- ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период
- ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период
- Начислено за отопление летом
- Почему россияне платят за отопление летом
- Расчет отопления
- Особенности подсчетов
- Особенности летней оплаты
- Как экономить тепло
ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период
Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?
НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ
Можно ли теперь требовать возврата денег за некачественный телефон без сенсорного экрана, если он сломался и выявленный дефект является несущественным?
В преддверии Всемирного дня прав потребителей 15 марта Союз потребителей России предложил ряд мер, направленных на усиление поддержки потребителей.
Я в интернет-магазине купила ирригатор для полости рта. Оказалось, что ирригатор не работает. Мне предложили отправить ирригатор в сервисный центр для того, чтобы определить, что товар некачественный.
ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период
6 ноября 2019 года Верховный суд РФ рассматривал дело №АКПИ19-699 о признании частично недействующими п.59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года.
Все началось с того, что жители одного из многоквартирных домов в летний (неотопительный) период продолжали получать счета за отопление, хотя фактически данная услуга им не предоставлялась.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы, они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, пользуются коммунальной услугой отопления. Поставка коммунального ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников; обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ.
Дом, в котором проживают истцы, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента установки узла учета собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.
После окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик продолжил выставлять всем собственникам квартир их дома счета за отопление, хотя данная услуга им не оказывалась с 24 апреля 2019 г., и тепловая энергия не поставлялась.
Согласно ответу Поставщика от 24 июля 2019 г. основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент ОДНУ.
По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы ОДНУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс с 24 апреля 2019 г. не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.
На запрос Поставщик указал, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании пунктов 59, 60(1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.
В суде представитель административных истцов по доверенности поддержал заявленные требования и пояснил суду, что фразы пункта 59(1) Правил «. начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации. до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета. » и пункта 60 Правил «. в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации. » позволяют ресурсоснабжающим организациям расширительно толковать положения Правил предоставления коммунальных услуг и начислять потребителям плату за отопление в летний (неотопительный) период в случае выхода из строя (истечения сроков поверки) ОДПУ в течение отопительного сезона даже в том случае, если до выхода ОДПУ из строя использовался способ оплаты отопления в течение отопительного периода. Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 8 октября 2019 г. № КЧ-П9-8592).
Представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей административных истцов, административного ответчика Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, 5 федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. № 897 (постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 Правила дополнены пунктами 59(1) , 60(1).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., № 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.
Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам жилищного и гражданского законодательства. Так, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (часть 1 статьи 157). Регулируя отношения по энергоснабжению, по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544, статья 548).
Часть 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно статье 19 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при: неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется. Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.
Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Оспариваемые положения пунктов 59(1), 60(1) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.
Доводы административных истцов о том, что после окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик выставлял собственникам квартир счета за отопление, хотя данная услуга не оказывалась и тепловая энергия не поставлялась, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отказать.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
В данном обзоре опубликованы правовая позиция Верховного суда РФ по наиболее актуальным вопросам, которые приходилось решать судам в 2018–2020 годах.
Начислено за отопление летом
Почему россияне платят за отопление летом
На вопрос, почему летом мы платим за отопление, можно найти ответ в интернете. К тому же этот вопрос закреплен в законодательной базе. В пакет коммунальных услуг входит тепло. Данная услуга сезонная, но почему-то плату за отопление начисляют даже летом. Так происходит вследствие выбора местными властями соответствующего порядка оплаты. Существует другой порядок, по которому вопрос: «Надо ли платить за отопление в теплые месяцы?» отпадает.
Каждый сознательный гражданин не будет платить непонятно за что. Все данные из квитанции нужно знать потребителю, чтобы избежать непонятных ситуаций в будущем. Чтобы не плакать потом, нужно обезопасить себя сейчас. Для этого рекомендуется ознакомиться с формулами, по которым будет рассчитываться сумма к оплате за услуги отопления.
Расчет отопления
Каждому из нас приходят счета за отопление. Одна строка в квитанции означает плату за отопление квартиры, а вторая — плату за отопление общих помещений (подвала, чердака, подъезда и т.д.). Счетчики, по которым насчитывается плата, бывают разные: общий и индивидуальный. Бывает, что общего счетчика на доме нет, тогда расчет делают по нормативам.
