- Ндс начисляется за отопление
- выставили счёт за отопление с ндс
- Как учесть требования законодательства при расчётах за отопление
- Взять в работу новые понятия, введённые ПП РФ № 1708
- Научиться рассчитывать производную от норматива
- Правильно начислить плату за отопление в неотапливаемых помещениях
- Корректно начислить плату за автономное отопление с 1 января 2019 года
- Правильно применять формулы для расчёта платы за отопление с 1 января 2019 года
- Что ещё вы узнаете из записи онлайн-семинара
Ндс начисляется за отопление
О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (товариществами собственников жилья, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.
1. Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее — НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
2. Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости — назначена экспертиза (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
3. Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
4. Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.
Исполнитель коммунальных услуг, уплативший ресурсоснабжающей организации сумму НДС сверх тарифа, размер которого утвержден с учетом НДС, вправе требовать возврата этой суммы как неосновательно приобретенной ресурсоснабжающей организацией (пункт 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А. Иванов
Секретарь Пленума
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
Т.В. Завьялова
выставили счёт за отопление с ндс
я ип без образования юридического лица. если поставщик теплоносителя сам не является плательщиком налога ндс, то мне как потребителю имеет ли право выставлять ндс
Вопрос относится к городу: Кандалакша, Мурманской области
Здравствуйте, Елена. Если Ваш поставщик теплоносителя является ресурсоснабжающей организацией, то реализация коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями потребителям услуг и населению облагается НДС, поскольку для таких операций освобождение не предусмотрено, – в перечень, приведенный в статье 149 НК РФ, они не включены* 1.
* 1 Это подтверждено в многочисленных письмах Минфина России: от 18.01.12 № 03-07-14/06, от 17.01.12 № 03-07-14/05 и др.
Поэтому, если Поставщик является плательщиком НДС, выставлением им счетов-фактур с НДС правомерно.
Если Вы точно знаете, что Ваш поставщик не является плательщиком НДС, то возможно, что Ваш поставщик теплоносителя не является ресурсоснабжающей организацией, а является посредником.
Суть посреднического договора заключается в том, что одна сторона (посредник) по поручению другой стороны (заказчик) совершает определенные действия, за что заказчик выплачивает посреднику вознаграждение. Если посредник (комиссионер, агент) действует от своего имени и при этом заказчик (комитент, принципал) является плательщиком НДС, то посреднику придется выставлять покупателям счета-фактуры (п. 1 ст. 169 НК РФ; письма Минфина России от 25.06.2014 № 03-07-РЗ/30534, от 26.03.2012 № 03-07-11/82).
При чем это не приводит посредника к обязанности уплачивать в бюджет НДС (письма Минфина России от 12.05.2011 № 03-07-09/11, от 28.04.2010 № 03-11-11/123). Ведь он реализует товары (работы, услуги), права на которые принадлежат заказчику (п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 996 ГК РФ).
В случае когда посредник (комиссионер, агент) на УСН от своего имени приобретает у компании — плательщика НДС товары (работы, услуги) для заказчика, также являющегося плательщиком НДС, документы оформляются в следующем порядке.
1. Посредник получает от продавца счет-фактуру, где в качестве покупателя отражен сам посредник (наименование, ИНН, КПП, адрес) (письмо Минфина России от 31.01.2013 № 03-07-09/1896).
2. Посредник регистрирует полученный счет-фактуру в части 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ; п. 11 Правил ведения журнала).
3. Посредник передает копию полученного от продавца счета-фактуры заказчику (п. 3.1 ст. 169 НК РФ; подп. «а» п. 15 Правил ведения журнала).
