- Новый закон о снижении платы за некачественные услуги ЖКХ. Что изменилось для потребителей
- 💡 Новые поправки в Жилищный кодекс РФ
- Действующие нормативы
- ⚡ Что именно изменилось для граждан и поставщиков услуг
- Рекомендации потребителям в случае установления факта предоставления коммунальных услуг (отопление) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность
Новый закон о снижении платы за некачественные услуги ЖКХ. Что изменилось для потребителей
Плата за коммунальные услуги ежегодно увеличивается. Но, к сожалению, это редко положительно отображается на качестве оказываемых услуг. Принятие новых законодательных поправок призвано решить указанную проблему: по замыслу инициаторов поправок, россияне смогут не платить за некачественные услуги и услуги, оказанные с перерывами. Как эта инициатива будет реализовываться на практике, и что именно изменилось для потребителей услуг ЖКХ?
💡 Новые поправки в Жилищный кодекс РФ
Новый закон ФЗ-351 «О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса. », который регламентирует порядок предоставления коммунальных услуг и позволяет добиться пересмотра их стоимости, предполагает внесение поправок в ст. 157 и 157.2 Жилищного кодекса. Он уже был подписан Президентом 27 октября и вступил в силу 7 ноября.
Россияне, согласно новым правилам, могут требовать снижения размера платы за некачественные коммунальные услуги – например, если из крана идет ржавая вода, при скачках напряжения в электросети или при холоде в квартире. Еще одним основанием для снижения платы является предоставление коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность (длительное отключение света или воды). В этих случаях ресурсоснабжающие организации не платят штраф, как ранее, но пересматривают величину платы за коммунальные услуги.
Также в ФЗ определены субъекты, которые осуществляют изменение размера платы за коммунальные услуги.
Действующие нормативы
Коммунальные услуги должны соответствовать требованиям действующих нормативов. Так, при оценке качества холодной воды проверяется сила напора, химический состав и внешний вид воды, а также показатели ее жесткости. Если напор воды снижен в пределах 25% от нормативов, то оплата уменьшается на 0,1% за весь период снижения напора; если напор воды снижен более указанного значения, то потребитель может вовсе освободиться от внесения платы, согласно Приложениям №1, 2 «Правил предоставления коммунальных услуг» Постановления Правительства №354 от 2011 года.
Температура горячей воды должна находиться в диапазоне от 60 до 75 градусов независимо от состояния отопительного оборудования. Данный температурный порог нужен, чтобы обеспечить гибель бактерий.
Оценка качества услуг по отоплению происходит с учетом действующего давления в системе и температуры в помещении. По нормативам температура воздуха не может быть ниже 18 градусов, в угловых комнатах – от 20 градусов. Чтобы оценить уровень тепла, его замеряют в середине комнаты при закрытых окнах и дверях.
Качество подачи электроэнергии определяется на основании силы тока и напряжения.
⚡ Что именно изменилось для граждан и поставщиков услуг
Россияне и раньше регулярно сталкивались с некачественно оказанными услугами ЖКХ. Но ресурсоснабжающим организациям штрафы начислялись крайне редко. По этой причине они лишались материальных стимулов качественно делать свою работу.
Чаще всего неудовлетворительное качество услуг было связано с отсутствием у таких организаций денег, необходимых для ремонта и модернизации. В этом случае выписанный ресурсоснабжающим организациям штраф только усугублял финансовый статус предприятий.
Теперь штрафы отменены. В пояснительной записке к новому закону подчеркивается, что размер подоходного налога за начисленный штраф мог превышать сам размер штрафных санкций, в результате чего он становился невыгоден всем сторонам.
Основными изменениями, которые затронут потребителей коммунальных услуг, станут следующие:
- Потребителям в обязательном порядке должны произвести перерасчет, если в течение определенного времени они не будут получать коммунальную услугу, либо она будет оказана им с отклонениями. Ранее перерасчет по Жилищному кодексу делали только в случае, если услугу предоставляли с кратковременными перерывами (но в Правилах оказания коммунальных услуг норма о возможности перерасчета уже существовала).
- Ответственность управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями так же ужесточили. Так, управляющие организации могут обязать компенсировать расходы поставщика ресурсов на перерасчет квитанций жильцам из-за несвоевременно проведенной опрессовки и промывки системы отопления. То есть фактически управляющая организация должна будет компенсировать недополученные доходы поставщика.
За изменение размера платы ЖКХ будут нести ответственность управляющая компания, товарищество собственников жилья и жилищный кооператив, в случае прямых договоров – ресурсоснабжающая организация. Таким образом, потребители смогут получить перерасчет, не дожидаясь выяснений, в чьей зоне ответственности произошел сбой.
Для снижения размера платежей потребителю предстоит отправить в жилищную инспекцию требование о вызове по его адресу специалиста для проверки соответствия качества оказываемых услуг. Заявление передается в двух экземплярах: один из них хранит жилинспекция, второй передают на руки потребителю. Акт проведенной проверки передается заявителю.
