- В чем достоинства и недостатки отопления отработанным маслом
- Отопление – это важно
- Масло в качестве теплоносителя
- Достоинства
- Недостатки
- Особенности
- Масло как теплоноситель в батареях?
- Можно ли заливать трансформаторное масло в гидравлику
- Особенности эксплуатации отопительного оборудования
- Миф 1: Нельзя применять – необходимо утилизировать
- Миф 2: Трудность приобретения топлива
- Миф 3: Экологическая небезопасность
- Миф 4: Необходимость лицензирования
- Миф 5: Остановка оборудования после окончания запасов отработки
- Вода – плюсы и минусы.
- Вывод
- Нюансы
В чем достоинства и недостатки отопления отработанным маслом
Отопление – важный вопрос, с которым встречается каждый владелец дома или коттеджа. Помимо выбора оборудования необходимо определиться с обогревающей жидкостью. Все чаще люди задумываются о том, чтобы использовать масло, а не воду для системы отопления дома. Существует множество мнений касательно этого вопроса, в которых мы постараемся разобраться.
Отопление – это важно
Вопрос отопления возникает еще во время проектирования нового дома. Иногда он появляется при изменении режима эксплуатации. Так, например, человек мог приобрести себе дачный домик, в котором прошлые хозяева бывали только в теплое время. Теперь же он намерен посещать его поздней осенью и зимой. Что же делать? Не оставаться же в холодном помещении? Ответ очевиден – отопление. Важно выбрать какое именно и с каким теплоносителем. Это зависит от многих факторов.
Большинство старается использовать в своей системе воду, так как она является самым дешевым и энергоемким теплоносителем. При этом если температура упадет ниже нуля, то она замерзнет. В результате систему придется отогревать, и в лучшем случае заваривать некоторые лопнувшие трубы. В худшем – менять всю систему, включая котел. Такая ситуация не только не приятная, но и затратная.
Поэтому зимой для воды используются специальные добавки, препятствующие замерзанию. Они бывают разные, начиная от жидкости с минеральной солью, и заканчивая спиртовыми. Каждая обладает своими положительными и отрицательными качествами. Но все же, ни одну из них нельзя назвать идеальной. Именно в связи с этим многие задумываются не о том, что добавить в воду, а на что ее заменить.
Масло в качестве теплоносителя
Как многим известно, масло имеет значительно меньший порог замерзания, чем та же вода. Поэтому и появляются идеи использовать именно его в системе отопления. Как и во всем здесь есть свои достоинства и недостатки.
Достоинства
Отработанное масло в системе отопления имеет массу достоинств:
- В зимний период жидкость не замерзнет. Разве что температура в доме упадет до отметки в -35 градусов по Цельсию. Согласитесь, такое вряд ли будет.
- Не важно, как долго держится отрицательная температура – это никак не влияет на масло. Включить котел и начать отапливать помещение можно в любой момент.
- Низкая испаряемость за счет структуры.
- Нет необходимости дополнительно вливать какие-либо присадки для того, чтобы теплоноситель не замерзал.
- Масло обладает высокими антикоррозийными свойствами. Поэтому нет необходимости часто промывать систему.
- Имеет высокую термическую стабильность.
Недостатки
Несмотря на очевидные преимущества этого вида теплоносителя, все же существует ряд недостатков:
- Необходимость фильтрации перед вливанием в систему. Дело в том, что обычно отработка представляет собой смесь из множества масел разных марок и вязкости. Помимо этого, она содержит в себе сторонние компоненты в виде грязи и металла. Процесс очистки немалого объема может обойтись в крупную сумму.
- Наличие нужного количества. На данный момент еще нет компаний, которые занимаются целенаправленным сбором и очисткой масла для будущего вливания в системы отопления. А потому найти достаточное количество нужной консистенции будет проблематично.
- Высокая пожароопасность. В случае утечки возникает возможность воспламенения. Правда для этого жидкость должна войти в непосредственный контакт с открытым источником огня.
- Недопустимо использование котла с прямым нагревом.
- Замена всех резиновых прокладок и соединителей на маслостойкие, найти которые будет сложнее, так как обычные системы отопления ими не комплектуются. Кроме того, их покупка может обойтись в крупную сумму.
