Судовые системы бытового водоснабжения и сточные
Основное назначение систем бытового водоснабжения и сточных — снабжать экипаж и пассажиров водой для бытовых нужд, а также удалять с судна нечистоты и загрязненные (сточные) воды. Эти системы наиболее сложны на пассажирских и туристических судах, где должны быть созданы максимальные удобства для большого числа пассажиров.
Системы водоснабжения и сточные должны проектироваться в соответствии с требованиями Санитарных правил для морских судов СССР и отраслевых стандартов. Особые требования предъявляются к качеству и условиям хранения пресной воды на судах. Норма расхода питьевой воды на одного человека для судов первой категории составляет 50 л/сут, второй категории — 40 л/сут. Расход мытьевой воды на человека для судов первой категории — 100 л/сут, второй категории — 90 л/сут.
Для питья допускается опресненная вода, полученная из морской воды в опреснительных установках. Дистиллированная вода перед использованием в качестве питьевой минерализуется для придания ей необходимых вкусовых качеств. Запасы пресной воды на судне кондиционируются в специальных установках и аппаратах.
Системы бытового водоснабжения. В зависимости от вида используемой воды различают системы бытовой пресной воды и бытовой забортной воды. Система бытовой пресной воды предназначена для приема, хранения и подачи пресной воды к местам потребления для питья, приготовления пищи, мытья посуды, стирки, удовлетворения гигиенических потребностей экипажа и пассажиров и т. п. Система бытовой забортной воды служит для приема и подачи забортной воды к местам потребления для промывки бытовых устройств туалетов, трубопроводов сточных систем, мытья палуб и т. п.
По назначению системы бытовой пресной воды делятся на системы питьевой и мытьевой воды. Существуют и единые системы бытовой пресной воды. В этом случае потребители обеих систем обеспечиваются питьевой водой, что позволяет значительно сократить общую длину трубопроводов, количество арматуры и цистерн.
Система питьевой воды монтируется независимо от систем мытьевой и забортной воды. Питьевая вода хранится в цистернах, изготовленных из нержавеющей стали или имеющих антикоррозионные покрытия, разрешенные Минздравом СССР. На судне должно быть не менее двух цистерн (из-за поочередной периодической чистки). Пресная вода насосами подается из запасных цистерн к местам потребления.
Чтобы предохранить воду от нагревания и порчи, запасные цистерны размещают в удаленных от источников тепла местах. Трубопровод питьевой воды изготовляют из стальных оцинкованных труб. Система питьевой воды должна быть совершенно автономной и использование ее трубопроводов, насосов и цистерн для других целей, а также размещение цистерн питьевой воды в междудонных пространствах категорически запрещаются.
На рис. 5.61 приведена схема системы питьевой воды.
Рис. 5.61. Схема системы питьевой воды
Рис. 5.62. Схема системы мытьевой воды
Пресная вода на автономное плавание принимается от береговых источников через палубную втулку 6 в запасную цистерну 4, оборудованную воздушной трубой б и указательной колонкой 3. Из цистерны вода через приемную сетку 2 забирается ручным насосом 1 и направляется в расходные цистерны 7 и 8, снабженные воздушными трубами 9 и указательными колонками 10. Вода расходуется через самозапорные концевые краны 11 или через водоразборный кран 12.
Система мытьевой воды оборудуется пневмоцистерной, позволяющей автоматически пускать и останавливать насос. Мытьевая вода хранится на судне в запасных цистернах, откуда подается к местам потребления. Вместимость расходных цистерн колеблется от 2 до 3 м 3 .
Схема системы мытьевой воды приведена на рис. 5.62.
Вода в запасную цистерну 1, оборудованную воздушной трубой 2, принимается через палубную втулку 3. Из запасной цистерны вода одним из центробежных насосов 4 закачивается в пневмоцистерну 7. Система оборудована манометром 6, мановакуумметром 5 и нагревателем воды 8.
