Мощность отопления пассажирского вагона

Отопление и водоснабжение пассажирских вагонов

Нагревательные приборы

К ним относят
электропечи низковольтного отопления
(расположены под кожухами батарей
отопления), электрокалориферы (находятся
в вентиляционном канале), электрокипятильники,
электроплитки (в котельном отделении).

Все нагревательные
приборы должны включаться в строгом
соответствии с правилами эксплуатации.
На них запрещено развешивать тряпки
или ветошь для сушки. С ними не должны
контактировать посторонние предметы.
При эксплуатации нагревательных
приборов проводнику запрещено покидать
вагон. Кроме этого их нельзя включать
при питании вагона от АКБ, при неисправном
генераторе, а также при подаче питания
в соседний вагон.

Правила эксплуатации

С наступлением холодов, проводники проверяют исправность комбинированного отопления в вагоне и его подготовку к зимнему периоду, проводятся следующие виды работ:

проверяется котельное оборудование на неисправность;
обращается внимание на положение кранов и задвижек;
в топке исследуется наличие колосников и их исправность;
исправляется работа насосов и измерительных приборов;
проверяется вода в системе. В достаточном ли она количестве, также осматривается запасной бак на наличие воды;
обращается внимание на твердое топливо

В случае нехватки необходимо об этом руководству;
просматривается инвентарь для работ с твердым топливом;
также приводится в порядок техническая документация по правилам пользования смешанного обогрева вагонов.

Нижняя часть котла плацкартного вагона

Для нормального и бесперебойного функционирования смешанного отопления, у каждого вагона исправность оборудования должно быть проверено, сто девяносто восемь обогревающих головок, которые подходят к водоналивным трубам.

Перед запуском котельного оборудования необходимо проверить исправность вентиляционной системы. Для этого необходимо посмотреть положение ручки клапана. Она находится на потолке в котельном отделении. При запущенной вентиляции, положение ручки будет повернуто к слову «Открыто»

Также важное требование – это посмотреть противопожарную заслонку. По положению ручки привода можно догадаться, что она открыта

Высоковольтное электрическое оборудование пассажирских вагонов

Питание высоковольтного
электрического оборудования пассажирских
вагонов осуществляется от контактного
провода, через пантограф локомотива,
перемычки (пинчи) высоковольтной
магистрали и высоковольтные подвагонные
ящики.

Если в контактной
сети находится постоянный ток напряжением
3000 В, то котлы питаются им напрямую. Если
в контактной сети находится переменный
ток напряжением 25000 В, то в локомотиве
устанавливается трансформатор отбора
мощности, который понижает это напряжение
до 3000 В, и котлы обогреваются переменным
током.

Розетка высоковольтного
отопления

Холостая розетка
высоковольтного отопления

После опробования
тормозов ПЭМ и машинист подходят к
первому вагону. ПЭМ присоединяет
перемычку вагона к локомотиву при помощи
специального ключа отопления.

Для соединения
магистралей отдельных вагонов между
собой в общую магистраль необходимо
последовательное присоединение всех
вагонов к локомотиву. Для соединения
магистралей штырь одного ваго­на
вставляют в розетку другого вагона, а
в розетку первого вагона вставляют
штырь второго вагона. При этом между
каждыми двумя вагонами образуются два
межвагонных высоковольтных соединения.

После этого ключ
отопления передается машинисту.
Дальнейшее включение отопления
осуществляется из кабины локомотива.

Конструкция
котла и ТЭН.

Котел комбинированно­го
отопления имеет следующую конструкцию.
Водяная руба­шка котла выполнена
не­сколько уширенной, и в ней вертикально
размещены 24| высоковольтных нагревательных
элемента, которые монтируются на
фланцевом кольце. Фланец нагревательного
элемента крепится к кольцу с помощью
двух шпилек с гайками и лепестковыми
шайбами. Над топкой котла размещены
три изолятора, к которым в трубопроводах
подведены три провода, питающие
на­гревательные элементы.

