Мониторинг за питьевым водоснабжением

Монитор качества воды — мониторинг питьевой воды центрального водоснабжения

Монитор качества воды (мониторинг питьевой воды центрального водоснабжения), его назначение, задачи. Этапы проведения мониторинга качества питьевой водной среды в сети централизованного водоснабжения. Особенности каждого этапа. Расшифровка результатов мониторинга. Когда необходим повторный контроль данных. Монитор качества воды — мониторинг питьевой воды центрального водоснабжения, а именно проверка основных показателей питьевой жидкости, позволяет регулировать качество водной среды.

Назначение

Главные требования, которым должна соответствовать любая питьевая водная среда, – это эпидемическая безопасность, благоприятные органолептические свойства, отсутствие токсичных компонентов в воде, возможность использования для хозяйственно-бытовых потребностей населения. Критическим считается превышенные показателей более чем в 95% анализируемых образцов, которые были отобраны во внутренних и наружных водопроводах на протяжении одного года. При этом общее число исследуемых образцов не должно быть меньше ста.

Монитор качества воды позволяет своевременно выявлять и предупреждать возникновение проблем с качеством жидкости для питья. Процедуру мониторинга необходимо проводить в несколько этапов. На первом этапе формируются главные цели мониторинга. На следующем этапе производится выбор направления. При этом на данном шаге может формироваться целый перечень направлений данной процедуры.

Мониторинг состояния питьевой жидкости может проводиться по нескольким направлениям. Но самые главные из них это:

  • мониторинг источников водоснабжения;
  • оценка качества водной среды до момента её подачи в трубопроводы;
  • мониторинг состояния водной среды в распределительной сети населённого пункта.

Для подтверждения достоверности полученных в ходе испытаний данных проводится дополнительный контроль внутри каждой лаборатории и между ними. Все результаты анализов обязательно регистрируются в соответствующих журналах, протоколах и актах. Для обработки полученных данных могут использоваться такие приёмы:

  • математический анализ;
  • методы сопоставления;
  • принципы сравнения.

Всю процедуру анализа и расчётов анализов фиксируют в специальных протоколах по обработке полученных результатов. Итоговые данные могут быть представлены в любой форме. Но самая наглядная и понятная из них – это графики, схематические изображения и диаграммы.

Этапы мониторинга

Как мы уже говорили, процедура мониторинга водной среды является многоэтапной. Давайте рассмотрим более детально каждый этап. Так, мониторинг качества вод выполняется с использованием таких этапов:

  1. Сначала происходит постановка основных целей мониторинга.
  2. Затем выбирается направление проведения мониторинга. На данном этапе может составляться целый список направлений анализов качества питьевой водной среды.
  3. Этап планирования мониторинга предусматривает разработку плана его проведения. Также может составляться программа работ и для наглядности выполняться карта забора проб.
  4. На данном этапе происходит сбор и фиксирование полученных данных. Все результаты заносятся в журналы анализов, составляются акты, протоколы, могут выполняться контрольные листы.
  5. Затем вся собранная информация обрабатывается. В итоге составляется единый сводный протокол обработки полученных данных.
  6. Теперь вся информация преобразуется в наглядную форму представления данных. Это может быть таблица, карта, схема, диаграмма, график или текст.
  7. На данном этапе подводятся итоги результатов мониторинга, делаются выводы, составляются отчёты по мониторингу.
  8. Последний завершающий этап – это принятие решений на основе полученных выводов. Здесь могут быть выдвинуты рекомендации по устранению причин низкого качества водной среды, даны советы по корректировке ситуации, а также описаны меры по предупреждению опасных ситуаций.

Как оцениваются результаты

Если мониторинг качества питьевой воды подземных источников покажет колебание бактериологических показателей водной среды (по неизвестной причине), то такая вода не может использоваться для питьевых нужд населения. Но даже подземная вода с устойчивой бактериологической средой при поступлении в водопроводные сети должна проходить процедуру обеззараживания.

При мониторинге состояния поверхностных источников оценка результатов проводится по нескольким группам показателей:

  • По группе бактериологических данных.
  • По показателям паразитологии.
  • По данным химической группы.
  • По органолептическим показателям.

В бактериологической группе контролируется концентрация бактерий и микроорганизмов группы кишечных палочек в 1 мл жидкости. Норма должна не превышать 50. При этом оценка данных выполняется один раз в день. Также в жидкости для питья не должна присутствовать поверхностная плёнка, а также зрительно заметные обитатели водной среды.

