Насос для систем отопления с тосолом

Разновидности насосов для закачки теплоносителя в систему отопления

Обогрев жилого дома бывает 2 типов — открытого и закрытого. В первом случае циркулирующая жидкость имеет контакт с открытым воздухом, а во втором — нет. Для заполнения объема используется насос для закачки теплоносителя в систему отопления. В роли теплоносителя может выступать вода или антифриз. Их подача в сеть ведется сразу же после окончания монтажных работ, а также в течение сезона по мере необходимости.

Как говорилось, в жилом помещении по трубам циркулирует вода или антифриз. Второй вариант является оптимальным, поскольку уменьшается вероятность коррозии металла.

Чтобы заполнить сеть теплоносителем, используются насосы для закачивания жидкости в систему отопления. Они разделяются на ручные и электрические, и каждый из них выполняет работу разными способами.

Также агрегаты имеют разновидности:

Вибрационные устройства полностью погружаются в теплоноситель. Они не только ведут закачку антифриза, но и могут поднимать воду из скважин. Агрегаты обладают преимуществами:

  • компактность;
  • низкая цена;
  • экономичность;
  • удобство при переноске.

В процессе работы за минуту перекачивается более 400 л жидкости. Источник питания может находиться на расстоянии 40 м. Энергии потребляется не более 250 кВт/час, а вода поднимается на высоту до 40 м. Закачиваемое давление жидкости агрегатами — до 4 атм. Этого вполне достаточно, учитывая, что требуемая величина составляет 2.

В погружные насосы встраиваются фильтры, которые задерживают весь мусор, поступающий из емкости. Заранее готовится бочка с антифризом, куда и помещается устройство.

Такие аппараты больше предназначены для откачки жидкости из подвалов. Они тоже относятся к погружным изделиям. Их конструкция не предусматривает фильтров, поэтому устройства пропускают частицы диаметром до 35 мм. Это необходимо учитывать при использовании их для закачки воды.

Кроме того, насосы для закачки антифриза в систему отопления подбираются строго определенных габаритов, поскольку они могут не поместиться в емкость, откуда откачивается вода.

Одни поверхностные изделия представляют собой ручной насос для заполнения системы отопления антифризом, другие же работают от электричества. Они не погружаются в емкость, а теплоноситель к ним поступает через шланг. По принципу действия устройства разделяются на мембранные, роторные и поршневые.

Если первые 2 типа относятся к электрическим приспособлениям, то последний — к ручным. Внутри поршневого вида находится резервуар, в который заливается антифриз. Давление ведется на рычаг ручки. Это приводит в движение поршни, которые начинают прокачку жидкости. Следует помнить, что в процессе работы необходимо прикладывать большие физические усилия.

Как только монтаж системы отопления завершен, перед ее заполнением жидкостью необходимо провести промывку. По-другому это называется опрессовкой. Если такую работу не сделать, то мусор может повредить узлы нагревательного котла.

Для этой цели используется ручной насос, с помощью которого закачивается воздух или вода. В первом случае нагнетание воздушной смеси идет до 2 атм. При закачке воды поддерживается давление 1,5−1,8 атм., затем жидкость сутки выдерживается в системе. За это время выявляются возможные течи. Если все стыки имеют хорошую герметичность, то вода вместе с мусором сливается, и ее место заполняет антифриз.

Открытая система отопления характеризуется наличием в самой верхней точке расширительного бачка. Подпитка может вестись через него. Если есть водопроводное подключение, то достаточно открыть вентиль, чтобы внутрь зашло недостающее количество воды.

Иначе обстоит дело с закрытым типом отопления. Здесь отсутствует расширительный бачок, а жидкость циркулирует под давлением. Если имеется центральный водопровод, встроенный в систему, то можно воспользоваться им. Сначала он открывается, а после достижения необходимого давления в 2 атм. — закрывается. Через некоторое время воздух стравливается через краны, которые расположены на радиаторах, при этом напряжение в сети возвращается до нормального уровня в 1,5 атм.