Высоковольтные
нагревательные элементы закрыты защитным
кожухом. На защитном кожухе установлена
низковольтная блокировка в виде концевого
выключате­ля, разрывающая цепь катушек
высоковольтных контак­торов при
разъединении болтов и подъеме кожуха
под высоким напряжением.

При надежном
креплении кожуха в нижнем положе­нии
болт нажимает на хвостовик концевого
выключате­ля, подготовляя включение
высоковольтных контакто­ров. Для
осмотра элементов кожух поднимают
вверх, предварительно отвернув болты,
и укрепляют его на предохранительных
цепях .

Высоковольтный
нагревательный элемент выполнен в виде
стального цилиндра. Спираль 12 на по­лом
керамическом стержне 11 одним концом
соединена со скобой 3, укрепленной на
изоляторе 2, а другим — с об­ратным
проводом 13, проходящим внутри стержня
к за­жиму 1. Изоляция токоведущих
частей от стального кор­пуса 8
осуществляется кварцевой втулкой
(стаканом) 10, изолятором 2 и керамическим
фланцем 6 с резиновой прокладкой 7.
Фланец 6, выполненный вместе с керами­ческим
стержнем 11, прикреплен к корпусу
нагревателя

болтами 4 с шайбами
5.

Теплота от спирали
передается воде через окружаю­щий ее
воздух, кварцевый стакан, графитовую
оболочку 9, служащую для улучшения
теплопередачи, и корпус нагревателя.
Графитовая оболочка также защищает
кварцевый стакан от повреждений.

та

Каждый ТЭН рассчитан
на напряжение 500 В. В котле ТЭНы собирают
последовательно в подгруппы по 6 штук.2
подгруппы соединены в группы параллельно.

Отопительный котел

2
— Шуровочный люк

5,
6 – Дымовая труба

7
– Наружная рубашка

8
– Высоковольтный электронагреватель

9
– Колосниковая решетка

10
– Циркуляционные трубы

Наиболее
распространенным типом водогрейного
вагонного котла является котел,
совмещенный с расширителем 4. Отопительный
котел состоит из наружной рубашки 7,
внутри которой расположена огневая
коробка и топочная камера. В нижней
части камеры имеются колосниковые
решетки 9 и зольник 1. В верхней части
котла над огневой коробкой расположена
дымовая труба 5. В огневую коробку вварены
циркуляционные трубы для увеличения
поверхности нагрева котла. Пространство
между наружной рубашкой и топочной
камерой, огневой коробкой и дымовой
трубой заполняется водой. Топливо
загружается на колосниковые решетки
через люк топки 3. воздух подается под
колосниковую решетку через люк зольника.

Для нагрева воды
с помощью электроэнергии в водяную
рубашку котла вертикально вмонтированы
24 нагревательных элемента, которые
распределены по всему периметру котла,
за исключением пространства над люком
топки для твердого топлива, и крепится
к фланцу топки котла через прокладки
из паронита. Клеммы нагревательных
элементов защищены кожухом, который
можно поднять и зафиксировать на
цепочках, приваренных к расширителю 4
котла, при необходимости проведения
работ по монтажу нагревательных элементов
и ухода за ним.

Наибольшая
расчетная температура воды в коте
90-95С.
При более высокой температуре нижние
трубы отопления нагреваются до 70С
и выше и осаждающаяся на их поверхности
пыль подгорает.

Труба
подающая горячую воду в систему отопления

Система водяного
отопления всех пассажирских вагонов
служит для обеспечения требуемого
температурного режима вагона независимо
от температуры наружного воздуха. При
температуре наружного воздуха – 40 оС

Внутри вагона она
должна быть не ниже +18 оС
при отоплении твёрдым топливом и в
пределах +20 оС
при отоплении электрической энергией.
Верхний предел температуры при отоплении
твёрдым топливом не регламентируется,
однако необходимо стремиться, чтобы
она не превышала 22-23 оС
, так как в комплексе с относительной
влажностью воздуха 30-60 оС
, скоростью воздуха в зоне головы спящего
пассажира около 0,25 м/c,
запыленностью не более 1 мг/м3
эта
температура создает наиболее комфортные
условия пребывания пассажира в вагоне.