Повторные пробы выполняются, если в одном из предыдущих анализов были выявлены колиформные или термотолерантные бактерии, а также колифаги. При этом чтобы выяснить причины такого загрязнения водной среды, сразу же выполняется анализ, позволяющий определить концентрацию нитритов, нитратов, частиц хлоридов и компонентов аммонийного азота. Мониторинг озона и хлора, а также бактериологический анализ проводятся каждый час на протяжении дня.

Мониторинг радиационной безопасности позволяет контролировать альфа и бета активность. В норме они не должны превышать 0,1. Если будет замечено превышение общей активности, то обязательно выполняется контроль концентрации радионуклидов в водной среде.

Анализ органолептических показателей водной среды подразумевает оценку её вкуса, цвета, мутности и запаха. При этом оценка по вкусовым качествам и запаху не должна превышать 2 балла. А цветность водной среды в норме должна быть 20 градусов.

Читайте также:  Прямоточная система воздушного отопления

Мониторинг химических составляющих оценивает концентрацию вредных компонентов природного и техногенного происхождения, а также содержание веществ, поступающих в воду при водоподготовительных мероприятиях.

Чтобы заказать анализ воды в нашей лаборатории, вам достаточно связаться с нашим менеджером по телефону и уточнить стоимость услуг.

О введении в действие МР 2.1.4.0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения»

Управление Роспотребнадзора по Ростовской области информирует, что ру-ководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждены и впервые введены методические рекомен-дации МР 2.1.4.0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения каче-ственной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения».

Данные рекомендации устанавливают порядок мониторинга питьевой воды, подаваемой централизованными системами водоснабжения, в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга, осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственного контроля, а также при организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора качества и безопасности питьевой воды.

(c) Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, 2006—2020 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. 18 линия, 17

Мониторинг за питьевым водоснабжением

Безусловно, все мы заинтересованы, чтобы питьевая вода, текущая из наших кранов, была безопасной для здоровья и отвечала требованиям санитарного законодательства.

Контроль качества воды в системе централизованного водоснабжения осуществляется круглосуточно по всему пути движения воды от верховий источников до кранов потребителей и включает в себя комплекс различных мероприятий, позволяющих оценить оптимальные органолептические, радиологические, химические и биологические свойства воды.

В среднем, по России, плановый лабораторный контроль осуществляется в источнике водоснабжения, по этапам очистки, перед подачей в городскую водопроводную сеть и в узловых точках водопроводной сети. Такой лабораторный контроль осуществляется непрерывно аккредитованными лабораториями. В среднем, в плановом порядке, проводится определение около 100 физико-химических, радиологических и биологических показателей. Характер и число показателей, по которым осуществляется повседневный контроль, могут значительно изменяться в зависимости от вида водоисточника и методов обработки воды. Количество точек, где происходит отбор проб воды для анализа, зависит от протяженности распределительной сети, а так же от количества людей, проживающих в населенном пункте.

Например, в крупных городах число точек отбора проб воды осуществляется автоматически, с помощью специальных приборов и может достигать 200 и более. Такой непрерывный контроль позволяет реагировать на изменение параметров качества воды и проводить необходимые мероприятия для сохранения ее качества в процессе транспортировки по распределительной сети. Результаты анализов передаются в систему социально-гигиенического мониторинга города.

Государственный надзор за работой системы централизованного водоснабжения осуществляется многими службами, в том числе и органами Роспотребнадзора, лаборатории которых выполняют регулярный контроль качества питьевой воды как на выходе станций водоподготовки в плановом порядке, так и у потребителей.

Для каждой централизованной системы питьевого водоснабжения эксплуатационной организацией разрабатывается специальная программа производственного контроля, которая включает в себя необходимое количество отбор проб воды, места отбора проб и проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям.

Перечень показателей, по которым, как правило, осуществляется контроль, включает в себя:

  • Органолептические показатели (цветность, мутность, запах)
  • Обобщенные показатели (водородный показатель, общая жесткость, окисляемость, суммарное количество нефтепродуктов )
  • Неорганические вещества (алюминий, барий, бор, железо, мышьяк, ртуть, свинец, фториды, хлориды и другие вещества в зависимости от источника водоснабжения)
  • Органические вещества (линдан, ДДТ)
  • Вещества, присутствующие в воде в результате хлорирования (остаточный и связанный хлор, хлороформ)
  • Микробиологические и паразитологические показатели (общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, общее микробное число, колифаги, цисты лямблий)
  • Радиологические показатели.