4. Посредник выставляет заказчику счет-фактуру, в котором повторяет все позиции по приобретенным для него товарам (работам, услугам) из счета-фактуры, выставленного продавцом. При этом указывается дата счета-фактуры, выставляемого продавцом посреднику. Порядковые номера таких счетов-фактур заполняют в соответствии с индивидуальной хронологией посредника (п. 1 Правил заполнения счета-фактуры). В строках (2), (2а) и (2б) отражают реквизиты фактического продавца товаров (работ, услуг) (подп. «в»-«д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры; письма ФНС России от 18.04.2014 № ГД-4-3/7473@, от 02.08.2013 № 03-07-11/31045; решение ВАС РФ от 25.03.2013 № 153/13)
* 1 Это подтверждено в многочисленных письмах Минфина России: от 18.01.12 № 03-07-14/06, от 17.01.12 № 03-07-14/05 и др.
Поэтому, если Поставщик является плательщиком НДС, выставлением им счетов-фактур с НДС правомерно.
Если Вы точно знаете, что Ваш поставщик не является плательщиком НДС, то возможно, что Ваш поставщик теплоносителя не является ресурсоснабжающей организацией, а является посредником.
Суть посреднического договора заключается в том, что одна сторона (посредник) по поручению другой стороны (заказчик) совершает определенные действия, за что заказчик выплачивает посреднику вознаграждение. Если посредник (комиссионер, агент) действует от своего имени и при этом заказчик (комитент, принципал) является плательщиком НДС, то посреднику придется выставлять покупателям счета-фактуры (п. 1 ст. 169 НК РФ; письма Минфина России от 25.06.2014 № 03-07-РЗ/30534, от 26.03.2012 № 03-07-11/82).
При чем это не приводит посредника к обязанности уплачивать в бюджет НДС (письма Минфина России от 12.05.2011 № 03-07-09/11, от 28.04.2010 № 03-11-11/123). Ведь он реализует товары (работы, услуги), права на которые принадлежат заказчику (п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 996 ГК РФ).
В случае когда посредник (комиссионер, агент) на УСН от своего имени приобретает у компании — плательщика НДС товары (работы, услуги) для заказчика, также являющегося плательщиком НДС, документы оформляются в следующем порядке.
1. Посредник получает от продавца счет-фактуру, где в качестве покупателя отражен сам посредник (наименование, ИНН, КПП, адрес) (письмо Минфина России от 31.01.2013 № 03-07-09/1896).
2. Посредник регистрирует полученный счет-фактуру в части 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ; п. 11 Правил ведения журнала).
3. Посредник передает копию полученного от продавца счета-фактуры заказчику (п. 3.1 ст. 169 НК РФ; подп. «а» п. 15 Правил ведения журнала).
4. Посредник выставляет заказчику счет-фактуру, в котором повторяет все позиции по приобретенным для него товарам (работам, услугам) из счета-фактуры, выставленного продавцом. При этом указывается дата счета-фактуры, выставляемого продавцом посреднику. Порядковые номера таких счетов-фактур заполняют в соответствии с индивидуальной хронологией посредника (п. 1 Правил заполнения счета-фактуры). В строках (2), (2а) и (2б) отражают реквизиты фактического продавца товаров (работ, услуг) (подп. «в»-«д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры; письма ФНС России от 18.04.2014 № ГД-4-3/7473@, от 02.08.2013 № 03-07-11/31045; решение ВАС РФ от 25.03.2013 № 153/13)
Как учесть требования законодательства при расчётах за отопление
21 марта наш постоянный эксперт Елена Шерешовец провела онлайн-семинар, на котором рассказала, как управляющим организациям рассчитывать размер платы за теплоснабжение согласно ПП РФ № 1708. Узнайте, как разобраться в новых формулах и научиться рассчитывать по ним плату за отопление.
Взять в работу новые понятия, введённые ПП РФ № 1708
Узнайте, о чём мы поговорили, из демо-ролика онлайн-семинара:
1 января 2019 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Документ внёс изменения в Правила предоставления коммунальных услуг № 354 согласно требованиям КС РФ, изложенным в постановлениях № 30-П от 10.07.2018 и № 46-П от 20.12.2018.
