Система отопления и вентиляции автобуса
Подзаголовок сайта
Отопление салона автобуса Нефаз и место водителя осуществляется жидкостной системой отопления, использующей тепло системы охлаждения двигателя и (или) жидкостного подогревателя, а также фронтальным и салонными отопителями (совместно).
Жидкостной подогреватель и циркуляционный насос (см. раздел « Двигател ь») предназначены для эффективного отопления кабины и салона автобуса, в том числе и на стоянке при неработающем двигателе, а также для предпускового разогрева и поддержания теплового состояния двигателя. Жидкостной подогреватель работает только в комплексе с циркуляционным насосом. Циркуляционный насос может работать автономно (без включения подогревателя), например, для ускоренного отвода тепла от двигателя или лучшей циркуляции охлаждающей жидкости в системе отопления автобуса. Циркуляция жидкости при неработающем двигателе осуществляется циркуляционным насосом подогревателя, а при работающем двигателе — циркуляционным насосом и водяным насосом двигателя. При заполнении системы жидкостью и сливе ее из системы необходимо открыть воздушные клапаны, расположенные на отопителях салона.
На автобусе может быть установлен жидкостной подогреватель мод. 141.8106-02 (или мод. 143.8106, или мод. DBW-300 ф. «Webasto») и циркуляционный насос мод. 34.3730 (или мод. U 4814 ф. «Webasto»). Питание жидкостного подогревателя и циркуляционного насоса топливом и электроэнергией осуществляется от источников автобуса. Система охлаждения двигателя и система отопления должны быть заполнены охлаждающей жидкостью.
Клавишей на щитке приборов в кабине водителя включают одновременно жидкостной подогреватель и циркуляционный насос. Дальнейшей работой подогревателя и насоса автоматически управляет электронный блок управления ( см. раздел «Система облегчения пуска холодного двигателя »).
Внимание : Не допускается заправка системы охлаждения и отопления автобусов НЕФАЗ охлаждающих жидкостей разных марок и производителей, а также жидкости, не соответствующей химмотологической карте ( см. Приложение А ), для определения коррозии элементов системы.
При каждом ТО-1 и ТО-2 проверяйте плотность жидкости и производите контроль проб ОЖ из системы отопления на соответсвие требованиям ТУ (по щелочности и водородному показателю) с отметкой в сервисной книжке. При несоответствии — замените ОЖ.
При несоблюдении указанных требований, претензии по выходу из строя из-за коррозии элементов системы отопления заводом-изготовителем автобусов рассматриваться не будут.
Примечание . Копии паспортов с описанием устройства и обслуживания отопителей моделей А1-205.241.251 и А2-21.243.252.314, предназначенных для отопления места водителя и пассажирского салона, приведены в Приложении Q .
Отопление салона автобуса производится от системы охлаждения двигателя. В систему охлаждения двигателя ( см. Рисунок 216 — Схемы работы системы отопления и разогрева двигателя на городских автобусах (с тремя СО), на пригородных (с четырьмя СО) и на междугородных (с шестью СО) и Рисунок 217 — Схема установки демпфера и воздухоотделителя в системе отопления салона автобуса ) входят: жидкостной подогреватель, трубопроводы, насос, демпфер, воздухоотделитель, кран слива, клапаны выпуска воздуха, краны № 1, № 2 и № 3, представленные на упомянутых схемах. Стрелками указывается направление циркуляции жидкости в системе.
