- Нормы качества горячего водоснабжения
- Температура горячей воды в квартире: норматив 2020 года по СНИП, что делать если подача ГВС не соответствует норме
- Температурные нормативы подачи горячей воды
- Отклонение температуры воды от нормы: что делать
- Замеры температуры: образец акта
- Ненадлежащее качество водопроводной воды
- Как подать жалобу?
- Перерасчёт оплаты ГВС
- Образец заявления на перерасчет за ГВС
Нормы качества горячего водоснабжения
Обеспечение жилых и общественных зданий централизованным горячим водоснабжением – это неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни и один из факторов, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Без горячей воды мы сегодня не представляем себе соблюдение элементарных правил личной гигиены, поддерживающих наше здоровье.
Существует 2 системы подачи горячей воды населению: открытая схема, при которой горячая вода подается потребителю непосредственно с теплоисточника (ТЭЦ, котельная) по единой сети в систему отопления и горячего водоснабжения и закрытая схема, когда холодная водопроводная вода нагревается за счет горячей воды ТЭЦ в теплообменниках, устанавливаемых в тепловых пунктах или подвалах жилых домов.
Наиболее надежной и безопасной с санитарно-эпидемиологических позиций является закрытая схема, так как в качестве исходной используется водопроводная вода, прошедшая соответствующие этапы водоподготовки. Отрицательным моментом при использовании открытой схемы является то, что исходная вода ТЭЦ подвергается дополнительной противонакипной и противокоррозионной обработке перед нагревом. Кроме этого ее качество зависит состояния системы отопления.
Не зависимо от схемы вода, подаваемая системами централизованного горячего водоснабжения и используемая населением для хозяйственно-бытовых нужд, должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении, безвредной по химическому составу, а так же иметь благоприятные органолептические свойства.
Качество горячей воды должно соответствовать требованиям, предъявляемым к питьевой воде, и требует к себе не менее пристального внимания, чем вода питьевая.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами регламентируются требования к температуре горячей воды. В местах водоразбора она должна быть не менее 60ºС и не выше 75ºС. Верхний предел в 75ºС установлен с целью исключения ожогов. Требование к минимальной температуре не менее 60ºС обусловлено необходимостью обеспечения эпидемиологической безопасности систем горячего водоснабжения, а именно предупреждения загрязнения инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60ºС (в том числе Legionella Pneumophila).
Возбудитель легионеллеза является широко распространенным водным микроорганизмом, присутствующим в большинстве пресных водоемов, что не вызывает особых опасений. Потенциально опасным в отношении распространения легионеллезной инфекции и требующим периодического контроля, относятся различные водные системы (бассейны, джакузи и др.), в том числе системы горячего водоснабжения.
В этих системах, связанных с циркуляцией теплой воды, концентрация возбудителя резко возрастает за счет образования биопленок на поверхности оборудования, что является ключевым фактором накопления потенциально опасных концентраций легионелл. При температуре горячей воды выше 60°С планктонные формы легионелл погибают.
В 2011 году введены в действие методические указания МУК 4.3.2900-11 «Измерение температуры воды систем централизованного горячего водоснабжения», устанавливающие методику измерения температуры горячей воды.
Еще один неблагоприятный фактор, с которым сталкивается человек при использовании горячей воды – содержание в ней токсичных химических соединений. При хлорировании питьевой водопроводной воды органические вещества, всегда присутствующие в поверхностной воде, под действием активного хлора превращаются в хлорорганические, в частности хлороформ. Хлороформ – это типичный и очень распространенный побочный продукт дезинфекции, присутствующий во всех водопроводных системах, где для обеззараживания воды используется хлор. Контакт с этим веществом в бытовых условиях не вызовет острого отравления, но оно обладает отдаленным эффектом канцерогенного действия. И если сам активный хлор довольно быстро улетучивается, то его соединения остаются в воде надолго. При нагревании воды концентрация хлороформа увеличивается. Установлено, что хлороформ проникает в организм человека не только при употреблении воды, но и через легкие с вдыхаемым воздухом, например во время принятия горячей ванны или душа.
Для того, чтобы минимизировать поступление этого опасного вещества в организм человека в бытовых условиях, целесообразно обеспечить постоянную вентиляцию ванных комнат, и особенно душевых кабин (оставлять открытыми двери и не закрывать вентиляционные отверстия), сокращать продолжительность горячих водных процедур, проветривать квартиру во время и после стирки, а кухню приготовления пищи и т.д.
Кроме этого, горячая вода может стать причиной различного рода заболеваний кожи, таких как аллергические реакции, дерматиты и т.д.
