Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований в зонах санитарной охраны источников водоснабжения будет дифференцироваться в зависимости от пояса такой зоны
Установлено, что использование территории третьего пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований повлечет за собой наложение административного штрафа: на граждан — в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
За аналогичное нарушение на территории второго пояса предусматривается наказание в виде административного штрафа: для граждан — в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; для индивидуальных предпринимателей — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; для юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований на территории первого пояса предусматривается наложение административного штрафа: на граждан — в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
Кабмин предлагает ужесточить наказание за нарушения при использовании зоны санитарной охраны источников водоснабжения
Singkham / Shutterstock.com
Соответствующий законопроект Правительство РФ разработало и внесло в Госдуму в целях предотвращения случаев заболеваний, связанных с питьевой водой ненадлежащего качества 1 .
Документом вводится дифференцированная административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований при использовании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в зависимости от зоны санитарной охраны. Так, за нарушение указанных требований на территории, отнесенной ко второму поясу зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, планируется наказывать граждан штрафом в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., должностных лиц – штрафом в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб., ИП – штрафом в таком же размере или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток, юрлиц – штрафом в размере от 400 тыс. до 500 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
А за использование с нарушениями территории, отнесенной к первому поясу зоны санитарной охраны, предлагается ввести более суровые санкции. Максимальное наказание за это деяние для граждан может установлено в виде штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб., для должностных лиц – в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Для ИП предусматривается наказание в виде штрафа в размере, аналогичном установленному для должностных лиц или в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, для юрлиц – в виде штрафа в пределах от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Напомним, что зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения).
Как поясняет правительство, законопроект разработан из-за возрастающего количества выявляемых нарушений санитарного законодательства. Уточняется, что они привели к ухудшению качества питьевой воды, подаваемой населению, в части:
несоблюдения технологий на этапах очистки и обеззараживания воды на очистных сооружениях;
отсутствия утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения;
невыполнения защитных и охранных мероприятий в водозаборах;
существенного ухудшения источников питьевого водоснабжения в результате паводков.
При этом в результате проверок по состоянию на 1 июля прошлого года было обнаружено 71% водоисточников, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям по причине отсутствия зон санитарной охраны.
Нарушение зоны санитарной охраны источников водоснабжения
/ Санитарный надзор / Пресс-релизы /
Об ужесточении штрафных санкций за нарушение специального режима осуществления хозяйственной деятельности на территории зоны санитарной охраны
Законодатель в очередной раз усилил санкции Кодекса об административных правонарушениях. Изменения теперь коснулись статьи 8.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусматривающей ответственность за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохраной зоны водного объекта, либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Помимо увеличения размера штрафных санкций, законодатель определил индивидуальную ответственность за нарушения в каждом поясе зоны санитарной охраны (далее ЗСО) источников питьевого водоснабжения.
Напоминаем, что согласно «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
С 23.11.2018 санкции будут следующими:
Использование территории третьего пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.»
Использование территории второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»
В частности нарушения , выразившиеся в использовании санитарной охраны первого пояса в отсутствии целостности ограждения или с имеющимся ветхим ограждением будет караться штрафом на юридическое лицо до 1000 000 рублей.
В связи с вышеизложенным Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай предлагает хозяйствующим субъектам, имеющим на балансе источники питьевого водоснабжения, провести осмотр всех источников на предмет соблюдения требований СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4., уделив на сей раз внимание всем трем зонам санитарной охраны.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 1003 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Тел.: +7 (38822) 6-43-84
Эл. почта:
Наш аккаунт в instagram: @rospotrebnadzor04
Участок попал в санитарную зону питьевого источника
Уважаемый читатель, в этой статье мы поговорим о таком ограничении земельного участка, как пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения.
В статье мы рассмотрим, какие есть запреты, связанные попаданием в эти пояса , в том числе случаи, когда такие запреты и сама зона установлены необоснованно. Также мы укажем как оспорить утверждение зон санитарной охраны источников водоснабжения, как можно преодолеть Отказ в предоставлении в собственность земельного участка в ЗСО.
СанПиНзоны санитарной охраны источников водоснабжения
Пояс санитарной охраны (зоны санитарной охраны источников водоснабжения- ЗСО) устанавливается для точки забора питьевой воды из водоема или же подземного источника. ЗСО устанавливается для охраны точки водозабора от загрязнения.
Смысл в том, чтобы на участках , находящихся в границах этой зоны не производилась деятельность, в результате которой в водоем с точкой забора питьевой воды попали бы какие-то загрязняющие вещества.
И чтобы мы с Вами когда открываем у себя дома кран , то пили бы чистую воду не зараженную всякими микробами и вирусами.
Для этих целей главным санитарным врачом утверждены специальные санитарные нормы , именуемые СанПиН. Как раз таки СанПиН 2.1.4.1110-02 и предусмотрено три пояса санитарной охраны от источника питьевого водоснабжения.. Стоит отметить, что на уровне Москвы и Москвы и Московской области установка пояса ЗСО регулируются несколько иным образом, чем в остальной части РФ, об этом мы поговорим в отдельной статье.
Водозабор зоны санитарной охраны пояса
Первый пояс санитарной охраны самый жесткий по ограничениям, в нем нельзя почти ничего делать за исключением того , чтобы возводить сооружения , которые будут обслуживать водозаборную насосную станцию или же предотвращать водоем от загрязнений.
Второй пояс уже менее жесткий по требованиям, но все же ряд ограничений сохраняется. Так , например во втором поясе не допускается размещение дачных, садово-огородных участков и участков под индивидуальное строительство на расстоянии менее 150 м от уреза воды.