Система забортной воды отличается от системы мытьевой воды отсутствием запасных цистерн, так как вода к насосу подается непосредственно из-за борта. Забортная вода принимается, как правило, через кингстон и приемную трубу и перекачивается насосом в пневмоцистерну, откуда подается к местам потребления. Система забортной воды обычно выполняется автономной. В качестве резервного средства питания потребителей системы забортной воды помимо пневмоцистерны иногда предусматривается подача воды от напорной трубы пожарного насоса через редукционный клапан, понижающий давление, максимальная величина которого для систем бытового водоснабжения не должна превышать 0,65 МПа.
На рис. 5.63 приведена схема системы бытовой забортной воды.
Вода поступает к электронасосу 5 через приемный кингстон 4 и фильтр 3. Пневмоцистерна 6 оборудована предохранительным клапаном 7. Резервная подача забортной воды от другой системы (например, пожарной) производится по трубопроводу 8 через редукционный клапан Р. Для контроля работы насоса установлены мановакуумметр 2 и манометр 1.
Рис. 5.63. Схема системы бытовой забортной воды
Рис. 5.64. Пневмоцистерна с разъемным фланцем по днищу
1 — клапан слива; 2 — фланец к расходному трубопроводу; 3 — указательная колонка; 4 — обечайка; 5 — манометр; 6 — невозвратно-запорный клапан подвода воздуха; 7 — реле давления; 8 — глухой фланец; 9 — днище
Производительность насосов должна определяться по максимальному расчетному часовому расходу воды, принятому из суточного баланса наиболее загруженного дня недели.
Важным элементом системы водоснабжения является пневмоцистерна (гидрофор), общий вид которой приведен на рис. 5.64.
Системы бытового водоснабжения.
Системы бытового водоснабжения предназначены для обеспечения физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых потребителей — членов экипажей и пассажиров судов путём подачи пресной бытовой и забортной воды. Они подразделяются на системы пресной питьевой, пресной мытьевой воды, единую систему бытовой пресной воды и систему забортной воды.
Запасы пресной воды принимаются на суда от береговых гидрантов, с судов-водолеев, а при большой автономности могут пополняться от оборудованной на судне станции приготовления пресной воды (ППВ) из забортной.
По принципу действия системы бытовой пресной воды бывают гравитационными, когда подача воды к потребителям осуществляется за счёт сил тяжести; принудительными, когда вода к потребителям подаётся насосом или за счёт давления, создаваемого в пневмогидроцистерне; комбинированными, когда применяется и принудительная (например, в расходно-напорные цистерны), и гравитационная подача (из расходно-напорных цистерн к потребителям). Выбор типа системы водоснабжения осуществляется исходя из назначения судна, численности экипажа и пассажиров, источника водоснабжения, автономности по запасам пресной воды и других факторов. На морских судах принято устанавливать независимые друг от друга системы питьевой, мытьевой и забортной воды.
Система питьевой воды предназначена для приёма, хранения и подачи воды питьевого качества к камбузам, буфетам, сатураторам, кипятильникам, в медицинские помещения и др. Система проектируется по централизованному принципу, она не должна сообщаться с трубопроводами систем мытьевой и забортной воды. Питьевая вода должна быть пресной, прозрачной, без запахов, безвредной по химическому составу и не содержать болезнетворных микроорганизмов. Свойства питьевой воды регламентируются госстандартом.
На морских судах наибольшее распространение получили системы питьевой воды принудительного действия или комбинированные. В последних используются расходно-напорные цистерны, которые должны размещаться на необходимой высоте для обеспечения требуемых расходов у потребителей. В общем случае в состав системы входят цистерны, насосы, пневмоцистерны (гидрофоры), трубопроводы, арматура, устройства для санитарно-гигиенической обработки воды, контрольно-измерительные приборы и другое оборудование.
Хранение запасов питьевой воды на морских судах осуществляется не менее чем в двух вкладных цистернах, имеющих специальные защитные покрытия (краски, лаки, эмали). На малых судах допускается установка одной цистерны. Вместимость цистерн определяется в соответствии с нормами расхода воды в зависимости от категории судна. На морских судах неограниченного плавания норма расхода питьевой воды составляет 40 л на человека в сутки. Однако на практике, особенно при эксплуатации пассажирских судов, эта норма значительно превышается (часто в 2-3 раза).
