- Роспотребнадзор
- Роспотребнадзор
- О неправомерном начислении МУП «Водоканал» платы потребителю за коммунальную услугу холодное водоснабжение (водоотведение) — RSS
- О неправомерном начислении МУП «Водоканал» платы потребителю за коммунальную услугу холодное водоснабжение (водоотведение)
- Как добиться перерасчета коммунальных платежей за воду по счетчику
- Как формируется размер платы за воду
- Правовые основы
- Случаи, предусматривающие увеличение платы за воду
- Основания для уменьшения платы за воду
- Правила начисления платы при отсутствии подачи и неверной подаче данных
- Пройдите социологический опрос!
- Как потребовать перерасчет платы за воду по счетчику
- Какие документы подготовить
- Как получить перерасчет воды без счетчика
- Куда жаловаться при отказе в перерасчете
- Выводы
- Перерасчет за коммунальные услуги ЖКХ: Видео
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
О неправомерном начислении МУП «Водоканал» платы потребителю за коммунальную услугу холодное водоснабжение (водоотведение) — RSS
О неправомерном начислении МУП «Водоканал» платы потребителю за коммунальную услугу холодное водоснабжение (водоотведение)
О неправомерном начислении МУП «Водоканал» платы потребителю за коммунальную услугу холодное водоснабжение (водоотведение)
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Управление Роспотребнадзора по Архангельской области в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти – органа государственного надзора в области защиты прав потребителей определением мирового судьи было привлечено для дачи заключения по делу по иску жителя города Архангельска кМУП «Водоканал» в целях защиты его прав в части перерасчета неправомерно исчисленной и предъявленной данному потребителю платы за коммунальную услугу холодное водоснабжение (водоотведение).
Отношения между исполнителями коммунальных услуг и гражданами, потребляющими эти услуги, регулируются Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ), Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон №2300-1), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.05.2011 №354 (далее Правила №354).
В квартире, где проживает гражданин, установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ) холодной и горячей воды.
В соответствии с п. 81 Правил №354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.
Как следует из материалов дела, а также акта проверки государственной жилищной инспекции Архангельской области (проверка проведена по обращению потребителя), представителем МУП «Водоканал» по адресу проживания потребителя в его присутствии выявлено нарушение герметизации ИПУ горячей воды и рекомендовано устранить нарушение в течение 30 дней. При этом неисправностей прибора учета холодной воды не установлено.
В этой связи МУП «Водоканал» расчет размера платы за холодную воду с декабря 2014 года и предъявление такой платы осуществлял, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению.
Пунктом 1 ст. 157 ЖК РФ определено: размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
В соответствии с п. 42 Правил №354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Таким образом, при исправности ИПУ размер платы за коммунальную услугу холодное водоснабжение (водоотведение) должен исчисляться, исходя из объема воды, определенного данным прибором учета, по установленному Правилами №354 порядку расчета.
Поскольку потребителем не представлено доказательств, позволяющих определить исправность ИПУ горячего водоснабжения, мировой судья пришел к выводу, что плата по горячему водоснабжению должна осуществляться, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При начислении платы по холодному водоснабжению применение нормативов потребления коммунальных услуг мировой судья признал незаконным, поскольку ИПУ холодного водоснабжения был исправен, в связи с чем плата должна осуществляться исходя из показаний данного прибора учета.
Решением мирового судьи судебного участка № 4 Ломоносовского судебного района г. Архангельска от 02.06.2016 исковые требования потребителя к МУП «Водоканал» о перерасчете стоимости оказанных коммунальных услуг удовлетворены.
Признано незаконным начисление платы за услуги по водоснабжению и водоотведению за период с января по июнь 2015 года, исходя из фактических показаний прибора учета холодного водоснабжения, произведенное МУП «Водоканал», по квартире, в которой проживает потребитель, на сумму 3221 рубль 96 копеек.
Мировой судья обязал МУП «Водоканал» исключить задолженность по оплате коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению на данную сумму за указанный период.
Решение вступило в законную силу 15.07.2016.
Как добиться перерасчета коммунальных платежей за воду по счетчику
Коммунальные расходы обладателя квадратных метров с каждым годом растут. Особое значение приобретает умение экономить и со знанием дела заглядывать в расчетные листы. А в случае выявления в них несоответствий требовать перерасчета начислений. Помимо этого, есть и другие основания для увеличения или уменьшения суммы в квитанции. В этой статье вы узнаете, как осуществляется перерасчет коммунальных платежей за воду по счетчику.
