Монтаж узлов учета горячего водоснабжения

Узел учета воды и тепловой энергии

Согласно Приказу Минстроя РФ (17-94), абонентом должен быть оборудован узел учёта воды и сточных вод. Абоненты, не имеющие учётных приборов, должны их установить в срок, который определяет организация ВКХ (осуществляющая эксплуатацию водопроводных и канализационных систем). Исключение составляют сети, предназначенные только для пожаротушения. Их водообеспечение происходит, минуя учётные приборы.

Содержание статьи

Общие требования к расположению и правила

Водомерные системы располагаются в помещениях, в которых:

  • температура воздуха не должна опускаться ниже 4 С (в том числе, в зимнее время),
  • присутствует естественное или искусственное освещение, при этом должна быть предусмотрена розетка для подключения электроизмерительных устройств,
  • сделана наружная изоляция помещения (по всей высоте) для предотвращения попадания грунтовых вод и осадков,
  • предусмотрена изоляция монтируемой конструкции от мест хранения материальных ценностей (на случай затопления).

Транзитные канализационные линии и выпуски выносятся за пределы помещения.

В договоре между ВКХ-организацией и абонентом прописывается фамилия и должность лица, ответственного за сохранность объекта, целостность пломбы на счётчике и задвижке обводной линии. По истечении предельно допустимого срока службы счётчика, независимо от состояния прибора, ВКХ-организация направляет предписание абоненту о замене устройства.

Калибр прибора (условный проход) согласовывается с ВКХ-организацией и определяется по теоретическим расчётам с проверкой на max. и min.водопотребления объекта.

Представители органов Госстандарта РФ должны после поверки опломбировать счётчик – без этого его эксплуатация запрещена. Функцию пломбировки согласно доверенности (или аналогичному заменяющему документу) могут выполнять ВКХ-организации за счёт абонентов.

В случае нарушения правил установки, повреждения учётного устройства или его отсутствия расход питьевой воды определяется по входящему объёму при круглосуточном потоке со скоростью 1,5 м/с. В расчёт берётся полное сечение при максимальной пропускной способности устройства. Начисления производятся с даты последней поверки и до установки счётчика. При этом перерасчёт за израсходованный водопоток не делается. Для узла учёта сточных вод в этом случае их количество считается равным расчётной величине для входящего ресурса.

Проектирование узлов, исходя из объёмов потребления

Для квартир и небольших организаций

Для регистрации малого количества водопотребления рекомендуются крыльчатые одноструйные счётчики с ДУ (диаметр условный) – 10-15 мм. В квартирах (при наличии проходящих стояков, для которых нужны регистраторы на каждом вводе) устанавливают 2-5 счётных устройств. Перед каждым водосчётчиком монтируется вентиль, шаровый кран, фильтр.

Для домов и учреждений

При расчётном потреблении горячей или холодной воды в объёмах порядка 3,5-20 м3/ч рекомендуются крыльчатые многоструйные водосчётчики с ДУ – 20-40 мм. Также применяются комбинированные устройства, где турбинный счётчик с ДУ 50-150 мм сочетается с крыльчатым 20-40-миллиметровым. В качестве образца проекта узла учета холодной воды можно представить следующую схему:

Проектирование узла учета холодной воды предполагает наличие:

  • водосчётчика,
  • манометра,
  • сетчатого фильтра,
  • обратного клапана,
  • запорной арматуры, расположенной с двух сторон от счётчика,
  • байпасной (обводной) линии.

Для горячей воды обводная линия не предусматривается (см. схему ниже):

Для многоэтажных домов и крупных предприятий

С целью обеспечения общедомового учёта в многоэтажных домах рекомендуются турбинные фланцевые приборы с ДУ – 40-150 мм. Перед установкой таких счётчиков на предприятии (для получения разрешения) заказчик должен предъявить:

  • Копию договора по услугам водоснабжения и водоотведения (касатеся холодного гидропотока).
  • Копию договора по услугам теплоснабжения с прописанными договорными нагрузками по горячему водоснабжению.
  • Копию Акта, разграничивающего балансовую принадлежность и ответственность сторон. К Акту должна быть приложена схема подводящих теплотрасс.
Читайте также:  Какие трубы для отопления лучше монтаж

Проектирование узлов учёта Т/Э и теплоносителя

Узел учёта тепловой энергии и горячей воды состоит из:

  • вычислителя,
  • измерителя массы или объёма носителя,
  • первичные преобразователи параметров температуры, давления, расхода,
  • приборов индикации,
  • запорной арматуры.

