Методы расчета тарифов водоснабжения

Содержание
  1. Методы расчета тарифов водоснабжения
  2. Расчет тарифа на водоснабжение и воду
  3. Виды тарифов
  4. Что мы делаем
  5. Как производится расчет тарифов на водоснабжение
  6. Расчет тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат)
  7. Анализ схем сетей водоснабжения
  8. Формирование баланса водопотребления на период регулирования
  9. Изучение технологического процесса водоснабжения
  10. Нормативный расчет расхода воды на технологические нужды, расчет потерь воды при ее производстве и транспортировке на период регулирования
  11. Формирование баланса водоснабжения
  12. Расчет нормативного расхода материалов (химических реагентов и прочих материалов) для очистки и обеззараживания воды и затрат на их приобретение
  13. Расчет нормативного расхода электроэнергии и затрат на покупку электроэнергии
  14. Расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды с фонда оплаты труда
  15. Расчет расходов на амортизационные отчисления
  16. Расчет расходов на ремонт
  17. Расчет расходов на аренду и лизинговые платежи
  18. Расчет расходов на покупную продукцию
  19. Расчет цеховых расходов
  20. Расчет административных расходов
  21. Расчет расходов на уплату налогов и сборов
  22. Расчет нормативной прибыли
  23. Расчет тарифов на воду
  24. Формирование производственной программы по водоснабжению
  25. Формирование тарифного предложения (тарифной заявки) для установления тарифов на воду

Методы расчета тарифов водоснабжения

Одной из наиболее важных отраслей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является водоснабжение, так как от качества потребляемой воды напрямую зависит здоровье населения страны.

Водоснабжение – комплекс организационно-технических мероприятий для обеспечения потребителей водой из поверхностных или подземных источников. Совокупность инженерно-технических сооружений, используемых для поставки питьевой воды (либо воды требуемого качества для использования в промышленности) от источника водоснабжения до потребителя через систему наружных и внутренних коммуникаций, называется водопроводом [1].

Предприятия, работающие в сфере водоснабжения и водоотведения, характеризуются следующими общими признаками:

– сложная инженерная инфраструктура (сети водопровода, канализации);

– непрерывность процесса производства;

– невозможность потребителей отказаться от получения данной услуги на значительный срок;

– невозможность компенсации недопроизводства одной отрасли за счет включения затрат в другие отрасли;

– тесная взаимосвязь производственных процессов от местных условий.

Рассматривая полученные теоретические данные, необходимо отметить, что качество жизни населения напрямую зависит от качества поставляемых ресурсов организациями коммунального комплекса. Однако в России состояние основных фондов водоснабжающих организаций можно считать удовлетворительным.

Таким образом, в России в 2015 г. около 45 % сетей нуждаются в замене. Во Владимирской области ситуация складывается худшим образом, на данной территории необходимо заменить более половины оборудования водоснабжения [3].

Соотношение общего количества водопроводных сетей и сетей, нуждающихся в замене

Чаще всего организации эксплуатируют оборудование водопроводно-канализационного хозяйства, датированное 1975–1980 гг. выпуска, что ведет к низкому уровню качества питьевой воды, поставляемой потребителям. В соответствии с результатами федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды в субъектах Российской Федерации, доля источников и водопроводов, не отвечающих санитарным нормам и правилам, во Владимирской области составляет 24,53 %, тогда как в Ивановской области – 4,28 %, в Нижегородской – 7,36 % [4].

Также необходимо отметить, что использование оборудования с высокой степенью износа ведет к возникновению частых аварий. Устранение указанных неполадок требует от ресурсоснабжающей организации дополнительных затрат на ремонт, а также на заработную плату работников, что значительным образом влияет на ее финансовое состояние и лишает организацию возможности развиваться и реновировать оборудование постепенно.

Основным выводом, исходя из представленных данных, является то, что организациям, осуществляющим водоснабжение населения, необходимо осуществлять масштабное обновление оборудования. Однако большинство ресурсоснабжающих организаций Владимирской области находятся на грани банкротства, таким образом, капитальный ремонт или замену оборудования они могут осуществить только путем включения данных затрат в тариф для потребителей их услуг.

Устанавливаются тарифы органами государственной власти субъектов Российской Федерации и согласовываются местными органами самоуправления в определенном законом порядке, при этом рост тарифов на питьевую воду и водоотведение в среднем по субъекту не должен превышать установленных предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях. Указанные индексы устанавливаются ежегодно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), однако могут быть повышены после согласования на муниципальном уровне [2].