Система водяного
отопления любого пассажирского вагона
состоит из водогрейного котла с верхней
и нижней разводкой труб с ребристыми
теплообменниками(радиаторами) для
обогрева помещений вагона и калорифера
(водяного или электрического) с
вентилятором для подогрева поступающего
в вагон наружного воздуха.

Водогрейный котёл
может отапливаться либо твердым топливом
(углём), либо электрической энергией
благодаря расположенным внутри котла
электрическим нагревательным элементам.
Когда для нагрева воды применяется
только твёрдое топливо, систему отопления
называют водяной, если же котел может
работать как на твердом топливе, так и
на электроэнергии, систему называют
комбинированной, хотя теплоносителем
в ней является вода. И при водяном, и при
комбинированном отоплении в пути
следования вагона, чтобы был обеспечен
требуемый температурный режим.

Читайте также:  Отопление дачных домов дровами

Блог об энергетике

энергетика простыми словами

Система отопления пассажирского вагона поезда

Система водяного отопления (рис. 5.17) включает в себя котел 1, расширитель-воздухоподогреватель 10, нагревательные трубы 2, питательный насос 8, баки 6 и 7 для воды и топлива, вентили 5, 9, грязевик 5 и кран 4 для спуска воды из котла.

Циркуляция воды в системе отопления (показано стрелками) происходит непрерывно из-за разности температур в различных ее частях. Предусмотрена и искусственная циркуляция воды с помощью циркуляционного насоса, установленного на трубопроводе, подводящем воду к котлу, подача которой включается в тех случаях, когда температура наружного воздуха ниже расчетной или когда необходим ускоренный нагрев вагона после отстоя.

При комбинированной (электроугольной) системе отопления (рис. 5.18) вода в котле подогревается расположенными в водяной рубашке высоковольтными нагревательными элементами, а при отсутствии электроэнергии — за счет теплоты сжигаемого твердого топлива — угля).

Питание нагревательных элементов осуществляется по однопроводной поездной линии с номинальным напряжением 3000 В постоянного или однофазного переменного тока частотой 50 Гц в пути следования от локомотивов, а в пунктах отстоя — от стационарных устройств.
Системой водяного отопления с комбинированным котлом оснащены вагоны различных типов. Эта система состоит из котла с расширителем и отопительных приборов. Котел (рис. 5.19) с электроугольным отоплением имеет обычную угольную топку 4 и водяную рубашку 2, в которой на опорном фланце 11 расположены 24 высоковольтных нагревательных элемента 3.

Для увеличения поверхности нагреваемой воды в коническую часть топки установлены циркуляционные трубы 6, 7, и 8. В нижней части топки расположены колосниковая решетка 1 и наклонный лист зольника 14. Уголь загружается в котел через топочное отверстие 12, через него же извлекается шлак. Зола и мелкий шлак удаляются через отверстие зольника 13. На опорном фланце в зоне топки размещены три изолятора 9, через которые высоковольтные провода подводятся к нагревательным элементам котла. В целях обеспечения электробезопасности кожух 5 котла заземляется. Для этого в его нижней части предусмотрен специальный болт, к которому присоединяется заземляющий провод.
Нагревательные элементы закрыты защитным кожухом 10, на котором установлена блокировка, разрывающая цепь катушек высоковольтных контакторов при подъеме кожуха и наличии высокого напряжения. В поднятом положении для осмотра нагревательных элементов кожух подвешивается на цепях. Объем воды в системе 855 л, из которых 370 л находятся в котле и расширителе.
Схема отопления, нагревательные элементы и другое высоковольтное оборудование у различных типов вагонов одинаковое. Высоковольтные нагревательные элементы имеют общую мощность 48 кВт и разделены на две параллельные группы, каждая из которых состоит из двух параллельных ветвей, включающих по шесть последовательно соединенных нагревательных элементов. Для защиты котла предусмотрено тепловое реле, отключающее электронагревательные элементы при повышении температуры воды в котле выше 90 °С, и реле минимального уровня, отключающее их при понижении уровня воды в расширителе более чем 200 мм. В вагонах с кондиционированием воздуха используются дополнительные низковольтные электрические печи и калорифер, которые питаются от автономной системы электроснабжения напряжением ПО В постоянного тока. В пассажирских вагонах межобластного и пригородного сообщений наиболее распространено отопление с помощью электрических печей и калориферов.
В системах водоснабжения и водяного отопления современных пассажирских вагонов находят широкое применение пластмассы для изготовления многих деталей и узлов. Из стеклопластика на основе полиэфирной смолы выполняют водяные баки, умывальные раковины и унитазы, из полиэтилена низкой плотности — трубы, фитинги, вентили, втулки, тройники, а также другие соединительные и регулирующие детали. В туалетах пол настилают из стеклопластика вместо цементного, покрытого метлахской плиткой. Применение пластмасс обеспечивает снижение собственной массы вагона, продление срока службы, уменьшение трудоемкости и затрат при изготовлении и ремонте систем водоснабжения, отопления и внутреннего оборудования.

