- Нормативы потребления коммунальных услуг
- Нормативные правовые акты
- Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
- Когда по закону применяются норматив и соцнорма
- Кто и как устанавливает нормативы потребления
- Когда применяется социальная норма
- В чём главные отличия норматива от соцнормы
Нормативы потребления коммунальных услуг
Документы для скачивания
Приказ от 2 сентября 2020 г. №СЭД-24-02-50-ПР-85 О внесении изменений в 11 климатический район (pdf, 668.04 Кб)
Дата публикации 04 сентября 2020
Дата изменения 04 сентября 2020
Перечень и содержание документов, представляемых для установления нормативов потребления коммунальных услуг, нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД (pdf, 6.84 Мб)
Дата публикации 28 августа 2020
Дата изменения 28 августа 2020
Пр СЭД-24-03-10-ПР-1 от 08.06.2020 О внесении изменений в Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению (pdf, 1.8 Мб)
Дата публикации 09 июня 2020
Дата изменения 09 июня 2020
Пр СЭД-24-02-50-81 от 23.04.2020 О внесении изменений в Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению (pdf, 620.87 Кб)
Дата публикации 28 апреля 2020
Дата изменения 28 апреля 2020
Пр СЭД-24-02-50-35 от 27.022020 О внесении изменений в строку 2.2 12 климатического района (Гремячинский городской округ, Чусовской городской округ) (pdf, 565.52 Кб)
Дата публикации 03 марта 2020
Дата изменения 03 марта 2020
Пр СЭД-24-02-46-149 от 16.12.2019 Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) (pdf, 4.82 Мб)
Дата публикации 18 декабря 2019
Дата изменения 18 декабря 2019
Пр СЭД-24-02-46-144 от 13.12.2019 О признании утратившими силу отдельных приказов (pdf, 662.59 Кб)
Дата публикации 18 декабря 2019
Дата изменения 18 декабря 2019
Постановление ППК от 17.09.2015 № 647-п Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по ХВС, ГВС в жилых помещениях (pdf, 668.56 Кб)
Дата публикации 06 декабря 2019
Дата изменения 06 декабря 2019
Постановление ППК от 17.09.2015 № 651-п Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по ХВС, ГВС в жилых помещениях (pdf, 691.45 Кб)
Дата публикации 06 декабря 2019
Дата изменения 06 декабря 2019
Постановление ППК от 17.09.2015 № 649-п Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по ХВС, ГВС в жилых помещениях (pdf, 691.96 Кб)
Дата публикации 06 декабря 2019
Дата изменения 06 декабря 2019
Постановление ППК от 17.09.2015 № 648-п Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по ХВС, ГВС в жилых помещениях (pdf, 709.79 Кб)
Дата публикации 06 декабря 2019
Дата изменения 06 декабря 2019
Постановление ППК от 17.09.2015 № 650-п Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по ХВС, ГВС в жилых помещениях (pdf, 706.46 Кб)
Дата публикации 06 декабря 2019
Дата изменения 06 декабря 2019
Приказ РСТ ПК от 29.12.2017 №СЭД-46-09-24-11 Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды (pdf, 10.81 Мб)
Дата публикации 06 декабря 2019
Дата изменения 06 декабря 2019
Постановление ППК от 22.08.2012 № 699-п Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях (pdf, 123.64 Кб)
Дата публикации 06 декабря 2019
Дата изменения 06 декабря 2019
Приказ об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края (pdf, 3.08 Мб)
Дата публикации 27 ноября 2019
Дата изменения 27 ноября 2019
Нормативные правовые акты
Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.10.2016 № 119-р «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга с применением метода аналогов»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346 «О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга» и на основании протокола заседания правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.10.2016 № 131:
1. Утвердить с 01.11.2016 нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах на территории Санкт-Петербурга согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.
2. Утвердить с 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах и на общедомовые нужды на территории Санкт-Петербурга согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.
3. Утвердить с 01.11.2016 нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах на территории Санкт-Петербурга согласно приложению 3 к настоящему распоряжению.
4. Определить, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению на территории Санкт-Петербурга применен метод аналогов.
5. Внести в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.09.2015 № 97-р «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга с применением метода аналогов» следующие изменения:
5.1. Исключить пункт 6 распоряжения.
5. 2. Признать утратившими силу приложения 1, 2, 3 к распоряжению.
6. Распоряжение вступает в силу с 01.11.2016, но не ранее дня его официального опубликования.
Председатель Комитета по тарифам Санкт-Петербурга
Д.В.Коптин
Приложение 1 к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.10.2016 № 119-р
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах на территории Санкт-Петербурга
Категория многоквартирного (жилого) дома
Норматив потребления (Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц)
многоквартирные и жилые дома
со стенами
из камня, кирпича
многоквартирные и жилые дома
со стенами
из панелей, блоков
многоквартирные
и жилые дома со стенами из панелей, блоков многоквартирные
и жилые дома со стенами из дерева, смешанных
и других материалов
Многоквартирные и жилые дома до 1999 года постройки включительно
I. Многоквартирные дома
Дома дореволюционной постройки, прошедшие капитальный ремонт
Дома дореволюционной постройки,
не прошедшие капитальный ремонт
Дома постройки 1918-1930 гг. категории «Конструктивизм»
Дома постройки 1931-1956 гг. категории «Сталинские»
Дома постройки 1957-1970 гг. категории «Хрущевки кирпичные»
Дома постройки 1957-1970 гг. категории «Хрущевки панельные»
Дома постройки 1970-1980 гг. кирпичные
Дома постройки 1970-1980гг панельные
Дома постройки 1980-1999 гг. включительно «Новое строительство кирпичные»
Дома постройки 1980-1999 гг. включительно «Новое строительство панельные»
Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.
Когда по закону применяются норматив и соцнорма
Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.
Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).
Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).
Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.
Кто и как устанавливает нормативы потребления
Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.
Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:
- потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
- потреблённого в помещениях собственников;
- используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).
При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:
- этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
- количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
- состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
- объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.
Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).
Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:
- при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
- при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
- при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.
Когда применяется социальная норма
Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.
Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.
Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).
Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:
- низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
- высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.
В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).
Соцнорма зависит от:
- расположения помещения в городе или сельской местности;
- наличия стационарной электроплиты;
- системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
- состояния дома: аварийность, степень износа;
- отопительного сезона.
При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:
Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).
Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).
При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.
Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).
На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.
В чём главные отличия норматива от соцнормы
И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае: