Начисление отопления с какого числа

ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период

Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?

НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Можно ли теперь требовать возврата денег за некачественный телефон без сенсорного экрана, если он сломался и выявленный дефект является несущественным?

В преддверии Всемирного дня прав потребителей 15 марта Союз потребителей России предложил ряд мер, направленных на усиление поддержки потребителей.

Я в интернет-магазине купила ирригатор для полости рта. Оказалось, что ирригатор не работает. Мне предложили отправить ирригатор в сервисный центр для того, чтобы определить, что товар некачественный.

ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период

6 ноября 2019 года Верховный суд РФ рассматривал дело №АКПИ19-699 о признании частично недействующими п.59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года.

Все началось с того, что жители одного из многоквартирных домов в летний (неотопительный) период продолжали получать счета за отопление, хотя фактически данная услуга им не предоставлялась.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы, они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, пользуются коммунальной услугой отопления. Поставка коммунального ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников; обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ.

Дом, в котором проживают истцы, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента установки узла учета собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.

После окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик продолжил выставлять всем собственникам квартир их дома счета за отопление, хотя данная услуга им не оказывалась с 24 апреля 2019 г., и тепловая энергия не поставлялась.

Согласно ответу Поставщика от 24 июля 2019 г. основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент ОДНУ.

По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы ОДНУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс с 24 апреля 2019 г. не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.

На запрос Поставщик указал, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании пунктов 59, 60(1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.

В суде представитель административных истцов по доверенности поддержал заявленные требования и пояснил суду, что фразы пункта 59(1) Правил «. начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации. до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета. » и пункта 60 Правил «. в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации. » позволяют ресурсоснабжающим организациям расширительно толковать положения Правил предоставления коммунальных услуг и начислять потребителям плату за отопление в летний (неотопительный) период в случае выхода из строя (истечения сроков поверки) ОДПУ в течение отопительного сезона даже в том случае, если до выхода ОДПУ из строя использовался способ оплаты отопления в течение отопительного периода. Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 8 октября 2019 г. № КЧ-П9-8592).

Представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Читайте также:  Радиатор отопления чей лучше

Выслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей административных истцов, административного ответчика Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, 5 федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. № 897 (постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 Правила дополнены пунктами 59(1) , 60(1).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., № 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам жилищного и гражданского законодательства. Так, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (часть 1 статьи 157). Регулируя отношения по энергоснабжению, по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544, статья 548).

Часть 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно статье 19 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при: неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется. Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.

Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Оспариваемые положения пунктов 59(1), 60(1) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

Читайте также:  Нужно сделать мне отопление

Доводы административных истцов о том, что после окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик выставлял собственникам квартир счета за отопление, хотя данная услуга не оказывалась и тепловая энергия не поставлялась, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отказать.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

В данном обзоре опубликованы правовая позиция Верховного суда РФ по наиболее актуальным вопросам, которые приходилось решать судам в 2018–2020 годах.

Вопросы и ответы по оплате за отопление.

1. Почему Республика Башкортостан перешла на новую схему оплаты за отопление?

С начала отопительного сезона 2019-2020гг. все муниципальные образования Республики Башкортостан переходят на новый способ оплаты за тепловую энергию — в течение отопительного периода, так называемая схема «оплата по факту». Данное решение принято Постановлением Правительства РБ № 479 от 28 сентября 2018 г.

2. В чем разница способ оплаты в течение календарного года и в течение отопительного периода?

При схеме «оплата по факту» плата за отопление собственникам помещений будет рассчитываться исходя из фактического потребления тепловой энергии только в осенне-зимний период. Ранее жители платили за отопление по схеме «1/12», которая подразумевает равномерное, ежемесячное в течение календарного года внесение платы за тепло с проведением ежегодной корректировки. По новой схеме «оплата по факту» внесение платы будет производиться только в период подачи отопления в дома.

Схема «оплата по факту» более понятная и прозрачная для жителей. При наличии общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ) начисление будет происходить исходя из фактического потребления ресурса по показаниям общедомовых теплосчетчиков. Иными словами, будет видно – сколько реально потребили за месяц и сколько нужно заплатить. А если ОДПУ не установлен, то расчеты будут производиться исходя из нормативов, установленных Госкомитетом РБ по тарифам.

3. Изменится ли ежемесячная сумма к оплате за отопление при схеме «оплата по факту»?

Размер платы за отопление будет определяться в зависимости от наличия общедомового прибора учета тепловой энергии:

— при наличии ОДПУ – исходя из фактических показаний (пропорционально площади помещений в многоквартирном доме). Важно отметить, что ключевым фактором, влияющим на потребление тепла при наличии ОДПУ, является температура наружного воздуха – чем холоднее на улице, тем больше дом потратил тепловой энергии на поддержание комфортной температуры в помещениях. Таким образом, разница ежемесячных начислений будет сильно варьироваться – от минимальных сумм в осенью и весной, до значительных – зимой.

— при отсутствии ОДПУ – исходя из утвержденных нормативов потребления, которые зависят от этажности дома.

В летние же месяцы начисления за отопление производиться не будет.

4. Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета (ОДПУ) тепловой энергии?

Расходы на установку общедомового прибора учета тепловой энергии (общего счетчика на отопление) возложена на собственников. Установить такой прибор жители могут самостоятельно, направить протокол собрания собственников с принятием данного решения в свою управляющую компанию или обратившись в специализирующуюся организацию.

Важно отметить, что показания ОДПУ снимает именно УО или обслуживающая организация и уже передает для начислений в БашРТС в случае, если жители перешли на прямые договоры.

5. Кто устанавливает нормативы потребления по отоплению в домах без ОДПУ?

