- Главные нормативные документы в сфере водоснабжения и водоотведения
- Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения
- Библиографическое описание:
- Основные НПА регулирующие деятельность организаций ВКХ
- Основные НПА регулирующие деятельность организаций ВКХ
- Основные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства
- Для реализации заложенных принципов и раскрытия положений Закона о водоснабжении, принят ряд нормативных актов, таких как:
- В целях регулирования тарифов
- В целях реализации принципа открытости
Главные нормативные документы в сфере водоснабжения и водоотведения
Перечень основных нормативных документов, которые используются при проектировании, строительстве и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения в России
Ссылки на нормативы в настоящей статье разделены по категориям, но необходимо помнить, что все документы ссылаются друг на друга, дополняют друг друга. Не упрощает процесс поиска верного технического решения и то, что существует так называемый Перечень обязательных к применению нормативных стандартов (и отдельных пунктов из этих стандартов).
Здесь и далее даны ссылки на портал «Техэксперт», лучше всегда смотреть нормативы по подобным базам, т.к. там они быстрее всего обновляются.
- ВНУТРЕННИЙ ВОДОПРОВОД И КАНАЛИЗАЦИЯ
При проектировании систем внутреннего водопровода и канализации зданий в первую очередь специалист использует приведенный ниже набор нормативной документации.
1.1 Для определения расходов воды, диаметров трубопроводов, мест их прохода, требований к счетчикам воды и т.п. используются данные документы:
СП 30.13330.2016 Внутренний водопровод и канализация зданий»
СП 73.13330.2012 «СНиП 3.05.01-85 Внутренние санитарно-технические системы зданий»
1.2 Внутреннее пожаротушение (от пожарных кранов) регламентируется в первую очередь данным стандартом:
СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»
1.3 А при наличии систем автоматического пожаротушения (спринклерных, дренчерных и т.п.), используется также и данный документ:
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
- НАРУЖНЫЙ ВОДОПРОВОД И КАНАЛИЗАЦИЯ
При проектировании наружных сетей водопровода и канализации, как внутри двора, так и в масштабах города, а также очистных сооружений, специалисты обращаются к следующим нормативам.
2.1 Определение расходов воды, диаметров трубопроводов, устройству сооружений на сети и т.п. регламентировано данными СП:
СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»
СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения»
2.2 Расходы воды на пожаротушение диктуются:
СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»
2.3 Взаимное положение трубопроводов друг относительно друга как в плане, так и в профиле смотрят по данному документу:
СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий
- ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АБОНЕНТОМ И СНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
3.1 Отношения (например, состав сбрасываемых в коммунальную канализацию сточных вод) между абонентом (в первую очередь неким объектом) и снабжающей организацией (чаще все местным «Водоканалом» регламентируются данними законом:
416-ФЗ Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ N 644 Правила холодного водоснабжения и водоотведения
! При этом необходимо также учитывать, что в каждом регионе могут действовать свои дополнительные требования, как правило, ужесточающие те или иные требования к составу сточных вод !
3.2 Качество услуг, предоставляемых конкретному пользователю (например, Вам в Вашей квартире) должно соответствовать требованиям, указанным в следующем законе:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
3.3 Качество питьевой воды в любой системе должно отвечать Санитарным Нормам и Правилам:
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения…»
- НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Также в России активно идет создание технических справочников по наиболее доступным технологиям, которые следует применять при проектировании различных систем. В настоящее время в сфере водоснабжения и водоотведения используются следующие документы:
ИТС 8-2015 Очистка сточных вод при производстве продукции (товаров), выполнении работ и оказании услуг на крупных предприятиях
ИТС 10-2015 Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений городских округов
К сожалению, новые СП, существенно уступают классическим советским СНиПам по части законченности, информационной насыщенности. Некоторые принципиально важные для специалистов приложения или разделы в новых документах попросту отсутствуют. Поэтому иногда бывает необходимо обратиться к исходным версиям.
По ссылкам ниже можно загрузить эти документы с нашего сайта:
Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 29.09.2015 2015-09-29
Статья просмотрена: 5527 раз
Библиографическое описание:
Комиссарова, А. О. Основы нормативно-правового обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения / А. О. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 384-386. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22244/ (дата обращения: 20.04.2021).
Государственное управление в области водоснабжения и водоотведения представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность соответствующих органов по обеспечению рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.
Согласно федеральному закону № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения (далее ВиВ) направлена на достижение следующих целей:
— охраны здоровья и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
— повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;
— снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
— обеспечения доступности ВиВ для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное ВиВ;
— обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного ВиВ путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное ВиВ.
В настоящее время нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность по ВиВ находятся на различных уровнях управления: федеральном, региональном и местном.
Поскольку Конституция является основным законом РФ и имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Пункт «К» ст. 72 Конституции РФ относит жилищное законодательство к предмету совместного ведения Российской федерации и субъектов, то есть Российская Федерация устанавливает общие принципы, а субъекты принимают законодательные акты, регулирующие порядок их реализации.
Впервые на федеральном уровне правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, были утверждены Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.99 г. Они регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Данные Правила не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г.