Как формируется размер платы за воду
Плата за воду — понятие, включающее в себя не только стоимость самого ресурса. Она состоит и из расходов, затраченных на подачу и обеспечение надлежащего качества воды.
На конечную сумму влияет и наличие у потребителя внутриквартирных приборов измерения. После их установки плата рассчитывается путем умножения показаний на тариф.
В многоквартирных домах установлены общие приборы учета, замеряющие расход воды всего здания. Если вычесть из совокупного расхода сумму индивидуальных поквартирных расходов, будут ясны затраты на общедомовые нужды (ОДН). Они отражают перерасход воды, связанный как с благими целями, вроде полива придомовой территории, так и с плохой организацией водоснабжения: протечками в стояках тому подобным.
Правовые основы
Оплате коммунальных услуг посвящен раздел 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ). В ч. 2 ст. 157 ЖК конкретизируется, что плата за водоснабжение рассчитывается в соответствии с тарифами, установленными регионом. Основные понятия в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются ФЗ от 07.12.11 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» .
Ключевое звено в регулировании — Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (постановление № 354). В них устанавливаются права и обязанности потребителя и продавца, приводится схема перерасчета размера платы за воду.
Случаи, предусматривающие увеличение платы за воду
По инициативе поставщика или управляющей организации цена воды может измениться в сторону увеличения в следующих случаях:
- По итогам проверки значений приборов учета, периодически проводимой представителями поставщика. Перерасчет показаний после проверки встречается довольно часто. Если жилец занижает показания, то за выявлением нарушения последует начисление платы за воду по данным, снятым проверяющим.
- При обнаружении нарушений в подключении счетчика. Кроме акта с требованием об устранении подключения, жильцу будет доначислена плата из расчета тех объемов воды, которые он мог бы потребить.
- При выявлении постороннего воздействия на счетчик: сорванных пломб, нарушенной целостности. Перерасчет аналогичен второму основанию.
Основания для уменьшения платы за воду
Потребитель вправе выдвинуть требование об уменьшении платы за воду. ЖК РФ и постановление № 354 выделяют следующие основания для перерасчета в сторону снижения:
- Временное отсутствие в жилье. Это актуально для квартир без счетчиков, а также для пояснения отсутствия подачи сведений по учетному прибору.
- Предоставление услуг ненадлежащего качества и/или полное их отсутствие. Если воды нет или из горячего крана течет холодная, следует действовать оперативно.
Фиксировать нарушение должен специалист. Для этого следует обратиться в диспетчерскую службу. Диспетчер обязан принять сообщение, зарегистрировать и сообщить его номер.
Согласно регламенту, содержащемуся в разделе 10 Постановления № 354, проверяющий должен приехать в течение 2 часов с момента вызова. В ходе проверки он оценит температуру и напор воды, составит итоговый акт.
Акт о проверке — подтверждение обоснованности требований о перерасчете.
Напомним, что перерасчет может быть выполнен и при обнаружении технической ошибки в расчетах. Опечатки и неточности встречаются часто. О факте их выявления следует сообщать в управляющую организацию.
Правила начисления платы при отсутствии подачи и неверной подаче данных
Если в квартире есть прибор учета воды, жилец вправе сообщать его показания. Но не всегда получается этим правом воспользоваться. И в случае, если долго не подавали показания, плата за воду может возрасти.
Правила начисления определяются п. 59 Постановления № 354. В пп. «б» закреплено: если данные не передаются, плата за первые 3 месяца рассчитывается с учетом среднего потребления за предыдущие полгода. Если жилец забыл про счетчики больше, чем на 3 месяца, то плата производится по нормативам потребления (п. 60), но без коэффициента.
При возобновлении подачи сведений потребитель может задумываться над тем, должны ли сделать перерасчет за воду, если показания не передавал более 3 месяцев. Перерасчет за минувший период не производится. Согласно п. 31 Постановления, поставщик обязан использовать показания квартирных приборов учета только за тот расчетный период, за который они были сняты.
Если показания были сняты в июне еще и за апрель-май, по счетчику будет оплачиваться только вода, использованная в июне.
У многих плательщиков возникает вопрос, что делать, если неправильно передали показания: изменена цифра в сторону увеличения, перепутаны показания за горячую и холодную воду и так далее.
