Методы тарифного регулирования водоснабжения

Содержание
  1. Новое в законодательстве о тарифах на воду: ценобразование, долгосрочное регулирование, дифференциация тарифов и «недополученные доходы»
  2. Тарифы на воду: основы ценнобразования
  3. Методы долгосрочного тарифного регулирования в сфере водоснабжения/водоотведения
  4. Дифференциация тарифов на воду
  5. Тарифы на воду: вводится понятие « Недополученные доходы»
  6. Расчет тарифа на водоснабжение и воду
  7. Виды тарифов
  8. Что мы делаем
  9. Как производится расчет тарифов на водоснабжение
  10. Расчет тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат)
  11. Анализ схем сетей водоснабжения
  12. Формирование баланса водопотребления на период регулирования
  13. Изучение технологического процесса водоснабжения
  14. Нормативный расчет расхода воды на технологические нужды, расчет потерь воды при ее производстве и транспортировке на период регулирования
  15. Формирование баланса водоснабжения
  16. Расчет нормативного расхода материалов (химических реагентов и прочих материалов) для очистки и обеззараживания воды и затрат на их приобретение
  17. Расчет нормативного расхода электроэнергии и затрат на покупку электроэнергии
  18. Расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды с фонда оплаты труда
  19. Расчет расходов на амортизационные отчисления
  20. Расчет расходов на ремонт
  21. Расчет расходов на аренду и лизинговые платежи
  22. Расчет расходов на покупную продукцию
  23. Расчет цеховых расходов
  24. Расчет административных расходов
  25. Расчет расходов на уплату налогов и сборов
  26. Расчет нормативной прибыли
  27. Расчет тарифов на воду
  28. Формирование производственной программы по водоснабжению
  29. Формирование тарифного предложения (тарифной заявки) для установления тарифов на воду

Новое в законодательстве о тарифах на воду: ценобразование, долгосрочное регулирование, дифференциация тарифов и «недополученные доходы»

В мае 2013 года правительством РФ принят ряд нормативных документов, вносящих изменения в регулировании сферы водоснабжения и водоотведения. Суть новаций разъясняет главный экономист ЗАО « Юрэнерго» Татьяна Исаева.

Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 « О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» привело в соответствие „Основы ценообразования“ в сфере водоснабжения и водоотведения с действующим Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ „О водоснабжении и водоотведении“.

Оно отменяет действие постановления Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 « Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» в отношении регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении регулирования тарифов на утилизацию ( захоронение) ТБО постановление Правительства № 520 продолжает действовать.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 утверждены:

  • Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения ( далее – Основы ценообразования);
  • Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и одоотведения и порядка ведения его учета;
  • Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.

Тарифы на воду: основы ценнобразования

Основы ценообразования регулируют установление тарифов в сфере холодного и горячего одоснабжения и водоотведения.

1) в сфере холодного водоснабжения:

  • тариф на питьевую воду ( питьевое водоснабжение);
    тариф на техническую воду;
  • тариф на транспортировку воды;
  • тариф на подвоз воды;
  • тариф на подключение;

2) в сфере горячего водоснабжения:

  • тариф на горячую воду ( горячее водоснабжение);
  • тариф на транспортировку горячей воды;
  • тариф на подключение;

3) в сфере водоотведения:

  • тариф на водоотведение;
  • тариф на транспортировку сточных вод;
  • тариф на подключение.

Методы долгосрочного тарифного регулирования в сфере водоснабжения/водоотведения

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения помимо действующих ранее методов установления тарифов ( метод экономически обоснованных расходов и метод сравнения аналогов) предусматривают методы долгосрочного тарифного регулирования:

  • метод доходности инвестированного капитала;
  • метод индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

Данные методы направлены на привлечение в сферу водоснабжения и водоотведения частных инвестиций.

Однако, метод доходности инвестированного капитала может применяться только при соблюдении 6 критериев:

1) регулируемая организация должна иметь утвержденную в установленном порядке схему водоснабжения и ( или) водоотведения поселения или городского округа, на территории которого она осуществляет свою деятельность ( в настоящее время указанные схемы активно разрабатываются, но мало где утверждены);

2) регулируемая организация должна иметь утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу на долгосрочный период регулирования ( утверждение инвестиционной программы возможно только при наличии утвержденной в установленном порядке схемы водоснабжения и водоотведения поселения или городского округа);

3) регулируемая организация должна подать в орган тарифного регулирования заявление о выборе метода доходности инвестированного капитала;

4) протяженность соответственно водопроводных или канализационных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией, должна превышать 10 процентов суммарной протяженности сетей в централизованной системе соответственно водоснабжения или водоотведения;

5) регулируемая организация не должна являться государственным или муниципальным унитарным предприятием;

Читайте также:  Расчет производительности насоса для водоснабжения частного дома

6) регулируемая организация должна осуществлять свою деятельность по водоснабжению и ( или) водоотведению в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.