Рассмотрим основную методику расчета тарифов на холодную воду. Стоит отметить, что, оплачивая подачу холодной воды, потребитель платит не только за саму воду, но и за организацию ее подачи.

В стоимость воды могут входить:

1) расходы на энергоресурсы;

2) затраты на приобретение материалов для очистки воды, которые требуются для соответствия воды нормам СанПиН;

3) затраты на проведение лабораторных исследований качества воды;

4) оплата труда сотрудников организации, включая отчисления на социальные нужды;

5) аренда необходимого оборудования для оказания регулируемой услуги;

6) расходы на содержание оборудования, проведение текущего и капитального ремонта;

7) налоговые платежи (такие как налог на прибыль или налог по УСНО, водный налог, налог на имущество организации и др.);

8) прочие расходы, например затраты на оформление лицензий и разрешений, утилизацию отходов, экологию и прочее.

Все затраты считаются строго в соответствии с установленными законом нормами для каждой ресурсоснабжающей организации в соответствии с ее индивидуальными особенностями. При этом тарифы в разных муниципальных образованиях одного региона могут отличаться. Это происходит по той причине, что в каждом муниципальном образовании есть своя ресурсоснабжающая организация. Каждая такая организация отличается от других размером и качеством эксплуатируемого имущества, а также условиями, в которых она осуществляет свою деятельность. Чем сложнее условия и обширнее имущественный комплекс для оказания услуг холодного водоснабжения, тем больше затрат будет заложено в тариф.

Читайте также:  Источником водоснабжения установок пенного пожаротушения должны служить водопроводы

При установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы [5]:

а) метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Указанный метод используется для новых организаций. В соответствии с данным методом анализируются экономически обоснованные расходы (затраты), необходимые для реализации производственных программ (при наличии – инвестиционных программ);

б) метод доходности инвестированного капитала.

В ходе установления тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение дохода, равного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется в аналогичных условиях.

в) метод индексации;

Данным методом расчет осуществляется на долгосрочный период в течение трех лет для новой организации. Расчет производится с учетом изменения цен на материалы, работы и услуги, которые были использованы на предыдущий год регулируемого периода;

г) метод сравнения аналогов.

В ходе установления тарифов указанным методом производится анализ деятельности различных организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сопоставимых условиях.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э были утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Именно этими указаниями руководствуются органы регулирования при расчете тарифов для ресурсоснабжающих организаций.

Общая формула расчета тарифа согласно методике имеет следующий вид:

где Ti – тариф, устанавливаемый для ресурсоснабжающей организации на i-ый год (руб./куб. м);

HBBi – необходимая валовая выручка регулируемой организации, включающая все затраты, относящиеся на регулируемый вид деятельности (руб.);

Qi – объем реализации воды (принимаемых сточных вод) потребителям ресурсоснабжающей организации (куб. м).

Для того, чтобы рассчитать затраты организации, понесенные ей для осуществления регулируемой деятельности, используется такой показатель, как необходимая валовая выручка, которая включает все затраты организации за указанный период. При имеющихся фактических данных о работе предприятия в предыдущие годы данный показатель может быть рассчитан по следующей формуле:

где ОРi ф – операционные расходы, определенные на i-й год исходя из фактических значений параметров расчета (указанные расходы не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования);

НРiф – неподконтрольные расходы в i-м году, фактически понесенные регулируемой организацией и документально подтвержденные материалами, представленными в соответствующем тарифном деле. К ним относятся расходы, которые связаны с изменениями требований в законодательстве, корректировкой состава активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности а также иные расходы, на которые организация не может повлиять;

ПРi ф – фактическая прибыль, определяемая на i-й год с применением фактической ставки налога на прибыль в i-м году;

ΔРезi ф – величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до начала очередного долгосрочного периода регулирования, в том числе до перехода к определению тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, определяемая на i-й год;

РЭi ф – расходы на приобретение энергетических ресурсов, а также холодной воды в рассматриваемом году, определенные исходя из фактических значений объема потребленных энергоресурсов, а также цены на них;

ΔИi – величина отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы, тыс. руб.;

ΔЦПi – степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, тыс. руб.

ΔДГОi – корректировка, связанная с изменением доходности долгосрочных государственных обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при установлении регулируемых тарифов в предыдущем регулируемом году, тыс. руб.;

В целях расчета НВВiф за 1-й и 2-й год долгосрочного периода регулирования при расчете показателей, ΔНРi ф , ΔИi, ΔЦПi, ΔДГОi учитываются результаты деятельности регулируемой организации соответственно в предпоследнем и последнем годах предшествующего долгосрочного периода регулирования в соответствии с фактическими данными, представленными организациями.