Рисунок 216 — Схемы работы системы отопления и разогрева двигателя на городских автобусах (с тремя СО), на пригородных (с четырьмя СО) и на междугородных (с шестью СО)
ПЖД — подогреватель; ФО — фронтальный отопитель; СО — салонные отопители; Н — насос ПЖД; Kp1 — Кр3 — краны системы; М — электродвигатели; ВО — воздухоотделитель; Д — демпфер; К — клапаны выпуска воздуха; КС — кран слива ОЖ; РБ — расширительный бачок
Рисунок 217 — Схема установки демпфера и воздухоотделителя в системе отопления салона автобуса
1 — демпфер; 2 — воздухоотделитель; 3 — кран Кр.2 (красный); 4 — кран Кр.1 (синий); 5 — кран Кр.3 (черный); 6 — кран слива ОЖ (КС); I — к отопителям салона; II — отвод из отопителя; III — подвод жидкости из системы; IV — выход воздуха из системы в расширительный бачок двигателя; V — отвод к водяному насосу; VI — подвод из подогревателя; VII — отвод нагретой жидкости в двигатель
Система отопления работает следующим образом:
- для ускоренного обогрева двигателя без отопления салона — открыть кран № 1 и закрыть краны № 2 и № 3;
- при отоплении салона от двигателя и подогревателя — закрыть кран № 1 и открыть краны № 2 и № 3;
- при отоплении салона от двигателя, без включения подогревателя — закрыть кран № 1 и открыть краны № 2 и № 3;
- при эксплуатации автобуса в летнее время — открыть кран № 1 и закрыть краны № 2 и № 3;
- запрещенный режим работы системы — открыть кран № 2 и закрыть краны № 1 и № 3.
Система отопления, обогревающая рабочее место водителя, состоит из крана проходного, трубопроводов и фронтального отопителя мод. А2-21.243.252.314 (Паспорт А2-01Н.000.000 ПС).
Отопитель автомобильный состоит из двух основных блоков: нагревательного и вентиляторного.
Нагревательный блок состоит из двойного алюминиевого радиатора и корпуса. На корпусе выполнены шесть выпускных патрубков 4 ( Рисунок 218 — Регулирование забора воздуха ) диаметром 72 мм.
Рисунок 218 — Регулирование забора воздуха
1 — бампер автобуса; 2 — жалюзийная заслонка; 3 — нагревательный и вентиляторный блоки отопителя; 4 — выпускные патрубки; 5 — рычаг регулирования жалюзийной заслонки
В вентиляторный блок входит два радиальных вентилятора, крышка и механизм регулирования забора воздуха. Для удаления пузырьков воздуха в системе отопления имеются клапаны выпуска воздуха и центробежный воздухоотделитель (на Рисунке 216 — Схемы работы системы отопления и разогрева двигателя на городских автобусах (с тремя СО), на пригородных (с четырьмя СО) и на междугородных (с шестью СО) стрелкой показано направление циркуляции рабочей жидкости).
Демпфер предусмотрен для сглаживания скачков давления рабочей жидкости в системе отопления.
Конструкция отопителя позволяет осуществлять забор воздуха снаружи автобуса или с кабины водителя, за счет регулирования жалюзийной заслонкой 2 (см. Рисунок 218 — Регулирование забора воздуха), находящейся на радиаторе фронтального отопителя.
Рычаг 5 регулирует положение жалюзийной заслонки тросовым соединением. При воздействии на рычаг 5 вверх, жалюзийная заслонка вращается по оси, своим перемещением открывает поступление воздуха снаружи автобуса (режим рециркуляции).
Подогретый во фронтальном отопителе воздух направляется через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока (на панели приборов водителя), а от нее через воздуходувные отверстия на лобовое стекло и в нишу, к ногам водителя и переднюю створку дверей. В обратном положении заслонки, забор подогретого воздуха в систему отопления производится из кабины водителя. Ход жалюзийной заслонки составляет 55 мм.
Система отопления, обогревающая салон автобуса, состоит из трубопроводов и трех двухрежимных отопителей, расположенных внутри подиумов арок колес. Отопители салона — радиаторного типа с принудительной подачей воздуха электровентиляторами через радиаторы. Такой же отопитель установлен в кабине под сиденьем водителя. Отопители соединены параллельно между собой и подключены к системе охлаждения двигателя.
Для удаления пузырьков воздуха в трубопроводах системы отопления в салоне за перегородкой водителя имеются клапаны выпуска воздуха.
В системе отопления салона автобуса предусмотрена установка центробежного воздухоотделителя 2 ( см. Рисунок 217 — Схема установки демпфера и воздухоотделителя в системе отопления салона автобуса ) — для удаления воздуха из системы, и установка демпфера 1 — для исключения гидравлических ударов в системе (для сглаживания скачков давления рабочей жидкости в системе).
Внимание . Во избежание гидравлического удара категорически запрещается переключение кранов системы отопления при работающем двигателе.
