Норматив отопления при итп

Норматив отопления при итп

Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) в многоквартирном доме преобразовывает коммунальный ресурс, который поставляет ресурсоснабжающая организация, в коммунальную услугу, которую оказывает управляющая компания. Например, в дом поступает холодная вода, которая подогревается в ИТП и затем поступает по трубам в квартиры. Такое оборудование относится к общедомовому имуществу. Учет коммунального ресурса ведется так, что управляющие компании могут за него переплачивать. О двух случаях рассказал юрист МКА «Арбат» Сергей Сергеев, который дал советы управляющим компаниям.

Отсутствие тарифа «без преобразования»

Тарифы могут, а в ряде случае должны утверждаться в различных размерах с учетом дифференциации согласно нормативным правовым актам, которые регулируют вопросы государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Это следующие акты:

— Закон о теплоснабжении;

— Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075;

— Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э;

— Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утв. Приказом ФСТ России от 7 июня 2013 г. N 163;

Согласно п. 23 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения, которые устанавливают органы регулирования, могут различаться по такому параметру, как схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей к системе теплоснабжения. Пункт предусматривает дифференциацию тарифов в сфере теплоснабжения в зависимости от схемы подключения по двум основаниям:

— факт подключения теплопотребляющих установок к коллектору теплоисточника либо тепловым сетям;

— вид тепловых сетей, к которым осуществляется подключение (магистральные либо распределительные).

В свою очередь, при дифференциации по первому из названных оснований тарифы устанавливаются с учетом точки подключения к тепловой сети — до тепловых пунктов, на тепловых пунктах или после них.

В то же время согласно п. 120 Методических указаний тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя могут быть дифференцированы по схемам подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения:

— к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией;

— к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей организацией).

Таким образом, действующее тарифное регулирование предусматривает тарифы на «коммунальные ресурсы» в случаях самостоятельного приготовления «коммунальной услуги» управляющей компанией (при подключении до тепловых пунктов).

Как управляющие компании оказывают собственные услуги:

1. РСО продает УК коммунальные ресурсы: «холодную воду» и «тепловую энергию».

2. В тепловом пункте УК подогревает «холодную воду» с помощью «тепловой энергии» как раз в тепловом пункте (ИТП) и оказывает жильцам уже новую коммунальную услугу – «горячего водоснабжения».

Если речь идет о коммунальной услуге «отопление», то УК приобретает тепловую энергию и в ИТП доводит её до необходимых параметров по уровню давления и температуры для подачи в дом.

Собственники помещений оплачивают услугу исполнителю (управляющей компании), а она перечисляет плату РСО за коммунальный ресурс. В последнем случае надо применять тариф, который не учитывает затрат РСО на преобразование ресурса в услугу, раз управляющая компания занимается этим сама.

В частности, так делают в Москве, где тариф без дополнительного преобразования меньше обычного примерно на 400 руб. за одну единицу коммунального ресурса. Разные цены установлены для населения постановлением Правительства г. Москвы от 13.12.2016 № 848-ПП и для обычных потребителей Приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 09.12.2016 № 325.

Но уже в Московской области в большинстве случаев такой дифференциации не предусмотрено. Или она есть только формально, ведь размер тарифа в зависимости от нее не меняется. Лишь для единиц РСО цены установлены правильно. Получается, что УК в любом случае приходится оплачивать по полному тарифу, даже если она самостоятельно оказывает коммунальную услугу с помощью своего ИТП.

В результате УК ежемесячно переплачивают за поставленное тепло и несут невосполнимые потери за счет затрат на эксплуатацию и поддержание надлежащего состояния ИТП. И неясно, какой логикой руководствуется Комитет по ценам и тарифам при рассмотрении предложения РСО в рамках дела об установлении тарифов.

Управляющая организация может оспорить установленный тариф, но это совсем непросто, поскольку необходимо будет предоставить в том числе экономически обоснованную позицию. Но для начала, конечно, придется обратиться в регулирующий орган за разъяснениями.

Прибор учета вышел из строя: как считать объем?

Чтобы самой поставлять горячую воду с помощью ИТП, управляющая компания получает холодную воду и теплоноситель для ее подогрева. Но если прибор учета сломался, возможны конфликты с РСО на почве определения объема потребленного ресурса.