При попытке выкупить землю во втором поясе санитарной охраны будет получен отказ администрации в предоставлении земельного участка. В первом втором поясе запрещена приватизация земельных участков, возможна только аренда (ст.27 Земельного кодекса РФ).
Третий пояс санитарной охраны содержит наименее жёсткие ограничения, в нем уже , например можно оформлять в собственность земельные участки.
В ряде случаев можно столкнуться и с отказом в строительстве дома на участке, находящемся во втором и третьем поясе СЗО.
Мы рассмотрим вопрос возможности строительства в ЗСО питьевых источников в отдельной статье.
Карта зоны санитарной охраны
Далее поговорим о том, откуда мы можем узнать о наличии зоны санитарной охраны водозаборов.
Первое и основное где мы должны увидеть границу зоны санитарной охраны это выписка из ЕГРН, до 2022 года сведениях об всех ограничения должны внести в реестр недвижимости и при заказе выписке из ЕГРН мы эти сведения с 2022 года должны будем обязательно увидеть.
Также эти данные зоны санитарной охраны источников питьевого назначения содержаться в карте зон с особыми условиями в правилах землепользования застройки соответствующего поселения.
Однако в карте зонирования сведения о наличия поясов не всегда отражены правомерно, что в свою очередь создает для владельца участка определенные проблемы, связанные, например с невозможностью приватизировать участок или же возвести на нем какой-то объект.
В нашей практике были случаи, когда на карту зон с особыми условиями наносились зоны санитарной охраны водоснабжения и водопроводов в то время , как точки забора питьевой воды вообще не существовало.
То есть проектировщик по случайности нанес эту зону на карту, а районная администрация и другие органы, которые утверждают правила землепользования и застройки это все по невнимательности пропустили. Был сделан ряд запросов в государственные и местные органы с вопросом почему цчасток попал в зону санитарной охраны питьевого источника водоснабжения.
Путем переговоров с местными органами и Роспортребнадзором нам удалось доказать, что пояс санитарной охраны установлен неправомерно и снять запрет на приватизацию земельного участка.
В другом случае выяснилось, что хотя точка заборы питьевой воды и есть , но проекта поясов санитарной охраны в установленном порядке не разрабатывалось не утверждалось, и границы этих поясов нанесены произвольно, что позволило в суде признать неправомерность ее установления для конкретного участка.
Организации зон санитарной охраны источников водоснабжения, судебная практика
Важным момент является то, что Верховный суд РФ указывает на необходимость разработать проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения , а без этого проекта считает зону не установленной.
Приводим правовую позицию, содержащуюся в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2019 N 75-АПА19-5.:
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Как следует из пунктов 1.4 и 1.5 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
При этом второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Важно. Стоит отметить, что если пояс установлен неправомерно, то подавать заявление о признании незаконным отказа администрации не совсем верный шаг. Обжаловать нужно сам факт наличия пояса, например его отражение в картах зон с особыми условиями использования территории в Правилах землепользования и застройки и генерального плана.
Что делать если участок попал в зонуЗСО, Пример из практики
Приведем конкретный пример из нашей практики, когда пояс санитарной охраны фактически отсутствовал, хотя и был нанесен в карте зон с особыми условиями использования территорий Правил землепользования и застройки.
Предыстория: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее Министерство), рассмотрев заявление гражданина отказало ему в предоставлении в собственность земельного участка.
В обоснование своей позиции указало , что испрашиваемый в собственность земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения
В рамках рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в собственность Министерством был подготовлен и направлен в адрес администрацию района, которая ответила, что согласно картам зон с особыми условиями использования территорий Генерального плана и Правил землепользования и застройки участок расположен в границах второго пояса.
В соответствии с пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
С целью выяснения наличия проектных документов для указанной зоны, а также условий ее нанесения на карту зонирования были сделаны запросы:
— Роспотребнадзор — орган, осуществляющий надзорные и согласовательные функции в области санитарно-эпидемиологического законодательства.
— Администрацию муниципального района Республики Карелия –органе согласовавшим установление такой зоны и участвовавшим в разработке Правил землепользования и застройки.
— Администрацию сельского поселения муниципального района Республики Карелия непосредственно вносившим пояс санитарной охраны в карту зонирования Правил землепользования и застройки.
— Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия орган власти уполномоченный на согласование и утверждение зоны санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения.
Из ответа Администрации муниципального района республики Карелия, пришел ответ, что второй пояс санитарной охраны нанесен на карту зонирования ошибочно. В поселке отсутствует источник питьевого водоснабжения, для которого должны устанавливаться пояса санитарной охраны.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия и управление Роспотребнадзора ответили, что информация о расположении в поселке источника водоснабжения в Министерстве отсутствует, проект зон санитарной охраны водных объектов отсутствует.
Таким образом отображение границ второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения на картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки произведено в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Таким образом было выявлено, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность является необоснованным и незаконным, так для указанной территории ограничений в виде поясов Санитарной охраны не установлено, а карте зонирования он указан по признанию самой же районной администрации ошибочно.
Исходя из полученных ответов были сделаны следующие правовые выводы:
Пояс санитарной охраны ошибочно нанесен на карту зонирования. В поселке отсутствует источник питьевого водоснабжения, для которого должны устанавливаться пояса санитарной охраны.
Исходя из ответов на запросы поступивших из Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Управления Роспотребнадзора по республике Карелия проекты ЗСО источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения в поселке не утверждались. Следовательно, правовые основания для нанесения ее на карту зонирования отсутствовали. Таким образом Установление зон санитарной охраны было незаконно.