Вторым наиболее важным показателем при расчете тарифа является объем реализации услуги, так как его снижение напрямую влияет на рост тарифов. Расчет объема реализации услуг осуществляется по следующим формулам:

(3)

где Qi – объем реализации воды, отпускаемой потребителям (планируемой к отпуску) в году i (тыс. куб. м);

Qi нп – расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году i, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить) (тыс. куб. м). Указанная величина может принимать в том числе отрицательные значения;

ΔQi н – планируемое в регулируемом году изменение объема реализации воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предыдущему регулируемому году, связанное с изменением нормативов потребления воды (тыс. куб. м). Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

ti – темп изменения реализации воды. В случае, если отсутствуют данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы, указанный показатель рассчитывается без учета отсутствующих данных. Темп изменения потребления воды не должен превышать 5 % в год.

Авторы предлагают усовершенствовать и дополнить формулу расчета необходимой валовой выручки (1), так как она не охватывает всех аспектов деятельности предприятия.

где Аi ф – амортизация,

НПi ф – нормативная прибыль,

ППi ф – расчетная предпринимательская прибыль (для гарантирующей организации),

ВДi ф – недополученные или излишне полученные доходы организации.

Предлагаемая формула(4) является более простой и ёмкой. В нее добавлены такие факторы, как амортизация, нормативная прибыль, предпринимательская прибыль (для гарантирующей организации), недополученные или излишне полученные доходы организации.

Читайте также:  Что необходимо для схемы водоснабжения

Использование формулы (4) позволит сделать расчет расходов регулируемых организаций экономически обоснованным, также позволит регулирующему органу включать в необходимую валовую выручку все затраты, которые необходимы предприятиям для успешного функционирования.

Любой ресурсоснабжающей организации для того, чтобы оказывать качественную услугу потребителям, необходим определенный уровень затрат, заложенный в тариф. При недостаточном включении расходов предприятия в необходимую валовую выручку возникает необходимость экономии и отсутствует возможность реконструкции и модернизации основных фондов, то есть водопроводных сетей. Однако органу регулирования при установлении тарифов стоит соблюдать баланс интересов потребителей и продавцов, так как завышение тарифов может негативно сказаться на потребителях. Таким образом, качество подаваемой воды может быть улучшено при выверенном подходе к ценообразованию на услуги водоснабжающих предприятий.

Расчет тарифа на водоснабжение и воду

Виды тарифов

Что мы делаем

ООО «Энерго Тарифный Холдинг» выполняет расчеты тарифов:

  • на питьевую воду;
  • техническую воду;
  • транспортировку воды;
  • на горячую воду (при открытой и закрытой системе теплоснабжения).

Как производится расчет тарифов на водоснабжение

Расчет тарифов производим следующими методами:

Специалисты нашей компании производят корректировку установленных долгосрочных тарифов.

При формировании тарифной заявки производится расчет показателей надёжности и качества оказываемых услуг, а также формируется программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Расчеты производятся в соответствии с действующим законодательством и методиками. В составе тарифной заявки формируется производственная программа по водоснабжению.

Расчет тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат)

В случае, если для организации, оказывающей услуги по водоснабжению или транспортировке воды, тарифы на воду или транспортировку воды устанавливаются впервые (новая организация или услуги по водоснабжению/транспортировке воды ранее не оказывались), для расчета применяется Метод экономически обоснованных расходов (затрат). Его иногда называют «Метод НВВ» (НВВ — необходимая валовая выручка). Методика расчета тарифов на воду и транспортировку воды методом экономически обоснованных расходов (затрат) утверждена приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Расчет тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат), выполняемый нашими специалистами, включает следующие этапы:

Анализ схем сетей водоснабжения

Составляется спецификация к схемам сетей водоснабжения – информация по схеме расписывается по участкам между колодцами с указанием номеров колодцев, точек подключения абонентов, длин участков сетей, диаметров, количества пожарных гидрантов, количества запорной арматуры, установленной на сетях.

Генеральный план для расчета тарифов на воду

Формирование баланса водопотребления на период регулирования

Баланс водопотребления для расчета тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат) формируется на основании заключенных с потребителями услуг договоров водоснабжения или договоров транспортировки воды.