Особенности
Перед заливкой отработанного масла в систему важно проверить множество нюансов, которые в будущем повлияют на работу и комфорт жильцов.
Итак, известно, что этот теплоноситель текучий, даже в холоде. Но для обычного отопления – этого недостаточно. Теплое и остывшее масло имеет значительно отличающуюся друг от друга вязкость. Поэтому трубы в системе должны иметь одинаковый диаметр. А иногда на обратных отводах можно сделать и крупнее. Дело в том, что котел сам по себе разогревается быстро, но при этом не успевает проталкивать масло. В этом случае возможно даже закипание.
Также важно заранее подумать о размерах расширительного бачка. В водных системах обычно берется 10% от общего объема жидкости. С маслом дела обстоят немного сложнее, ведь при нагревании оно увеличивается больше, чем H2O. Несмотря на это уровень в системе все равно нужно время от времени проверять и при необходимости доливать. В таких конструкциях рекомендуется ставить баки, размером в 30% от общего объема.
Особенно важным условием в вопросе отопления дома отработанным и уже очищенным маслом является герметичность. В большинстве случаев с первого раза не получается полностью избежать протечек. Идеальным считается в таких местах накладывание нового сварного шва, так как прокладки и подобные элементы не решают ситуацию. После этого система запускается и проверяется на полную герметичность – в местах, где есть даже микроскопические отверстия, появляются небольшие капли. В этом случае желательно слить все масло и переварить проблемные места. При этом повторять процедуру нужно до полного исправления системы.
Необходимо обязательно обратить внимание на все соединительные резьбы. Очень важно, чтобы они были качественными, особенно на подаче. В противном случае при нагревании на них могут появляться небольшие капли. А иногда соединение даже будет протекать. При этом герметизировать подобный стык будет сложно. Можно сразу сказать, что решить проблему паклей или фумлентой не удастся. В некоторых случаях помогают специализированные герметики, способные выдерживать температуру до 400 градусов.
Если говорить в целом, использование масла в отопительной системе позволяет оставлять помещение на длительное время в любую погоду. И при этом нет необходимости волноваться за ее переохлаждение. Кроме того, с помощью этого теплоносителя можно нагревать батареи до больших температур, не боясь выхода из строя системы. Но, как и везде, существуют свои положительные и отрицательные стороны.
Масло как теплоноситель в батареях?
масло, применяемое для охлаждения, НЕ ГОРИТ :))) есть понятие «температура вспышки», но она не относится к обычным условиям
применение масла в системах охлаждения останавливает только одно обстоятельство — масло ДОРОГО
для справки — хорошее масло можно ПИТЬ для отсутсвия всякого вреда организму (противно наверное только 🙂 )
мы в гараже для отопления в качестве теплоносителя применяем масло, на всю систему с расширительным баком и т.д. ушло литров 300-350
само это масло мне поджечь не удалось, дерево, политое им горит очень плохо
единственный минус — это загустение, но при прогреве масло снова становится жидким очень быстро
То что не горит, даже трансформаторное масло — это фантастика-))))Горит и потушить его — целая проблема, песком и тем нужно сыпать такой толстый слой, что замучаешься лопатой махать-)))) На всех емкостях с любым маслом стоит значек «горючеопасно», просто для некоторый температура воспламенения не выше чем для бумаги, но, при определенных условиях могут образовываться пары, который не только легко воспламеняються, но еще и взрываються. Но, впрочем, кто с этим не согласен, может заливать масло, трасформаторное достать не сложно.
«Для обеспечения эффективного отвода тепла трансформаторные масла должны обладать наименьшей вязкостью при температуре вспышки не ниже 95, 125, 135 и 150 °С для разных марок.» — это из данных производителей масел (бумага, если мне не изменяет памят воспламеняеться при температуре порядка 200 гр. цельсия)
«Температурой вспышки называется температура нагреваемого в тигле масла, при котором его пары образуют с воздухом смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней пламени. Вспышка происходит настолько быстро, что масло не успевает прогреться и загореться. Температура вспышки трансформаторного масла не должна быть ниже 135° С. Если нагреть масло выше температуры вспышки, то наступает такой момент, когда при поднесении пламени к маслу оно загорается. Температура, при которой масло загорается и горит не менее 5 сек., называется температурой воспламенения масла. Температура, при которой происходит возгорание в закрытом тигле, в присутствии воздуха, без поднесения пламени, называется температурой самовоспламенения. Для трансформаторного масла она составляет 350-400 ° С.» — это из справочника.