Абонентские – монтируются на границе между теплоснабженцем и потребителем, которая фиксирует балансовую принадлежность. Поквартирные – монтируются преимущественно при вертикальной разводке внутренних систем потребления.

  • проектирование,
  • монтаж с врезкой тепломеханической части в трубопроводы,
  • электромонтажные подключения,
  • наладку и программирование вычислителя,
  • проверку работы в течение не менее 3-х суток до сдачи.

Цена на узел учёта воды и обслуживание значительно разниться в профильных компаниях и зависит преимущественно от:

  • ДУ устройства ­– цена прямо пропорциональна диаметру водосчётчика (например, поверка ДУ 10-15 мм – 450 руб.; ДУ 40-50 мм – 2000 руб.).
  • Отсутствия/ наличия импульсного выхода.
  • Модельного ряда теплосчётчиков, вычислителей, расходомеров (например, поверка теплосчётчика с одним каналом расхода – от 4000 руб., с двумя каналами – от 4700-5000 руб.).
  • Вида производимой процедуры (поверка, съём, установка, оформление документов).

При этом общая схема сбережения ресурсов предполагает установку учётных устройств только в качестве первого шага. Далее идёт – внедрение в повседневную жизнь идеи снижения расхода потребления за счёт сберегающих приборов, экономителей ( http://water-save.com/ ), личной дисциплины и ответственности.

Особенности монтажа узлов учета холодной и горячей воды

А. Н. Орехов, директор ООО «Строительная фирма ЗЕВС»

Во времена СССР контроль за расходованием природных ресурсов, в частности питьевой воды, практически отсутствовал – государственная политика формирования цен на воду, носящая в прошлом дотационный характер, переводила этот ресурс в категорию бросовых. Как следствие, водопроводные сети развивались не по пути оптимизации существующей схемы и бережной эксплуатации водоисточника, а методом освоения новых. В то же время недостаточное внимание, уделяемое охране водоисточников, привело к тому, что количество поверхностных водоемов, пригодных для забора воды питьевого качества, значительно сократилось на всей территории нашей страны.

В конце XX века плановая экономика нашей страны была замещена рыночной, что превратило питьевую воду в коммерческий продукт. К началу XXI века ресурс многих водозаборных сооружений, построенных еще в середине прошлого века, был исчерпан. Наиболее заметно это на примере крупных городов. Особенно тяжелая обстановка сложилась в Москве и прилегающем регионе.

Самый крупный город России практически не имеет близкорасположенных источников водоснабжения, способных полностью перекрыть его потребность в питьевой воде. Для решения этой проблемы был сооружен канал имени Москвы, по которому вода из созданного Московского моря через каскад подъемных станций поступает к потребителям.

В последние годы началось массовое внедрение системы многоступенчатого коммерческого учета воды на всех этапах ее транспортировки от водозабора до потребителя. Такой подход позволяет не только стимулировать экономное расходование воды потребителями, но и создает жесткие рамки для эксплуатирующих организаций, принуждая их внимательнее следить за состоянием распределительной сети во избежание излишних убытков из-за протечек.

Учитывая, что во времена существования СССР этому вопросу не уделялось достаточно внимания, подавляющее большинство жилых зданий, являющихся основными потребителями воды в крупных городах, не оборудовано приборами учета.

В целях улучшения обстановки учета воды правительством Москвы проводится масштабная программа по реконструкции узлов учета в жилых домах.

Монтажные работы на таких объектах имеют некоторые особенности. В основном работы проводятся в подвальных помещениях домов, имеющих небольшую высоту в свету, лишенных естественного освещения, загроможденных транзитными трубопроводами. Немаловажным осложняющим фактором является весьма ограниченное время на монтаж узлов учета, который должен производиться в период с 11.00 до 17.00 ( по требованию большинства ТСЖ), когда большая часть жильцов находится вне дома.