Основы ценообразования отражают механизм возврата инвестированного капитала. Метод регулирования тарифов определяет регулирующий орган с учетом предложения организации. Рост тарифов ограничен предельными индексами, устанавливаемыми ежегодно ФСТ России. При этом, предельные индексы устанавливаются в среднем по субъекту и в среднем на питьевое водоснабжение и водоотведение.

Дифференциация тарифов на воду

Введенные в действие Основы ценообразования предусматривают дифференциацию тарифов. В сфере горячего и холодного водоснабжения дифференциация может быть по следующим параметрам:

1) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного ( горячего) водоснабжения;

2) объемы потребления воды абонентами;

3) соответствие качества питьевой воды и горячей воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами.

В сфере водоотведения тарифы могут дифференцироваться с учетом следующих параметров:

1) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем водоотведения;

2) категории сточных вод:

  • жидкие бытовые отходы, поверхностные сточные воды, хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые абонентами, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения ( сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов ( ТСЖ, ЖСК, Управляющие компании и индивидуальные жилые дома;
  • сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения ( сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;
  • сточные воды, отводимые иными абонентами.

При этом, запрещено устанавливать тарифы ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий абонентов за счет введения тарифов выше этой планки для других. Тарифы рассчитываются с учетом степени достижения целевых показателей деятельности регулируемых организаций.

Тарифы на воду: вводится понятие « Недополученные доходы»

Отдельно регламентировано, как определяется размер инвестированного капитала и рассчитывается норма его доходности. Вводится новое понятие « Недополученные доходы» — доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением объема поданной воды и ( или) принятых сточных вод.

Ранее регулируемые организации пытались включить в тарифную заявку указанные « Недополученные доходы», но в законодательстве не было точного отражения данной позиции. Появляется понятие „Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования“ — расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными ФСТ России либо судом.

Таким образом, если в периоде регулирования возникли непредвиденные расходы, то включить их в тарифную заявку возможно только по решению ФСТ России или суда. Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения содержат порядок согласования с ФСТ России проектов тарифных решений региональных органов регулирования, которые повлекут превышение предельного индекса.

Законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения становится более емким, сложным, сдерживающим необоснованный рост тарифов и нацелено на привлечение инвестиций в данную сферу. Однако, для привлечения инвестиций крайне необходима стабильность принимаемых нормативных и законодательных актов.

Расчет тарифа на водоснабжение и воду

Виды тарифов

Что мы делаем

ООО «Энерго Тарифный Холдинг» выполняет расчеты тарифов:

  • на питьевую воду;
  • техническую воду;
  • транспортировку воды;
  • на горячую воду (при открытой и закрытой системе теплоснабжения).

Как производится расчет тарифов на водоснабжение

Расчет тарифов производим следующими методами:

Специалисты нашей компании производят корректировку установленных долгосрочных тарифов.

При формировании тарифной заявки производится расчет показателей надёжности и качества оказываемых услуг, а также формируется программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Расчеты производятся в соответствии с действующим законодательством и методиками. В составе тарифной заявки формируется производственная программа по водоснабжению.

Расчет тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат)

В случае, если для организации, оказывающей услуги по водоснабжению или транспортировке воды, тарифы на воду или транспортировку воды устанавливаются впервые (новая организация или услуги по водоснабжению/транспортировке воды ранее не оказывались), для расчета применяется Метод экономически обоснованных расходов (затрат). Его иногда называют «Метод НВВ» (НВВ — необходимая валовая выручка). Методика расчета тарифов на воду и транспортировку воды методом экономически обоснованных расходов (затрат) утверждена приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Расчет тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат), выполняемый нашими специалистами, включает следующие этапы:

Читайте также:  Трубы пвх для отопления внутренний диаметр

Анализ схем сетей водоснабжения

Составляется спецификация к схемам сетей водоснабжения – информация по схеме расписывается по участкам между колодцами с указанием номеров колодцев, точек подключения абонентов, длин участков сетей, диаметров, количества пожарных гидрантов, количества запорной арматуры, установленной на сетях.

Генеральный план для расчета тарифов на воду

Формирование баланса водопотребления на период регулирования

Баланс водопотребления для расчета тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат) формируется на основании заключенных с потребителями услуг договоров водоснабжения или договоров транспортировки воды.