В связи с этим, гигиеническое нормирование качества горячей воды имеет не менее важное значение, чем нормирование воды питьевой. Гигиенические требования к качеству горячей воды, а так же к проектированию и строительству систем централизованного горячего водоснабжения, к тепловым пунктам и обработке горячей воды, эксплуатации систем ЦГВ изложены в виде отдельной главы к СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09 Изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01).
В соответствие с требованиями СанПиН организации, эксплуатирующие сети теплоснабжения и горячего водоснабжения, должны обеспечить лабораторный производственный контроль за качеством горячей воды. Кратность отбора проб в разводящей сети зависит от количества обслуживаемого населения и указана в таблице № 2 СанПиН.
Лабораторный производственный контроль качества горячей воды включает следующие показатели: температуру, цветность, мутность, запах, рН, железо, сероводород, остаточное содержание реагентов, применяемых в процессе водоподготовки, вещества, вымывание которых возможно из материала труб горячего водоснабжения согласно технической документации (цинк, никель, алюминий, хром и т.д.), хлороформ (при присоединении к закрытым источникам теплоснабжения и использовании воды из хозяйственно-питьевого водопровода, где проводится обеззараживание воды хлорреагентами); ОКБ, ТКБ, ОМЧ, сульфитредуцирующие клостридии, легионеллы (по эпидпоказаниям).
Провести исследование горячей воды в вашей квартире Вы можете, обратившись с заявлением в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Еврейской автономной области» по адресу: г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 17, каб. 8 (тел. 6-17-72). Специалисты аккредитованного испытательного лабораторного центра проведут широкий спектр лабораторно-инструментальных исследований, в том числе температуры воды и дадут экспертное заключение о соответствии (или не соответствии) качества требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Температура горячей воды в квартире: норматив 2020 года по СНИП, что делать если подача ГВС не соответствует норме
Температура горячей воды в кране по нормативу в 2020 году регламентируется СНиП (строительные нормы и правила) N II–34 – 76 и СанПиН 2.1.4.2496-09 . Эти документы определяют качество воды, подаваемой в жилые дома для хозяйственных и питьевых нужд.
Температурные нормативы подачи горячей воды
Вода, поступающая в точку водоразбора (например, смеситель умывальника), не должна быть горячее 75 градусов по Цельсию. На это есть несколько причин. Во-первых, более высокая температура опасна для здоровья человека, даже кратковременный контакт грозит серьёзными ожогами. Во-вторых, подача горячей воды выше допустимых значений способна повреждать систему водоснабжения, тем более что в современных квартирах чаще всего устанавливаются трубы из пластика.
Нижняя планка температурного режима зависит от типа системы:
- открытая – не менее 60 градусов;
- закрытая – минимум 50 градусов.
В открытой системе потеря тепла больше, поэтому для них установлена более высокая граница.
Если же температура горячей воды в кране ниже допустимой нормы, это может привести загрязнению инфекционными возбудителями и бактериями.
Отклонение температуры воды от нормы: что делать
Норматив температуры горячей воды в квартире предусматривает незначительные колебания показателей:
- в ночное время вода может быть холоднее на пять градусов;
- в дневное (с пяти утра до полуночи) – на три градуса.
Кроме того, степень нагрева воды зависит от температурного графика, который предусматривает температуру воды, выходящей из котельной или ТЭЦ, в соответствии со временем года. В зимний период этот показатель повышается, чтобы компенсировать потерю тепла и обеспечить жильцам комфортные условия в квартире (не менее 18 градусов).
Например. Так, в г. Москве на выходе из основных источников теплоснабжения предусмотрены графики 150/ 70 ° С и 105/ 70 ° С , где первая цифра – максимально допустимый, а вторая – минимальный нагрев воды в сетях.
От этого же графика зависит, как сильно будут нагреваться стояки и радиаторы системы отопления. Например, при — 5 ° С атмосферного воздуха температура теплоносителя в стояке должна составлять не менее 78 градусов.
Однако, что делать, если горячее водоснабжение в многоквартирном доме не соответствует норме?
Нужно обращаться с претензией (заявкой) в Жилищно-Коммунальное Хозяйство или Управляющую Компанию, которая обслуживает дом.
Замеры температуры: образец акта
На голословную жалобу Управляющая Компания, скорее всего, не обратит внимания. Поэтому нужно вооружиться фактами и замерить температуру горячей воды в вашем МКД самостоятельно с помощью специального датчика имеющим встроенный регулятор.
- Открыть кран и слить из труб остывшую воду (две – три минуты), затем наполнить любую подходящую ёмкость.
- Не закрывая кран , так, чтобы вода продолжала переливаться через края, опустить в ёмкость обычный бытовой термометр.
- Когда ртутный столбик перестанет ползти вверх, зафиксировать показания.
