- Главные нормативные документы в сфере водоснабжения и водоотведения
- Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения
- Библиографическое описание:
- Правовая база отрасли ВКХ
- Нормативная правовая база по 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
- Постановления Правительства Российской Федерации
- Приказы министерств, подведомственных им служб и агентств
- Нормативно правовая база по 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
- Постановления Правительства Российской Федерации
- Приказы министерств, подведомственных им служб и агентств
- Информационные письма министерств, подведомственных им служб и агентств
- Отдельные нормативные правовые документы, регулирующие деятельность отрасли
- Постановления Правительства Российской Федерации
- Приказы министерств, подведомственных им служб и агентств
- Информационные письма министерств, подведомственных им служб и агентств
- Прямая речь
- Проекты отраслевых НПА
Главные нормативные документы в сфере водоснабжения и водоотведения
Перечень основных нормативных документов, которые используются при проектировании, строительстве и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения в России
Ссылки на нормативы в настоящей статье разделены по категориям, но необходимо помнить, что все документы ссылаются друг на друга, дополняют друг друга. Не упрощает процесс поиска верного технического решения и то, что существует так называемый Перечень обязательных к применению нормативных стандартов (и отдельных пунктов из этих стандартов).
Здесь и далее даны ссылки на портал «Техэксперт», лучше всегда смотреть нормативы по подобным базам, т.к. там они быстрее всего обновляются.
- ВНУТРЕННИЙ ВОДОПРОВОД И КАНАЛИЗАЦИЯ
При проектировании систем внутреннего водопровода и канализации зданий в первую очередь специалист использует приведенный ниже набор нормативной документации.
1.1 Для определения расходов воды, диаметров трубопроводов, мест их прохода, требований к счетчикам воды и т.п. используются данные документы:
СП 30.13330.2016 Внутренний водопровод и канализация зданий»
СП 73.13330.2012 «СНиП 3.05.01-85 Внутренние санитарно-технические системы зданий»
1.2 Внутреннее пожаротушение (от пожарных кранов) регламентируется в первую очередь данным стандартом:
СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»
1.3 А при наличии систем автоматического пожаротушения (спринклерных, дренчерных и т.п.), используется также и данный документ:
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
- НАРУЖНЫЙ ВОДОПРОВОД И КАНАЛИЗАЦИЯ
При проектировании наружных сетей водопровода и канализации, как внутри двора, так и в масштабах города, а также очистных сооружений, специалисты обращаются к следующим нормативам.
2.1 Определение расходов воды, диаметров трубопроводов, устройству сооружений на сети и т.п. регламентировано данными СП:
СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»
СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения»
2.2 Расходы воды на пожаротушение диктуются:
СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»
2.3 Взаимное положение трубопроводов друг относительно друга как в плане, так и в профиле смотрят по данному документу:
СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий
- ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АБОНЕНТОМ И СНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
3.1 Отношения (например, состав сбрасываемых в коммунальную канализацию сточных вод) между абонентом (в первую очередь неким объектом) и снабжающей организацией (чаще все местным «Водоканалом» регламентируются данними законом:
416-ФЗ Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ N 644 Правила холодного водоснабжения и водоотведения
! При этом необходимо также учитывать, что в каждом регионе могут действовать свои дополнительные требования, как правило, ужесточающие те или иные требования к составу сточных вод !
3.2 Качество услуг, предоставляемых конкретному пользователю (например, Вам в Вашей квартире) должно соответствовать требованиям, указанным в следующем законе:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
3.3 Качество питьевой воды в любой системе должно отвечать Санитарным Нормам и Правилам:
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения…»
- НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Также в России активно идет создание технических справочников по наиболее доступным технологиям, которые следует применять при проектировании различных систем. В настоящее время в сфере водоснабжения и водоотведения используются следующие документы:
ИТС 8-2015 Очистка сточных вод при производстве продукции (товаров), выполнении работ и оказании услуг на крупных предприятиях
ИТС 10-2015 Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений городских округов
К сожалению, новые СП, существенно уступают классическим советским СНиПам по части законченности, информационной насыщенности. Некоторые принципиально важные для специалистов приложения или разделы в новых документах попросту отсутствуют. Поэтому иногда бывает необходимо обратиться к исходным версиям.