Вентиляция автобуса может осуществляться естественным и принудительным способом. Естественная вентиляция автобуса осуществляется за счет воздухозаборников, расположенных в передней части под ветровым стеклом, аварийно-вентиляционных люков в крыше и через форточки в боковых окнах. Принудительная вентиляция производится четырьмя потолочными электровентиляторами (устанавливаются по отдельному заказу) и поворотным электровентилятором, установленным в кабинете водителя.
Вентиляция рабочего места водителя осуществляется через подвижное стекло бокового окна. Интенсивность вентиляции может быть повышена включением вентилятора фронтального отопителя в режиме рециркуляции ( см. выше ).
Вентиляция салона осуществляется через форточки в боковых окнах и аварийные вентиляционные люки в крыше автобуса.
Отопление в автобусах. Почему в морозы пассажиров не греют?
13 января 2015 08:07
Куда обращаться, если при минусовой температуре на улице в салоне общественного транспорта очень холодно?
13 января 2014. Отопление в общественном транспорте. Граждане, которые в своей повседневной жизни используют городской пассажирский транспорт, наверняка сталкивались с тем, что при сильных морозах в салонах автобусов и троллейбусов немногим теплее, чем на улице. Нередко разминаясь и прыгая на остановке, чтобы согреться в ожидании нужного транспорта, надежды на то, что во время поездки станет теплее, рушатся с заходом в салон. Так было и в минувшие новогодние праздники, когда ударили 30-градусные морозы.
Надежда Омельченко, жительница микрорайона Филейка:
— 7 января мне пришлось ехать в автобусе № 61. После такой поездки долго не могла согреться. Особенно замерзли ноги.
Согласно «Правил пользования автобусами и троллейбусами в городе Кирове» водитель пассажирского транспорта обязан в холодное время года включать отопление. Правда, минимальная температура в документе не оговаривается. Зато она оговорена ГОСТом 50993-96, где указано значение температурных параметров при определенной температуре за окном. В соответствии с документом, температура в салоне автобуса, когда на улице минус 25 °С, должна быть не ниже +15 °С.
В то же время в ОАО «Автотранспортное предприятие» пояснили, что специальные датчики и оговоренные нормы, какая должна быть температура, отсутствуют. Водитель обязан следить за температурой в транспорте — это однозначно, но насколько тепло должно быть в салоне при тех или иных условиях — конкретных цифр нет. К тому же в холода обогреть салон автобуса, а особенно троллейбуса, довольно сложно.
Анатолий Криволапов, заместитель директора по эксплуатации и ремонту автобусного парка ОАО «АТП»:
— В автобусах и троллейбусах установлены отопители — сикоры. Но «протопить» в минус 30 °С — это очень проблематично. К тому же, если в больших автобусах сикоры хорошо функционируют, то в ПАЗиках ситуация складывается несколько хуже. Более того, во время движения часто открываются двери на остановках. В морозы достаточно 1 минуты, чтобы температура упала и в салоне стало заметно холоднее. К тому же сикоры в троллейбусах и автобусах работают по-разному. В первых обогреватель электрический, и он зачастую не справляется. Поэтому граждане любят садиться в морозы в автобусы — в них теплее. Нужно сказать, что троллейбусы потребляют на обогрев очень много электроэнергии. Если автобус тратит примерно 30 литров солярки, то троллейбус около 19 киловатт электроэнергии в час.
В то же время экономить на пассажирах запрещено. Поэтому при столкновении с такой ситуацией можно писать жалобу. Ответственность за отопление в общественном транспорте несут сами перевозчики. И, по словам Анатолия Криволапова, жалобы уже были. В основном на холод в троллейбусах. Для того, чтобы предприятие провело проверку, пассажиру необходимо написать обращение.
Анатолий Криволапов:
— Мы рассмотрим обращение, проведем проверку и выясним, действительно ли сикора во время движения в мороз была выключена. Ведь на нее есть списания. Сикора потребляет отдельно дизельное топливо. Поэтому я буду разбираться. И если обнаружится, что водитель не включал обогреватель, он будет наказан.