Программа включает в себя также контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Производственный контроль осуществляется всеми организациями, осуществляющими холодное или горячее водоснабжение.

При несоответствии качества воды, изменении ее состава в источнике питьевого водоснабжения, изменении технологии водоподготовки, а также при повышении инфекционных и неинфекционных заболеваний населения, связанной с потреблением воды, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества воды, и увеличить частоту отбора проб воды.

Мониторинг за питьевым водоснабжением

У многих руководителей возникает вопрос, нужна ли отдельная программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды.

Разъяснения можно найти в письме Роспотребнадзора от 23.10.2015 N 01/12950-15-32 «О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

В соответствии со ст. 25 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — ППК), утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10, применяются до окончания срока их действия.

Места отбора проб воды и перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, должны соответствовать местам отбора проб воды и перечню показателей, по которым территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При оценке результатов лабораторных исследований питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, следует иметь в виду, что питьевая вода считается соответствующей установленным гигиеническим нормативам в случае, если уровни показателей не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В случае, если по результатам производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды, средние уровни показателей проб питьевой воды, горячей воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее — Территориальный отдел), обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

I . Выбор показателей производственного контроля химического состава питьевой воды, горячей воды

1. Выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании оценки результатов расширенных исследований химического состава воды централизованных источников питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды, горячей воды в системе водоснабжения.

2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с территориальным управлением (ТУ) Роспотребнадзора в два этапа.

2.1. На первом этапе организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, проводит ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения за период не менее трех последних лет по следующим материалам:

— государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории (для поверхностных источников водоснабжения);

— органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;

— данных территориального отдела по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод во втором третьем поясах зоны санитарной охраны, а также по результатам исследований качества воды в местах водопользования населения;

— органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника).

На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих техногенное загрязнение воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с действующими санитарными правилами.

Перечень выбранных показателей, а также проведенный ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, оценивается территориальным отделом.

2.2. На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, организуют проведение расширенных лабораторных исследований воды перед подачей в разводящую сеть централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по составленному перечню химических веществ, характеризующих техногенное загрязнение, исходя из степени санитарно-эпидемиологической опасности:

— по показателям, превышающим 0,5 ПДК по максимальным значениям в результате проведенного ретроспективного анализа;

— по показателям, приведенным в действующих Санитарных правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

2.2.1. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ количество исследуемых проб воды и их периодичность могут быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.

2.2.2. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе водоподготовки согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п., на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при водоподготовке).

2.2.3. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред, позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.

2.2.4. Для систем горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящих рекомендаций;

— после водонагревателей и перед поступлением в сеть горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 , а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе подогрева воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при нагревании воды).

2.3. Для систем наружной разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 ;

— в точках разводящей сети: перечень показателей, установленный п. 2.2 , а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.4. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения;

— в точках внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудования и реагенты, применяемые при транспортировке).

2.5. Для систем наружной разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 , и перечень показателей, установленный после водонагревания;

— в точках разводящей сети централизованного холодного водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 , а также иные показатели, влияющие на качество горячей воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.6. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения;

— в точках внутридомовой разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.7. Кратность проведения лабораторных исследований расширенного перечня показателей составляет не менее 1 раза в месяц (для поверхностных водоисточников) и 4 раза в год (для подземных водоисточников).

2.8. Территориальные отделы проводят санитарно-эпидемиологическую оценку результатов расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарных условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, иного поселения, муниципального района.

2.9. Территориальный отдел на основании проведенной оценки разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей химического состава воды, подлежащих постоянному производственному контролю и направляет их в адрес организации, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения.

II. Составление рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывают рабочую Программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны, может составляться одна программа.

3. Программа производственного контроля должна содержать:

— перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

— указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение абонентов;

— указание частоты отбора проб воды;

— указание, в отношении каждого показателя, методики определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения;

— порядок информирования территориального отдела о выявленных по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствиях качества воды установленным требованиям.

3.1. Территориальный отдел рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение об ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организации, осуществляющие водоснабжение.

3.2. В уведомлении территориального отдела о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).

3.3. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

3.4. Согласованная территориальным отделом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

3.5. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с Территориальным отделом.

Письмо Роспотребнадзора от 23.10.2015 N 01/12950-15-32 «О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»

Читайте также:  Водяные теплые полы корея
Оцените статью