В случае отсутствия встроенного водопровода необходимо воспользоваться ручным или электрическим насосом. Как вариант, применяются агрегаты «Гном» или «Малыш». Заранее готовится емкость, куда погружается подающее воду устройство. Процесс заполнения контролируется манометром.

На первом этапе следует определиться с выбором точки подачи теплоносителя. Когда работающий насос поднимает жидкость вверх, подключение ведется к нижней точке. В этом месте находится патрубок, врезанный в возвратную трубу перед котлом. Кроме того, рядом располагается отдельный сгон на слив.

Иногда у котла имеется штуцер слива, располагающийся в самой нижней точке. В таком случае подключение для подпитки можно вести через него. Это связано с тем, что в этом месте не установлен обратный клапан. Сразу после окончания заливки и отключения насоса необходимо перекрыть кран, поскольку последует вытекание жидкости.

Особенности нижней подпитки

Нижняя подпитка сопровождается установкой пластиковой емкости. Ее необходимый объем составляет 200 л. Дальше порядок работы следующий:

  1. 1. В бочку опускается насос, который при работе создает необходимое давление в 1,5 атм. Мощность агрегата подбирается так, чтобы он мог обеспечить высоту напора 15 м.
  2. 2. В процессе работы следует постоянно следить за уровнем жидкости в емкости и не допускать ее понижения до среза входного патрубка, чтобы в систему не попал воздух.
  3. 3. Параллельно все краны Маевского на батареях открываются. Как только в них появится жидкость, они сразу же перекрываются.
  4. 4. Насос продолжает работать до создания необходимого давления.
  5. 5. Затем все краны снова открываются, что приводит к резкому понижению давления.
  6. 6. Повторно включаются насосы. Идет выпуск поступившего вместе с водой воздуха.
  7. 7. Такие циклы повторяются несколько раз.
  8. 8. По окончании процедуры устанавливается давление в 1,5 атм., и закачивающее оборудование отключается.
Читайте также:  Электрокотлы для отопления дома 3 фазы

При заполнении системы антифризом вместо большой емкости используется ведро. Насос в него не опускается, поскольку потом он будет нуждаться в промывке. Поступление теплоносителя в аппарат ведется через патрубок. Жидкость в ведре подливается по мере уменьшения ее уровня.

В случае отсутствия электрического агрегата, обеспечивающего подачу теплоносителя вверх, ведется верхняя подача жидкости. Использование ручного аппарата вызывает большие трудности. В таком случае используется верхний штуцер, через который идет отвод воздуха. Он расположен в самом верху.

Порядок работы следующий:

  1. 1. Через штуцер самотеком подается антифриз при открытом сливном кране.
  2. 2. Как только давление в системе достигает 1 атм, нижний вентиль перекрывается.
  3. 3. На втором этапе уровень давления требуется повысить до 1,5 атм. Для этого открывается любой кран системы, и в него вставляется шланг длиной 1,5 м.
  4. 4. Шланг заполняется водой и подключается к насосу.
  5. 5. Под давлением воздуха жидкость заходит в систему.
  6. 6. Кран перекрывается, шланг вытаскивается и снова заполняется водой.
  7. 7. Циклы повторяются 3−5 раз.

Следует помнить, что если закачка системы требуется при монтаже или ремонте, то ее подпитка проводится как минимум 1 раз в год. Работы ведутся с помощью насоса. Не имеет значения, каким будет тип агрегата. Главное — следить за изменением давления при работе.