Изучение технологического процесса водоснабжения

Изучение технологического процесса водоснабжения при формировании тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат) включает:

  • изучение технологической схемы подъема, очистки и транспортировки воды; механических, химических и иных методов очистки и обеззараживания воды;
  • изучение используемых химических реагентов, реактивов, норм их расхода при очистке и обеззараживании воды;
  • изучение характеристик оборудования, используемого при подъеме, очистке и транспортировке воды;
  • изучение характеристик приборов учета поднятой воды, транспортируемой воды и приборов учета, установленных у потребителей.
  • Технологические процессы на ВЗУ (PDF)
  • Технологические решения на ВЗУ (PDF)
  • Технологическая схема ВЗУ (PDF)

Нормативный расчет расхода воды на технологические нужды, расчет потерь воды при ее производстве и транспортировке на период регулирования

Расчет расхода воды на технологические нужды, потерь воды при ее производстве и транспортировке в централизованной системе водоснабжения выполняется нашими специалистами на основании приказа Минстроя России от 17.10.2014 № 640/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке».

Формирование баланса водоснабжения

Баланс водоснабжения для расчета тарифов на воду формируется на период регулирования на основании рассчитанного объема водопотребления и рассчитанного нормативного расхода воды на технологические нужды и объема потерь воды при ее производстве и транспортировке.

Расчет нормативного расхода материалов (химических реагентов и прочих материалов) для очистки и обеззараживания воды и затрат на их приобретение

Расчет нормативного расхода материалов по водоснабжению для учета их в тарифе на воду выполняется в соответствии с технологическим процессом и нормативами расхода материалов.

Расчет нормативного расхода электроэнергии и затрат на покупку электроэнергии

Расчет нормативного расхода электроэнергии для учета его в тарифе на воду выполняется на основании информации, полученной при изучении технологического процесса водоснабжения. Расход электроэнергии на технологические нужды по водоснабжению рассчитывается на период регулирования:

  • на основании характеристик установленного (на водозаборе, станциях очистки, станциях повышения давления воды) электрооборудования — тип, марка, мощность, количество;
  • часов работы установленного электрооборудования – рассчитываются с учетом объемов подъема, перекачки и очистки воды, производительности установленного оборудования, коэффициента спроса.

Расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды с фонда оплаты труда

Расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды с фонда оплаты труда для включения их в тариф на воду выполняется на основании норм действующего законодательства РФ, штатного расписания, Положения по оплате труда, Коллективного договора, приказов на доплаты, совмещения и иных локальных актов регулируемой организации.

В соответствии с технологическим процессом, характеристиками и количеством установленного оборудования, протяженностью сетей производится расчет нормативной численности основных производственных рабочих и оперативного руководства по водоснабжению. Рассчитывается численность младшего обслуживающего персонала по содержанию объектов водоснабжения – уборщики производственных помещений, уборщики производственной территории. При наличии транспортных средств, спецтехники – выполняется расчет нормативной численности водителей, трактористов и машинистов.

Читайте также:  Как выбрать кран для радиаторов отопления

Расчет расходов на амортизационные отчисления

Расходы на амортизационные отчисления для включения их в тариф на воду рассчитываются на основании инвентарных карточек (ОС-6), актов ввода в эксплуатацию (ОС-1, ОС-1а), норм амортизационных отчислений, первоначальной стоимости, сроков полезного использования и эксплуатации, данных о реконструкции и модернизации.

Расчет расходов на ремонт

Расходы на ремонт в тарифе на воду включают затраты:

  • на капитальный ремонт объектов водоснабжения подрядным способом и хозяйственным способом;
  • на текущий ремонт объектов водоснабжения подрядным способом;
  • на материалы для текущего ремонта, выполняемого хозяйственным способом для объектов водоснабжения.

Трубы для ремонтных работ

Задвижки для ремонтных работ

Расчет расходов на аренду и лизинговые платежи

Расчет расходов на аренду объектов водоснабжения выполняется в соответствии с п. 44 постановления Правительства РФ 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Арендная плата, учитываемая в тарифе, включает:

  • амортизационные отчисления;
  • налог на имущество;
  • налог на землю (или арендные платежи за землю);
  • иные обязательные платежи собственника, связанные с владением имуществом, сдаваемым в аренду.

Расчет расходов на покупную продукцию

Расчет расходов на покупную продукцию производится в случае, если регулируемая организация покупает воду у другой ресурсоснабжающей организации или оплачивает услуги по очистке воды, или по транспортировке воды.

Расчет цеховых расходов

Расчет цеховых расходов для формирования тарифов на воду заключается в определении величины расходов общепроизводственного назначения, непосредственно относящихся к виду деятельности по водоснабжению.