С начала 2013 года за отсутствие счетчика на доме полагаются повышенные коэффициенты. Актуальным на сегодняшний день является коэффициент 1,5. Если в 2019 году счетчика на доме не будет, умножать придется на значение 1,6. Потребитель платит за количество тепла, использованное в прошлом году. Это значение равномерно разбивают на 12 месяцев.
Начисления за тепло могут быть разными:
- нормативные (отсутствуют счетчики);
- общие (общий счетчик на многоэтажном доме);
- индивидуальные (счетчик в каждой отдельной квартире).
Как платят по нормативу? Такая оплата — это расчет стоимости тепловой услуги по формуле. Чтобы узнать, сколько денег придется выложить за отопление, нужно норматив потребления (0,0323) умножить на общую площадь квартиры, а после умножить на тариф. Указанный тариф не меняется целый год, но может измениться в каждом последующем году.
В основу тарифа входят разные показатели. Берется во внимание средняя температура за конкретный отопительный сезон. Также ведется учет средней температуры за пять прошедших лет. Немалую роль играет энергоноситель, так как цена на него может с каждым годом возрастать на рынке. Также учитывается социальный фактор, то есть средняя заработная плата в стране.
Платят за отопление на протяжении 12 месяцев, то есть круглый год, но бывает, что платить за отопление можно только в отопительный сезон. Если потребителя интересуют конкретные цифры, нужно обратиться в управляющую компанию, обслуживающую ваш дом. В любом случае раз в год коммунальная служба ведет перерасчет. Общая сумма за год, которой подлежит оплата за тепло, меняется в большую, а иногда в меньшую сторону.
Особенности подсчетов
Немного иначе начисляют плату за отопление в домах со счетчиком. Если на доме установлен общий счетчик, то нужно знать, как рассчитывается сумма. В конце каждого месяца легко определить сумму, которую управляющая компания должна заплатить за отопление целого дома. Далее высчитывают сумму за один квадратный метр за прошлый месяц, исходя из общей суммы по счетчику. Рассчитывают размер оплаты, основываясь на жилой и нежилой территории. Полученный результат умножают на площадь вашей квартиры.
Надо ли устанавливать индивидуальные счетчики? В чем их преимущество? Если на доме установлен общий счетчик, то он никак не гарантирует вам экономию отопления. Вы никогда не знаете, какие приборы или средства отопления установлены в других квартирах. Это могут быть водяные теплые полы, приборы для усиления тепла за счет общей магистрали и прочее. Чтобы платить только за тепло, которое потребили вы можно поставить индивидуальный счетчик.
Такой прибор устанавливается не везде. Например, система централизованного отопления исключает такую возможность. И напротив — если система отопления горизонтальная, такой счетчик эффективен и необходим. Основными функциями индивидуального счетчика являются регулировка температуры и экономия.
Если в вашей квартире установлен свой счетчик и утвержден специалистом, то это не значит, что платить вы будете только по методике, разработанной для таких индивидуальных приборов. Чтобы использовать только методику расчета по индивидуальному счетчику, нужно соблюдать определенные условия:
- индивидуальные счетчики должны быть установлены во всех квартирах дома;
- нужно сделать общий счетчик дома.
Как рассчитать начисление по индивидуальному счетчику? Нужно снять показания, зафиксированные счетчиком за месяц. Далее высчитывают расход тепла на нужды всего дома. Приходится отнять сумму показаний всех индивидуальных счетчиков от показаний общего счетчика за один и тот же период. Полученные два значения складывают, затем умножают на площадь дома и делят на площадь квартиры. После этого полученный результат умножают на тариф.
Особенности летней оплаты
Каждый гражданин замечал, что мы платим за тепло круглый год, несмотря на то, что отопительный сезон длится меньше. Есть закон «О защите прав потребителей», который гласит о том, что платить за подачу горячей воды и отопления мы можем только в те месяцы, когда к нам в дома поступают данные услуги. Но на практике дела складываются несколько иначе. Зачастую коммунальные службы ищут предлог отказать жильцам при заключении индивидуальных договоров.