По ссылкам ниже можно загрузить эти документы с нашего сайта:
Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 29.09.2015 2015-09-29
Статья просмотрена: 5527 раз
Библиографическое описание:
Комиссарова, А. О. Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения / А. О. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 384-386. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22244/ (дата обращения: 20.04.2021).
Государственное управление в области водоснабжения и водоотведения представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность соответствующих органов по обеспечению рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.
Согласно федеральному закону № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения (далее ВиВ) направлена на достижение следующих целей:
— охраны здоровья и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
— повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;
— снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
— обеспечения доступности ВиВ для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное ВиВ;
— обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного ВиВ путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное ВиВ.
В настоящее время нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по ВиВ находятся на различных уровнях управления: федеральном, региональном и местном.
Поскольку Конституция является основным законом РФ и имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Пункт «К» ст. 72 Конституции РФ относит жилищное законодательство к предмету совместного ведения Российской федерации и субъектов, то есть Российская Федерация устанавливает общие принципы, а субъекты принимают законодательные акты, регулирующие порядок их реализации.
Впервые на федеральном уровне правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, были утверждены Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.99 г. Они регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Данные Правила не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г.
Нормативно-правовое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения базируется на следующих основных документах:
— Конституция РФ от 12.12.1993 г. — декларирует, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
— федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — относит организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом к вопросам местного значения;
— федеральный закон № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» — регулирует отношения в сфере ВиВ;
— федеральный закон № 74-ФЗ от 12.04.2006 г. «Водный Кодекс» — регулирует забор и сброс сточных вод в водный объект, дает основные понятия;
— федеральный закон № 51-ФЗ от 21.10.1994 г. «Гражданский Кодекс» — устанавливает положения о договоре об энергоснабжении, которые применяются к договору водоснабжения, к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг;
— — федеральный закон № 188-ФЗ от 29.12.2004 г. «Жилищный кодекс» — регулирует вопросы пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (к которому в том числе относится система водоснабжения и канализации многоквартирного дома);
— федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» — регулирует требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);
— федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» — устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
— федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» — является техническим регламентом и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к таким объектам технического регулирования, как вода, содержит правила и методы отбора образцов, исследований и др.;
— федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» — применяется при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
— Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» — утверждает Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию;
— Постановление Правительства РФ № 406 от 13.05.2013 г. «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» — утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.
Это только малая часть всей нормативно-правовой базы, используемой при проектировании, строительстве и эксплуатации систем водоснабжения. Помимо этого, существуют СНиПы, СаНПиНы, СП и другие нормативы, регламентирующие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.
— закон РК № 25-РЗ от 16.06.1998 г. «О местном самоуправлении в РК»;
— Постановление Правительства РК № 446 от 13.11.2014 г. «О Комитете жилищно-коммунального хозяйства РК»;
— Постановление Правительства РК № 148 от 23.04.2012 г. «О Службе РК по тарифам»;
— Приказ службы РК по тарифам № 28/8 от 14.05.2013 г. «О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению муниципального образования городского округа «Усинск»;
— Приказ службы РК по тарифам № 14/7 от 20.03.2015 «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 14 мая 2013 г. № 28/8 «О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению муниципального образования городского округа «Усинск» и др.
На региональном уровне документы носят общий характер и, как правило, регулируют общую сферу коммунальных услуг.
Еще более проблематична регламентация деятельности в сфере ВиВ на местном уровне.
Учитывая дальнейшее развитие системы местного самоуправления, необходимо выработать соответствующее направление совершенствования механизма нормативно-правового регулирования с учетом специфики отдельных территорий.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. / Рос. газета. — 1993. — 25 дек.;
2. Водный кодекс РФ: федеральный закон от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ / Рос. газета. — 2006. — 8 июня;
3. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ / Рос. газета. — 2004. — 31 дек.;
5. Федеральный закон № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» / Рос. газета. — 2011. — 10 дек.