Стоит ли использовать антифриз в системе отопления

Применение тосола в системе отопления

Чтобы предотвратить замерзание теплоносителя в системе, вместо воды в систему заливают другие теплоносители – антифризы, также для этих целей используется тосол для системы отопления. Но использование тосола в качестве антифриза не рекомендуется, потому что в состав этой субстанции входит этиленгликоль. Это вещество очень ядовито, категорически не допускается его попадание на кожу и внутрь. При использовании тосола в качестве антифриза, любая течь становится опасной для человека, так как вредные пары, образуемые под воздействием высоких температур, выходят наружу. В процессе эксплуатации присадки выпадают в осадок. Как результат, этот антифриз просто разъедает контур обогрева изнутри. В качестве альтернативы тосолу можно использовать специальные антифризные составы для отопления на основе глицерина либо пропиленгликоля. Цена на первые несколько больше, а вторые имеют немного меньшую теплопроводность и больший вес.

Заливка антифриза в отопление

Если все же было решено залить в систему отопления именно тосол, необходимо придерживаться правил безопасности в процессе работ и эксплуатации.

Подготовка к заливке

Можно приобрести уже готовые к использованию «незамерзайки». Но такой состав разбавлять водой нельзя. Для этого лучше купить концентрат, в котором этиленгликоля не меньше 95%. Используя такую смесь, можно самостоятельно выбрать необходимое соотношение антифриза и воды. Сначала необходимо выяснить минимальную температуру, при которой не будет происходить кристаллизация теплоносителя. Температурные условия, при которых можно наблюдать такой эффект, как правило, указаны на упаковке. Поэтому следует учитывать такие пропорции:

  • если замерзание происходит при -40 °C, отношение воды к концентрату 1:1;
  • -30 °C— 2:3;
  • — 20 °C— 1:2.

Процесс заливки тосола в систему отопления:

  1. Необходимо спустить весь теплоноситель;
  2. Хорошо промыть трубы и радиаторы;
  3. Проверить герметичность соединений труб, можно заменить прокладки;
  4. Заливка тосола осуществляется при помощи специального насоса.

Замена жидкости с этим веществом проводится очень аккуратно, можно использовать резиновые перчатки и респиратор.

Перед принятием окончательного решения в вопросе использования тосола в качестве теплоносителя, необходимо учитывать следующие факты:

  1. В случае использования этого антифриза потребуется замена циркуляционного насоса на более мощный;
  2. Тосол вытекает из труб даже при незначительной микротрещине;
  3. Резиновые прокладки в системе отопления нужно поменять на паронитовые;
  4. Этот состав можно заливать только в систему закрытого типа, использование тосола в системах с расширительным бачком открытого типа опасно для здоровья;
  5. Скорость нагрева с этим химическим веществом намного ниже;
  6. Не стоит использовать тосол в двухконтурных котлах, так как возможно подмешивание жидкости из отопительного контура в контур водоснабжения;
  7. Не рекомендуется заливать антифриз в систему с оцинкованным трубопроводом. Это может стать причиной химических изменений и потери первоначальных свойств труб;
  8. Основное отличие тосола и специальной жидкости для отопления состоит в наличии в последних пеногасительных присадок. Ними можно предупредить завоздушивание системы отопления.

Требования к качеству воды

При необходимости разбавления антифризов, необходимо применять дистиллированную воду. Если дистиллированной воды нет, качество используемой воды должно соответствовать всем требованиям, перечисленным ниже. Повышенный уровень кальция и магния способствуют возникновению проблемы накипи, а избыточный уровень хлоридов и сульфатов может стать причиной коррозии системы охлаждения. В случае применения водопроводной или природной воды, уровни содержания в ней включений, не должны превышать указанных пределов для использования в системах охлаждения.

Читайте также:  Под потолком идет труба отопления

Таблица – Требования к качеству воды

Вещество Максимально допустимый уровень
Кальций, магний (жесткость) 170 частей на миллион (как CaCO3)
Хлориды 40 частей на миллион (как Cl)
Сульфаты 100 частей на миллион (как SO4)

Разновидности антифризов

Применение фабричных составов

Ассортимент незамерзающих жидкостей для отопительных систем включает не одну сотню наименований. Но при этом чаще всего составы выпускаются в одной из двух форм:

Составы для заполнения контуров отопления представлены в очень широком ассортименте: выбрать есть из чего!

