Незаконное начисление платы за отопление

Решение суда о признании действий по начислению платы за отопление незаконными № 2-49/2017 (2-2576/2016;)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 февраля 2017 года город Ярославль

Ленинский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Плотниковой Л.В.,

с участием ст.помощника прокурора ФИО1,

при секретаре Савельевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» о признании действий по начислению платы за отопление незаконными

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (жителей многоквартирных домов, являющихся потребителями коммунальной услуги «отопление») ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» с иском, в котором указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности главного управления по Верхневолжскому региону ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» при начислении платы за коммунальную услугу «Отопление» за отопительный период ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой выявлены нарушения закона. В обоснование иска прокурор ссылается на ст. 155, 157 ЖК РФ, постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306. На основании постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены нормативы отопления в многоквартирных домах и жилых домах с централизованными системами теплоснабжения при отсутствии приборов учета на территории городского округа . Указанным постановлением утверждены нормативы отопления из расчета ежемесячной платы в течение отопительного периода. Поскольку внесение платы предусмотрено ежемесячно, норматив отопления определен в течение отопительного периода из расчета платы в месяц расчетным путем, расчетным периодом является месяц. В формуле при расчете платы за отопление должен использоваться месячный норматив потребленной тепловой энергии на отопление. Согласно постановлении. Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № дата начала отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ установлена ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № отопительный период окончен ДД.ММ.ГГГГ отопительный период составил дней.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ТГК-2» и ОАО « » заключено соглашение о расторжении агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ на организацию работ по ведению аналитического учета и начислению платы за потребленные коммунальные услуги.

Общая сумма начисленной платы за коммунальную услугу «отопление» потребителям. Проживающим в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета за ДД.ММ.ГГГГ с учетом НДС составила руб., без НДС – руб. Начисление платы ДД.ММ.ГГГГ произведено ОАО «ТГК-2» исходя из средней продолжительности отопительного периода, равной дням с даты запуска тепла, несмотря на то, что отопительный период ДД.ММ.ГГГГ завершен ДД.ММ.ГГГГ, в мае фактически коммунальная услуга не оказывалась.

К правоотношениям, возникшим между ОАО «ТГК-2» и жителями МКД по вопросу поставленного коммунального ресурса, применяется закон «О защите прав потребителей», согласно абз.2 ст. 37 которого потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем работу в полном объеме после принятия ее потребителем. Обязанность оплаты фактически потребленного объема энергии предусмотрена ст. 544 ГК РФ.

По окончании отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру поступили многочисленные обращения граждан в связи с начислением платы за отопление за ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор просит признать действия ОАО «ТГК-2» по начислению платы за отопление жителям многоквартирных домов на территории , не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, после ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязать ОАО «ТГК-2» произвести перерасчет платы исходя из фактически потребленного объема коммунального ресурса.

В ходе рассмотрения дела прокурор исковые требования уточнил, указав, что просит признать действия ОАО «ТГК-2» по начислению платы за отопление жителям многоквартирных домов на территории , не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, после ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Читайте также:  Шланги или трубы для теплых полов

В судебном заседании старший помощник прокурора по заданию Прокуратуры ФИО1 иск поддержала полностью с учетом уточнений, дала пояснения. аналогичные изложенным в иске.

В судебном заседании представители ответчика ОАО «ТГК-2» по доверенности Вохмина М.В. и Царева В.В. иск не признали полностью, пояснили, что оплата коммунальной услуги «отопление» по нормативу потребления коммунальных услуг не может быть поставлена в зависимость от фактической продолжительности отопительного периода. Расчет объема потребленной тепловой энергии производится по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе произведено начисление платы за ДД.ММ.ГГГГ. На территории плата за услугу «отопление» вносится из расчета деления установленного норматива на или дней (расчетный период). Постановлением № определено общегодовое нормативное количество тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, в размере Гкал/кв.м. При этом нормативы отопления в многоквартирных и жилых домах с централизованными системами теплоснабжения при отсутствии приборов учета на территории города1 определены двумя способами: Гкал/кв.м из расчета платы за отопление равными долями в течение календарного периода и Гкал/кв.м из расчета платы за отопление в течение отопительного периода. Величина ежемесячного норматива потребления коммунальной услуги отопления Гкал/кв.м была рассчитана путем деления годового расхода тепла на месяцев. Величина ежемесячного норматива потребления коммунальной услуги отопления Гкал/кв.м была рассчитана путем деления годового расхода тепла на дня или месяца. В любом случае оплачивается Гкал/кв.м. Плата за услугу отопление должна рассчитываться и вноситься в течение всего расчетного периода, равного дням. Применение норматива для определения платы за отопление только в течение фактического отопительного периода приводит к неполной оплате общегодового нормативного количества тепловой энергии. Продолжительность фактического отопительного периода значения не имеет, поскольку оплате подлежит конкретное количество тепловой энергии, рассчитанное за отопительный период продолжительностью дня или месяца. Просили в иске отказать.

В судебном заседании представитель администрации по доверенности Барышникова Л.А. поддержала требования прокурора по изложенным в иске основаниям.

