- Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?
- Как проводится расчет платы за отопление по нормативу?
- Нормативная база начисления платежей за отопление
- Расчет платы при неустановленном общедомовом счетчике
- Расчет платы при установленном общедомовом счетчике
- Расчет платы при установленных индивидуальных счетчиках
- Порядок расчета платы за тепло по правилам от 2006 года
Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?
caifas / Depositphotos.com |
Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса). Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил). Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).
Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика «распределяется» между помещениями пропорционально их площади. Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении).
Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д. Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).
В каком случае к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии в многоквартирном доме общедомового и индивидуальных приборов учета не применяется повышающий коэффициент, узнайте из материала «Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил. В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д., это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.
Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать. Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.
Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет. По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.
По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. «Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)», – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.
Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.
Как проводится расчет платы за отопление по нормативу?
Тарифы на отопление растут с каждым годом, и многих потребителей интересует, за что они платят, и почему цифры в платежке становятся все больше. Стоимость отопления рассчитывается по нормативу потребления тепла, а в многоквартирных домах она зависит от отапливаемой площади и от общедомовых расходов.
Каждый потребитель должен знать, как проводится расчет платы за отопление по нормативу, чтобы иметь возможность контролировать справедливость начислений в управляющей компании.
Нормативная база начисления платежей за отопление
Размер платы за отопление зависит о разных факторов
В России действуют два основных документа, по которым рассчитывается плата за отопление. Первым из них является постановление правительства №354от 06.05.11. В нем регламентируются правила предоставления коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов. Этот документ стал альтернативой постановлению правительства №307 от 23.05.06, однако на практике старое постановление до сих пор продолжает действовать.
Решение о том, по каким правилам начисляются платежи, принимаются на местном уровне, регион сам выбирает для себя оптимальный вариант. Между ними есть очень важное различие: по Правилам, установленным в постановлении №354, плата за отопление взимается только в продолжение отопительного сезона, а не распределяется на весь год. С одной стороны, это упростило методику расчета, с другой – привело к увеличению финансовой нагрузки на потребителя.
По новым правилам, в период с октября по май квартплата резко вырастает, так как в нее начинают включать стоимость отопления. Многим потребителям сложно оплачивать увеличенные счета, что приводит к росту задолженности. По традиционной методике, установленной в правилах. Постановления №307, потребители в течение всего года платят за квартиру приблизительно одинаковую сумму, и она корректируется с учетом общего роста тарифов.
Размер платы за тепло зависит от установленного общедомового счетчика, присутствия тепловых счетчиков в квартирах, а также наличия датчиков-распределителей в жилых и нежилых помещениях.
Расчет платы при неустановленном общедомовом счетчике
Общедомовой счетчик позволяет экономить
Если многоквартирный дом не оборудован общедомовым счетчиком, плата за отопление рассчитывается на основе трех основных факторов:
- Норматив на отопление. Это количество гигакалорий, которое требуется для обогрева до необходимых температур одного кв. метра площади. В каждом регионе устанавливается свой норматив в зависимости от климатических условий.
- Тариф на отопление. Это стоимость одной гигакалории тепла, установленная для данного региона.
- Величина отапливаемой площади. В многоквартирном доме в нее не включается площадь лоджии или балкона.
Таким образом, расчет платы отопления в этом случае ведется по относительно простой формуле:
Размер платы = норматив * тариф * площадь квартиры, норматив и тариф устанавливают региональные власти.
Итоговая стоимость тепла не зависит от количества реально потребленных калорий тепловой энергии, поэтому такой способ расчета применяется все реже. Сейчас по всей России идет кампания по повышению энергоэффективности теплоснабжения, поэтому активно устанавливаются счетчики на тепло.
Расчет платы при установленном общедомовом счетчике
Более распространенная сегодня ситуация – в многоквартирном доме поставлен общедомовой счетчик, при этом в квартирах индивидуальные счетчики потребления тепла отсутствуют, Конструкции инженерных коммуникаций во многих домах таковы, что индивидуальные счетчики просто невозможно включить в отопительную систему, и у каждого потребителя нет возможности самостоятельно увеличивать или уменьшать нагрев. В том случае ведется расчет на основе четырех основных параметров:
- Общее количество потреблено домом тепловой энергии, она определяется по показаниям общедомового счетчика. Его установка позволяет не платить за тепло, потерянное по дороге из-за неизолированных теплотрасс и других проблем тепловых сетей.
- Отапливаемая площадь квартиры потребителя или нежилого помещения.
- Общая отапливаемая площадь здания. Учитываются все жилые помещения, а также подъезды, пристроенные магазины, подключенные к общей тепловой системе и т. д.
- Установленный законом тариф на тепловую энергию. Тарифы определяет местная власть.
Формула расчета выглядит следующим образом: Плата за тепло = общий объем * площадь квартиры/площадь дома * установленный тариф. Таким образом, распределение платы становится более справедливым, так как каждый дом фактически платит только сам за себя.
Однако и в этом случае система расчета неидеальна: поскольку у потребителей нет возможности контролировать расход тепла, нередко приходится просто «отапливать улицу», выпуская тепло наружу из-за его избытка. При этом платить за него все равно придется в полном объеме. Из-за этого все более популярным становится более современный вариант расчета с индивидуальными счетчиками.
Расчет платы при установленных индивидуальных счетчиках
Индивидуальный счетчик позволяет платить за фактично израсходованное тепло
Если во всех квартирах установлены индивидуальные счетчики потребления тепла, расчет станет более сложным, но в итоге потребитель платит за реально использованную энергию, и такой вариант оказывается наиболее выгодным. При расчете учитываются следующие параметры:
- Количество тепла, потребленного одним жилым или нежилым помещением, оно определяется по показаниям индивидуального счетчика. Приборами учета должно быть оборудовано не менее 95% помещений в здании.
- Количество тепла, потребленное всем домом, оно учитывается на основе показаний общедомового счетчика.
- Площадь квартиры, для которой производится расчет платы за отопление.
- Общая отапливаемая площадь дома. Учитывается площадь жилых и нежилых помещений.
- Установленный правительством тариф на тепловую энергию.
Все эти параметры учитываются при расчете по следующей формуле: Размер платы = (индивидуальное тепло + общее тепло * площадь квартиры/общая площадь) * тариф.
Из показаний общедомового счетчика вычитается сумма показаний индивидуальных счетчиков, а остаток делится между всеми потребителями. Таким образом, жильцы дома самостоятельно платят за обогрев подъезда и других помещений общего назначения, однако основной расчет ведется именно на основе индивидуальных счетчиков.
Это позволяет значительно сократить расходы на отопление, так как не приходится платить за изношенные сети и бесконечные коммунальные аварии. И все же вариант с индивидуальными счетчиками удается реализовать далеко не всегда: чаще всего в доме монтируется общедомовой счетчик, и в итоге жильцам все равно приходится частично платить друг за друга. Это также вызывает сложности в борьбе с должниками: их невозможно отключить от единой отопительной системы, и в итоге они продолжают пользоваться теплом, оплаченным другими людьми.
Порядок расчета платы за тепло по правилам от 2006 года
По правилам, каждый год должен проводиться перерасчет
Если оплата за тепло начисляется по старым правилам, и в доме установлен общедомовой счетчик, то итоговые цифры в квитанциях потребителей будут зависеть от того, сколько тепла многоквартирный дом потребил в продолжение минувшего года.
Это значение делится на общую площадь здания, при этом учитываются как жилые квартиры, так и нежилые помещения, такие как офисы и магазины. В итоге получается количество тепла на 1 кв. метр площади, его делят на 12 месяцев.
После этого полученный среднемесячный объем потребления энергии умножается на тариф, утвержденный местным правительством. Полученную величину нужно умножить на площадь квартиры. Пример расчета, основанный на тарифах 2011 года для Ижевска. По общедомовому счетчику общее количество потребленной за один год тепловой энергии составило 990 гигакалорий.
Общая площадь всех квартир дома и помещений общего пользования составляет 5500 метров. После расчета получается, что в течение года на 1 кв. метр потрачено 0,015 гигакалорий в месяц. Полученный среднемесячный объем умножается на стоимость 1 гигакалории тепла по установленному тарифу. 943,60 (тариф) * 0,015 * 1,18 (НДС) = 16,70 рублей за 1 кв. метр отапливаемой площади.
Полученную величину нужно умножить на площадь каждой конкретной квартиры. Если, к примеру, она составляет 45 кв. метров, то итоговая ежемесячная стоимость отопления составит 751,5 рублей в месяц. Именно эту цифру жильцы будут видеть в платежках в течение всего года, так как учитывается не количество потраченного в месяц тепла, а среднемесячный расход, полученный по итогам прошлого года.
Как рассчитывается плата за отопление по этим правилам, если в доме не установлен общедомовой счетчик? В этом случае используется норматив – требуемое для отопления количество тепловой энергии. Для каждого дома оно определяется отдельно, эта информация должна находиться в открытом доступе для потребителей. При обращении в управляющую компанию жилец многоквартирного дома должен получить всю информацию о том, каким образом начисляется плата за тепло.
По правилам постановления №307 каждый год в доме должен проводиться перерасчет. Он учитывает количество тепла, потребленного в прошедшем году, и на его основе рассчитывается новая плата.
Если цифры в платежке вызывают у собственника сомнения и кажутся завышенными, он имеет право потребовать провести перерасчет повторно. Для этого пишется заявление и направляется в управляющую компанию, в нем необходимо указать сроки, за которые необходимо провести перерасчет. Коммунальщики не имеют права отказывать в обращении, ответ предоставляется в течение 4 дней. Если после повторного расчета будет выявлена переплата, она должна вычитаться из размера долга за следующий месяц.
Знание законов позволяет бороться за свои права и добиваться справедливости. Регулярное повышение тарифов создает серьезную нагрузку на семейный бюджет, поэтому нужно добиться справедливого учета теплопотерь.
Как проводится расчет платы за отопление, можно узнать из видеоматериала:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.