При продаже тепла РСО дифференцирует его как тепло для ГВС и тепло для центрального отопления (ЦО) и ведет раздельный учет. В договоре же предусмотрена нагрузка на ресурс для ЦО и ГВС, поскольку эти услуги имеют различный режим потребления.

При выходе из строя прибора учета на ИТП возникает проблема расчета тепла для нужд ГВС:

— считать по нормативу на отопление нельзя. Это тепло для горячей воды и объем его потребления существенно отличается от объема тепловой энергии, поставляемой в тот же период на нужды отопления;

Читайте также:  Почему течет гребенка отопления

— применять однокомпонентный норматив на горячую воду, как тот, что установлен для Москвы – нельзя, поставляется тепловая энергия, а не горячая вода. Более того, считать надо в гигакалориях, а норматив установлен в кубических метрах;

— отдельного норматива на тепловую энергию для нужд ГВС нет, поскольку самостоятельная коммунальная услуга «подогрев воды» в принципе не предусмотрена законодательством;

— применять расчет по нагрузкам тоже нельзя, поскольку он не предусмотрен нормами жилищного права для собственников помещений и для УК.

В такой ситуации РСО приходится поломать голову, чтобы выйти из ситуации. В частности, они пытаются легализовать расчет по тепловым нагрузкам. Ведь жилищное законодательство не содержит порядка определения объема тепловой энергии для нужд ГВС, если выходит из строя прибор учета, а воду УК подогревает сама. И поскольку у РСО нет отношений с жителями – РСО предлагают применять расчет по нагрузкам, предусмотренный законодательством о теплоснабжении.

Таким образом, в интересах собственников помещений и УК будет заблаговременно самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для установления нормативов потребления тепловой энергии, которая используется для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения.

Плата за отопление и гвс при наличии в доме итп

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 8

Если МКД оборудован индивидуальным тепловым пунктом (ИТП), входящим в состав общего имущества, считается, что услуга по ГВС и отоплению самостоятельно производится исполнителем (управляющим МКД) и расчет платы за эту услугу осуществляется в соответствии с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг. Данные нормы неизменно вызывают множество вопросов как у управляющего домом, так и у потребителей. Рассмотрим алгоритм расчета платы подробнее.

Есть ИТП — не применяется тариф на горячую воду

В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) ГВС) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС, и тарифа (цены) на использованный при этом коммунальный ресурс (абз. 1 п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг).

К примеру, если в автономной котельной холодная вода нагревается при сжигании газа, значит, при расчете платы за ГВС и отопление применяются показатели объемов использованного газа и холодной воды и тарифы, установленные на газ и холодную воду. У управляющего нет основания выставлять к уплате потребителям плату за ГВС исходя из объема потребленной в помещениях горячей воды по показаниям ИПУ и тарифа на горячую воду. То же самое справедливо в ситуации, когда в дом поступает тепловая энергия и путем нагревания холодной воды производится услуга по ГВС и отоплению (иначе говоря, тепловая энергия преобразуется при помощи ИТП). Известны случаи, когда при отсутствии актуального законно установленного норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды управляющие МКД исчисляли плату для потребителей за самостоятельно произведенную горячую воду с учетом тарифа, установленного на горячую воду для РСО. Данная практика незаконна.

Для расчета размера платы за каждую услугу необходимо знать объем использованного при производстве такой услуги коммунального ресурса. Иначе говоря, нужно определить объем ресурса (тепловой энергии), использованного для нужд отопления, и объем ресурса, использованного на подогрев воды для предоставления услуги по ГВС.

Плата за отопление

В соответствии с абз. 4 п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве услуги коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в МКД пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в МКД в соответствии с формулой 18 из Приложения 2.

Формула

где — объем (количество) v-го коммунального ресурса (тепловой энергии, газа или иного топлива, электрической энергии, холодной воды), использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в порядке, предусмотренном п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг, а при оплате равномерно в течение календарного года — установленный исходя из среднемесячного объема расхода такого коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению за предыдущий год;

Si — общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в МКД;

Sоб — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в доме;

— тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (тепловую энергию, газ или иное топливо, электрическую энергию, холодную воду), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Комментарий

Сама по себе данная формула простая, однако проблема может возникнуть при определении показателя в ситуации, когда прибор учета, достоверно измеряющий (вычисляющий) его, отсутствует в ИТП (как можно рассчитать данный показатель, см. ниже).