Указанные договора нужны жильцам, если они хотят утвердить индивидуальные условия оплаты, то есть не платить за услуги отопления в летний период. При этом нужно знать, что 344 дня в году россияне получают горячую воду, оставшийся 21 день ведется плановая профилактика. Услуги отопления мы получаем 213 дней в году. Исходя из этого, правительством каждого округа устанавливается свой порядок оплаты.
Существует два таких порядка:
- по правилам (когда сумма распределяется за тепло, получаемое в зимние месяцы, на весь год, включая летние месяцы);
- по сезону (основываясь на индивидуальном договоре).
Каждый из указанных порядков строго регламентирован в законодательстве государства. Постановление № 354 регламентирует первый порядок, а постановление № 307 — сезонную оплату. Несмотря на порядок оплаты, каждому потребителю важно уметь рассчитывать сумму к оплате самостоятельно. При этом оплаты за отопление может летом и не быть.
Например, в Москве плата распределяется по правилам — на целый год. Если удастся добиться заключения индивидуального договора с коммунальной службой, то в месяц придется платить на 70% больше за отопление и на 6% больше за горячую воду. В то же время, платить за отопление летом не придется.
Если мы думаем, как сократить время оплаты за тепло, то нам подходит второй порядок. При этом важно учесть, что сумма за месяц будет значительно больше. Если платить равномерно круглый год, то не придется удивляться, куда девается значительная сумма из кошелька. Тепло будет оплачиваться по правилам, имеющим схожие черты с рассрочкой. Финансовая нагрузка на потребителя при равномерной оплате суммы уменьшается. Итоговый размер при любом порядке оплаты услуг за отопление равен.
Как экономить тепло
Как в частном доме, так и в квартире существуют хитрости, позволяющие платить за тепло меньше. Все эти хитрости направлены не на манипуляции со счетчиками, за которые можно получить огромный штраф. Применив все дельные советы, можно не только сэкономить на оплате за полученное тепло, но и значительно сохранить его.
Если вы живете в квартире, обязательно позаботьтесь:
- об утеплении окон;
- об установке экрана за радиатором батареи;
- об утеплении стен, потолка или пола;
- о насаждениях деревьев и кустарников возле дома.
Одним из обязательных и эффективных способов сохранения тепла является смена окон. Данная хитрость помогает повысить тепло в квартире на четыре градуса, а общая экономия тепла составит 40%. Утеплять окна можно как косметически, так и радикально. На зиму окна можно заклеить или уплотнить. Если финансы позволяют, рекомендуется сменить их на стеклопакеты.
Что такое радиатор батареи? Это разного вида приспособления, которые не дают теплу от батареи нагревать стену, а возвращают его в комнату. Например, алюминиевая фольга, закрепленная двусторонним скотчем к стене. Пользуясь этим способом можно повысить температуру в квартире на один градус. Радиатор не нужно ничем заставлять, а при его выборе стоит отдавать предпочтение темной цветовой гамме. Поверхность должна быть гладкой, чтобы сэкономить от 5 до 15% тепла.
Если вы живете в частном доме, то способов сохранения тепла еще больше. Можно установить собственную теплоэнергетическую станцию, а также утеплить дом специальными теплоизоляционными материалами. Такие хитрости помогут сохранить тепло в доме больше, чем вполовину. Есть еще более альтернативная мера — установка теплового насоса. Если установка пройдет успешно, то три четверти тепла в дом можно производить природным путем.
Многие рекомендуют насадить вокруг дома деревья, так как образованная от них микрофлора также способна сохранять тепло. Помимо этого, деревья — это легкие Земли. У вас в доме будет не только тепло зимой, но и воздух снаружи будет чище. Еще одним простым советом является использование теплоотражающей пленки на окнах. Какой бы способ вы не выбрали, эффективнее будет задействовать целый комплекс хитростей. Никто кроме вас не заинтересован в сохранении тепла, поэтому и меры принимать должны именно вы.