Если температура горячей воды в квартире из крана не соответствует нормативам, принятым для 2020г., можно обращаться в ЖКХ.
ГОСТ Р 51617 — 2000 устанавливает допустимые значения для температуры в жилых помещениях в отопительный сезон. Для жилой комнаты это 18 градусов, для ванной – не ниже 25.
Чтобы проверить эти значения, нужно выбрать пасмурный день, так как прямые солнечные лучи нагреют комнату, даже если за окном мороз, а также убедиться в герметичности помещения, исключив щели в дверных и оконных проёмах.
Ненадлежащее качество водопроводной воды
Помимо температуры, горячая вода должна соответствовать таким параметрам, как чистота и давление. Что толку в горячей воде, если она бежит тонкой струйкой или грязная? Повышенное давление тоже не повод для радости: это влечёт за собой поломку муфт, вентилей и других элементов системы водоснабжения.
Для горячей воды установлены пределы давления от 0,3 до 4,5 атмосфер. Выход за эти границы – прямой повод для обращения в УК за перерасчётом.
Примеси в водной среде могут быть как органического, так и неорганического происхождения: ржавчина, попадание в систему земли, гниющая древесина и т. д . Если подобные случаи носят частый и длительный характер, необходимо обращаться с жалобой в водоканал с просьбой провести проверку систем очистки, которая должна осуществляться совместно с ЖЭК .
Как подать жалобу?
Для начала можно ограничиться звонком в ЖЭК: диспетчер зафиксирует заявку и выяснит причины – возможно, нарушения вызваны поломками на магистрали или плановыми работами.
Если же подача горячей воды нарушена без объективных причин, Управляющая Компания обязана направить к обратившемуся гражданину эксперта, который проведёт замеры и составит соответствующий акт.
Важно! Постановление N 354 гласит, что ЖКХ должно реагировать на жалобу не позднее двух часов с момента обращения.
Управляющие Компании не всегда готовы признать свою вину. Часто можно услышать мнение, что УК и вовсе не обязана решать проблемы подобного рода. Однако это не так. Чаще всего теплоснабжающая организация отвечает только за доставку воды до точки домовой системы, а дальше ответственность за качество воды ложится на УК.
Если администрация ЖЭК или ТСЖ (товарищество собственников жилья) уклоняется от решения проблемы, нужно обращаться в Жилищную инспекцию или сразу в Прокуратуру. Для подтверждения своей претензии к качеству коммунальных услуг придётся провести независимую экспертизу. Можно потребовать, чтобы УК возместила её стоимость, однако, если эксперт не выявит недостатков, оплачивать его работу придётся потребителю.
Перерасчёт оплаты ГВС
Итак, если горячая вода не соответствует нормам СанПиНа или СНиП , оплату за потребление горячей воды можно пересчитать. Полные требования к качеству коммунальных услуг и правилам перерасчёта изложены в Постановлении N 354.
Важно! Если вода имеет температуру ниже 40 градусов по Цельсию, она должна оплачиваться по тарифу холодной.
Согласно ст. 154 Жилищного Кодекса РФ потребитель оплачивает горячую и холодную воду, энергию, затраченную на подогрев воды, водоотведение (канализацию). Общий платёж начисляется исходя из показаний индивидуальных счётчиков либо общедомовых приборов учёта. Если ни тех, ни других нет, то платежи начисляются по нормативам.
В квитанции можно найти графу «перерасчёт», которая корректирует сумму платежа, если для этого есть основания. Разница между уплаченной и реальной суммой переносится в счет будущих выплат по «коммуналке».
Корректировка оплаты в меньшую сторону производится на основании заявления потребителя и акта-протокола о выявленных нарушениях.
В заявлении на перерасчёт нужно указать:
- в «шапке» – наименование обслуживающей организации и сведения о жильце: Ф.И.О. , адрес;
- в тексте указать причины, на основании которых должен быть произведён перерасчёт: отсутствие воды, низкое качество предоставляемой услуги;
- перечислить приложения к претензии: акты, протоколы, если они есть;
- поставить дату и подпись.
Уменьшить оплату за горячую и холодную воду можно и в том случае, если жилец отсутствовал более пяти дней. Однако это возможно , если оплата начисляется по нормативам, без счётчиков, и требует документального подтверждения (транспортные билеты, справка из больницы и т. п. ).
Перерасчёт производится в течение пяти рабочих дней, а если Управляющая Компания не согласна с претензией, то жилец должен получить письменный мотивированный отказ не менее чем через месяц с момента обращения.
Образец заявления на перерасчет за ГВС
Если поставщик услуг отказывается производить перерасчёт горячей воды, то потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд.