Можно ли использовать отработку для отопления

Отопление на отработанном масле для частного дома: как организовать

Отопление на отработанном масле для частного дома: как организовать

Отработка — высококалорийное топливо. Загружать котлы можно трансформаторным, трансмиссионным, гидравлическим, растительного происхождения сырьем. Чтобы организовать отопление на отработке масла, нужно знать особенности процесса и необходимого оборудования. Разберемся с нюансами.

Экономическая выгода от установки очевидна лишь тогда, когда есть доступ к недорогому топливу. Среднесуточная потребность составляет 22-25 л. Иначе приобретать или сооружать своими руками сложное оборудование нецелесообразно.

Кроме самого котла понадобятся емкости для хранения топлива. Они должны соответствовать определенным требованиям. Открытые бочки использовать запрещено — топливо испаряется. Нужны закрытые емкости, дополнительно оборудованные насосами для подачи масла в котел.

Возникает вопрос: когда есть выгода от отопления на отработанном масле для частного дома? Учитывая необходимость обеспечения поставок топлива и организации его хранения, этот вариант хорош для автомастерских, гаражей, промышленных объектов.

Плюс количество сажи от масла больше, чем от твердого или дизтоплива, что требует частой прочистки дымоходов.

Но отработка дешевая и привлекает ценой. Методика топки маслом еще и высокоэкологична: предполагает утилизацию загрязняющих окружающую среду веществ. Котлы закрыты, продукты сгорания в помещение не попадают. По части теплоснабжения получаем автономный дом .

Конструктивные особенности оборудования

Взвесив все плюсы и минусы такой системы отопления, полезно ознакомиться с принципом работы котла. Он заключается в следующем. Масло насосом подается в испарительную камеру, где испаряется. Пары вступают в реакцию с воздухом, сгорают в топливном отделении.

В процессе происходящего выделяется тепло, которое нагревает водяную рубашку с теплоносителем. Теплообменник получает газы из топки и «выводит» их в дымоход уже остывшими.

Подходящие модели производственных агрегатов

В торговой сети присутствуют котлы отечественного и импортного производства. Ассортимент невелик. Готовых к эксплуатации моделей мало. Одна из них — «Жар-20». Остальное маломощное оборудование для отопления частного дома отработкой часто требует минимальной доработки — оснащения горелкой с термостатом и автоматикой.

Базовые модели от некоторых производителей:

· ACV N1, N2, N3, Nmini;

Для больших площадей есть полноценные модели мощностью от 60 кВт. Их можно использовать для оборудования котельной в доме с 2-3 квартирами, автомастерской. Пример: прибор американской фирмы Clean Burn мощностью 200 кВт.

Продаются отдельно и германские горелки Kroll, которыми можно укомплектовать котел на твердом топливе любой конфигурации.

Прибор своими руками

Когда нужно организовать теплоснабжение гаража, подсобки, купить аппарат мощностью до 10 кВт сложно или невозможно. Почему бы не собрать котел отопления на отработанном масле своими руками?

Устройство работает на принципе сжигания масляно-кислородной смеси. В процессе нагревается водяной бак. Температура в эпицентре поднимается до 700 градусов, поэтому важно использовать жаропрочную сталь.

Воздух подается маломощным компрессором. Последний соединяется шлангом с патрубком, который расположен у емкости с маслом. На шланг монтируется кран, регулирующий мощность установки путем уменьшения или увеличения количества кислорода. Понадобится и пьезоэлемент или другое устройство для розжига.

Как получают тепловую энергию самодельные котлы:

· В результате нагрева масла до 40 градусов выделяются пары. Они переходят в верхнюю часть установки.

· В отсеке сгорания воздух смешивается с топливом, выделяется тепло.

· Направление энергии — в верхний теплообменник для нагрева воды или в помещение через стенки камеры .

Схема отопления отработанным маслом своими руками не обойдется без дымохода. Он разрабатывается с учетом беспрепятственного вывода продуктов сгорания из помещения. Рекомендуется уменьшение потерь тепла в доме , чтобы СО работала эффективнее.

Необходимые меры безопасности

Неприятный запах, возгорание происходят при несоблюдении правил. Первое, на что стоит обращать внимание, — состав смеси. Наличие отходов ацетона, бензина, прочих легковоспламеняющихся веществ, посторонних примесей.

Обязательные меры безопасности при организации отопления на отработке своими руками:

1. Диаметр дымохода — от 100 мм. Удобен сэндвич, он накапливает меньше сажи.

2. Емкости с топливом нужно хранить подальше от котла.

3. Бочки с отработкой должны быть герметично закрыты. Если в них попадет вода, может произойти воспламенение.

4. Масло дает большее температурное воздействие на котел, чем твердое топливо, поэтому стенки теплообменника и камеры делаем не тоньше 2 мм.

5. В котельной нужно организовать систему принудительной вентиляции на случай задымления. Ее мощность должна превышать мощность вентилятора (турбины) минимум на 20%.

Опыт эксплуатации показывает, что окупаемость оборудования для отопления отработкой частного дома или других помещений составляет 1-3 года. Если есть возможность доставать непригодное масло по минимально цене, такая СО выгодна.

Отопление на отработанном масле: мифы и реальность

Отработанное масло — это использованное по назначению гидравлическое, трансмиссионное, трансформаторное масло; масло растительного происхождения.

Заблуждение: отработанное масло (далее ОМ) непригодно для дальнейшего использования, оно подлежит немедленной утилизации или переработке.
Реальность: ОМ — прекрасное высококалорийное топливо. В мире существует множество компаний, производящих отопительное оборудование на отработанных маслах (воздухонагреватели, котлы). Одни производят передовое оборудование, другие — технически устаревшую неавтоматическую технику.

Заблуждение: отработанное масло трудно найти.
Реальность: ОМ собирают при замене масел в двигателях и узлах трения автомобилей, тепловозов, электровозов, швейных, метало- и деревообрабатывающих станков, танков, тракторов, кораблей, самоходных барж и катеров, подводных лодок, строительной техники, бензо- и дизель- генераторов, турбин электростанций, буровых установок и т.д. Так же рестораны, пекарни и т.п. ОМ окружает нас повсюду.

Читайте также:  Где ставить расширительный бачок при закрытой системе отопления

Вдумайтесь: в небольшом российском городе на 100 тыс. жителей приходится, как правило, 50 тыс. личных и служебных легковых и грузовых автомобилей. При замене масел в этих автомобилях сливается более 300 тыс. литров ОМ в год. А еще есть большие и маленькие промышленные предприятия со станками, погрузчиками и т.п., рядом десятки колхозов с сотнями тракторов. Каждый год в легковом автомобиле меняется в среднем 4 — 8 литров масла, а в станках, тракторах, грузовиках значительно больше.

Всё это масло в реальной жизни собирается, накапливается в ёмкостях и в дальнейшем сливается в почву, реже — сдаётся на переработку. В каждом регионе есть конкурирующие между собой компании занимающиеся продажей нового и сбором отработанного масла. Однако пока этот процесс далеко не везде организован и систематизирован.

Популярные модели

Заблуждение: при использовании в качестве топлива отработанного масла, увеличивается количество вредных выбросов в атмосферу.
Реальность: вспомните грузовик или автобус, едущий впереди вас, с коптящим двигателем на дизельном топливе и обгоняющую вас иномарку с современным дизельным двигателем. Действительно некоторые современные импортные горелки и специально разработанные для них котлы и воздухонагреватели полностью сжигают топливо, не дымят, экологически чисты. Сжигать ОМ в современных отопительных системах даже более экологично чем газ, уголь, дизель и т.п.

Заблуждение: в борьбе за экологическую чистоту отработанное масло надо перерабатывать, а не сжигать.
Реальность: если детально рассмотреть всю цепочку переработки и регенерации отработанных масел, можно придти к неожиданному выводу: выбросы при сжигании ОМ в специальном оборудовании (котлах и воздухонагревателях с наддувными горелками) значительно меньше, чем количество вредных веществ при переработке ОМ.
В процессе механической и химической очистки ОМ используется и образуется множество различных токсичных соединений, подлежащих специальному захоронению или высокотемпературному окислению (т.е. тому же самому сжиганию). Так же при очистке и переработке масел расходуются огромные энергоресурсы (нагрев при возгонке масел (крекинг), центрифугирование, фильтрация, перекачка, перевозки и т.п.).
Таким образом, как правило, ОМ при отсутствии селективного сбора (каждый вид масла собирается в отдельную емкость) экономически и экологически выгоднее использовать на месте в качестве топлива в специальных котлах и воздухонагревателях.