Полностью пересмотрен подход к расчёту размера платы за отопление: изменились формулы, они стали длиннее и сложнее. После внесения изменений в ПП РФ № 354:
- отопление поделили на индивидуальное и общедомовое;
- появились формулы для расчёта неотапливаемых помещений и помещений с «автономным» отоплением;
- появились формулы для расчёта платы за отопление в МКД, частично оборудованных ИПУ;
- ушло понятие оплаты по нормативу;
- ушло понятие «сверхнормативного ОДН»: теперь весь объём поставленного ресурса оплачивают потребители.
ПП РФ № 1708 введены два новых понятия, которые необходимы для правильного расчёта платы за теплоснабжение в многоквартирном доме.
Первое понятие Soи – площадь мест общего имущества. Она включает в себя межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения охраны (консьержа), согласно сведениям паспорта дома. При расчёте платы за отопление этот перечень изменять нельзя, даже если какие-то из перечисленных помещений не отапливаются.
Второе определение касается приборов учёта. В п. 2 ПП РФ № 354 есть понятие средств измерения, к которым относятся индивидуальные, коллективные (общедомовые), комнатные, общие (квартирные) приборы учёта. Теперь прибором учёта считается не только средство измерения, но и совокупность таких средств, устанавливаемых при наличии технической возможности и используемых для определения объёма потребления тепловой энергии.
Научиться рассчитывать производную от норматива
Ещё год назад поставщики коммунальных услуг не видели проблем в установленных в нескольких помещениях индивидуальных приборах учёта теплоэнергии. Плата за отопление начислялась согласно показаниям ИПУ только в случае, если все помещения в МКД были оборудованы такими приборами.
Однако в середине года Конституционный Суд РФ принял решение, что подобный подход ущемляет права тех собственников, чьи помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии (постановление КС РФ от 10.07.2018 № 30-П). Суд сделал вывод, что с 10 июля 2018 года положения ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 3 п. 42 (1) ПП РФ № 354 не подлежат применению в той мере, в которой они не предусматривают возможность учёта показаний ИПУ тепловой энергии при определении платы за отопление.
Однако это решение КС РФ распространяется только на дома, введённые в эксплуатацию после 1 января 2012 года, в том числе после капремонта, и в которых все помещения были оборудованы ИПУ тепла, но их сохранность в некоторых квартирах не была обеспечена.
До внесения изменений в нормативно-правовые акты КС РФ обязал исполнителей услуг по теплоснабжению рассчитывать плату согласно п. 42 (1) ПП РФ № 354. Он предписал в представленную формулу для помещений, в которых отсутствуют ИПУ, подставить величину, производную от норматива. Подробно о том, как рассчитать величину, производную от норматива, смотрите в записи онлайн-семинара.
Правильно начислить плату за отопление в неотапливаемых помещениях
Неотапливаемым считается помещение:
- не входящее в состав общего имущества, принадлежащее собственнику и оборудованное электрическим радиатором или конвектором;
- в котором отключено централизованное отопление и используются индивидуальные источники энергии.
При этом стоит обратить внимание, что стояк системы отопления не относится к отопительным приборам согласно СП 60.13330.2012.
В 2016 году Минстрой РФ написал письмо от 02.09.2016 №28483-АЧ/04, которым руководствовались суды во всех регионах. В письме ведомство придерживается позиции, что размер платы за отопление одинаковый вне зависимости от отсутствия обогревающих элементов при подключении к централизованной системе теплоснабжения.
15 июня 2018 года ВС РФ опроверг мнение Минстроя РФ в своём решении № АКПИ18-367, отметив, что отсутствие обогревающих элементов при расчёте платы за отопление учитывать необходимо. При этом формул, как это реализовать, и указаний, в какие нормативно-правовые акты необходимо внести изменения, приведено не было.
Затем на указанное решение ВС РФ рассматривалась апелляция от 28.08.2018 № АПЛ18-346. Суд пришёл к выводу, что каждый дом отапливается целиком, как единый объект, значит, оплата за отопление должна взиматься полностью по нормативу.