Системы отопления и водоснабжения

Системы отопления В современном пассажирском вагоне система отопления обеспечивает на протяжении всего отопительного сезона температурный режим, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям. Из всех известных систем отопления в пассажирских вагонах нашли наибольшее применение системы водяного и электрического отопления. Для вагонов серийного производства применена индивидуальная гравитационная водяная система низкого давления. Главные преимущества такой системы — способность обеспечивать довольно высокую стабильность и равномерность температур воздуха внутри вагона по всей его длине. По способу нагрева воды наиболее употребительны в настоящее время те системы, в которых вода подогревается с использованием твердого топлива или электрических элементов.

Рис. 112. Схема работы водяного отопления низкого давления

В простейшей системе отопления (рис. 112) вода, нагретая в котле 1, попадает в расширитель 2, служащий резервуаром запаса воды для пополнения ее убыли в системе отопления вследствие испарения и утечек. Расширитель необходим также для размещения избытка воды, образующегося в результате увеличения ее объема при нагревании. Объем расширителя обычно принимают равным 5—10% объема воды, содержащейся в отопительной системе. Сеть отопительной установки состоит из верхних разводящих труб 3, выходящих из расширителя, стояков 4 и обогревательных труб 5, соединенных с водяной рубашкой котла в его низшей точке. Отличительная черта этой системы состоит в том, что вода в расширителе сообщается с атмосферой и всегда имеет температуру ниже 100° С. Вследствие разности температур воды в котле и в охлаждаемых стояках, а следовательно, и ее плотности происходит естественная (гравитационная) циркуляция воды в трубах (показано стрелками). В такой системе можно изменять количество отдаваемого тепла только повышением или понижением температуры нагрева воды в самом котле, что является недостатком.

Более совершенно регулирование температуры изменением скорости циркуляции воды при помощи насоса. Система водяного отопления современных пассажирских вагонов имеет более сложное устройство и предназначена не только для восполнения потерь тепла через ограждения кузова, но и для подогрева в течение отопительного сезона воздуха, принудительно подаваемого в вагон вентиляционной установкой. При зимнем режиме ее используют также для нужд системы горячего водоснабжения и других целей.

Система водяного отопления некупейного вагона со спальными местами (рис. 113) оборудована совмещенным с расширителем котлом объемом 350 л, двумя ветвями разводящих и отопитель-

Рис. 113. Схема водяного отопления некупейного вагона:

1 — пластинчатый калорифер; 2 — расширитель; З — воздушные краны разводящих труб; 4 — нагревательные батареи в туалетах; 5 — верхние разводящие трубы; 6 — нижние трубы; 7 — котел; 8 — труба для подачи воды; 9 — электрический насос; 10 — краны для слива воды; 11 — пробка для слива воды из котла; 12 — грязевик; 13 — коробка для запаса воды; 14 — ручной насос

ных труб на 500 л воды, грязевиком для сбора механических примесей в воде, трубами для налива и слива, выведенными под вагон, коробкой для запаса воды, ручным и электрическим насосами для питания котла водой и усиления ее циркуляции, калорифером для подогрева вентиляционного воздуха, приборами контроля уровня и температуры воды в котле, арматурой для выполнения операций по обслуживанию системы и переключения ее в разные режимы работы.

Читайте также:  Схема петли теплого пола

Вертикальный котел с водяной рубашкой состоит из наружного кожуха, внутри которого расположена топочная камера. В нижней части камеры имеются колосниковая решетка и зольник. Выше топочной камеры расположена дымовая труба, конусная часть которой имеет три поперечные жаровые трубы, увеличивающие поверхность нагрева котла. Все пространство между наружным кожухом и топочной камерой с дымовой трубой заполнено водой. Котел этого типа имеет поверхность нагрева 3,03 м 2 , площадь колосниковой решетки 0,19 м 2 , объем топочного пространства 0,082 м 3 и теплопроизводительность до 35 кВт (30 000 ккал/ч). Система обеспечивает внутри вагона температуру 20° С при наружной —35° С и имеет основной и промежуточные режимы работы. Если температура воздуха снаружи вагона ниже 0, а внутри вагона ниже 18° С, то применяют основной режим, при котором включают обогревательные трубы и подогрев вентиляционного воздуха. Промежуточные режимы работы устанавливают, отключая обе

1 — коробка для запаса воды; 2 — плита; З — водонагреватель; 4 — калорифер;

5 — дистанционный термометр контроля температуры воды в котле; 6 — расширитель; 7 — воздушные краны; 8 — вентиль для спуска воды; 9 — пробка грязевика;

10 — обратный клапан; 11 — электрический насос; 12 — котел; 13 — гидрометр;

14 — дроссельная заслонка; 15 — вентиль для спуска воды из системы; 16 и 17 — краны для отбора пробы воды; 18 — дистанционный термометр водонагревателя;

19 — ручной насос

или одну ветвь отопительных труб. Если естественная циркуляция оказывается недостаточной, то ее можно усилить при помощи насосов с ручным или электрическим приводом.

При убыли воды в системе ее пополняют (при помощи ручного насоса) из коробки для запаса воды емкостью 50 л, установленной в котельном отделении и сообщающейся с системой водоснабжения. Систему заполняют водой только снизу вагона через наливную трубу. Предусмотрен слив воды из всей системы, а также раздельно из каждой ветви отопительных труб, из котла и калорифера.

Другая система водяного отопления купейных вагонов с кузовами без хребтовых балок (рис. 114) имеет расширитель, не совмещенный с котлом, а расположенный отдельно от него. В котельном отделении этого вагона также установлен водонагреватель. В течение отопительного сезона в него поступает вода, подогретая в котле, а в остальное время года воду в нем подогревают от плиты, предназначенной для нужд персонала, обслуживающего вагон. Допускаемый и предельный уровни воды в котле определяют по установленному на нем гидрометру. Остальное обустройство и режимы работы системы водяного отопления такие же, как в описанной системе для некупейного вагона.

В последние годы наблюдается все большее стремление использовать электрическую энергию для отопления пассажирских вагонов, так как такие системы имеют технико-экономические преимущества. Электрическое отопление имеет меньшую массу, облегчает труд проводников, исключает доставку и хранение топлива, йе требует громоздкого оборудования, Позволяет авТоматизиро* вать все процессы и обеспечить в вагоне устойчивый температурный режим. Системы отопления, в которых в качестве источника тепла использованы электрические элементы, делят на две группы: электрические системы отопления, состоящие только из электронагревательных приборов, непосредственно подогревающих внутренний и поступающий в вагон наружный воздух; комбинированные системы отопления, представляющие собой совокупность различных отопительных систем и способов нагрева теплоносителей. К последним относятся следующие комбинации водяной и электрических систем: водяная система с комбинированным нагревом воды в котле твердым топливом и при помощи электрических элементов; водяная система с электрическим подогревом вентиляционного воздуха и т. п.

Электрическая система отопления одного вагона имеет мощность около 40 кВт. Ее практически нельзя применить для пассажирских вагонов автономным электроснабжением от подвагонного генератора. Такой системой можно оборудовать вагоны, электрическое питание которых осуществлено централизованно от вагона-электростанции или от контактной сети через электровоз. В первом случае применяют созданные КВЗ вагоны-электростанции мощностью 600 кВт, вырабатывающие трехфазный переменный ток напряжением 400 В и частотой 50 Гц. Для таких поездов созданы пассажирские вагоны с электрической системой отопления (рис. 115), состоящей из двух групп электропечей общей мощностью 18—20 кВт и двухсекционного электрокалорифера примерно такой же мощности. Электропечи, расположенные вдоль каждой боковой стены, состоят из трубчатых нагревательных элементов напряжением 220 В.

Во втором случае помещения вагона открытого типа с местами для сидения отапливаются электрическими печами, а подаваемый в вагон воздух обогревается электрическим двухсекционным калорифером, каждая секция которого имеет мощность 11 кВт при напряжении 3000 В (рис. 116). Электрические печи мощностью

Рис. 115. Схема силовых цепей электрического отопления вагона с централизованным питанием от магистрали напряжением 380/220 В:

1 — магистраль напряжением 383/220 В:

2 — главный выключатель магистрали;

3 — распределительные шины вагона; 4 —

выключатели элсктрокалорифера; 5 н 9 — контакторы автоматического включения соответственно секций элекгрокало-рифера и групп электропечей; 6 — сек

ции электрокалорифера; 7 — заземление на корпус вагона; 8 — группы элек

тропечей; 10 — выключатели электропечей

Рис. 116. Схема силовы* цепей электрического отопления вагона с централизованным питанием от магистрали напряжением 3000 В:

1 — магистраль напряжением 3000 Ь;

2 — общий выключатель; 3 — предохра

нитель; 4 — главный контактор; 5 — реле перегрузки электропечей и электрокалорифера; 6 — контакторы; 7 — электропечи; 8 — секции электрокалорифера;

9 — заземление на корпус вагона

по 0,445 кВт объединены в три группы (две по 20 и одна из пяти печей). Печи включены по пять последовательно и обслуживают определенные помещения вагона. Все группы электропечей и секции калорифера работают независимо один от другого в автоматическом режиме и включаются от импульсов ртутно-контактных термометров. Концы однопроводной магистрали заканчиваются высоковольтными междувагонными соединениями. Металлический ящик с коммутационным и защитным оборудованием подвешен к раме под вагоном и имеет ввод от основной магистрали. В трех его секциях соответственно размещены высоковольтный разъединитель, высоковольтный предохранитель и два защитных реле (перегрузки и напряжения). Отдельно расположены шесть высоковольтных контакторов с дугогасящими устройствами

Рис. 117. Котел отопления с комбинированным нагревом воды:

1 — трубчатые электронагреватели высокого напряжения; 2 — изоляторы цепей питания электронагревателей высокого напряжения; 3 — электронагреватели низкого напряжения; 4 — защитный конус; 5 — кольцо из гети-накса

(для групп отопления и секций, а также главный), служащих для включения и отключения электронагревательных приборов от источника питания.

Примером сочетания водяного отопления с комбинированным способом подогрева воды может служить купейный вагон постройки ГДР, оборудованный установкой для кондиционирования воздуха. Подобные системы созданы также КВЗ и ЛВЗ. На рис. 117 показан котел водяного отопления, вода в котором нагревается при сжигании твердого топлива или при помощи электрических элементов. Для этой цели использован типовой котел, который дополнительно оборудован трубчатыми электронагревателями высокого и низкого напряжения. При эксплуатации вагона на электрифицированных участках железных дорог включают группу из 24 нагревательных элементов, получающих питание от сети высокого напряжения (3000 В). Этот котел работает с максимальной теплопроизводительностью, равной 40 кВт (35 000 ккал/ч). Если вагон эксплуатируют на неэлектрифицированном участке, то для нагрева воды в котле в этом случае предусмотрено три электронагревателя низкого напряжения, питание которых осуществлено от подвагонного генератора. Теплопроизводительность котла при этом равна 6,5 кВт (5700 ккал/ч).