Правовая база отрасли ВКХ
Нормативная правовая база по 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении».
Федеральный закон №496-ФЗ от 25.12.2018 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ».
Постановления Правительства Российской Федерации
№ 728 от 22.05.2020
«Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании устаревшими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
№ 691 от 31.05.2019
«Об утверждении правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 782»
№ 1138 от 07.11.2016 года
«Об исчерпывающих перечнях процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения и правилах ведения реестров описаний процедур»
№ 1134 от 03.11.2016 года
«О вопросах осуществления водоснабжения и водоотведения»
№ 1062 от 3 октября 2015 г.
«О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»
№ 1101 от 14 октября 2015 г.
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения»
№ 10 от 6 января 2015 г.
«О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».
№ 3 от 5 января 2015 г.
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения».
№ 603 от 1 июля 2014 г.
«О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения,водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета,возникших в результате возмещения недополученных доходов».
№ 510 от 3 июня 2014 г.
«Об утверждении правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
№ 782 от 5 сентября 2013 г.
«О схемах водоснабжения и водоотведения».
№ 208 от 7 апреля 2007 г.
«О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса и организациями коммунального комплекса».
№ 317 от 10 апреля 2013 г.
«Об утверждении положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площадки».
№ 669 от 12 октября 2007 г.
«О правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)».
№ 406 от 13 мая 2013 года (редакция от 11.09.2015)
«О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
№ 6 от 17 января 2013 г.
«О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения».
№ 347 от 17 апреля 2013 г.
«Об утверждении правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий».
№ 230 от 18 марта 2013 г.
«О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».
№ 525 от 21 июня 2013 г.
«Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод».
№ 543 от 27 июня 2013 г.
«О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской федерации».
№ 641 от 29 июля 2013 г.
«Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».
№ 642 от 29 июля 2013 г.
«Об утверждении правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83».
№ 643 от 29 июля 2013 г.
«Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения».
№ 644 от 29 июля 2013 г.
«Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
№ 645 от 29 июля 2013 г.
«Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».
№ 393 от 30 апреля 2013 г.
«Об утверждении правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
№ 669 от 12 октября 2007 г.
«О правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)»
№ 208 от 7 апреля 2007 г.
«О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса»
Приказы министерств, подведомственных им служб и агентств
Приказ Минстроя России от 13.06.2017 №863/пр
«Об утверждении Формы перечня объектов водоснабжения и водоотведения субъекта РФ, подлежащих категорированию, и Порядка ведения уполномоченным органам субъекта РФ учета категорированных объектов водоснабжения и водоотведения»
Письмо Роспотребнадзора России № 01/11576-16-30 от 31 августа 2016 года
«О применении овицидного препарата для уничтожения возбудителей паразитарных заболеваний»
Минприроды России № 365 от 26.08.2015
«О внесении изменений в Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам, вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. № 87»
Минстроя России № 575/пр от 10 августа2015 года
«Об установлении количества процедур пользования одним водозаборным устройством в течение календарного месяца, применяемых в целях расчета нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях»
Минстроя России № 641/пр от 17 октября 2014 года
«Об утверждении Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей»
Минстроя России № 639/пр от 17 октября 2014 года
«Об утверждении Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод»
Минстрой России № 640/пр от 17 октября 2014 года
«Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке»
Минстрой России № 162/пр от 4 апреля 2014 г.
«Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей».
Минстрой России № 162/пр от 4 апреля 2014 г.
«Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей».
Минстрой России № 437/пр от 5 августа 2014 г.
«Об утверждении требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей».
Минстрой России № 110/пр от 21 марта 2014 г.
«Об утверждении порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения».
Минстрой России № 22/пр от 25 января 2014 г.
«Об утверждении порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат».
Минэкономразвития России № 563 от 1 октября 2013 г.
«О требованиях к форме и содержанию вычислительной программы по определению дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Роспотребнадзор России № 1204 от 28 декабря 2012 г.
«Об утверждении критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды».
ФСТ России № 1155-э от 4 сентября 2013 г.
«Об утверждении правил согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о переходе к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации».