«Мерами, позволяющими продлить срок эксплуатации масла, являются:
1) защита масла от соприкосновения с наружным воздухом путем установки расширителей с фильтрами, поглощающими кислород и воду, а также вытеснение из масла воздуха;
2) снижение перегрева масла в условиях эксплуатации;
3) регулярные очистки от воды и шлама;
4) применение для снижения кислотности непрерывной фильтрации масла;
5) повышение стабильности масла путем введения антиокислителей.» — это то что нужно обеспечить при эксплуатации.
Однако можно посмотреть на это
«Очень интересен класс фторорганических жидкостей. В зарубежной литературе они называются перфторуглероды. По сути, это эквивалент обычным органическим жидкостям, только вместо атома водорода везде находится атом фтора. Например есть аналоги органическим соединениям, таким как пентан С5H12 — перфторпентан С5F12, гексан С6H14- перфторгексан С6F14, триэтил(пропил,бутил)амин — перфтортриэтил(пропил,бутил)амин и т.п. Существует даже перфтортрансформаторное масло. (В отличие от настоящего трансформаторного масла перфтортрансформаторное масло при нормальных условиях является твердым веществом и используется в качестве морозостойкой смазки). Наличие фтора на месте водорода означает, что вещество полностью окислилось, ведь фтор является самым сильным окислителем, более сильным, чем кислород. Поэтому фторуглеродные жидкости инертны по отношению к любым воздействиям, в.т.ч. стабильны под действием электрического поля и температуры. Поскольку они ни с чем не взаимодействуют, они не растворяют масла, резину, воду и т.п. Высокие характеристики фторуглеродных жидкостей важны для применений. Замена атома H на атом F приводит к новым свойствам и новым возможностям:
— негорючесть;
— высокая термическая и химическая стабильность;
— инертность по отношению к металлам, твердым диэлектрикам и резинам;
— нетоксичность, отсутствие цвета и запаха;
— возможность подбора жидкостей с различными точками кипения и замерзания;
— низкая растворимость воды и высокая растворимость газов;
— отсутствие растворимости любых нефторированных материалов;
— высокий коэффициент температурного расширения.
Проведенные нами исследования поведения некоторых жидкостей при постоянном и переменном напряжении показывают, что по электрофизическим параметрам: удельное сопротивление, tg d , электрическая прочность, они значительно превосходят аналогичные показатели любых других жидкостей, включая минеральные масла. Они нетоксичны, неокисляемы, имеют низкую вязкость, в.т.ч. в низкотемпературной области. Ряд жидкостей имеют точку замерзания -70 ° С и ниже. Основное препятствие к более широкому использованию — сравнительно высокая цена. Это препятствие может быть устранено. В настоящее время имеется задел по разработке новой, более дешевой технологии получения перфторуглеродов.
Приведем численные значения некоторых электрофизических параметров. Диэлектрическая проницаемость e =1.8-2, tgd (1012-1015) Ом·м, электрическая прочность — до 500 кВ/см. Важной особенностью является достаточно высокая электрическая прочность в газообразном (парообразном) состоянии — до 200-300 кВ/cм, т.к. фторуглеродные молекулы имеют высокое сродство к электрону, т.е. они являются электроотрицательными веществами. Из других свойств отметим не только негорючесть, но и термостабильность до температуры более 400 ° С. Хотя теплопроводность фторуглеродов в два-три раза ниже, чем у трансформаторного масла, однако исключительно высокий коэффициент температурного расширения приводит к возникновению мощных конвективных потоков. При этом конвективный теплоотвод оказывается в 3-4 раза выше, чем у трансформаторного масла. Главный недостаток — дороговизна — они дороже трансформаторного масла в несколько десятков раз.