Нормативы потребления тепловой энергии установлены Госкомитетом РБ по тарифам на основании Постановления Правительства РБ от 30.09.19 №596. Норматив потребления коммунальной услуги «отопление», утвержденный Госкомитетом РБ по тарифам, рассчитан на календарный месяц и не пересчитывается на количество дней предоставления услуги. Ознакомиться с нормативами можно на сайте ООО «БашРТС» в разделе «Нормативы»

6. Кто снимает и передает показания ОДПУ для расчета ежемесячной платы за отопление?

Обязанность по снятию и передаче показаний ОДПУ коммунальных ресурсов остается за организацией, осуществляющей управление МКД. В случае, если МКД перешел на прямые договоры с ООО «БашРТС», то обслуживающая (управляющая) организация передает показания ОДПУ в ООО «БашРТС» не позднее 26-го числа расчетного месяца.

Читайте также:  Что такое отопление избы по черному

7. Будет ли проведен перерасчет за те месяцы 2019 года, когда применялся прежний способ оплаты в течение календарного года?

В первом квартале 2020 г. собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирных домов и жилых домов будет проведена корректировка платы за отопление за 2019 г., поскольку до начала отопительного сезона данного года применялся прежний способ оплаты – равномерно в течение календарного года. А за 2020г. корректировка не потребуется т.к. в этот год собственники помещений в МКД будут вносить плату за отопление только в отопительный период.

8. Почему в домах без ОДПУ начислен норматив за полный месяц, ведь отопление было включено лишь несколько дней?

Норматив потребления коммунальной услуги «отопление», утвержденный Госкомитетом РБ по тарифам, рассчитан на календарный месяц и не пересчитывается на количество дней предоставления услуги.

9. Почему отсутствует графа «отопление» и/или «ГВС» в квитанции?

При наличии в квартире индивидуального прибора учета ГВС, начисление платы осуществляется по показаниям прибора учета. В случае, если объем потребления по ИПУ ГВС равен 0, начисление по данной услуге будет отсутствовать и не будет отображаться в квитанции. При условии, что потребление по ОДПУ тоже 0, если по прибору имеется фактическое потребление тэ, то соответственно будет начислена доля за отопление лестничных клеток и других общедомовых площадей.

При наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии, начисление платы за коммунальную услугу «отопление» осуществляется по показаниям ОДПУ. Если фактический объем потребления тепловой энергии по показаниям ОДПУ за текущий месяц составил 0 Гкал, начисление по услуге «отопление» будет отсутствовать и не будет отображаться в квитанции.

Таким образом, отсутствие строк «отопление» и/или «ГВС» в платежном документе объясняется отсутствием начислений по данным услугам, либо в многоквартирном доме отсутствует коммунальная услуга «ГВС».

10. Можно ли установить индивидуальный прибор учета тепловой энергии в квартире?

Приобретать квартирный теплосчетчик не следует пока не убедитесь в технической возможности его установки.

Для согласования установки необходимо письменно обратиться в управляющую домом компанию или теплоснабжающую организацию, которая может дать разрешение на монтаж счетчика, к заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающие наличие права собственности на квартиру, а также техпаспорт квартиры. Далее УО или ТСО предоставляет технические условия, которые необходимо соблюсти при установке счетчика.

Технические условия должны содержать следующие факторы:

1. Квартирный теплосчетчик должен учитывать теплопотребление всей квартиры.

2. Теплосчетчик должен быть зарегистрирован в государственном реестре средств измерений.

3. Установка теплосчетчика должна производиться в соответствии с инструкцией по монтажу завода изготовителя.

4. Монтаж теплосчетчика должен производиться специализированной организацией.

В соответствии с ПП РФ №137 от 13.02.2019г разработка проекта не требуется.

Выбирая компанию, которая займётся установкой счётчика, обратите внимание на наличие лицензии. У неё также должна быть вся необходимая документация (сертификаты, свидетельства, допуски СРО) и наличие гарантии на проводимые работы. Специалист монтирует счётчик тепла и производит пуско-наладочные работы, нужно также подписать акт о его приёме.

Обладая всеми документами можно совершать покупку, выбрав любые теплосчетчики на отопление в квартире, которые соответствуют установленным нормам.

Обязательно нужно взять у продавца как кассовый, так и товарный чеки, инструкцию по эксплуатации, талон гарантии и копию сертификата о надлежащем уровне качества.

После установки прибора учета необходимо подать заявку в теплоснабжающую организацию на допуск прибора учета ТЭ в эксплуатацию, которая, в свою очередь, в плановом режиме должна осуществить в оговоренные сроки допуск и опломбировку прибора учета и зафиксировать начальные показания, т.е. прибор будет принят на коммерческий учет.

На допуске необходимо представить паспорта на теплосчетчик с действующей поверкой.

11. Как будут производиться начисления в домах с ИПУ тепла?

Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета. Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире. Расчет платы за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный расчетный период, по тарифу, утвержденному Госкомитетом РБ по тарифам.

Согласно внесенных поправок в ПП РФ №354 от 06.05.2011г. установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии.

Собственники/пользователи жилых помещений будут платить за тепло столько, сколько насчитал индивидуальный прибор, плюс к этому добавляется та часть тепла, которая уходит на обогрев лестничных площадок, лифтовых холлов и т.п. Это называется тепло на общедомовые нужды (ОДН).

12. Будут ли предоставляться льготы?

Социальная поддержка отдельных категорий граждан при оплате за ЖКУ подстроится под рост платежей, то есть будет предоставляться с учетом сезонности платежей. При увеличении платы граждан, будут увеличиваться и компенсации расходов за жилищно-коммунальные услуги.

Оцените статью