В качестве доказательств некачественно оказываемых услуг выступают показания свидетелей, письменные подтверждения (акты и заключения экспертов), материалы фотосъемки. Если результат проверки не устроил жильца квартиры, то он может потребовать повторной экспертизы. Либо он может обратиться к независимым экспертам – если потенциальная сумма перерасчета превысит плату за экспертизу. Но если ожидаемой реакции от ресурсоснабжающей организации не последовало, потребитель может обратиться в суд.
Рекомендации потребителям в случае установления факта предоставления коммунальных услуг (отопление) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность
По календарю, как предусмотрено в природе, незаметно пришла зима с присущей ей непредсказуемостью и непостоянством погоды. Наступили холода и самое время поделиться с потребителями информацией об их правах при оказании коммунальных услуг по отопления жилых помещений.
Федеральным законом от 27.07.10 № 191-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О теплоснабжении» введен п.4.2.ст.17 в Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому полномочиями по организации теплоснабжения наделены органы местного самоуправления.
В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.11 № 354 (далее – Правила № 354), распределение годового объема полезного отпуска тепловой энергии при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению осуществляется на период отопительного сезона (п.59, приложение № 2 Правил № 354).
Согласно п.98 гл.9 Правил № 354 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Главой VI приложения № 1 к Правилам 354 определены нормативы предоставляемых потребителям услуг по отоплению, а также допустимые нормы отклонения от нормативных требований и размеры уменьшения платы коммунальных услуг за превышение допустимых норм.
Так, пунктом 14 предусмотрено бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода. Допустимая продолжительность перерыва отопления:
не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
не более 16 часов единовременно — при температературе воздуха в жилых помещениях от + 12 С до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения;
не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 С до + 12С;
не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8С до +10С.
За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы , определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам 354, с учетом положения раздела IХ Правил.
Согласно пункта 15 предусмотрено обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях:
не ниже +18С (в угловых комнатах — + 20С), в районах с температурой более холодной пятидневки (обеспеченность 0,92) — -31С и ниже — в жилых помещениях не ниже +20С ( в угловых комнатах — +22С);
в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом ругулировании (ГОСТ Р 51617-2000).
Допустимое превышение нормативной температуры — не более 4С;
допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3С;
снижение температуры воздуха в жилых помещениях в дневное время ( от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правила, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IХ Правил.
В случае применения пункта 14 настоящего Приложения к Правилам не применяются с момента начала перерыва в отоплении.
Измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат — в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, относящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения ( точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1м. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов.
Пунктом 16 Приложения1 к Правилам 354 предусмотрено, что давление во внутредомовой системе отопления должно быть:
с чугунными радиторами — не более 0,6 Мпа (6 кгс/кв. см);
с системами конвекторного и панельного отопления, калориферами, а также прочими отопительными приборами — не более 1МПа (10 кгс/кв.см;
с любыми отопительными приборами — не менее чем на 0,05 Мпа (0.5 кгс/кв.см) превышающее статистическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем.
Отклонение давления во внутредомовой системе отопления от установленных значений не допускается.
За каждый час отклонения от установленного давления во внутридомовой системе отопления суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, при давлении , отличающемся от установленного более чем на 25%, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложение № 2 к Правилам,снижается размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
В главе X Правил № 354 прописан порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в соответствии с которым потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу (АДС) исполнителя.
По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, который подписывается потребителем и исполнителем (представителем АДС). В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также неустойки за нарушение исполнителем своих обязательств в размере, установленном законом или договором (п.109,157 Правил 354).
Далее с целью изменения размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель может обратиться в претензионном порядке к исполнителю услуги.
В случае неудовлетворения исполнителем услуги требований потребителя о перерасчете за некачественную услугу в добровольном ь(претензионном) порядке, спор может быть разрешен только судом (ст.11 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»).
Руководствуясь статьями 150, 151 ГК РФ и статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» в суде потребитель также вправе требовать денежной компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и зависит от степени вины нарушителя, физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, и иных заслуживающих внимание и исследуемых судом обстоятельств. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от размера возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Потребители по искам, связанным с нарушением прав, в соответствии с п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 47 ГПК РФ и ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» специалисты Межрегионального Управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю могут быть привлечены судом или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Далее информируем, с учетом содержания части 4 статьи 20 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), проверки, предметом которых являются вопросы соблюдения юридическими лицами (в том числе, управляющими компаниями) обязательных требований нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со ст.157 ЖК РФ («Размер платы за коммунальные услуги»), осуществляются должностными лицами органов государственного жилищного надзора.
На основании вышеизложенного, по вопросам проведения проверки качества предоставляемой коммунальной услуги (отопление), организации теплоснабжения (в том числе, установление начала отопительного сезона) потребители имеют право обратиться в Государственную жилищную инспекцию: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко, 18 и в администрацию органов местного самоуправления.
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |
(c) Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, 2006-2021 г. Адрес: Республика Крым, г.Симферополь, ул.Набережная, 67 |