К настоящему времени в энергетике эти жидкости не нашли широкого применения. За рубежом применяются для охлаждения мощных выпрямителей и инверторов, преобразующих переменный ток в постоянный ток, для СВЧ устройств. Предполагаемое создание компактных пожаробезопасных испарительных трансформаторов для электротранспорта и компактных ЗРУ возможно только на основе перфторуглеродных жидкостей.»
Но последнее уже другая история-))))))))))))))))))))
С уважением Андрей.
а где я говорил про трансформаторное масло :))) мы используем масло, которое применяется в качестве теплоносителя для охлаждения/подогрева горющих жидкостей в химической промышленности 🙂
насчёт трансформаторного масла я не знаю :)))
у меня его нет — когда будет, то я его поподжигаю и тогда смогу об этом написать.
Для эксперимента попробуй поджечь масло Тоталь Рейсинг 10w50 :)))
С уважением, МАХ.
Re:Есть такая забавная штука как «Правила безоп По поводу правил безопасности — согласен на все 100%.
По поводу масла — трансформаторное масло имеет теплоемкось больше воды, температуру кипения выше, не электропроводно, не корозионно.
Но не бюджетно совсем.
В трансформаторах горят обмотки, возникает дуга. Там такие температуры, что гореть начинает метал как спичка. 🙂
Можно ли заливать трансформаторное масло в гидравлику
В этой статье мы расскажем о том, что собой представляет отопление отработанным маслом и как его реализовать в условиях загородного дома. Кроме того, мы рассмотрим наиболее распространённые заблуждения, связанные с применением этого вида топлива и объясним в чем их несостоятельность.
Но для начала определимся с тем, что собой представляет этот топливный продукт и каковы его основные характеристики.
Отработка – дешевое топливо, ценность которого очевидна
Отработанное, или как его еще называют техническое масло – это горюче смазочные материалы (машинное, трансформаторное или моторное масла), бывшие в употреблении. Продукт, в соответствии с ГОСТ 26098-84, представляет собой ГСМ, слитые из рабочих систем, проработавшие ресурс и утратившие первоначальные эксплуатационные качества, установленные нормативно-технической документацией.
Трансформаторное масло в системе отопления позволяет повысить теплоотдачу батарей
Отработка – это жидкий синтетический нефтепродукт, пригодный для применения в качестве смазочного материала, в качестве пропитки древесины и прочих пористых материалов, подверженных гниению. Но основной сферой применения отработки является использование в качестве энергоносителя при эксплуатации жидкотопливных котлов отопления.
Особенности эксплуатации отопительного оборудования
Схема котла заводской сборки
Современные отопители на отработанном масле – это жидкотопливные водогрейные котлы, которые при необходимости могут приводиться в действие с другими видами энергоносителей.
Конструктивно оборудование представляет собой совокупность следующих элементов:
- патрубок для подачи топлива;
- камера предварительного разогрева;
- патрубок подачи сжатого воздуха с нагнетателем воздушной смеси;
- горелка с форсункой и нагнетателем;
- теплообменник для одного контура или два теплообменника для двухконтурной установки;
- система отведения отработанных газов.
Схема самодельной горелки для сжигания отработки
Конструкция устройства не имеет топочного отделения с открытым пламенем. Более того, в устройстве отсутствуют элементы, подвергающиеся сильному нагреву, что обеспечивает приемлемый уровень безопасности.
Среди преимуществ оборудования следует отметить такие моменты как:
- Доступная цена энергоносителя, так как отработку можно недорого прибрести в большинстве автосервисов, станций технического обслуживания и т.д.;
- Высокий КПД оборудования и, как следствие, возможность обогревать как небольшие дачи, так и полноценные загородные дома;
- Высокая пожарная безопасность отопительного процесса, так как отработанное масло характеризуется посредственной горючестью в сравнении с другими разновидностями ГСМ.
Более сложный вариант предыдущей схемы
Среди недостатков такого способа отопления отметим следующие моменты:
- Отсутствие на рынке оборудования с полностью автоматизированным функционированием;
- Необходимость в строительстве специального хранилища для горючесмазочных материалов;
- Необходимость в обустройстве специального помещения под котельную;
- Необходимость в налаживании контактов с организациями, в которых можно приобрести топливо.
Итак, как мы могли убедиться, применять отопитель на отработанном масле в условиях загородного дома выгодно, но хлопотно и это нужно учесть при выборе этих устройств.