Заблуждение: эксплуатация котла или воздухонагревателя на отработанном масле подлежит лицензированию.
Реальность: эксплуатация котла или воздухонагревателя не требует лицензирования или специальных разрешений так же, как для любого оборудования, работающего на жидком топливе.

Заблуждение: что делать, если всё же у меня закончится отработанное масло, ведь оборудование тогда остановится?
Реальность: закончиться или отключиться может всё: газ, уголь, дрова, дизель, мазут, электричество. Огромным плюсом современных горелок на ОМ является то, что они работают также и на дизельном топливе без специальных регулировок. При перебоях в поставках ОМ можно использовать в качестве топлива дизельное и/или смесь его с отработкой.

Популярные модели

Заблуждение: оборудование на отработанном масле обходится дороже оборудования на дизеле.
Реальность: это не так. Оборудование на отработке хоть и имеет более высокую стоимость, но отопление на отработке значительно дешевле в эксплуатации из-за дешевизны топлива. К концу первого года эксплуатации стоимость котла и израсходованного топлива на отработке сравняется со стоимостью котла на дизельном топливе + топливо, а при дальнейшей эксплуатации вы получите существенную экономию. Кроме того, горелки на отработке, как правило, являются универсальными, т.е. работают и на ОМ и на дизеле.

Заблуждение: оборудование из-за своей сложности и специфики сжигания отработанного масла менее надёжное, чем оборудование на дизеле.
Реальность: коэффициент надёжности техники на ОМ выше, чем у дизельного оборудования из-за более высоких требований, предъявляемых к агрегатам на ОМ. Любое оборудование часто выходит из строя из-за неправильной эксплуатации и халатного отношения.

Заблуждение: оборудование на отработанном масле требует постоянного технического обслуживания (чистки, регулировки).
Реальность: если оборудование смонтировано правильно (ёмкость, топливная линия, дымоход), то горелка на ОМ требует технического обслуживания не чаще раза в год, аналогично любому отопительному оборудованию. Но, как и для любого отопительного оборудования, большое влияние на частоту обслуживания оказывает загрязнённость топлива.

Заблуждение: поскольку оборудование не распространено на рынке так, как дизельное, существует проблема с запасными частями и сервисом.
Реальность: безусловно, важно убедиться, что в вашем городе работает представительство и сервисный центр производителя оборудования.

Как сделать отопление на отработанном масле своими руками: схемы и принципы обустройства

Любые отходы, являющиеся для обычного человека всего лишь мусором, от которого необходимо избавиться, в руках мастера могут приносить ощутимую материальную выгоду.

Например, обрезки разнокалиберных труб, старый газовый баллон и прочие металлические обрезки превратятся в печь, а отработанное масло – в топливо. Организовать отопление на отработанном масле своими руками не так уж и сложно.

Мы расскажем вам об основных вариантах устройства систем отопления на “бросовом” виде топлива. В предложенной нами статье детально описаны способы изготовления проверенных на практике самодельных приборов. С учетом наших рекомендаций вы сможете добиться оптимального результата.

Общий принцип функционирования

Если мы хотим получить качественное отопление на основе отработки, масло нельзя просто взять и поджечь, поскольку оно будет чадить и вонять. Чтобы не испытывать на себе эти неприятные и опасные для здоровья побочные эффекты, нужно нагреть топливо так, чтобы оно начало испаряться.

Гореть будут полученные в результате нагрева летучие вещества. Это и есть основной принцип работы отопительного агрегата на отработке.

Применение перфорированной трубки

Для воплощения этого принципа в конструкции печки предусматривают две камеры, которые соединяют между собой трубой с отверстиями. В нижнюю камеру через заливное отверстие поступает топливо, которое здесь же и нагревают. Образующиеся при этом летучие вещества поднимаются вверх по трубе, насыщаясь через перфорацию кислородом воздуха.