31 октября 2018 года ВС РФ снова возвращается к этой проблеме в своём определении по делу № 301-КГ18-6099 и решает, что начислять плату за отопление в помещениях, которые отказались от централизованного отопления, нельзя. Однако снова не даёт указаний, как теперь рассчитывать размер платы.
Такая разрозненность в решениях судов вызвана тем, что каждый из них рассматривал конкретные дела, не рассматривая закон в общем. Елена Шерешовец отметила, что если в конкретных домах не было исковых заявлений, по которым суд принял определённую позицию, то пользоваться нужно общей нормативной базой, то есть п. 42 (1) ПП РФ № 354, в котором указано, что плата за отопление – это неделимая услуга и в домах с централизованным отоплением её размер одинаков для всех. Значит, за 2018 год выставлять плату за теплоснабжение нужно всем одинаково, никаких изменений не было.
Корректно начислить плату за автономное отопление с 1 января 2019 года
С 1 января 2019 года нормативно-правовая база по расчёту платы за отопление всё же была изменена благодаря постановлению КС РФ от 20.12.2018 № 46-П, в котором суд пришёл к двум важным выводам:
- Переход на индивидуальные источники отопления требует соблюдения всех НПА (гл. 4 ЖК РФ, ст. ст. 1, 3, ч. 15 ст. 14 закона «О теплоснабжении», Правила подключения к системам теплоснабжения – ПП РФ от 05.07.2018 № 787). То есть изменение системы отопления всегда должно быть согласовано св ОМС.
- Необходимо признать недействительным тезис абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 о том, что плата за услугу по отоплению вносится совокупно, без разделения на потребление внутри помещения и на потребление в целях содержания общего имущества.
Это означает, что с 1 января 2019 года потребители, отказавшиеся от централизованного отопления внутри квартиры, не обязаны оплачивать отопление внутри квартиры, но должны вносить плату за отопление общего имущества.
В связи с этим с начала 2019 года в формулы ПП РФ № 354 (в ред. ПП РФ № 1708) внесены изменения. Разбор и примеры каждой из формул с подробными разъяснениями Елены Шерешовец вы найдёте в видеозаписи онлайн-семинара.
Правильно применять формулы для расчёта платы за отопление с 1 января 2019 года
22 февраля 2019 года вышло письмо Минстроя РФ, в котором ведомство объяснило, на какие МКД не распространяется ПП РФ № 1708. Это дома с децентрализованной системой отопления и (или) горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного теплоснабжения), то есть МКД, которые сами производят тепловую энергию (п. 54 ПП РФ № 354).
Те дома, в которых тепловая энергия производится с помощью внутридомового оборудования, как и в 2018 году считают размер платы за отопление по формуле 18 приложения 2 ПП РФ № 354 (если не все помещения оборудованы ИПУ), либо по формуле 18 (1) приложения 2 ПП РФ № 354 (если все помещения оборудованы ИПУ).
Остальные дома нужно считать по формулам, которые появились 1 января 2019 года. Если МКД не оборудован ОДПУ, необходимо посмотреть, как рассчитывается отопление – в отопительный период или равномерно в течение года. При первом варианте применяется формула 2 (4), при втором – 2 (3).
В случае, когда МКД оборудован ОДПУ, есть три варианта применения различных формул:
- 3, если ИПУ отсутствуют;
- 3 (1), когда ИПУ установлены частично;
- 3 (2), если ИПУ есть во всех помещениях.
Подробный разбор формул смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.
Что ещё вы узнаете из записи онлайн-семинара
В статье мы рассказали не обо всех темах, которые успела рассмотреть Елена Шерешовец в рамках онлайн-семинара. Посмотрите его видеозапись и узнаете:
- как сделать корректировку платы за отопление в первом квартале 2019 года;
- есть ли смысл оборудовать помещение ИПУ тепла;
- как рассчитывать размер платы за отопление в нежилых помещениях;
- как применять коэффициент периодичности.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом о распространённых ошибках, которые появляются при расчётах за отопление при применении новых формул.