Печь, изготовленная своими руками для эксплуатации в автосервисе
Как и другие разновидности котлов, установки, функционирующие с использованием отработки, могут быть одноконтурными или двухконтурными:
- Одноконтурные модификации позволяют греть теплоноситель, циркулирующий по трубам и радиаторам.
- Двухконтурная модификация позволяет греть теплоноситель и воду, применяемую для хозяйственных нужд.
Важно: Двухконтурные агрегаты могут комплектоваться как двумя, так и одним теплообменником, что в свою очередь незначительно сказывается на комфорте эксплуатации отопительного оборудования.
Как и другие котлы отопители, функционирующие с применением отработки, могут быть оснащены расширительным баком для естественной циркуляции теплоносителя или осевым вентилятором для принудительной подачи.
После того как мы определились с основными конструкционными и эксплуатационными особенностями оборудования, эксплуатируемого на отработанном масле, расскажем о наиболее распространённых мифах и заблуждениях, характерных для применения этого вида топлива.
Миф 1: Нельзя применять – необходимо утилизировать
Считается что отработка – это токсичный продукт, который подлежит немедленной утилизации и непригоден для последующего использования.
Это характерное заблуждение, которое не имеет рационального объяснения. В реальности отработанное масло по всему миру применяется в качестве недорогого энергоносителя.
Опять же степень токсичности в данном случае не превышает аналогичные показатели, характерные для других типов ГСМ. Кстати, несмотря на то, что на территории постсоветского пространства отработкой стали топить сравнительно недавно, за рубежом многие специализированные компании целенаправленно заняты производством специализированного оборудования для этого типа энергоносителей.
Миф 2: Трудность приобретения топлива
Считается, что отработку непросто приобрести, так как количество мест продажи ограничено.
Это еще одно заблуждение, так как сфера применения разнообразных смазочных материалов чрезвычайно широка, а потому топливо для экономичного обогрева вашего дома можно будет приобрести в автосервисах, станциях обслуживания сельхозтехники, в железнодорожных депо, в портах и ремонтных доках, на электростанциях и подстанциях, ресторанах и прочих предприятиях общепита.
Важно: Со сферой общепита нет никакой ошибки, так как в качестве топлива можно использовать и отслужившее свой срок растительное масло.
Этот перечень можно продолжать до бесконечности и в каждой из перечисленных организаций можно договориться о постоянной отгрузке того или иного объема отработки, цена которой будет более чем доступной.
Для лучшего представления немного цифр:
- Каждый небольшой город с населением в 100 000 человек – это как минимум 50000 легковых и грузовых автотранспортных средств.
- Перечисленные транспортные средства ежегодно суммарно выдают свыше 300 000 литров отработки.
- К полученным цифрам прибавим объем дешёвого топлива отработки, получаемый в результате деятельности малых и средних промышленных предприятий с погрузчиками станками и прочим оборудованием, которое по мере эксплуатации нужно смазывать.
- Сюда же прибавим сотни единиц сельхозтехники в близлежащих совхозах или в фермерских хозяйствах. Причем в каждой единице такой техники ежегодно под замену идет не менее 10 литров масла.
- Теперь посчитаем число соотечественников, которые располагают специализированным оборудованием для сжигания этого перспективного топлива. Таких людей единицы, так как мало кто знает об этой технологии.
Следовательно, всем этим объемом почти дармового энергоносителя можете воспользоваться вы, стоит только захотеть!
Миф 3: Экологическая небезопасность
Котел зарубежного производства с высоким уровнем автоматизации
Существует заблуждение насчет того, что использование отработанного масла в качестве топлива чревато большим количеством вредных выбросов в окружающую среду. В действительности каждый вид энергоносителей на основе нефти при горении выделяет определенный объем вредных веществ, другое дело, чем эти энергоносители жечь.
К примеру, можно жечь солярку прожорливым двигателем грузовика, который чадит, выпуская облака удушливого дыма. В то же время можно залить дизельное топливо в современный легковой автомобиль, соответствующий всем экологическим нормам. И можно сказать, что в последнем случае применение солярки будет безопасным для локальной экосистемы.