Все трубчатые электронагреватели заземлены. На котел приварен конусный зонт, обрамленный гетинаксом. Зонт защищает электронагреватели и места присоединения питающих проводов от попадания на них воды и грязи. В электрической схеме предусмотрена блокировка, размыкающая цепи питания, если открыть дверь в перегородке котельного отделения или поднять над топкой защитный клапан, прикрывающий выводы электронагревателей. Предусмотрены также термостаты в разводящих трубах и датчики, автоматически отключающие электронагреватели соответственно при температуре воды свыше 95° и снижении уровня воды в котле ниже допустимого.

Читайте также:  Анаэробный герметики для систем отопления

В сочетании со всеми системами отопления можно применять электрическое калориферное отопление, используемое как вспомогательное для подогрева помещений вагона в переходные периоды времени, когда температура наружного воздуха составляет 5—15° С.

Система водоснабжения Специфика условий эксплуатации подвижного состава на железных дорогах СССР и задачи улучшения комфорта современного пассажирского вагона определили основные требования к его водоснабжению. Практика эксплуатации цельнометаллических пассажирских вагонов первого выпуска с пневматической системой водоснабжения от подвагонного резервуара для воды, показала непригодность такой системы для климатических условий СССР и подтвердила целесообразность применения самотечной системы водоснабжения.

Система водоснабжения должна обеспечивать холодной и горячей водой санитарные узлы вагона, пополнять убыль воды в си

стеме отопления в промежутке между заправками котла и снабжать вагон охлажденной кипяченой питьевой водой. Можно выделить две основные группы систем водоснабжения: к первой группе относят системы всех типов пассажирских вагонов отечественного производства, а ко второй — вагонов постройки ГДР для СССР. Системы водоснабжения вагонов (рис. 118 и 119), независимо к какой конструктивной группе они принадлежат, имеют одинаковый принцип действия. Они состоят из сообщающихся баков для холодной воды (большого и малого), которые расположены по концам вагона над потолками туалетных помещений; бака для горячей воды, помещенного со стороны котельного отделения; кипятильника непрерывного действия, имеющегося в смежном с котельной шкафу; установки для охлаждения питьевой воды, размещенной в служебном помещении; контрольной и измерительной арматуры для определения уровня и температуры воды.

Минимальное требуемое количество воды на вагон рассчитывают, исходя из среднего расхода на одного пассажира в сутки, принимаемого равным 20 л. Из общего количества выделяют часть воды (до 25%) для горячего водоснабжения. Оптимальный запас воды в вагоне устанавливают в соответствии с его категорией и конструктивными возможностями. Так, общая емкость системы водоснабжения некупейного вагона составляет 1000 л, а в купейном вагоне только запас холодной воды равен 1050 л. Большие баки для воды располагают с некотловой стороны вагона, причем в некупейных вагонах отечественного производства устанавливают один бак емкостью 850 л, а в купейных вагонах постройки ГДР — два общей емкостью

900 л. С технологической и эксплуатационной точек зрения применение двух баков нерационально, тем более что раздельно их не используют.

Баки снабжены волнорезами, люками для очистки и трубами для налива и слива воды. Нижние концы труб имеют головки (однотипные с тормозными) для присоединения шлангов. Для исключения замерзания этих труб на них внутри вагона установлены вентили, а снаружи — электрообогреватели. Малый бак емкостью 80 л (на купейном вагоне 50 л) соединен с атмосферой через расширитель котла отопления и не снабжен трубами для налива и слива воды. Конденсат, образующийся снаружи баков вследствие их отпотевания при заправке, собирается в поддоны, установленные под каждым баком, и сливается под вагон.

Санузлы снабжаются горячей водой из бака емкостью 45 л, внутри которого помещен змеевик, нагреваемый от котла отопления, а летом от плиты, установленной в котельной. В купейном вагоне вода нагревается в бойлере, змеевик которого соединен только с котлом отопления. В летнее время бойлер нагревается непосредственно от плиты котельного помещения, которую топят твердым топливом.