  1. Концентраты. Температура кристаллизации -65 °С. Предполагается, что перед заливкой в трубы состав будет разведен умягченной или дистиллированной водой.
  2. Составы, готовые к применению, которые начинают замерзать при -30 °С. Можно сразу заливать в трубы и использовать.

Мы сами можем выбрать, разводить концентрат или брать готовый раствор

Этиленгликолевые растворы токсичны, но дешевы

На рынке представлены в основном гликолевые составы — водные растворы этилен- и пропиленгликоля. Их характеристики отличаются, причем достаточно сильно:

  1. Незамерзающие жидкости на основе этиленгликоля. Достаточно дешевы и эффективны, потому очень популярны. Ограничивающим фактором выступает токсичность этиленгликоля. Состав нельзя использовать ни в двухконтурных системах (есть риск попадания в трубы с горячей одой), ни в открытых системах (ядовитые испарения).

Для двухконтурного котла лучше выбрать пропиленгликолевую жидкость

  1. Антифриз на основе пропиленгликоля. Более дорог, но при этом нетоксичен, менее агрессивен к уплотнителям и металлическим компонентам системы. Может применяться в двухконтурных котлах, поскольку его попадание в систему горячего водоснабжения не приводит к отрицательным последствиям.

Фото нагревательного элемента, работавшего в системе с залитым тосолом

  1. Тосол. Тоже, по сути, антифриз, но использовать его в системе отопления нельзя. Основная проблема заключается в том, что при контакте с тосолом элементы системы обогрева очень быстро разрушаются.

Водно-спиртовая смесь кустарного производства

Выбирая, какой лучше взять антифриз для обогрева частного дома, нельзя забывать и о спиртовом составе. Его пропорции смело можно назвать классическими: 40% этилового спирта, остальное — дистиллированная вода.

Этиловый спирт довольно дорог, но для систем отопления достаточно самой грубой очистки

  1. Приемлемая вязкость. Чуть выше, чем у воды, но значительно ниже, чем у гликолевых составов.
  2. Меньшая текучесть. У водно-спиртового раствора достаточное поверхностное натяжение, так что риск протечек в местах соединения ниже.
  3. Повышение стойкости труб. Спирт не только выступает в качестве ингибитора коррозии, но и предотвращает развитие накипи на внутренних поверхностях.

Сравнение трубы с обычной водой, и трубы после прочистки и заливки спиртового антифриза

  1. Снижение расширения воды. Даже если труба промерзнет насквозь (это произойдет примерно при -23… -25 °С), ледяная пробка не будет давить на стенки изнутри, и риск порыва будет сведен к минимуму.

Использование водно-спиртовой «незамерзайки» оправдано в первую очередь в закрытых системах. Но и в открытом контуре испарение будет не настолько значительным, чтобы отказываться от возможных преимуществ.

Неисправности, связанные с применением некачественных антифризов.

За последние годы Российские автомобилисты осознали важность использования при обслуживании своей техники качественных расходных материалов и масел. К сожалению, это утверждение не относиться к используемым охлаждающим жидкостям

Многие автомобилисты, до сих пор находятся в полной уверенности, что применение некачественного антифриза или тосола не может как-то серьёзно отразиться на работе автомобиля. Часто можно услышать такое утверждение: «Раньше вообще воду заливали и ничего…». Между тем, по результатам исследований ведущих мировых инженеров автомобилестроителей, было выявлено, что примерно 40% всех поломок двигателей, напрямую или косвенно связаны неправильным обслуживанием системы охлаждения двигателя.

Основные виды неисправностей, связанных с применением некачественных антифризов и неправильным обслуживанием системы охлаждения.