Иные третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

От департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства поступил отзыв на иск, согласно которому требования прокурора поддерживает.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела отопительный период ДД.ММ.ГГГГ в был установлен постановлениями администрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ жителям многоквартирных домов услуга «отопление» не предоставлялась.

Между тем за ДД.ММ.ГГГГ жителям многоквартирных домов была выставлена оплата за услугу «отопление».

Прокурор просит признать действия ОАО «ТГК-2» по начислению платы за отопление жителям многоквартирных домов на территории , не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, после ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

В соответствии с частью первой статьи 781 ГК РФ установлен принцип оплаты за фактически оказанные услуги.

Централизованное теплоснабжение граждан — пользователей помещений в многоквартирных домах рассматривается действующим законодательством в качестве возмездной услуги, одной из коммунальных услуг (пункт 4 статьи 154 ЖК РФ).

Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ плата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Читайте также:  Радиатор отопления фогель нот

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354,

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Согласно п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» норматив потребления коммунальной услуги по отоплению рассчитывается за период, равный продолжительности отопительного периода.

Единицей измерения норматива потребления коммунальной услуги отопление в жилых помещениях является Гкал на 1 кв. метр общей площади. Определение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению производится по формуле, одним из расчетных показателей в которой является продолжительность отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов (п.3 Приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).

Постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политика от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены нормативы отопления в многоквартирных и жилых домах с централизованными системами теплоснабжения при отсутствии приборов учета на территории городского округа . При установлении норматива на отопление использовался показатель средней продолжительности отопительного периода применительно к населенному пункту , равный дням или месяца.

В силу п.42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов № 354, п.2, общих (квартирных), индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, общей площади помещения и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством РФ.

Доводы ОАО «ТГК-2» о необходимости оплаты за услугу отопление не за фактический отопительный период, а за расчетный период дня несостоятельны, поскольку действующее законодательство не предусматривает внесение платы за услугу отопление за расчетный, а не за фактический отопительный период.

Жилищным законодательством, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг, предусмотрено начисление платы за отопление исходя из норматива потребления в течение продолжительности отопительного периода.

Нормативными правовыми актами регламентирован порядок определения фактической продолжительности отопительного сезона, который зависит от погодных условий. Пунктом 5 правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. таким образом. законодательство предусматривает ежегодное изменение продолжительности отопительного периода, следовательно, и срока оказания услуги по отоплению при относительной стабильности норматива потребления.

Читайте также:  Котлы отопления газовые настенные описание

Продолжительность отопительного периода, равная месяца ( дня) является расчетным показателем, используемым при расчете норматива потребления ввиду отсутствия у органа регулирования точных данных относительно фактического периода отопительного сезона в каждом конкретном году.

Из совокупного толкования норм ст. 544 ГК РФ и ч. 1 ст. 157 ЖК РФ следует, что целью установления норматива потребления является обеспечение возможности расчетным путем определить объем потребленной коммунальной услуги при отсутствии прибора учета. Эта цель не может быть достигнута при применении норматива потребления и расчете платы за коммунальную услугу в периоды, когда услуга не оказывалась и не потреблялась.

Потребление тепловой энергии начинается с момента фактического пуска тепла в конкретном доме и заканчивается в момент фактического отключения отопления в этом доме. В периоды, когда отопление жилого дома не осуществляется, коммунальная услуга по отоплению не потребляется, а, следовательно, оплата за нее не может начисляться.

Этот вывод согласуется с требованиями пунктов 98-100 Правил предоставления коммунальных услуг, предусматривающих изменение размера платы за коммунальную услугу при перерывах в ее предоставлении в течение расчетного периода путем исключения из оплаты периодов, когда услуга не предоставлялась.

В частности, п.100 Правил установлено, что объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги.

Таким образом, в периоды непредоставления коммунальной услуги по отоплению оплата за нее не взимается. Следовательно, она не должна взиматься при непредоставлении услуги в связи с более поздним началом или ранним окончанием отопительного периода.

Поскольку в отопительном периоде ДД.ММ.ГГГГ услуга «отопление» после ДД.ММ.ГГГГ жителям многоквартирных домов не оказывалась, действия ОАО «ТГК-2» по начислению платы за отопление являются незаконными, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ

Исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать действия ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» по начислению платы за отопление за отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ жителям многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, после ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.

Судья Плотникова Л.В.

Апелляционным определением Ярославского областного суда от 18.05.2017 г. решение отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» о признании действий по начислению платы за отопление после ДД.ММ.ГГГГ незаконными отказано.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Кудрявцевым В.П. заявлены требования к ООО КБ «АйМаниБанк», Бидянову В.Д. о признании недействительным договора залога от дд.мм.гггг автомобиля года выпуска, заключенного между Бидяновым В.Д. и ООО КБ «АйМаниБанк», а также об исключении из реестра.

Мунилов Н.Д. обратился в суд с иском (с учетом уточнений л.д.108), содержащим требования признать за Муниловым Н.Д. право собственности на транспортное средство Lexus LX, государственный регистрационный номер № дд.мм.гггг года выпуска, идентификац.

Оцените статью