Кипятильник непрерывного действия примечателен тем, что поступающая из водосборной камеры вода выходит из него только

Рис. 118. Система водоснабжения отечественного некупейного вагона со спальными

1 — нагреватель для слива воды; 2 —’вентиль для заполнения запасного бака системы отопления; 3 — кран для слива воды; 4 бак емкостью 80 л; 5 — поддон; 6 — расширительный бак; 7 — вентили для отключения системы горячего водоснабжения от плиты для подогрева воды; 8— плита для подогрева воды; 9 — ручной насос; Ю — кипятильник; 11 — бак для горячей воды; 12 — унитаз; 13 — умывальник; 14 — мойка; 15 — водоохладитель; 16 — бак для кипяченой воды; 17 — бак

кипяченой, а процесс пополнения кипятильника происходит не-прерывно. Это достигнуто разделением пространства в кипятильнике на отдельные отсеки для сырой и кипяченой воды и выбранным заведомо меньшим объемом над уровнем сырой воды в конусной трубе, чем это требуется для размещения увеличившейся в объеме воды, доведенной до кипения. Воду в кипятильнике можно нагревать, сжигая в топке древесный уголь или используя электронагреватель.

Пассажирские вагоны современной постройки имеют помещенные в шкафы установки для охлаждения питьевой воды (рис. 120). Установка состоит из бака емкостью 40 л для кипяченой воды, перекачиваемой ручным насосом из кипятильника, бака для охлаждения воды, охладителя питьевой воды и ниши с водоразборным краном. Холодильная компрессионная установка, в системе которой в качестве хладагента применен хладон-12, работает в автоматическом режиме: при понижении температуры воды до 8° С и при повышении до 13° С соответственно отключается или включается электродвигатель.

Система снабжения холодной и горячей водой вагонов-ресторанов состоит из двух самостоятельных частей, одна из которых обслуживает котельную, умывальное и душевое помещения, а вторая — кухню и раздаточное отделение. В первой части системы холодная вода находится в баке емкостью 130 л, а горячая вода поступает в бак емкостью 78 л из водонагревателя, установленного в котельном отделении. Вторая часть системы имеет бак емкостью 800 л для холодной воды, установленный со стороны кухни. Для горячей воды предусмотрен бак емкостью 200 л со змеевиком, вода в котором нагревается при помощи устройства, состоящего из расширителя и водонагревателя, вмонтированного в плиту кухни.

В системах водоснабжения багажных и почтовых вагонов имеется один бак для холодной воды емкостью 300 л, который распо-

Рис. 119. Система водоснабжения купейного вагона постройки ГДР:

1 — баки для холодной воды; 2 — трубы для налива воды; 3 — соединительная труба баков для воды; 4 — бойлер; 5 — нагревательный змеевик бойлера; 6 — трубопровод и вентиль шланга для мытья туалетов; 7 — трубопровод промывки унитаза горячей водой; 8 — умывальник; 9 — термометр бойлера; 10 — бак для питьевой воды; 11 — охладитель питьевой воды; 12 — мойка; 13 — кипятильник; 14 — трубопровод для возврата горячей воды; 15 — трубопровод горячей воды; 16 — контрольные трубы уровня воды; 17 — вестовая труба;

Рис. 120. Схема установки для охлаждения питьевой ьоды:

1 — ииша раздачи воды; 2 — водоразборный кран; 3 — труба для подачи воздуха; 4 — бак для кипяченой воды; 5 — соединительная труба; 6 — бак для охлажденной воды; 7 — термостат; 8 — испаритель; 9 — автоматический регулирующий вентиль; 10 — кран для слива воды; И — фильтр; 12 — запорный вентиль; 13 — ресивер; 14 — электродвигатель; 15 — нагнетательный вентиль; 16 — всасывающий вентиль; 17 —• компрессор; 18 холодильный агрегат; 19 — конденсатор;

ложен над потолком коридора у служебного помещения. Душ и умывальник снабжаются горячей водой от расширителя котла, а унитаз — от возвратной трубы сети отопления. Почтовые вагоны, кроме этого, оборудованы электрическим водонагревателем емкостью 25 л.

Оцените статью