  1. Кавитация крыльчатки помпыВозможные причины: Отсутствие антикавитационных и антипенных присадок, нарушение циркуляции охлаждающей жидкости в системе вызванное отложениями, повышенная рабочая температура двигателя, отсутствие давления в системе охлаждения, аэрация охлаждающей жидкости. Возникающие проблемы: Выход из строя помпы, перегрев двигателя, незапланированные финансовые потери.
  2. Кавитация мокрой гильзы. Возможные причины: Отсутствие антикавитационных и антипенных присадок, повышенная рабочая температура двигателя, отсутствие давления в системе охлаждения. Возникающие проблемы: Заклинивание двигателя, попадание антифриза в масло, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.
  3. Коррозия деталей системы охлаждения двигателя.Возможные причины: Отсутствие антикоррозийных и буферных присадок или их несбалансированность, повышенный или пониженный рН охлаждающей жидкости, окисление гликоля из-за перегрева или попадания ГСМ, наличие блуждающих токов. Возникающие проблемы: Разрушение деталей двигателя, ухудшение теплоотвода/перегрев двигателя, нарушение циркуляции охлаждающей жидкости/перегрев двигателя/преждевременное старение масла, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.
  4. Отложения в радиаторе и других деталях системы охлаждения.Возможные причины: Применение для разбавления охлаждающей жидкости жесткой воды, чрезмерная минерализация охлаждающей жидкости, ошибки при добавлении дополнительных присадок. Возникающие проблемы: Ухудшение теплоотвода/нарушение циркуляции охлаждающей жидкости/перегрев двигателя/преждевременное старение масла, заклинивание термостата, разрушение прокладок и уплотнителей, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.
  5. Образование силикатных гелей.Возможные причины: Чрезмерная минерализация охлаждающей жидкости, ошибки при добавлении дополнительных присадок, отсутствие стабилизаторов. Возникающие проблемы: Ухудшение теплоотвода/нарушение циркуляции охлаждающей жидкости/перегрев двигателя/преждевременное старение масла, заклинивание термостата, разрушение прокладок и уплотнителей, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.

И вы всё ещё думаете, что экономите, используя дешевые, низкокачественные охлаждающие жидкости?

Глицерин в системе отопления

Много получал вопросов про «глицерин». Теплоноситель на основе глицерина в системе отопления недопустим даже в разбавленном состоянии.

Во-первых, чудовищная кинематическая вязкость при отрицательных температурах (при 0°С –9000 м2/с x 106— глицерин, 67 м2/с x 106 – этиленгликоль) – а значит и чудовищные потери давления. Сложно будет протолкнуть по трубам теплоноситель на основе глицерина.

Во-вторых, налипание органических частиц глицерина на поверхность теплообменника котла, его перегрев и полный выход из стоя. Разбавление глицерина спиртами приводит только к образованию взрывоопасных соединений.

Любые другие незамерзающие жидкости, например, тосол в системе отопления, недопустимы, т.к. не содержат необходимого количества антикоррозионных присадок. Стоимость антифриза для отопления определяется качеством этих самых присадок, благодаря которым одни антифризы служат 5 лет, а другие 10

С годами антифриз в системе отопления окисляется с образованием уксусной кислоты, что приводит к разрушению латунных соединений на радиаторах, поэтому важно вовремя менять теплоноситель

Можно ли заливать тосол в систему отопления в доме и в гараже

Можно ли применять тосол для системы отопления вместо специального антифриза для отопительных систем? Ответ: крайне нежелательно.

Чем же так опасен тосол?