ФСТ России № 228-э/4 от 11 октября 2014 г.
«Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам российской федерации на 2015 год».
ФСТ России № 1617-э от 16 декабря 2013 г.
«Об утверждении минимальной нормы доходности для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2014 году».
ФСТ России № 1752-э от 20 октября 2014 г.
«Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в среднем по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю на 2015 год».
ФСТ России № 192-э/3 от 21 октября 2013 г.
«Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год».
ФСТ России № 1746-э от 27 декабря 2013 г.
«Об утверждении методических указанийпо расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабженияи водоотведения».
Нормативно правовая база по 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
Федеральный закон «О концессионных соглашениях»
Федеральный закон № 103-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановления Правительства Российской Федерации
№ 558 от 11 мая 2017 г.
«Об особенностях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем»
№ 300 от 3 марта 2015 г.
«Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения»
№ 368 от 24 апреля 2014 г.
«Об утверждении правил предоставления антимонопольным органам согласия на изменение условий концессионного соглашения».
№ 510 от 3 июня 2014 г.
«Об утверждении правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
№ 748 от 5 декабря 2006 г.
«Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения».
№ 495 от 15 июня 2009 г.
«Об установлении требований к концессионеру в отношении банков, предоставляющих безотзывные банковские гарантии, банков, в которых может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером концеденту в залог, и в отношении страховых организаций, с которыми концессионер может заключить договор страхования риска ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению».
№ 1188 от 19 декабря 2013 г.
«Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем».
№ 368 от 24 апреля 2014 г.
«Об утверждении правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения».
Приказы министерств, подведомственных им служб и агентств
Минэкономразвития России № 563 от 1 октября 2013 г.
«О требованиях к форме и содержанию вычислительной программы по определению дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Информационные письма министерств, подведомственных им служб и агентств
Письмо Роспотребнадзора от 31.08.2016 N 01/11576-16-30 «О применении овицидного препарата для уничтожения возбудителей паразитарных заболеваний»
Письмо ФАС России от 18.08.2016 N ВК/56868/16
«О разъяснении возможности заключения концессионного соглашения одновременно в отношении объектов водоснабжения и водоотведения»
Письмо Минстроя России от 15.08.2016 г. № 26049-ОД/04
«О повышающих коэффициентах к нормативам потребления коммунальных услуг»
ФАС России № АД/53812/15 от 5 октября 2015 г.
«О возможности закрепления на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями такого вида муниципального имущества как сетей водоснабжения и теплоснабжения»
Минстрой России № 10371-АЧ/04 от 10 апреля 2015 г.
ФАС России № АЦ/52961/15 от 30 сентября 2015 г.
Минфин России № ПЗ-2/2007
«Об особенностях отражения концессионером в бухгалтерском учете операций по концессионному соглашению».
ФАС России № АЦ/3793/14 от 5 февраля 2014 г.
«По вопросу размещения информации о проводимых органом местного самоуправления конкурсах на право заключения концессионного соглашения».
Отдельные нормативные правовые документы, регулирующие деятельность отрасли
Постановления Правительства Российской Федерации
№39 от 24.01.2020
«Об утверждении Правил отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов»
№1379 от 26.10.2019 года
«О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду»
№ 891 от 13.07.2019 года
««Об Утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду»»
№ 143 от 13.02.2019 года
«О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва»
№154 от 18.04.2018
«Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов»
№758 от 29.06.2018
«О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
№1410 от 22.11.2017
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 №1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора»
№ 1390 от 17.11.2017
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам разработки, утверждения и изменения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения»
№ 534 от 5 мая 2017 г.
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования механизма учета расчетной предпринимательской прибыли при установлении тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также обращения с твердыми коммунальными отходами».