Читайте также:  Повело пластиковые трубы отопления

Полученная горючая смесь воспламеняется уже в трубе, а полное её сгорание происходит в верхней камере дожигания, отделенной от дымохода специальной перегородкой. Если технология процесса соблюдается в должной мере, копоти и дыма при горении практически не образуется. А вот тепла будет достаточно для обогрева помещения.

Использование плазменной чаши

Ради достижения максимальной эффективности процесса, можно пойти и более сложным путем. Напомним, что наша цель состоит в выделении из топлива летучих составляющих путем его нагрева. Для этого в единственную камеру агрегата следует поместить чашу из металла, которую нужно не просто нагреть, а раскалить.

Через специальный дозатор из топливного бака в камеру тоненькой струйкой или каплями будет поступать отработка. Попадая на поверхность чаши, жидкость мгновенно испарится, а образовавшийся при этом газ будет гореть.

Если всё делать правильно, сгорание газов должно сопровождаться голубовато-белым пламенем. Похожее пламя можно наблюдать при горении плазмы, поэтому раскаленную чашу часто называют плазменной. А саму технологию именуют капельной подачей: ведь топливо при ней должно поступать исключительно малыми дозами.

При всем разнообразии конструкций, работа всех отопительных агрегатов на бросовом топливе основана на описанном выше принципе.

Баланс преимуществ и недостатков

Казалось бы, идея практически лишена недостатков, но это не так. Чтобы принять взвешенное решение об использовании в своём доме такого отопления, нужно видеть не только плюсы от его применения, но и минусы.

Начнем с достоинств метода. Итак, если у вас есть регулярный доступ к бросовому топливу, каковым по сути является отработка, то вы можете эффективно использовать и одновременно утилизировать этот материал. Грамотное применение технологии позволяет получить тепло с полным сгоранием материала без выброса в атмосферу вредных веществ.

К прочим плюсам можно отнести:

  • незамысловатую конструкцию отопительного агрегата;
  • малые затраты на топливо и оборудование;
  • возможность применения любого масла, которое есть в хозяйстве: растительное, органическое, синтетическое;
  • горючий материал можно использовать, даже если загрязнения составляют десятую часть от его объёма;
  • высокая эффективность.

К недостаткам метода следует отнестись со всей серьёзностью. Если не соблюдать технологию процесса, может произойти неполное сгорание топлива. Его пары опасны для окружающих.

Не зря главным требованием при обустройстве отопления на отработке является наличие вентиляции в том помещении, где будет эксплуатироваться котел.

Перечислим и другие минусы:

  • поскольку для хорошей тяги нужен качественный дымоход, он должен быть прямым, а его протяженность – от пяти метров;
  • дымовую трубу и плазменную чашу нужно регулярно и основательно чистить;
  • сложность капельной технологии заключается в проблемном розжиге: на момент подачи топлива чаша уже должна быть раскаленной;
  • эксплуатация котла вызывает высушивание воздуха и выгорание кислорода;
  • самостоятельное создание и применение водогрейных конструкций может способствовать понижению температуры в зоне сгорания, что ставить под угрозу эффективность процесса в целом.

Чтобы решить последнюю из приведенных выше проблем, можно смонтировать водяную рубашку там, где она не сможет повлиять на качество горения – на дымоходе. Перечисленные недостатки привели к тому, что изделие без существенных доработок практические не применяется для обогрева жилых помещений.

Если нет желания или времени сооружать агрегат собственными руками, можно воспользоваться многочисленными предложениями от мастерских, занимающихся производством и установкой металлоконструкций разных масштабов:

Где применять и как доработать?

Ввиду существенного списка недостатков, калориферы на масляных отходах редко используются в жилье. Применение их возможно только в хозпомещениях и в случае устройства безотказно действующей приточно-вытяжной вентиляции. Зато их широко применяют для прогрева технических и производственных площадей.

Автомобилисты именно их используют в качестве обогревателей для гаражей, и то в случае устройства хорошей вытяжки. Огородники устанавливают в теплицах, животноводы – в хозяйственных постройках. На автомобильных мойках, на СТО, на складах, где нет горючих материалов, им всегда найдется место.