По сути это тот же антифриз, только отечественного производства, который несколько дешевле заграничных аналогов, но это еще не все. Тосол очень ядовит за счет содержания в нем этиленгликоля, он не предназначен для работы внутри отопительной системы, но тем не менее его все таки используют, и это, можно сказать, народное применение, а вот производителем такое использование тосола запрещено, и на это есть веские причины:

  1. Тосол очень ядовит для человека, следует избегать попадания вещества на кожу, вдыхания паров. Коварство его том, что поверхностное натяжение у него меньше по сравнению с водой, тосол обладает гораздо большей текучестью и обнаруживает в системе отопления самые мельчайшие трещины, о существовании которых вы бы никогда и не узнали, если бы не применили однажды тосол. Через эти микротрещины ядовитое вещество будет вытекать, а вы — вдыхать его и отравляться. Появившаяся течь, даже самая мелкая, не исчезнет сама по себе, как иногда бывает с протечкой воды, вещество будет литься, пока вы не отремонтируете трубы и стыки.
  2. Тосол категорически запрещено использовать, если система отопления имеет двухконтурный котел.
  3. Тосол способен испортить вашу отопительную систему. У него очень низкая температура, при его использовании происходит разрушение ткани присадок, и агрессивная жидкость начинает разъедать контур обогрева. Это основная причина, по которой использование тосола для отопления дома запрещено.
  4. Тосол, несмотря на свою текучесть, имеет вязкую и тяжелую консистенцию, циркуляционный насос системы должен быть намного мощнее обычного на 15-20%. Чтобы качать эту жидкость, понадобится заменить циркуляционный насос.
  5. Застаиваясь, тосол образует белые хлопья, которые оседают в системе отопления и портят ее.

Если все вышеперечисленные свойства тосола не убедили вас выбрать другое средство для отапливания помещения, то вот несколько советов о том, как его применять.

Что делать, если решено использовать тосол?

Перед началом использования все резиновые прокладки необходимо заменить на паронитовые. Заливать тосол в систему отопления с негерметичным баком нельзя. Выбирая температурный режим, учитывайте, что скорость нагревания тосола будет намного ниже, чем у воды.

Тосол нельзя заливать в бак в концентрированном виде, его обязательно нужно разбавить водой (соотношение прочтите на этикетки изготовителя), в противном случае возможны повреждение насоса и выход из строя отопительного котла.

Чтобы предотвратить возможность утечки антифриза, следите, чтобы температура теплоносителя была ниже 90 °C, это порог, при достижении которого начинается процесс распада пакета присадок, как уже говорилось выше. Как только сдерживающие тосол присадки будут нейтрализованы, жидкость будет разъедать всю систему.

Жидкость необходимо менять раз в 5 лет, не реже, а лучше — чаще. За то время проходит эксплуатационный срок использования присадок, причем распад присадок, скорее всего, произойдет неожиданно и уже повлечет за собой необратимые последствия, если вы не побеспокоитесь об этом вопросе заранее, так как присадки придут в негодность резко и за короткий срок.

Включать котел рекомендуют после некоторого времени простоя, сначала температуру устанавливать минимальную и постепенно поднимать. Этим правилам использования необходимо придерживаться, так как густой тосол с трудом поддается усилиям насоса, и подолгу находится в змеевике камеры горения, перегревшись, антифриз, как было выше описано, испортит вашу отопительную систему навсегда.

Описанные выше рекомендации и правила помогут вам приспособить автомобильную незамерзающую жидкость для домашнего использования в системе отопления, но помните пословицу: « Скупой платит дважды», причем, как правило, платит немало.

Тосол — самый дешевый антифриз отечественного производства, но его цена определяет и качество, этиленгликоль — дешевое средство, входящее в состав тосола, позволяет продавать тосол за более низкую цену, нежели заграничные аналоги антифриза для автомобиля. Возможно, такая экономия существенного вреда не несет и вполне допустима, но вот дома применять такой антифриз совершенно нежелательно.

Этиленгликоль представляет серьезную угрозу как для вашего здоровья, так и для вашего отопительного оборудования. Разрушив систему отопления, антифриз начнет вытекать, что сначала может быть вами незамечено вовремя, но его токсичность уже нанесет вашему здоровью ущерб.

Читайте также:  Определение радона для подземных источников водоснабжения является обязательным
Оцените статью