Обратим внимание, что пояснение о разном порядке определения объема ресурса, использованного при производстве услуги по отоплению, в зависимости от способа внесения платы появилось лишь с 2017 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498). До этого предполагалось исчислять плату за отопление лишь по факту (в отопительном периоде). Тем не менее известны случаи, когда и до 2017 года УК при наличии ИТП рассчитывала плату за отопление равномерно в течение всего года в соответствии с принятым в регионе нормативным актом. По общему правилу при наличии в доме ОПУ тепловой энергии и внесении платы за отопление равномерно в течение года исполнитель обязан проводить ежегодную корректировку платы. С ее помощью объем энергии, выставленный к оплате потребителям, приводится в соответствие фактическому объему, зафиксированному по итогам года коллективным счетчиком. Несмотря на отсутствие формулы именно для расчета платы за отопление при наличии ИТП (в том числе после 2017 года), корректировку необходимо провести, воспользовавшись формулой 3(2). Представляется, что такие действия не нарушают прав потребителей, поскольку итоговый объем обязательств рассчитан верно.

Читайте также:  Ленинградка система отопления открытая или закрытая

С 2017 года в п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг был введен новый абз. 9, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для случая, когда оборудование, с использованием которого производится тепловая энергия, оснащено прибором учета тепловой энергии и одновременно во всех помещениях МКД установлены ИПУ тепловой энергии (см. формулы 18(1) и 18(3)).

Плата за ГВС

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС (при отсутствии централизованного ГВС) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) из Приложения 2 как сумма двух составляющих:

  • произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
  • произведения объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления услуги по ГВС, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем ресурса определяется исходя из удельного расхода ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления услуги по ГВС, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в помещении и на ОДН (абз. 5 — 7 п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг).

Формулы

где — объем потребленной за расчетный период в i-м помещении горячей воды, определенный по показаниям ИПУ в помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется в жилом помещении исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, а в нежилом помещении — исходя из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг;

Тхв — тариф на холодную воду;

— удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством РФ уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС. При наличии ОПУ v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на ОДН, он определяется по формуле 20(1):

где Vкр — объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на ОДН;

Qгв + Qот — количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на ОДН, определяемое в соответствии с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг (в этом пункте есть объемный абз. 3, согласно которому данный общий объем произведенной тепловой энергии определяется по показаниям прибора учета, установленного на оборудовании, с использованием которого были произведены коммунальные услуги, а при отсутствии такого прибора учета — как сумма объемов по показаниям ИПУ тепловой энергии, а также объемов тепловой энергии, используемой в целях предоставления услуг по отоплению и ГВС в помещениях без ИПУ в силу Правил предоставления коммунальных услуг для потребителей, и объемов тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС на ОДН исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды);

— норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС;

Ткр — тариф на v-й коммунальный ресурс.

Комментарий

Поскольку при использовании ИТП тепловая энергия на цели отопления фактически не производится, а преобразуется (использованный ресурс — это тоже тепловая энергия), логично полагать, что результат деления (Vкр / (Qгв + Qот)) будет равен 1 . Поэтому в формулу 20 вместо показателя следует подставить показатель . В таком виде данная формула идентична формуле 23, используемой при расчете платы за ГВС в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

Другой результат может быть связан с потерями тепловой энергии внутри ИТП, а также с погрешностями приборов учета на входе и выходе из ИТП.

Обратим внимание, что для расчета платы за ГВС при наличии ИТП не применяется показатель объема тепловой энергии, фактически использованной для подогрева воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС (если он измеряется (вычисляется) прибором учета, которым оснащен ИТП). Это утверждение справедливо и в неотопительном периоде, когда ИТП производит исключительно горячую воду на цели ГВС, то есть тепловая энергия полностью используется для целей ГВС.

Читайте также:  Соединение труб отопления лен

В Письме от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 представители Минстроя России обратили на это особое внимание, подчеркнув, что такой порядок обеспечивает распределение тепловой энергии на подогрев воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребленной горячей воды. Если использовать фактические показатели объема, собственники помещений, несанкционированно подключившиеся к внутриквартирной системе ГВС и тем самым потребившие больший объем тепловой энергии, будут оплачивать тепловую энергию в составе платы за ГВС меньше, чем собственники помещений, в которых отсутствуют дополнительные теплопотребляющие устройства (например, «теплые полы», запитанные от внутридомовой сети ГВС).

