Растопку котла необходимо производить бумагой и мелко наколотыми дровами. По мере разгорания дров топку загружают топливом равномерно по колосниковой решетке. После загрузки топлива дверца топки должна быть закрыта, а дверца зольника открыта.
Во время работы котла проводник должен постоянно следить за наличием воды в расширителе путем открытия водопробного крана, не допуская кипения воды в расширителе.
Открывать дверцу топки котла следует осторожно (не резко), находясь на расстоянии 500-700 мм от дверцы во избежание выброса пламени топочными газами и ожогов лица и рук. Зольник в это время должен быть закрыт.
При очистке топки котла запрещается горячий уголь удалять сразу из топки, его следует опустить в зольник и, дождавшись его остывания, переложить в ведро, а затем удалить из вагона в предусмотренные для этого мусоросборники на железнодорожных станциях.
При помешивании топлива и очистки котла от шлака, а также при других работах с горячим углем нужно остерегаться попадания раскаленного угля и шлака на тело или одежду.
В вагоне с комбинированным отоплением при исправном состоянии отопительных приборов проводник должен производить включение отопления с помощью пакетных выключателей, ставя их в положение, соответствующее автоматическому режиму отопления вагона.
В случае течи воды из котла комбинированного отопления для ее устранения и удаления скопившейся воды необходимо отключить высоковольтные нагреватели котла отопления (установить переключатели режимов отопления вагона в нулевое положение).
В случае срабатывания аппаратов защиты высоковольтных нагревателей котла отопления и повреждения других высоковольтных устройств вагона дежурный проводник должен о случившемся немедленно доложить поездному электромеханику и начальнику поезда.
Эксплуатация системы отопления
Эксплуатация системы водяного отопления – комплекс обязательных мероприятий, необходимых для эффективной, безопасной работы оборудования и трубопроводов отопления. Существуют различные версии инструкций по обслуживанию, контролю и профилактике отопления – но они больше всего ориентированы на устаревшие конфигурации комплекса обогрева с элеваторными узлами, стальными трубами и задвижками.
Материал нашей публикации дает обзор алгоритма эксплуатации индивидуальных систем отопления частных домов, централизованного поквартирного обогрева помещений.
Требования к устройству системы отопления
К устройству систем водяного отопления, независимо от конфигурации, существует ряд общих требований:
- Отдельные элементы системы (радиаторы, теплогенераторы, насосы, расширительные баки, прочие узлы) должны оснащаться отключающей или регулирующей арматурой – в зависимости от функционального назначения и режима работы;
- Приборы отопления следует размещать в зонах наибольших тепловых потерь, при этом к ним должен быть обеспечен свободный доступ для очистки, отключения и снятия устройства;
- В системах с горизонтальной ориентацией трубопроводов должен соблюдаться нормативный уклон не менее 2% (2 см на 1 погонный метр коммуникаций) для обеспечения свободного слива теплоносителя и препятствования образованию воздушных пробок;
- Наружные участки трубопроводов отопления должны качественно изолироваться для избежания тепловых потерь или размораживания;
- Подбор конструкции и установку экранов следует производить с учетом минимального их воздействия на теплоотдачу приборов отопления;
- Системы отопления должны оборудоваться кранами для слива теплоносителя и устройствами (ручными или автоматическими) для удаления скопившегося воздуха;
- Автономные системы должны оснащаться обязательными элементами – группами безопасности и расширительными баками;
- В случае сезонного использования комплекса обогрева в качестве теплоносителя рекомендуется использовать незамерзающие жидкости – антифризы.
Тепловая изоляция труб отопления на чердаке
Требования к квартирному участку централизованного отопления несколько проще. Рекомендуется оснащать радиаторы запорно-регулирующей арматурой, приспособлениями для удаления воздуха. Независимо от конфигурации общедомовой системы отопления должно соблюдаться одно требование – в результате регулировки отдельных радиаторов не должно ограничиваться теплоснабжение смежных квартир.
Порядок эксплуатации системы отопления
В процессе эксплуатации должны выполняться следующие задачи:
- Равномерное распределение тепла по отапливаемым помещениям;
- Безаварийная работа оборудования, контроль за величиной давления и температуры – они не должны достигать критических значений;
- Отсутствие воздушных пробок;
- Минимальное потребление топлива – максимальная эффективность работы системы;
- Оперативное регулирование рабочих параметров.
Для выполнения этих задач необходимо с определенной периодичностью выполнять следующие мероприятия:
- Визуальный осмотр труднодоступных компонентов системы – 1 раз в месяц.
- Осмотр запорной и регулирующей арматуры, насосных агрегатов, устройств автоматики и безопасности – 1 раз в 10 дней;
- Удаление воздуха из системы (при использовании ручных устройств) – по мере накапливания, но не реже 1 раза в неделю;
- Очистка теплоотдающих поверхностей отопительных приборов (радиаторов, конвекторов) – по мере загрязнения, рекомендуется не реже 1 раза в месяц;
- Периодический осмотр запорной арматуры, проверка ее закрытием на герметичность. Кроме того, регулярное закрытие/открытие кранов (1 раз в 2 недели) препятствует «прикипанию», заклиниванию рабочих элементов – шаров и клапанов.