Часто базовые конструкции подвергаются разного рода доработкам. Например, для этих целей используют водяную рубашку или водогрейные змеевики. Подобное оборудование включают в состав водяного отопления. Печи такого вида должны работать с применением автоматики, в противном случае их функционирование придется неусыпно контролировать.

Несколько удачных самоделок

Используя базовый принцип конструкции, всегда можно придумать изделие, которое будет максимально соответствовать вашим собственным запросам. Попытаемся предложить вам некоторые варианты, достойные не только внимания, но и воплощения.

Вариант #1 – с готовым корпусом

Эта конструкция может понравиться такому домашнему умельцу, который уже освоил навыки сварки. Суть её заключена в применении в качестве корпуса изделия готовой основы – кислородного или газового баллона, трубы или бочки с толстыми стенками.

Чтобы наглядно представить себе процесс превращения заготовок в печь на отработке, внимательно рассмотрите приведенную ниже схему.

В работе изделия используется плазменная чаща и, значит, технология капельной подачи. Оно способно продуцировать примерно 15 кВт тепла, которые обогреют до 150 м 2 площади.

Не стоит эту модель пытаться модернизировать, преследуя цель повысить её производительность путем усиления воздушного потока или изменением размеров камеры сгорания. Это может привести к увеличению объёма сажи и чада, что небезопасно.

Для начала нам необходимо соорудить основу модели – её корпус. Для этого нам нужна труба высотой 780 мм, диаметром 210 мм и с толстыми стенками (не менее 10 мм). Днище корпуса вырезаем из стального листа (не менее 5 мм). Диаметр круга дна составляет 219 мм. Осталось лишь приварить дно к одной из сторон корпуса.

Ножки, которые вам предстоит приварить ко дну, можно изготовить из прочных болтов. Чтобы отслеживать процесс горения внутри трубы и иметь возможность стартового разогрева чаши, нужно в 70 мм от уровня дна сделать в корпусе смотровое окно. Для этого в корпусе следует прорезать отверстие такого размера, чтобы оно было функциональным – удобным для самого пользователя.

Читайте также:  Размеры переходников для труб водоснабжения

Вырезанная часть трубы пойдёт на изготовление дверцы отверстия. Нужно лишь приварить к ней аккуратный буртик и проложить по её периметру асбестовый шнур, чтобы дверка герметично закрывала отверстие. Закрепляем дверцу на корпусе при помощи болтов.

Для дымоотвода понадобится труба диаметром 108 мм с толстыми стенками (4 мм). Её следует приварить к корпусу на стороне, противоположной той, где прорезано смотровое окошко. От верха отступите 7-10 см.

Чтобы сделать крышку, из листового металла (толщина 5 мм) вырезают круглую заготовку диаметром 228 мм. По краю заготовки следует приварить буртик. Для этого нужна металлическая полоска толщиной 3 мм, а шириной – 40 мм. В получившейся крышке сбоку делаем ещё одно смотровое отверстие диаметром 18 мм. Его дверца будет играть роль предохранительного клапана.

В центре крышки вырезаем ещё одно отверстие диаметром 89 мм. В него будет вставляться труба для подачи воздуха, которую делаем из заготовки длиной 76 см, диаметром 89 мм, а толщиной стенки 3 мм.

Заготовку перфорируем. Для этого от края отступаем 5 см и высверливаем по кругу 9 отверстий диаметром 5 мм. Через 5 см нужно проделать ещё два ряда отверстий – 8 в ряду, диаметр 4,2 мм. Ещё через 5 см делаем четвертый ряд отверстий – 9 штук, диаметр 3 мм.

Для выполнения следующей работы нам понадобится болгарка. По краю трубы, от которого мы отступали 5 см, прорезаем щели высотой 3 см, толщиной 1,6 мм. По окружности таких щелей должно быть 9 штук.

С противоположного конца трубы в 5-7 мм от края прорезаем отверстие 10 мм в диаметре. В него будет вставляться труба для подачи топлива диаметром 10 мм и стенками в 1 мм толщиной. Как видно из схемы, она входит в трубу для воздуха и заканчивается одновременно с ней. Протяженность этого топливопровода и его угол изгиба зависят от местоположения маслобака.