В цеховые затраты по водоснабжению включаются следующие виды расходов:

  • затраты на оплату труда и отчисления с фонда оплаты труда цехового персонала;
  • затраты на электроэнергию по электрооборудованию цехового назначения;
  • затраты на амортизационные отчисления по основным средствам цехового назначения;
  • затраты на охрану труда;
  • затраты на обучение;
  • затраты на анализы воды;
  • затраты на техническое обслуживание объектов водоснабжения;
  • затраты на аварийно-диспетчерское обслуживание;
  • затраты на хозяйственные товары для водозабора и/или станции очистки воды;
  • затраты на малоценные и быстро изнашиваемые предметы, основные средства стоимостью до 40 тысяч рублей и сроком полезного использования менее 1 года;
  • иные услуги производственного назначения по водоснабжению.

Расчет административных расходов

Расчет административных расходов для формирования тарифов на воду заключается в определении величины расходов общехозяйственного назначения (общеэскплуатационные расходы) – расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Рассчитываются административные расходы на период регулирования в целом по предприятию на основании заключенных договоров общехозяйственного назначения, фактических затрат и обоснованных планируемых расходов на период регулирования. В тариф на питьевую воду, рассчитываемый методом экономически обоснованных расходов (затрат), включается доля административных расходов, приходящаяся на вид деятельности по водоснабжению в соответствии с методикой распределения косвенных расходов, отраженной в учетной политике по бухгалтерскому учету предприятия.

Расчет расходов на уплату налогов и сборов

Расчет расходов на уплату налогов и сборов для учета их в тарифе на питьевую воду, рассчитываемого методом экономически обоснованных расходов (затрат) заключается в определении суммы расходов, необходимой для уплаты налогов и сборов, относящихся непосредственно на вид деятельности «Водоснабжение» и доли затрат на уплату налогов и сборов общепроизводственного и общехозяйственного назначения, приходящейся на вид деятельности «Водоснабжение».

Расчет нормативной прибыли

Расчет нормативной прибыли, учитываемой в тарифе на воду, заключается в определении величины следующих видов расходов по водоснабжению:

  • затраты на возврат займов и кредитов, уплату процентов по займам и кредитам, используемым для реализации инвестиционной программы по водоснабжению, а также на пополнение оборотных средств по водоснабжению;
  • затраты на капитальные вложения по водоснабжению на период регулирования в соответствии с утвержденной инвестиционной программой по водоснабжению (без учета процентов по займам и кредитам, привлекаемым для капитальных вложений по водоснабжению);
  • расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором регулируемой организации.

Расчет тарифов на воду

Расчет тарифов на воду состоит из следующих этапов:

  • формирование необходимой валовой выручки (НВВ);
  • распределение НВВ по полугодиям на период регулирования (на 2 полугодие по каждой статье расходов применяется соответствующий индекс-дефлятор);

расчет тарифов на воду по полугодиям на период регулирования:

тариф на воду в 1 полугодии = НВВ 1 полугодия / объем полезного отпуска воды в 1 полугодии;

тариф на воду во 2 полугодии = НВВ 2 полугодия / объем полезного отпуска воды во 2 полугодии.

Расчет тарифов на питьевую воду

Формирование производственной программы по водоснабжению

Формирование производственной программы по водоснабжению осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Минрегиона РФ от 10.10.2007 № 101.

Производственная программа по водоснабжению часть 1

Производственная программа по водоснабжению часть 2

Формирование тарифного предложения (тарифной заявки) для установления тарифов на воду

Формирование тарифного предложения (тарифной заявки) для установления тарифов на воду состоит из следующих этапов:

  • формирование папок с расчетными таблицами (расчет тарифов на воду);
  • формирование папок с обосновывающими документами, на основании которых произведен расчет тарифов на воду;
  • написание пояснительной записки;
  • написание заявления об установлении тарифов на воду;
  • написание заявления о выборе метода регулирования при установлении тарифов на воду;
  • составление описи всех документов;
  • нумерация документов в папках с описями;
  • подписание тарифного предложения (тарифной заявки) руководителем регулируемой организации и заверение подписей печатью регулируемой организации;
  • сканирование всех документов тарифного предложения и записывание их на электронные носители информации;
  • сшивание всех документов тарифного предложения, заверение их подписью руководителя и печатью регулируемой организации;
  • направление тарифного предложения в орган государственного регулирования в сфере тарифообразования для установления тарифов на воду для регулируемой организации.
Оцените статью