При длительном хранении питьевой воды (более семи суток) ухудшаются её бактериальные показатели, увеличивается окисляемость, повышается содержание железа, снижается прозрачность, может появиться неприятный запах и т. п. Такую воду необходимо подвергать очистке и обеззараживанию. Обеззараживание — одна из наиболее важных операций кондиционирования питьевой воды. Если мутная, цветная или солоноватая вода вызывает лишь неприятные ощущения при её потреблении, то вода, содержащая болезнетворные бактерии и вирусы, опасна для здоровья человека и не должна использоваться для питья без предварительного обеззараживания. Наибольшее распространение на судах нашли следующие методы обеззараживания: хлорирование, ультрафиолетовое облучение, озонирование, обработка ионами серебра. На современных морских судах большой автономности запасы питьевой воды могут пополняться от станций производства питьевой воды (ППВ) из забортной. Наиболее распространено на судах приготовление пресной воды из забортной морской путём дистилляции. Процесс дистилляции заключается в выпаривании морской воды в специальной опреснительной установке. После проверки на солёность дистиллят поступает в аэратор, где насыщается кислородом воздуха. Далее пресная вода для придания ей питьевых качеств поступает на минерализацию, обеззараживание, дезодорацию, на очистку от следов нефтепродуктов, коррекцию водородного показателя рН, на обработку с целью устранения привкусов.
Система мытьевой воды служит для приёма, хранения и подачи холодной и горячей пресной мытьевой воды к душевым, баням, прачечным, умывальням и другим потребителям. Требования к качеству мытьевой воды менее жёсткие, чем к питьевой. Мытьевая вода может отвечать требованиям государственного стандарта лишь по бактериологическим и токсикологическим показателям, а физико-химические показатели здесь не являются определяющими. Поэтому в качестве мытьевой может использоваться обеззараженная морская вода, не прошедшая минерализации. Норма расхода мытьевой воды для морских судов неограниченного плавания составляет 60 л на человека в сутки. Однако ориентация на минимальное водопотребление зачастую не соответствует современным понятиям обеспечения достаточной комфортности обитания на морских судах. Реальный расход мытьевой воды достигает 240-280 л на человека в сутки. Требования к условиям и срокам хранения мытьевой воды, насосам и пневмоцистернам такие же как и для питьевой воды. Состав системы также аналогичен системе питьевой воды. Но система мытьевой воды снабжает потребителей ещё и горячей водой, поэтому в её состав дополнительно входят подогреватели, а также насосы и трубопроводы горячей воды. Снабжение потребителей горячей мытьевой водой осуществляется централизованно или с помощью местных подогревателей.
В качестве подогревателей в системе мытьевой воды используются паровые, ёмкостные электрические, пароэлектрические и скоростные электрические подогреватели. Циркуляционные насосы горячей воды имеют автоматическую защиту от перегрева с сигнализацией в центральном посту управления. Включение насоса происходит при понижении температуры воды в трубопроводе до 50 °С, а выключение — при температуре свыше 70 °С.
Единая система бытовой пресной воды объединяет в себе системы питьевой и мытьевой воды и предназначена для приёма, хранения и подачи пресной воды для питья, приготовления пищи, мытья посуды и столовых приборов, удовлетворения общегигиенических потребностей людей, мытья помещений пищеблока и провизионных кладовых. Вода, подаваемая системой, должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к питьевой воде.
По принципу действия единые системы бытовой пресной воды бывают принудительными и гравитационными. Состав системы практически объединяет в себе оборудование систем питьевой и мытьевой воды. На неё также распространяются все требования к проектированию этих систем. Однако количество оборудования единой системы бытовой пресной воды меньше, чем при раздельном водоснабжении, примерно в 1,5 раза сокращается протяжённость трубопроводов и судовой арматуры.
Принципиальная схема единой системы бытовой пресной воды для судов с большой автономностью плавания (более 30 сут) приведена на рис. 7.32. Перед рейсом пресная вода по наливной трубе поступает в цистерны запаса, откуда насосы подают её в пневмогидроцистерну и магистральный трубопровод. По магистральному трубопроводу часть холодной пресной воды поступает к потребителям, а часть, пройдя через водоподогреватель и кольцевую магистраль, подаётся к потребителям горячей воды. Циркуляцию горячей воды осуществляет циркуляционный насос. Ввиду длительности автономного плавания в состав системы введена установка обеззараживания. В море запасы воды пополняются от станции ППВ (на схеме не показана) и поступают в цистерны запаса.