При обращении к поставщику плата будет пересчитана, а переплаченные деньги станут предоплатой за следующие месяцы. Еще один вариант: жильцу будет начислена сумма, недоплаченная за услуги в прошлом расчетном периоде. Такая схема действий справедлива и в случае, если неправильно передали показания счетчика электроэнергии.
Пройдите социологический опрос!
Как потребовать перерасчет платы за воду по счетчику
Чтобы получить перерасчет платы за воду, нужно сообщить об этом обслуживающей организации (УК, ТСЖ, ЖСК) или поставщику услуг, если договор о водоснабжении заключен с ним напрямую. Понять, куда именно обращаться, помогут данные из расчетного листа.
Пересчет показаний счетчиков воды в 2021 году производится по письменному заявлению. Оно составляется в свободной форме, но предполагает наличие обязательной информации:
- ФИО заявителя.
- Адрес жилого помещения.
- Просьба о перерасчете.
- Его период.
- Основания для его проведения с приложением доказывающих документов.
Существует два способа подачи:
- отправить заявление заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, сохранив чек и уведомление;
- явиться в организацию лично и зарегистрировать заявку у ответственного лица. С собой стоит взять два экземпляра заявления, на вашем сотрудник должен поставить регистрационный номер, дату и подпись.
На обращение отводится всего 30 дней. Изменения в расчетном листе будут видны в следующем месяце.
Стоит также упомянуть о том, как сделать перерасчет счетчиков воды, если показания не подавались. Хотя положения Постановления № 354 не предполагают перерасчет по требованию жильца, на практике многие УК уменьшают плату. К тому же, после проведения проверки счетчиков, на основании п. 61, поставщик будет обязан сделать перерасчет, ориентируясь на фактическое потребление. В любом случае, не будет лишним подать заявление о перерасчете.
Какие документы подготовить
Для проведения перерасчета нужно предоставить документы. Их состав зависит от оснований для изменения оплаты воды. Так, если вы не предоставили показания из-за временного отсутствия по месту проживания, следует приготовить:
- Заявление.
- Документ, подтверждающий факт отсутствия с указанием периода: командировочное удостоверение, билеты, справку о нахождении на лечении в стационаре и так далее.
Для перерасчета, связанного с низким качеством услуг / их отсутствием:
- Заявление.
- Акт о проверке услуг.
- Результаты экспертного заключения, например, о составе воды, иные доказательства.
Как получить перерасчет воды без счетчика
Если учетного прибора нет, шанс сэкономить средства все равно существетвует. Но перерасчет доступен лишь при подтвержденном отсутствии технической возможности установки счетчика (раздел 8 Постановления № 354).
Есть и другие особенности перерасчета:
- он возможен, если период непрерывного отсутствия потребителя в жилье превышает 5 дней;
- оплата водоотведения пересчитывается при пересчете платы за ХВС И ГВС;
- стоимость воды на ОДН не пересчитывается.
Для уменьшения платежа нужно:
- Написать заявление, указав всех отсутствовавших жильцов, даты отъезда и прибытия, основания.
- К заявлению приложить документы, подтверждающие отсутствие.
- Подать заявление исполнителю услуги.
Важно помнить: если жилец подает заявление до отъезда, то перерасчет сделают в течение 5 рабочих дней или не позднее 30 дней после окончания периода отсутствия.
Куда жаловаться при отказе в перерасчете
Изменять размер оплаты услуг по водоснабжению в зависимости от обстоятельств — обязанность поставщика и управляющей организации. Если управляющая компания отказывается делать перерасчет за воду, можно найти рычаги воздействия.
Для начала следует получить от компании письменный отказ. На этот отказ можно жаловаться в прокуратуру и Роспотребнадзор. Обращение, подкрепленное письменным отказом и экземпляром заявления о перерасчете, станет поводом для проверки. При обоснованности требований будет произведен перерасчет.
Если предписания контролирующих органов не нашли отклика, есть еще один шанс на восстановление справедливости — судебное разбирательство. Оно поможет и в компенсации морального вреда. В суд можно обратиться, минуя надзорные органы.
Выводы
Перерасчет платежей за воду по счетчику может быть произведен как по требованию жильца, так и по инициативе поставщика по результатам проверки прибора. Стоимость может измениться в сторону увеличения или уменьшения. За перерасчетом в вашу пользу следует обращаться к управляющей организации или поставщику услуги, предоставив заявление и документы, подтверждающие его обоснованность.