- Своевременная замена уплотнений – в случае образования утечек;
- Регулярная (по степени загрязнения) промывка фильтров очистки теплоносителя;
- Ежедневный контроль за величиной давления, температуры, массового расхода теплоносителя, своевременная подпитка системы водой (по необходимости);
- Проверка радиаторов и трубопроводов на предмет образования воздушных пробок или засоров – при снижении температурного режима в помещении. Препятствующие нормальной циркуляции теплоносителя образования чаще всего нетрудно определить наощупь;
- Для систем отопления открытого типа с естественной циркуляцией – регулярное наблюдение за наличием воды в открытом расширительном баке.
Что касается величины температуры и давления теплоносителя, то для автономных систем они обычно не превышают 75 0 С и 3,0 кгс/см 2 . Повышение температуры более 90 0 С часто влечет образование твердых отложений – накипи. Высокие значения температуры и давления значительно снижают срок службы пластиковых (полимерных) трубопроводов, применяемых для монтажа комплексов обогрева.
Пуск, профилактика, испытания системы отопления
Пуск системы отопления имеет свои особенности для квартир с централизованными сетями и автономными комплексами. Опрессовка систем центрального отопления проводится теплоснабжающими организациями обычно после завершения отопительного сезона. О проведении мероприятий жильцы оповещаются объявлением.
После проведения всех технических мероприятий жильцам следует провести визуальный осмотр компонентов системы – трубопроводов, радиаторов, арматуры, уплотнений на предмет образования утечек, запотевания и тому подобное. Любое проявление воды сигнализирует о будущей возможной утечке. Поэтому в целях безопасности ненадежный элемент лучше заменить.
В случае наличия технической возможности владелец квартиры может самостоятельно снять и промыть батареи отопления. При пуске системы многие рекомендуют не включать сразу радиатор, а направить теплоноситель помимо него – по байпасу, если таковой имеется. Слишком раннее включение батареи может повлечь излишнее загрязнение ее внутренней поверхности – при пуске сетей из магистралей во внутридомовые сети попадает большое количество песка, ржавчины, грязи.
Пуск автономной системы отопления следует производить при положительной температуре в помещениях. Что касается промывки систем отопления, то здесь возможны разные ситуации. Общепринятое правило гласит о необходимости ежегодной промывки системы после окончания отопительного сезона.
Производить ежегодную промывку закрытых систем, выполненных из неподверженных коррозии материалов – полимеров, меди, алюминия – не всегда целесообразно. Загрязнение систем закрытого типа минимально за счет отсутствия продуктов разложения материалов и редкого пополнения объема теплоносителя. При подобных конфигурациях комплекса отопления промывку следует проводить по мере снижения эффективности работы радиаторов – это сигнализирует об образовании отложений.
Ежегодная промывка – дело каждого владельца частного дома. Следует сказать, что промывка системы всегда влияет на ее эффективность только положительно. Промывка оборудования производится обычно через подключение к сети холодного водоснабжения – до полного осветления воды. Промывка обязательна после проведения ремонта отдельных элементов. В случае серьезных загрязнений производят операции по глубокой промывке и прочистке отопительного оборудования.
Отложения в стальном трубопроводе отопления
После окончания промывки систему рекомендуется заполнить теплоносителем – это значительно снижает скорость коррозии. Заполнение отопления деаэрированной, химочищенной водой или конденсатом в бытовых условиях затруднительно – поэтому систему чаще всего заполняют обычной водой.
Теплоснабжающие организации проводят проверку сетей на плотность и прочность самостоятельно, независимо от владельцев квартир. Давление опрессовки при этом варьируется от 6 до 10 кгс/см 2 . Поднимать давление до подобных величин в автономных индивидуальных системах отопления несколько нерационально.
Рабочее давление в автономных комплексах никогда не превышает предел срабатывания предохранительного клапана – 3,0 кгс/см 2 . Превышение этого значения вызовет срабатывание устройства, а повышение до 6 – 10 кгс/см 2 чаще всего влечет повреждение материалов герметизации соединений, а то и других компонентов сети – труб, радиаторов.
Поэтому гидравлическое испытание рекомендуется проводить со снятым ПК, давление испытания не более 1,5Рраб = 4,5 кгс/см 2 . Указанной величины давления достаточно для обнаружения критических утечек, но оно безопасно для конструктивных элементов системы. Набирать опрессовочное давление следует плавно, при достижении нужной величины выдерживается временной интервал в 10 минут. После этого проводится визуальный осмотр системы. При обнаружении утечек они устраняются и проверка на герметичность производится снова.
Ежегодная опрессовка автономной системы выявляет обычно утечки в соединениях, негерметичность резиновых, синтетических и иных уплотнений. При проведении промывок и проверок на плотность отопительный котел следует отсечь арматурой – операции с ним проводятся отдельно.
Эксплуатация системы отопления подразумевает под собой выполнение ряда обязательных действий со стороны владельца жилья. Добросовестное и качественное, своевременное их исполнение повышают эффективность работы оборудования (при этом экономится топливо), продлевает срок службы котла, отопительных приборов, трубопроводов, других элементов.