№1098 от 28.10.2016 года
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Приказы министерств, подведомственных им служб и агентств
Приказ Роспотребнадзора от 09.08.2019 г. №629
«О совершенствовании эпидемиологического надзора за паразитозами в Российской Федерации»
Приказ Минприроды России от 09.01.2017 №3
«Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её формы»
Информационные письма министерств, подведомственных им служб и агентств
Письмо Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. N АС-09-00-36/22354
«О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»
Письмо Минприроды России от 28 октября 2016 года N 12-50/8692-ОГ
«О рассмотрении обращения»
Письмо Росприроднадзора от 11 января 2017 № АС-09-01-36/143
«О вступлении в силу с 01.01.2017 отдельных положений законодательства о государственном контроле»
Прямая речь
«По поводу водоснабжения, водоотведения, канализации мы сейчас говорили отдельно. Особенно по второму вопросу – это проблема, конечно, для всего Юга России: и для Сочи, и для Геленджика, и для Новороссийска, Анапы, для всего Крыма и Севастополя. Это требует больших капитальных затрат, но этому нужно уделить должное внимание. Я прошу, Марат Шакирзянович, и Вас тоже обратить на это внимание. Мы с Вами разговаривали на этот счёт уже, но этим нужно заняться отдельно».
Владимир Путин, Президент Российской Федерации
«В России требования к сточной воде гораздо более жесткие, чем к питьевой. Та вода, которая выходит со станции после очистки, в разы чище питьевой. Конечно, эту воду после сооружений не в море сбрасывать, а канализовать и на поля отправлять. Она обеззараженная, чистая, мягкая, прекрасная по сравнению со всей другой водой, но мы этим категорически не занимаемся, мы просто до сих пор не приступили к масштабному строительству очистных сооружений»
Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения
«Канализации — одна из самых изношенных частей коммунальной инфраструктуры и самая капиталоемкая в ЖКХ. Для примера, на строительство очистных сооружений для города с населением 50 тыс. человек потребуется в среднем 700-800 млн рублей. Понятно, что такие деньги у муниципального образования искать бессмысленно. Поэтому нужна поддержка федерального бюджета, а, учитывая масштаб инфраструктуры канализационного хозяйства страны, нужен отдельный федеральный проект, иначе водные объекты продолжат загрязняться недостаточно очищенными стоками, будут возникать риски и для более масштабных экологических проблем»
Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения
«Уходящий год можно с уверенностью назвать одним из самых сложных периодов для всей экономики нашей страны. Появление коронавирусной инфекции и борьба с её последствиями стали главными вызовами для каждой отрасли. Жизнь в условиях пандемии сформировала новую экономическую и политическую реальность, в которой нам с вами предстоит выстроить своё дальнейшее существование и развитие»
Новогоднее обращение исполнительного директора РАВВ Елены Довлатовой к работникам отрасли водопроводно-канализационного хозяйства
Правительство Российский Федерации разработало комплексный план по обеспечению надежного водоснабжения Республики Крым и города Севастополя, на реализацию которого будет направлено 50 миллиардов рублей. В нём предусмотрено 14 мероприятий, включая разработку новых источников воды, строительство гидротехнических сооружений, объектов водоснабжения и водоотведения, а также капитальный ремонт инфраструктуры
Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации
«Ещё одна важная тема – это модернизация коммунальной инфраструктуры. Выделим в общей сложности свыше 1 млрд рублей пяти регионам на модернизацию и реконструкцию коммунальной инфраструктуры, а именно – объектов с износом свыше 60%. Такое поручение – о выделении средств из федерального бюджета – было дано по итогам рабочей поездки в Переславль-Залесский в марте»
Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации
«За счет реализации проекта «Чистая вода» до конца 2024 года необходимо ввести в эксплуатацию 2188 объектов водоснабжения для обеспечения качественной питьевой водой жителей страны. Это колоссальный объем, учитывая комплекс мероприятий, в числе которых – проектирование объектов, их возведение, получение разрешительной документации на ввод в эксплуатацию. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, вызванную распространением коронавирусной инфекции, федеральные проекты реализуются хорошими темпами: стройка в регионах ведется активно…»
Владимир Якушев, Министр строительств и жилищно-коммунального хозяйства Российский Федерации
Проекты отраслевых НПА
Проект положения о зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения
Подробнее >>
Проект федерального закона о стандартизированных тарифных ставках на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения
Подробнее >>
Проект постановления Правительства РФ по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, износ которых превышает 60 процентов
Подробнее >>