Труба для подачи топлива и воздуха в сборе приваривается к крышке. При установке в корпус изделия она должна не упираться в дно, а не доставать до него 12 см.

Приступаем к изготовлению плазменной чаши. Для этого понадобится толстостенная труба (толщина 4 мм) диаметром 133 мм. Отрезаем от неё кусок 3 см. Из стального листа толщиной 2 мм вырезаем круглую заготовку диаметром 219 мм. Заготовку привариваем к отрезку и получаем чашу.

Собственно, печка практически готова. Осталось её собрать. Для этого внутрь корпуса в 7 см от дна размещаем чашу. Теперь она должна быть хорошо видна из смотрового окошка, расположенного внизу. Из окна чашу и поджигают. Ставим на предусмотренное для неё место крышку с устройствами для подачи воздуха и масла.

Дымоход, который будет присоединен к соответствующему патрубку, делается из трубы толщиной 4 мм и диаметром 114 мм. Протяженность дымохода должна быть не менее 4 метров. Особенностью его можно считать исключительно вертикальное расположение. Никаких наклонных участков быть не должно! Наружную часть дымохода следует утеплить.

Когда установлен маслобак, можно проверить работу агрегата. Для этого в чашу помещают бумагу, смоченную горючим, а затем поджигают её. На завершающей стадии горения бумаги можно начинать подавать отработку. Схема этого устройства не зря приведена так подобно. Мы хотим, чтобы у вас получился качественный аппарат, который будет долго радовать своего создателя бесперебойной и безопасной работой.

Этапы сооружения котла, работающего на отработанном масле, подробно описаны в следующей статье. Рекомендуем ознакомиться с технологией изготовления самоделки, которая найдет применение в дачном и загородном хозяйстве.

Вариант #2 – самый популярный

Эта модель действительно пользуется популярностью у владельцев дач и гаражей. Сделать её несложно. В её состав входят два отделения (камеры). В нижнее заливается горючее, которое будет нагреваться для образования летучих газов. При переходе их через перфорированную трубу, расположенную между отделениями, происходит насыщение газов кислородом и их воспламенение.

При сгорании смеси газов в верхнем отсеке температура может достигать 800 градусов. Такой нагрев требует активной подачи воздуха. Для этого в нижнем отсеке предусмотрено смотровое отверстие, через которое, кроме того, заливают топливо. Чтобы с его помощью регулировать подачу воздуха, необходима заслонка.

При переходе газов из нижней части сооружения в верхнюю насыщение смеси кислородом идёт через небольшие отверстия (диаметр 10 мм) в трубе.

Для выполнения работ следует подготовить:

  • болгарку с отрезными и зачистными дисками; Минимальный диаметр диска – 125 мм.
  • перфоратор со сверлом не меньше 13 мм;
  • сварочный аппарат (от 200 ампер) и защитную маску или очки;
  • кувалду;
  • молоток, зубило и плоскогубцы;
  • уголок для ножек;
  • листовую сталь;
  • переноску;
  • заклепки.

Из листового железа выкраивается и варится нижний отсек. В нем вырезают смотровое окно, через которое внутрь будет поступать топливо и воздух. Задвижку для этого отверстия закрепляют на корпусе отсека заклепкой.

К нижней камере приваривают перфорированный соединительный газопровод-трубу, к которой присоединяют методом сварки верхний отсек со съемной крышкой. Его тоже выкраивают из листовой стали и сваривают. В процессе сварки следует тщательно проверять соединения на отсутствие зазоров.

Для придания конструкции лучшей устойчивости используют металлические уголки. Дымоход должен быть присоединен к трубе строго вертикально. Проверить работу готовой печки на отработке можно, залив масло в нижний отсек. Там его поджигают, используя для этой цели обычную бумагу.

С одним из вариантов печки на отработке, популярных в среде автомобилистов и владельцев гаража ознакомит следующая фото-галерея. Для того чтобы понять особенности конструкции, мы приложили чертеж с размерами самоделки.

Согласно проектным размерам мастер, соорудивший эту модель печки, заказал раскрой металла в мастерской. В трубе токарь высверлил ему отверстия. Ему нужно было просто собрать детали, соединив их сварными швами:

Оцените статью