Сейчас, когда за окном минус 5-10°С, пассажиры не сильно переживают, что могут замерзнуть в общественном транспорте по пути на работу или учебу. Но в начале февраля, если верить прогнозу погоды, за окном вновь будет до минус 30°С.
Почему не отапливаются городские автобусы?
Предыдущая тема :: Следующая тема | |
Автор | Сообщение |
---|---|
АлисияКац Делаю успехи в разговорном жанре |
Зарегистрирован: 30.11.2013
Сообщения: 125
31 Янв, Пятница, 18:56, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: Почему не отапливаются городские автобусы? | |
Вопрос по сабжу, сегодня ехала на 23 автобусе, как в холодильнике, пока доехала до рынка замёрзла сильнее, чем пока по улице ходила. =( Раньше, помню, было отопление, а сейчас что произошло, непонятно? =(( Хотя плату за проезд собираются повысить с 1 февраля, но услугу перевозки выполняют некачественно. |
Девушка-Весна
Зарегистрирован: 03.05.2009
Сообщения: 24258
Откуда: Там,где сбываются сны.
31 Янв, Пятница, 19:03, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |
гадство. греть еще нас,обойдемся _________________ — Что у тебя с глазами? Они совсем красные. Ты плакал? — Нет,- отвечал он, смеясь. — Я слишком пристально вглядывался в свои сказки, а там очень яркое солнце. |
Знаток «дза»
Зарегистрирован: 02.11.2007
Сообщения: 1636
31 Янв, Пятница, 19:25, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |
вот с февраля платить по нормальному будете тогда и будет отопление _________________ фактически отрываю от себя ваз 21110, декабрь 2002, за скромное вознаграждение |
Восточный льстец
Зарегистрирован: 18.06.2010
Сообщения: 2476
31 Янв, Пятница, 19:46, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |||
хозяин автобуса? |
Знаток «дза»
Зарегистрирован: 28.12.2013
Сообщения: 1927
Откуда: Тамбов
31 Янв, Пятница, 19:57, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |
Для информации,а сколько сейчас проезд в автобусе стоит вообще. |
Рыжая
Зарегистрирован: 29.08.2008
Сообщения: 14930
31 Янв, Пятница, 20:04, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |
stella123 Был 11 р., маршрутка — 12. Завтра станет 13 р. и 14 соответственно. _________________ Nolite mittere margaritas ante porcas ДЕЛАЙ ДОБРО — БРОСАЙ В ВОДУ! |
Делаю успехи в разговорном жанре
Зарегистрирован: 30.11.2013
Сообщения: 125
31 Янв, Пятница, 20:13, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |
nickston Думаете 1 рубль сильно повлияет на разум водителей автобусов и они наконец сжалятся над пассажирами. Что-то я глубоко сомневаюсь в этом. |
Тысяча пройдена
Зарегистрирован: 31.05.2010
Сообщения: 1072
31 Янв, Пятница, 20:30, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |
возможно, техническое состояние автобусов не позволяет их отапливать(( а не ремонтируют скорее всего потому, что техники и так не хватает, та, что есть, холодов не выдерживает. вот и ездит, то, что хоть как то работает(( |
Восточный льстец
Зарегистрирован: 27.08.2012
Сообщения: 3719
31 Янв, Пятница, 20:38, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |||
а мне кажется, что они просто экономят, чтоб побольше заработать |
Знаток «дза»
Зарегистрирован: 18.07.2013
Сообщения: 1650
Откуда: тмб
31 Янв, Пятница, 21:05, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |||
Так то водитель и кондуктор в этом автобусе целый день в отличии от пассажиров. Им бы себя пожалеть, видимо есть веская причина. Спросили бы у кондуктора. |
Восточный льстец
Зарегистрирован: 10.03.2008
Сообщения: 2119
Откуда: Тамбов
31 Янв, Пятница, 21:46, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |
Я думаю просто автобусы хлам и делать печку самое последнее дело. Водиле тепло и ладно. Плюс расход повышенный, а это лишние затраты. Самое интересное, что маршрут автобуса привязан к самому автобусу и сменить его не так просто. Вот и укатывают их пока не развалится. |
Восточный льстец
Зарегистрирован: 27.08.2012
Сообщения: 3719
31 Янв, Пятница, 21:50, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |||
я помню однажды в ноябре 2001 или 2002 года (число уже точно не помню, в первых числах где-то) поехали мы с подружкой на экскурсию от нашего женского монастыря в Сергиев Посад. Перед началом пути, когда все уже заняли свои места, матушка, которая ездила с нами, встала и сказала, что не волнуйтесь, водитель у нас хороший очень, но тепла в автобусе не ждите, так как есть у него ( у водителя) один недостаток — экономит бензин. Как назло, резко похолодало и ночью выпал снег. Можете себе представить, как мы замерзли, ведь выезжали мы из тамбова, когда у нас шел дождь, и одеты и обуты мы были не в зимнее. А в автобусе были мамы с меленьким детками.