Та же ситуация и с отработкой. Если применять самодельный котел, вред для экологии будет ощутимым, при малой производительности. С другой стороны, если отопление укомплектовать современными установками таких брендов как DanVex (Финляндия) и CAEQ (Канада), масло будет сгорать полностью, и при этом практически не будет выделяться дым.
Важно: Статистика применения современных горелок западноевропейского производства показывает то, что сжигание отработки на порядок безопаснее для окружающей среды, чем сжигание каменного угля, дров и дизельного топлива.
Миф 4: Необходимость лицензирования
Котел отечественного производства, сертифицированный для применения в странах СНГ
Считается, что инструкция установки и эксплуатация отопительного оборудования, работающего на отработанном масле, предусматривает необходимость в обязательном лицензировании. В действительности это не так, поскольку лицензирование обязательно только лишь для устройств, работающих на газе.
Использование отработки в качестве энергоносителя приравнивается к эксплуатации обычных жидкотопливных котлов. Разумеется, о пожарной безопасности позаботиться придется, но контролировать соответствие системы этим нормам никто не станет.
Миф 5: Остановка оборудования после окончания запасов отработки
На фото – функционирование горелки
Есть расхожее мнение, будто бы достаточно закончиться маслу в топливном резервуаре и ваша система отопления станет полностью бесполезной.
В действительности ситуация не столь безысходна. Большая часть современных горелок, установленных в котлах зарубежного производства, универсальны в плане используемого топлива. Таким образом, если закончится масло, с тем же успехом можно будет применить солярку или бензин.
Вода – плюсы и минусы.
Одним из самых распространенных и легкодоступных теплоносителей является вода, что неудивительно, ведь она имеет массу достоинств:
- высокую текучесть (благодаря чему проникнуть может везде),
- низкую вязкость,
- безтоксичность,
- легкодоступность,
- низкую стоимость.
А еще вода очень хорошо передает тепло.
Но, к сожалению, есть у данного теплоносителя и недостатки.
- Так как система отопления частного дома нередко состоит из металлических элементов, со временем они, из-за взаимодействия с водой, становятся непригодными и ржавеют. А там где проходит горячая вода (выше 80 градусов) еще и накипь на трубах откладывается.
- Физические свойства воды, из-за которых она при температуре ноль и ниже замерзает. Следовательно, дом, где вода является переносчиком тепла нельзя оставить без отопления в зимний период даже на пару дней. Ведь при замерзании эта жидкость начинает расширяться, чем может просто разорвать трубы.
В связи с этим, кто использует воду в своем отоплении, необходимо постоянно контролировать работоспособность последнего, а также минимум один раз в год промывать систему от ржавчины и накипи.
Вывод
Теперь вы знаете, что собой представляют отопительные системы, в основе которых применены котлы, работающие на отработанном масле. Более того, вы могли ознакомиться с общими сведениями о рентабельности применения таких систем.
Осталось рассмотреть перспективу применения данного оборудования в своём загородном доме и сделать соответствующий выбор, в чем вам наверняка поможет видео в этой статье.
Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен
Нюансы
Для обеспечения бесперебойной работы гидравлики смазка должна соответствовать определенным стандартам:
- На территории России принят ГОСТ, отвечающий международным стандартам. Гидравлическим жидкостям соответствует номер 17479.3-85, состоящий из трех групп знаков, маркирующих сферу эксплуатации, название и класс вязкости.
- Гидравлический механизм работает при высоких температурах, соответственно, температура вспышки масла для гидравлики должна быть высокой, в отличие от температуры замерзания — она должна быть очень низкой.
- Смазочные материалы проходят тщательную фильтрацию, однако на фильтрующем элементе скапливаются полимерные присадки, которые добавляются в состав для увеличения индекса вязкости. В экстренной ситуации об этом оповещает датчик давления. При замене масла в гидравлике обязательно проверяется состояние фильтра и в случае необходимости осуществляется его замена.
- Качество и состояние уплотнителей должны регулярно проверяться во избежание утечек. Материал, из которого они выполнены, должен быть совместим с используемым маслом. Желательно выбирать фирменные уплотнители, разработанные для конкретной гидравлики.
- Масла, предназначенные для разных гидравлических систем, смешивать нельзя.