- Как произвести корректировку платы за отопление за 2018 год
- Сделайте корректировку платы за отопление в течение 2019 года
- Используйте старые формулы для корректировки платы за первую половину 2018 года
- Не используйте норматив в формулах в расчётах после 10 июля 2018 года
- Используйте формулу 3(3) из Правил № 354 для периода после 10 июля 2018 года
- Рассчитайте величину, производную от норматива потребления теплоэнергии
- Применяйте новые формулы из Правил № 354 с 1 января 2019 года
- Не согласен с корректировкой по отоплению
Как произвести корректировку платы за отопление за 2018 год
Мы продолжаем рассказывать, как исполнителям КУ по отоплению делать расчёт платы за услугу в связи с постановлением КС РФ № 30-П и изменениями, внесёнными в ПП РФ № 354. Читайте пояснения Елены Шерешовец о том, как произвести корректировку платы за отопление за 2018 год и рассчитать производную от норматива.
Сделайте корректировку платы за отопление в течение 2019 года
Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец в новом выпуске «ЖКХ: Мечты сбываются» рассказала, как исполнителям коммунальной услуги по теплоснабжению скорректировать плату за отопление в 2018 году в многоквартирном доме, где не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии:
Эксперт напомнила о двух правилах, которые ранее регулировали вопросы корректировки платы за теплоснабжение:
- Корректировка платы за 2018 год производится по формулам, подлежащим к применению в 2018 году на основании ч.1 ст. 6 ЖК РФ. В данной норме закреплено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
- Корректировка проводится в I квартале следующего года.
Однако формулы, по которым должна была производиться корректировка платы, утратили силу в середине года, а точные сроки её проведения отменены, поскольку п. 3(2) приложения 2 ПП РФ № 354 утратил силу. Корректировку теперь можно сделать в течение всего 2019 года.
Используйте старые формулы для корректировки платы за первую половину 2018 года
До 10 июля 2018 года в системе расчётов за отопление действовало чёткое правило: если не все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии, показания индивидуальных счётчиков к расчёту не принимаются. Поэтому корректировка платы за первую половину отопительного сезона в 2018 году производится по старой формуле 3(2) из приложения 2 к ПП РФ № 354.
10 июля 2018 года Конституционный суд РФ вынес определение № 30-П, коснувшееся многоквартирных домов, все помещения в которых были оборудованы ИПУ тепловой энергии, но сохранность ИПУ в отдельных помещениях не была обеспечена.
Поскольку с момента вынесения постановления КС РФ нормативно-правовой акт, признанный не соответствующим Конституции РФ, утрачивает силу, то с 10 июля не действуют:
- ч. 1 ст. 157 ЖК РФ,
- абз. 3 п. 42(1) ПП РФ № 354,
- формулы 3 и 3(1) приложения 2 к ПП РФ № 354, существовавшие на тот момент.
Эти положения признаны недействительными в части, в которой они не предусматривали возможности учёта показаний ИПУ тепловой энергии при определении платы за отопление в домах, где не все помещения оборудованы счётчиками.
Не используйте норматив в формулах в расчётах после 10 июля 2018 года
В определении № 30-П Конституционный суд РФ указал, что до внесения в нормативно-правовые акты надлежащих изменений расчёт платы за отопление необходимо производить по модели, установленной абз. 4 п. 42(1) ПП РФ № 354.
Для помещений, где отсутствуют индивидуальные приборы учёта тепловой энергии, вместо показаний счётчиков исполнители КУ по теплоснабжению принимают в расчёт величину, производную от норматива потребления КУ по отоплению.
И здесь исполнителям коммунальных услуг нужно быть очень внимательными, поскольку КС РФ постановил использовать при расчётах не норматив, а величину, от него производную.
Норматив уже содержит в себе объём ресурса на ОДН. И если вместо производной в формулах корректировки использовать норматив, а не его производную, то потребитель тепловой энергии дважды заплатит за свою часть ОДН. Тем самым исполнитель КУ нарушит его права.
Используйте формулу 3(3) из Правил № 354 для периода после 10 июля 2018 года
Для корректировки платы за отопление в 2018 году за вторую половину отопительного сезона в домах, где не все помещения оборудованы ИПУ, необходимо использовать формулу 3(3) из приложения 2 ПП РФ № 354 согласно абз. 4 п. 42(1) этого постановления:
Размер платы по этой формуле складывается из двух частей:
- Vi – это та тепловая энергия, которая потреблена внутри конкретного помещения n.