Изучение технологического процесса водоснабжения

Изучение технологического процесса водоснабжения при формировании тарифов на воду методом экономически обоснованных расходов (затрат) включает:

  • изучение технологической схемы подъема, очистки и транспортировки воды; механических, химических и иных методов очистки и обеззараживания воды;
  • изучение используемых химических реагентов, реактивов, норм их расхода при очистке и обеззараживании воды;
  • изучение характеристик оборудования, используемого при подъеме, очистке и транспортировке воды;
  • изучение характеристик приборов учета поднятой воды, транспортируемой воды и приборов учета, установленных у потребителей.
  • Технологические процессы на ВЗУ (PDF)
  • Технологические решения на ВЗУ (PDF)
  • Технологическая схема ВЗУ (PDF)

Нормативный расчет расхода воды на технологические нужды, расчет потерь воды при ее производстве и транспортировке на период регулирования

Расчет расхода воды на технологические нужды, потерь воды при ее производстве и транспортировке в централизованной системе водоснабжения выполняется нашими специалистами на основании приказа Минстроя России от 17.10.2014 № 640/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке».

Формирование баланса водоснабжения

Баланс водоснабжения для расчета тарифов на воду формируется на период регулирования на основании рассчитанного объема водопотребления и рассчитанного нормативного расхода воды на технологические нужды и объема потерь воды при ее производстве и транспортировке.

Расчет нормативного расхода материалов (химических реагентов и прочих материалов) для очистки и обеззараживания воды и затрат на их приобретение

Расчет нормативного расхода материалов по водоснабжению для учета их в тарифе на воду выполняется в соответствии с технологическим процессом и нормативами расхода материалов.

Расчет нормативного расхода электроэнергии и затрат на покупку электроэнергии

Расчет нормативного расхода электроэнергии для учета его в тарифе на воду выполняется на основании информации, полученной при изучении технологического процесса водоснабжения. Расход электроэнергии на технологические нужды по водоснабжению рассчитывается на период регулирования:

  • на основании характеристик установленного (на водозаборе, станциях очистки, станциях повышения давления воды) электрооборудования — тип, марка, мощность, количество;
  • часов работы установленного электрооборудования – рассчитываются с учетом объемов подъема, перекачки и очистки воды, производительности установленного оборудования, коэффициента спроса.

Расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды с фонда оплаты труда

Расчет расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды с фонда оплаты труда для включения их в тариф на воду выполняется на основании норм действующего законодательства РФ, штатного расписания, Положения по оплате труда, Коллективного договора, приказов на доплаты, совмещения и иных локальных актов регулируемой организации.

В соответствии с технологическим процессом, характеристиками и количеством установленного оборудования, протяженностью сетей производится расчет нормативной численности основных производственных рабочих и оперативного руководства по водоснабжению. Рассчитывается численность младшего обслуживающего персонала по содержанию объектов водоснабжения – уборщики производственных помещений, уборщики производственной территории. При наличии транспортных средств, спецтехники – выполняется расчет нормативной численности водителей, трактористов и машинистов.

Расчет расходов на амортизационные отчисления

Расходы на амортизационные отчисления для включения их в тариф на воду рассчитываются на основании инвентарных карточек (ОС-6), актов ввода в эксплуатацию (ОС-1, ОС-1а), норм амортизационных отчислений, первоначальной стоимости, сроков полезного использования и эксплуатации, данных о реконструкции и модернизации.

Расчет расходов на ремонт

Расходы на ремонт в тарифе на воду включают затраты:

  • на капитальный ремонт объектов водоснабжения подрядным способом и хозяйственным способом;
  • на текущий ремонт объектов водоснабжения подрядным способом;
  • на материалы для текущего ремонта, выполняемого хозяйственным способом для объектов водоснабжения.

Трубы для ремонтных работ

Задвижки для ремонтных работ

Расчет расходов на аренду и лизинговые платежи

Расчет расходов на аренду объектов водоснабжения выполняется в соответствии с п. 44 постановления Правительства РФ 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Арендная плата, учитываемая в тарифе, включает:

  • амортизационные отчисления;
  • налог на имущество;
  • налог на землю (или арендные платежи за землю);
  • иные обязательные платежи собственника, связанные с владением имуществом, сдаваемым в аренду.
Читайте также:  Крае для батареи отопления

Расчет расходов на покупную продукцию

Расчет расходов на покупную продукцию производится в случае, если регулируемая организация покупает воду у другой ресурсоснабжающей организации или оплачивает услуги по очистке воды, или по транспортировке воды.