Дополнительно отметим, что при отсутствии ИПУ горячей воды размер платы за нее исчисляется в соответствии с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг без учета повышающего коэффициента (см. Письмо Минстроя России от 15.08.2016 N 26049-ОД/04).

Объем ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению

Итак, при наличии ИТП для расчета платы за услугу по ГВС, при производстве которой используется поступающая из внешних сетей тепловая энергия, можно обойтись без определения фактического объема тепловой энергии, использованной в целях ГВС, поскольку расчет ведется с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды. Одновременно для расчета платы за отопление объем тепловой энергии, использованной на нужды отопления, — ключевой показатель.

Согласно абз. 2 п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии — пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Итак, очевидно, что самый надежный способ определения объема коммунального ресурса — это приборный учет. Он доступен, если ИТП оборудован счетчиком, который позволяет отдельно измерить (вычислить) объем тепловой энергии, используемой для нужд отопления и нужд горячего водоснабжения. Однако нередко такой прибор учета отсутствует, а есть, например, ОПУ тепловой энергии на вводе в дом или на входе в ИТП, который позволяет определить суммарный объем поставленной и использованной исполнителем тепловой энергии. Или, к примеру, есть прибор учета, который измеряет объем тепловой энергии только на выходе из ИТП суммарно по двум направлениям использования такой энергии. Отсутствие в ИТП счетчика, который показывал бы объем тепловой энергии, потраченной на отопление и подогрев горячей воды раздельно, не означает, что управляющий МКД не обязан руководствоваться п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг (Постановление АС МО от 22.03.2017 по делу N А40-84105/2016).

В приведенном выше абз. 2 п. 54 сказано об определении объема пропорционально расходу ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления каждого вида услуг. Что это означает?

До вступления в силу Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, которым сформирована данная редакция п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг, использовались показатели удельного расхода ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления и единицы горячей воды на цели ГВС. Эти показатели, которые предлагалось определять на основании технической документации на оборудование, следовало применить к общему объему произведенной тепловой энергии на цели отопления и горячей воды на цели ГВС .

Подробнее см. статью Д.В. Дурново «Исполнитель самостоятельно производит коммунальные услуги» (N 10, 2012).

Сегодня на практике повсеместно применяется самый простой вариант определения объема тепловой энергии, использованной в целях отопления: из суммарного объема тепловой энергии, измеренного прибором учета, вычитается объем, использованный для оказания услуги по ГВС, исчисленный исходя из удельного расхода (фактически — из норматива на подогрев воды).

Следует предостеречь исполнителей: хотя данный вариант и отражает принцип тождества обязательств УК перед РСО и обязательств населения перед УК, в Правилах предоставления коммунальных услуг он прямо не прописан. Кроме того, все «небалансы», которые нельзя предъявлять потребителям горячей воды по настоянию Минстроя из приведенного выше разъяснения, фактически будут выставлены к оплате потребителям уже в составе платы за отопление. Заметим, что такая ситуация не возникает, если существует прибор учета, фиксирующий объем тепловой энергии по двум направлениям. Тогда «небалансы» в части ГВС ожидаемо станут убытками управляющего МКД, что может стимулировать его к выявлению фактически проживающих в помещениях, установлению несанкционированного подключения к внутридомовой сети ГВС и т.п. Поэтому приходится сделать вывод, что начисление платы за отопление таким образом может вызвать претензии проверяющих и предписания о проведении перерасчета.

Применение п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг для случая производства коммунальных услуг по отоплению и ГВС с помощью ИТП, входящего в состав общего имущества, не должно вызвать затруднений, если данный ИТП оборудован приборами учета, определяющими объем тепловой энергии, использованной в нем раздельно на нужды отопления и для целей подогрева воды на ГВС. Кстати, начислять потребителям плату за ГВС с учетом фактического объема использованной тепловой энергии незаконно, поскольку это не предусмотрено формулами, приведенными в Правилах предоставления коммунальных услуг, и может нарушать права потребителей.

Если же прибор учета фиксирует общий объем тепловой энергии, поставленной через ИТП, управляющему домом придется распределять его на две части самостоятельно. Выгодный вариант полного распределения может привести к необоснованному возложению на потребителей объема тепловой энергии, потребленной вследствие несанкционированного подключения. Невыгодный вариант, более четко описанный в прежней редакции нормативного документа, предполагает возложение этих убытков на управляющего.

Оцените статью