- Часть ОДН по теплу, которая пропорциональна этому конкретному помещению.
За величину Vi для помещения «n» берутся или показания индивидуального прибора учёта тепловой энергии, или в случае его отсутствия – величину, производную от норматива.
Рассчитайте величину, производную от норматива потребления теплоэнергии
Чтобы правильно произвести корректировку платы за отопление по формуле 3(3), необходимо разобраться, что такое величина, производная от норматива. Согласно пояснениям КС РФ, это часть удельного расхода тепловой энергии, которая приходится на отопление площади помещения и не учитывает её расход на ОДН.
Однако никакой формулы для расчёта производной КС РФ не приводит, поэтому Елена Шерешовец рассказала, как исполнителю КУ по теплоснабжению самостоятельно рассчитать производную величину исходя из указаний суда.
Чтобы найти потребление тепловой энергии на один квадратный метр помещения необходимо:
- Взять норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, который уже содержит объём потребления ресурсов на ОДН, и умножить его на общую площадь жилых и нежилых помещений в доме без учёта площади общего имущества.
- Разделить полученное произведение на сумму площадей жилых, нежилых помещений в доме и площади общего имущества собственников.
Результат – это часть удельного расхода тепловой энергии, приходящейся на отопление 1 кв.м. площади жилого или нежилого помещения и не учитывающей расход ресурса на отопление площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
Последнее действие для получения величины, производной от норматива (Vi для помещения n), – произведение полученного значения удельного расхода теплоэнергии на 1 кв.м. (Vi) и площади помещения n, где не установлен ИПУ.
Это и есть величина, которую необходимо подставить в формулу 3(3) вместо значения Vi для помещений, где не сохранён ИПУ.
Применяйте новые формулы из Правил № 354 с 1 января 2019 года
Чтобы правильно произвести корректировку платы за отопление за 2018 год в домах, где не во всех помещениях сохранены индивидуальные приборы учёта тепловой энергии, исполнитель КУ должен:
- За период до 10 июля 2018 года использовать старую формулу 3(2) из приложения 2 к ПП РФ № 354.
- За период с 10 июля по 31 декабря 2018 года использовать формулу 3(3) из приложения 2 ПП РФ № 354, подставив в неё либо показания ИПУ, либо рассчитанную величину, производную от норматива, а не сам норматив.
Рассчитать такую величину для помещения без рабочего счётчика можно:
- умножив норматив потребления на площадь помещений собственников;
- разделив результат на сумму площадей всех помещений в доме, в том числе общего имущества МКД;
- умножив получившуюся удельную величину на площадь конкретного помещения, где не сохранился ИПУ.
С 1 января 2019 года для расчётов платы за отопление в многоквартирных домах, где хотя бы одно, но не все помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, применяются новые формулы, которые были введены в ПП РФ № 354 постановлением Правительства РФ от № 1708.
Не согласен с корректировкой по отоплению
Не так давно нами рассматривалась тема проведения корректировки размера платы за отопление в первом квартале года, следующего за завершившимся расчетным календарным годом, в котором оплата за отопление вносилась равномерно в течение всего года, в той ситуации, когда в истекшем году произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению. Статью можно прочитать здесь .
Ввиду того, что прямо такая ситуация Правилами №354 не урегулирована, а данные Минстроем России в Письме от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04 разъяснения не всеми судами были приняты во внимание и положены в основу выводов о том, какое же лицо должно проводить соответствующую корректировку, в упомянутой выше статье мы привели примеры появившейся судебной практики.
Кратко отметим, что из тех примеров следует, что поскольку действующее жилищное законодательство не предусматривает возможность проведения корректировки платы за коммунальную услугу отопления за часть календарного года и поскольку обязанность провести корректировку Правилами №354 возложена именно на действующего на момент проведения корректировки исполнителя коммунальной услуги по отоплению, суды признали таким лицом ту организацию, которая являлась исполнителем на дату проведения корректировки (в 1 квартале года, следующего за расчетным), а именно РСО, ставшую в связи с переходом на прямые договоры исполнителем коммунальной услуги в прошедшем расчетном году, предшествующем году проведения корректировки.