Нормативно-правовое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения базируется на следующих основных документах:
— Конституция РФ от 12.12.1993 г. — декларирует, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
— федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — относит организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом к вопросам местного значения;
— федеральный закон № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» — регулирует отношения в сфере ВиВ;
— федеральный закон № 74-ФЗ от 12.04.2006 г. «Водный Кодекс» — регулирует забор и сброс сточных вод в водный объект, дает основные понятия;
— федеральный закон № 51-ФЗ от 21.10.1994 г. «Гражданский Кодекс» — устанавливает положения о договоре об энергоснабжении, которые применяются к договору водоснабжения, к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг;
— — федеральный закон № 188-ФЗ от 29.12.2004 г. «Жилищный кодекс» — регулирует вопросы пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (к которому в том числе относится система водоснабжения и канализации многоквартирного дома);
— федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» — регулирует требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);
— федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» — устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
— федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» — является техническим регламентом и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к таким объектам технического регулирования, как вода, содержит правила и методы отбора образцов, исследований и др.;
— федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» — применяется при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
— Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» — утверждает Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию;
— Постановление Правительства РФ № 406 от 13.05.2013 г. «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» — утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.
Это только малая часть всей нормативно-правовой базы, используемой при проектировании, строительстве и эксплуатации систем водоснабжения. Помимо этого, существуют СНиПы, СаНПиНы, СП и другие нормативы, регламентирующие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.
— закон РК № 25-РЗ от 16.06.1998 г. «О местном самоуправлении в РК»;
— Постановление Правительства РК № 446 от 13.11.2014 г. «О Комитете жилищно-коммунального хозяйства РК»;
— Постановление Правительства РК № 148 от 23.04.2012 г. «О Службе РК по тарифам»;
— Приказ службы РК по тарифам № 28/8 от 14.05.2013 г. «О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению муниципального образования городского округа «Усинск»;
— Приказ службы РК по тарифам № 14/7 от 20.03.2015 «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 14 мая 2013 г. № 28/8 «О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению муниципального образования городского округа «Усинск» и др.
На региональном уровне документы носят общий характер и, как правило, регулируют общую сферу коммунальных услуг.
Еще более проблематична регламентация деятельности в сфере ВиВ на местном уровне.
Учитывая дальнейшее развитие системы местного самоуправления, необходимо выработать соответствующее направление совершенствования механизма нормативно-правового регулирования с учетом специфики отдельных территорий.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. / Рос. газета. — 1993. — 25 дек.;
2. Водный кодекс РФ: федеральный закон от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ / Рос. газета. — 2006. — 8 июня;
3. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ / Рос. газета. — 2004. — 31 дек.;
5. Федеральный закон № 416-ФЗ от 7.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» / Рос. газета. — 2011. — 10 дек.
Основные НПА регулирующие деятельность организаций ВКХ
Основные НПА регулирующие деятельность организаций ВКХ
Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.
Крепкий эспрессо за 110 руб.
Восхитительное Латте за 175 руб.
Оставить пожелание Пропустить
Немного науки 🙂 Сегодня рассмотрим вопрос «Основные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций ВКХ (водопроводно-канализационного хозяйства)»
Отступление от автора: Рассматривая вопросы правового регулирования деятельности организаций ВКХ, в своей магистерской диссертации «Правовое регулирование организаций водопроводно-канализационного хозяйства» я столкнулся с очень малым объемом информации по данным вопросу. Поэтому материалы своей диссертации предлагаю читателям в виде статей на нашем ресурсе.
Основные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства
Основным нормативным актом, для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, является Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» вступивший в силу с 01 января 2013 года.
Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения и повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды, а также иных, указанных в ст.3 Федерального закона. Принятие указанного закона позволяет реализовать заложенные принципы, такие как:
1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;
2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;
3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;
5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения;
6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;
7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению;
8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.
Для реализации заложенных принципов и раскрытия положений Закона о водоснабжении, принят ряд нормативных актов, таких как:
Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» – которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему.
Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83». Данные Правила регулируют отношения между органами местного самоуправления поселений, городских округов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, организациями, осуществляющими транспортировку горячей воды, заявителями, желающими подключить свои объекты к централизованной системе горячего водоснабжения, абонентами, иными законными владельцами объектов, входящих в централизованную систему горячего водоснабжения, по осуществлению горячего водоснабжения, а также по прекращению горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В соответствии с ними были приняты Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» и Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 643 «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения».
Также принято Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» которые определяют порядок организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию, а также иного учета в сфере водоснабжения и водоотведения.
Также следует назвать Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 г. № 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод», которые установили порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод.
В целях регулирования тарифов
были приняты Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения определяющие систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
А также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые определяют порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Еще были приняты Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета устанавливающие порядок определения размера инвестированного капитала, в том числе его первоначального размера, и порядок ведения учета инвестированного капитала с целью установления с применением метода доходности инвестированного капитала регулируемых тарифов и Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения, также используемых при расчетах тарифов. Все указанные Основы и Правила были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
В целях реализации принципа открытости
информации деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства установлены стандарты раскрытия информации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 г. № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения».
Для разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение принято Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».
В целях осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Федеральной службой по тарифам принято Постановление Правительства РФ от 27 июня 2013 г. № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Вышеперечисленные нормативные акты, лишь малая часть, касающаяся организаций водопроводно-канализационного хозяйства, т.к. подзаконных и специализированных актов очень много.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.