Читайте также:  Однотрубная система отопления многоэтажка

Для обеспечения успешного проведения работ необходимо уделить большое внимание подготовительным работам, как то:

– первоначальное посещение всех без исключения объектов с обязательной фотофиксацией и минимально необходимыми замерами помещений. С особым вниманием следует отнестись к привязке на обмерочном чертеже мест прохода транзитных коммуникаций и расположения электротехнического и слаботочного оборудования. Также желательно произвести замеры высоты помещения и замеры путей прохода к помещению водомерного узла. Перечисленные действия позволяют вносить необходимые изменения в конструкцию типовых водомерных вставок до начала их сборки и установки, что в конечном итоге сводит к минимуму сварочные работы непосредственно в помещении узла, что в свою очередь сокращает общее время производства работ. Этому также способствует заблаговременное изготовление типовых водомерных вставок в оборудованном цехе;

– заблаговременное решение вопроса об электроснабжении помещений с представителями ДЕЗа (ТСЖ). Мощность, выделяемая на помещение, должна обеспечивать работу всех необходимых инструментов. Как правило, это 5,5–7 кВт. Рекомендуется использовать собственный переносной распределительный щит, позволяющий подключение как однофазного, так и трехфазного оборудования, снабженный помимо автоматических выключателей еще и устройством защитного отключения. Такая комплектация щита обеспечивает высокую степень безопасности при проведении монтажных работ, а также предотвращает обесточивание подъезда или всего жилого дома при случайном коротком замыкании. Все используемое оборудование должно иметь класс защиты не ниже IP55. Электрические розетки, установленные на щите и вилки ручного электроинструмента должны иметь степень защиты IPX64;

– во избежание сильной загазованности в помещении водомерного узла при проведении электросварочных работ целесообразно установить переносной центробежный вентилятор производительностью 200–300 м 3 /ч с напором около 150 Па и нужное количество гибкого воздуховода для вывода загрязненного воздуха на улицу. Такие меры обязательны при работе в замкнутом помещении с малой кубатурой воздуха, т. к. образующиеся при сварочных работах газы могут нанести серьезный вред здоровью рабочих, особенно это касается работы с оцинкованными трубами.

Существенно осложняет проведение работ отсутствие в местах ввода водопровода в здание дренажных приямков. При сливе системы при проведении демонтажных и сварочных работ накапливается значительное количество воды, которая, разлившись по полу, делает электросварочные работы небезопасными. Для решения данной проблемы бригады снабжались шлангами диаметром ¾“ длиной не менее 25 м и дренажным насосом небольшой мощности.

Рекомендуемый состав бригады, полученный из опыта: два слесаря и один сварщик с опытом работы на трубопроводах. При соблюдении описанных выше рекомендаций сработавшаяся бригада способна в день монтировать 3–4 узла учета холодной и горячей воды с диаметром счетчиков 25–50 мм, при условии расположения домов в пределах нескольких кварталов друг от друга.

Основное внимание следует уделять качеству сварочных работ, ведь если подтекающий фланец или муфту возможно подтянуть не опорожняя системы, то свищ в сварном шве после заполнения системы устранить не удастся. Поэтому рекомендуется все полностью готовые блоки предварительно испытывать гидравлическим методом на производственной базе. Это значительно сократит время на устранение протечек в «полевых» условиях и повысит производительность труда.

При ведении документации необходимо незамедлительно фиксировать любые отклонения от типового проекта на всех этапах производства работ в присутствии представителей заинтересованных организаций. Такой подход существенно упрощает итоговую сдачу готового объекта в эксплуатацию.

Статья 11. Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений

6. Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

7. Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.

8. Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком.

Требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения:

1) культовые здания, строения, сооружения;

2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;

5) строения, сооружения вспомогательного использования;

6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;

7) иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 261-ФЗ от 23.11.2009
Читайте также:  Вакуумный бак для отопления давление

Статья 13.Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы

3. До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

4. До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

5. До 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

6. До 1 января 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Оцените статью
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 261-ФЗ от 23.11.2009