Система бытовой забортной воды предназначена для приёма воды из-за борта и подачи её к санитарному оборудованию судна: в санитарно-бытовые помещения, бассейны, для охлаждения кипятильников, а при необходимости — в прачечные, бани, душевые, ванные и помещения пищеблока. На морских судах применяются системы бытовой забортной воды при-
|
нудительного действия. В состав систем входят насосы, пневмоцистерны, трубопроводы, фильтры, арматура и контрольно-измерительные приборы. Системы выполняются централизованными. В системах бытовой забортной воды в отличие от систем пресной воды отсутствуют цистерны запаса и расходно-напорные цистерны. Приём воды осуществляется непосредственно из-за борта через кингстоны и подаётся потребителям с помощью насоса или пневмоцистерны.
Сточные системы.
Группа сточных систем предназначена для сбора и удаления с судна сточных, хозяйственно-бытовых вод, а также воды, попавшей на открытые палубы при волнении на море, от атмосферных осадков и т. п. В состав этой группы входят:
— сточная система, предназначенная для сбора, обработки и удаления с судна сточных вод из туалетов, медицинских помещений и помещений для перевозки животных;
— система хозяйственно-бытовых вод, задачей которой является сбор и удаление с судна хозяйственно-бытовых вод из умывальных, бань, прачечных, камбузов и других подобных помещений;
— шпигаты открытых палуб, отводящих за борт воду, попавшую на эти палубы при волнении на море, от атмосферных осадков, при тушении пожаров, мытье палуб и т. д.
Сточные системы по устройству могут подразделяться на
— системы со сбором сточных вод, предназначенные для сбора и накопления сточных вод в сборных цистернах с последующей передачей этих вод на берег или в плавучий сборщик;
— системы с обработкой сточных вод на судне, предназначенные для сбора и обработки сточных вод в специальных установках с последующим сбросом стоков за борт, а также сбора шлама с последующим его уничтожением или передачей на берег;
— системы с рециркуляцией смывной жидкости, предназначенные для сбора, обработки и повторного использования смывной жидкости.
Сточные системы в зависимости от устройства состоят из цистерн сбора и накопления стоков, насосов и эжекторов, трубопроводов, контрольно-измерительных приборов. Кроме того, в системах используются установки для обработки стоков, цистерны сбора шлама. Выбор типа сточной системы, компоновки и состава производится с учётом класса и назначения судна, его валовой вместимости, района плавания, численности экипажа и пассажиров, размещения на судне санитарно-технического оборудования, длительности пребывания в зонах, где отвод необработанных сточных вод за борт запрещен.
Системы со сбором сточных вод в сборных цистернах — наиболее просты. Основной элемент системы — сборная цистерна. В неё осуществляется сбор сточных вод. Сбор хозяйственно-бытовых вод в сборную цистерну не предусматривается ввиду их значительных количеств и отсутствия строгих ограничений по их сбросу.
Системы с обработкой сточных вод в специальных установках являются более перспективными, чем предыдущие, так как они обеспечивают возможность сбрасывать очищенные сточные воды в любых акваториях, включая районы портов и прибрежные воды.
Системы с рециркуляцией смывной жидкости используются на небольших судах с динамическими принципами поддержания. Эти системы осуществляют сбор только сточных вод, их обработку, включающую в себя отделение твёрдой фазы, очистку, обеззараживание и повторное использование смывной жидкости. Преимуществом таких систем является возможность многократного использования смывной жидкости вместе с жидкой фазой сточных вод по замкнутому циклу, т. е. без сброса в окружающую среду.
Вакуумные сточные системы являются разновидностью системы со сбором сточных вод. Используемые на судах гравитационные системы хотя и отличаются простотой, однако имеют значительные габариты и массу, должны удовлетворять определённым требованиям. В сточных системах вакуумного типа транспортировка стоков осуществляется под действием разрежения, создаваемого в системе. Использование этого способа транспортировки позволяет резко сократить количество промывочной жидкости.