Расчет цеховых расходов

Расчет цеховых расходов для формирования тарифов на воду заключается в определении величины расходов общепроизводственного назначения, непосредственно относящихся к виду деятельности по водоснабжению.

В цеховые затраты по водоснабжению включаются следующие виды расходов:

  • затраты на оплату труда и отчисления с фонда оплаты труда цехового персонала;
  • затраты на электроэнергию по электрооборудованию цехового назначения;
  • затраты на амортизационные отчисления по основным средствам цехового назначения;
  • затраты на охрану труда;
  • затраты на обучение;
  • затраты на анализы воды;
  • затраты на техническое обслуживание объектов водоснабжения;
  • затраты на аварийно-диспетчерское обслуживание;
  • затраты на хозяйственные товары для водозабора и/или станции очистки воды;
  • затраты на малоценные и быстро изнашиваемые предметы, основные средства стоимостью до 40 тысяч рублей и сроком полезного использования менее 1 года;
  • иные услуги производственного назначения по водоснабжению.

Расчет административных расходов

Расчет административных расходов для формирования тарифов на воду заключается в определении величины расходов общехозяйственного назначения (общеэскплуатационные расходы) – расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Рассчитываются административные расходы на период регулирования в целом по предприятию на основании заключенных договоров общехозяйственного назначения, фактических затрат и обоснованных планируемых расходов на период регулирования. В тариф на питьевую воду, рассчитываемый методом экономически обоснованных расходов (затрат), включается доля административных расходов, приходящаяся на вид деятельности по водоснабжению в соответствии с методикой распределения косвенных расходов, отраженной в учетной политике по бухгалтерскому учету предприятия.

Расчет расходов на уплату налогов и сборов

Расчет расходов на уплату налогов и сборов для учета их в тарифе на питьевую воду, рассчитываемого методом экономически обоснованных расходов (затрат) заключается в определении суммы расходов, необходимой для уплаты налогов и сборов, относящихся непосредственно на вид деятельности «Водоснабжение» и доли затрат на уплату налогов и сборов общепроизводственного и общехозяйственного назначения, приходящейся на вид деятельности «Водоснабжение».

Расчет нормативной прибыли

Расчет нормативной прибыли, учитываемой в тарифе на воду, заключается в определении величины следующих видов расходов по водоснабжению:

  • затраты на возврат займов и кредитов, уплату процентов по займам и кредитам, используемым для реализации инвестиционной программы по водоснабжению, а также на пополнение оборотных средств по водоснабжению;
  • затраты на капитальные вложения по водоснабжению на период регулирования в соответствии с утвержденной инвестиционной программой по водоснабжению (без учета процентов по займам и кредитам, привлекаемым для капитальных вложений по водоснабжению);
  • расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором регулируемой организации.

Расчет тарифов на воду

Расчет тарифов на воду состоит из следующих этапов:

  • формирование необходимой валовой выручки (НВВ);
  • распределение НВВ по полугодиям на период регулирования (на 2 полугодие по каждой статье расходов применяется соответствующий индекс-дефлятор);

расчет тарифов на воду по полугодиям на период регулирования:

тариф на воду в 1 полугодии = НВВ 1 полугодия / объем полезного отпуска воды в 1 полугодии;

тариф на воду во 2 полугодии = НВВ 2 полугодия / объем полезного отпуска воды во 2 полугодии.

Расчет тарифов на питьевую воду

Формирование производственной программы по водоснабжению

Формирование производственной программы по водоснабжению осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Минрегиона РФ от 10.10.2007 № 101.

Производственная программа по водоснабжению часть 1

Производственная программа по водоснабжению часть 2

Формирование тарифного предложения (тарифной заявки) для установления тарифов на воду

Формирование тарифного предложения (тарифной заявки) для установления тарифов на воду состоит из следующих этапов:

  • формирование папок с расчетными таблицами (расчет тарифов на воду);
  • формирование папок с обосновывающими документами, на основании которых произведен расчет тарифов на воду;
  • написание пояснительной записки;
  • написание заявления об установлении тарифов на воду;
  • написание заявления о выборе метода регулирования при установлении тарифов на воду;
  • составление описи всех документов;
  • нумерация документов в папках с описями;
  • подписание тарифного предложения (тарифной заявки) руководителем регулируемой организации и заверение подписей печатью регулируемой организации;
  • сканирование всех документов тарифного предложения и записывание их на электронные носители информации;
  • сшивание всех документов тарифного предложения, заверение их подписью руководителя и печатью регулируемой организации;
  • направление тарифного предложения в орган государственного регулирования в сфере тарифообразования для установления тарифов на воду для регулируемой организации.
Оцените статью