Справедливости ради необходимо признать, что имеется и противоположная судебная практика, свидетельствующая о том, что суды разделяют мнение Минстроя России и основываясь на нем (несмотря на то, что оно изложено в письме и не носит обязательного нормативного характера) признают управляющую организацию лицом, обязанным произвести корректировку размера платы за отопление за часть календарного года, в течение которого она имела статус исполнителя коммунальной услуги по отоплению, не принимая во внимание тот факт, что прямо такая обязанность на законодательном уровне за УО не закреплена и не принимая во внимание то, что по Правилам №354 корректировка размера платы за отопление должна быть проведена в первом квартале наступившего за расчетным года (не в иной период) исполнителем коммунальной услуги (а не бывшим ее исполнителем).
В качестве примера такой практики можно привести Определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2021 г. по делу №8Г-20098/2020[88-297/2021-(88-19356/2020)], из которого следует, что суд согласился с мнением городского и областного суда о правомерности требований ГЖИ о возложении на управляющую организацию обязанности исполнить выданное ей предписание, которое она не исполнила в добровольном порядке, а именно возложить на управляющую организацию обязанность устранить нарушения действующего законодательства в части корректировки платы за тепловую энергию по всему жилому фонду, находящемуся у нее в управлении, а также осуществить фактический возврат средств на сумму корректировки за период январь-сентябрь 2019 г, в связи с утратой статуса исполнителя коммунальной услуги по отоплению в связи с расторжением договора поставки с РСО.
Делая вывод о том, что поскольку в течение года произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, управляющая организация должна была произвести корректировку размера платы за отопление за расчетные периоды предоставления ею этой коммунальной услуги (по окончании предоставления УО коммунальной услуги по отоплению), суд в данном деле опирается исключительно на разъяснения Минстроя России, приведенные в Письме от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04.
Почему именно сейчас мы решили об этом написать? Потому что идет первый квартал 2021 года, потому что на уровне Правил №354 ситуация с корректировкой размера платы за отопление при смене исполнителя коммунальной услуги в течение прошедшего расчетного года так и не урегулирована, а также для того, чтобы у УО было объективное представление о наличии разной (противоположной) судебной практики по вопросу определения лица, обязанного провести корректировку размера платы за отопление при изменении исполнителя этой коммунальной услуги.
В завершение, как обещали в предыдущей статье, приведем пример из судебной практики, когда апелляционный суд признал законным предписание ГЖИ, выданное управляющей организации о необходимости произвести корректировку размера платы за отопление (см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 N 08АП-213/2020 по делу N А46-16535/2019).
При вынесении названного постановления суд руководствовался тем, что в течение всего прошедшего календарного 2018 года именно управляющая организация была исполнителем коммунальной услуги по отоплению, смена исполнителя произошла только с 01 января 2019 года в связи с принятием собственниками помещений решения о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией и расторжением с 31.12.18 договора теплоснабжения между УО и РСО.
Т.е., по мнению суда, поскольку исполнителем коммунальной услуги по отоплению в течение полного календарного года была управляющая организация, именно она должна произвести корректировку размера платы за отопление за прошедший расчетный год (за период осуществления ею функции исполнителя), несмотря на то, что на момент проведения корректировки УО уже таким исполнителем не являлась.
Поскольку суд при рассмотрении дела и вынесении решения должен учитывать фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения конкретного дела, то возможно, в приведенном примере на содержание вынесенного постановления повлияло то обстоятельство, что управляющая организация, утратив статус исполнителя коммунальной услуги по отоплению, стала выполнять функции агента РСО по начислению платы за коммунальную услугу теплоснабжения (отопление и ГВС). С учетом данного факта суд пришел к выводу, что именно управляющая организация как лицо, которое «в действительности как до 01.01.2019, так и с 01.01.2019 производило начисление платы за теплоснабжение», обязана провести корректировку размера платы за отопление за 2018 год, а поскольку РСО в 2018 году коммунальную услугу отопления потребителям не предоставляла, она (ресурсоснабжающая организация) «не имела правовых оснований для начисления корректировки платы за коммунальную услугу за 2018 год» в январе 2019 года.
Вот такая практика. Будем следить, по какому пути она пойдет дальше.
Напоминаем, что компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе и заявка тут .