Водитель, который был все время в этом автобусе себя явно не жалел, там гораздо важнее для него были съекономленные копейки на бензин, поэтому говорить о том, чтобы он пожалел пассажиров и речи быть не могло. Самое ужасное, я помню, как мамы купали в ледяной воде в источнике на улице малышей и сажали их в этот автобус. У меня до сих пор мурашки от этого зрелища. |
Делаю успехи в разговорном жанре
Зарегистрирован: 30.11.2013
Сообщения: 125
31 Янв, Пятница, 22:36, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |
КРО Водитель в шоколаде! Он там в кабинке сидит и в ус не дует! В лёгкой курточке и без шапки =) Добавлено спустя 3 минуты 54 секунды: По поводу технического состояния автобусов тоже маловероятно, что именно по этой причине не топят. Раньше автобусы похламовее ездили и как сейчас помню всегда заходила в автобус и ножки грела у батареи. А сегодня что. Тем более 23 автобусы не так давно были куплены и запущены в оборот, они ещё достаточно новые. |
Постоянный клиент
Зарегистрирован: 30.11.2010
Сообщения: 497
Откуда: с планеты Земля.
31 Янв, Пятница, 22:41, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |
АлисияКац покажите мне хотя бы один лиаз с 23 в котором тепло? зарплату там водителям урезали донельзя,вот и ездят солярис экономят,и поэтому не топят. водителю тепло,кондуктору под пятой точкой печка дует,и хорош,а пассажиры естественным нагрели но это ещё что. скоро на 23 выйдут помойки с 32 маршрута (до января которые ездили),вот это будет вообще атасно. |
Восточный льстец
Зарегистрирован: 10.01.2011
Сообщения: 4601
31 Янв, Пятница, 22:43, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |||
Самое ужасное, что иногда здравый смысл проигрывает чувствам веры, а тот факт, что этот хлам хотя бы выходит на линию при данной погоде, а не стоит замерзшим как раньше, все же как то, но греет, хотя без печки все же не айс |
Делаю успехи в разговорном жанре
Зарегистрирован: 30.11.2013
Сообщения: 125
31 Янв, Пятница, 22:47, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |
Так мало того, что не топят, по этой причине окна все замёрзшие, когда стоя едешь и много народу вообще не видно где едешь. и кондукторы многие не объявляют остановки, в общем полная *опа у нас с автобусами. Добавлено спустя 1 минуту 58 секунд: F_I_N |
Знаток «дза»
Зарегистрирован: 02.11.2007
Сообщения: 1636
01 Фев, Суббота, 00:12, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |||
у вас был шанс. вы сами отказались, теперь может в следующую зиму |
Знаток «дза»
Зарегистрирован: 28.12.2013
Сообщения: 1927
Откуда: Тамбов
01 Фев, Суббота, 08:14, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |||
Вот это цены уже поднялись а троллейбусы, кстати, отапливаются сейчас? или тоже нет? Помню раньше (давно было) даже в развалившихся троллейбусах топили хорошо, там еще место было такое, спереди, что садишься и все ноги аж горят |
Восточный льстец
Зарегистрирован: 05.05.2010
Сообщения: 17621
01 Фев, Суббота, 10:10, 2014 постоянная ссылка Заголовок сообщения: | |||
Главное, что с пользой. |
Делаю успехи в разговорном жанре
Зарегистрирован: 03.01.2014
Сообщения: 114