- Нормативы температуры воздуха в нежилых помещениях: какой она должна быть и что делать при отклонении?
- Законодательные акты
- Какие должны быть значения?
- Как быть при отклонении от нормы?
- Заключение
- Какой должна быть температура воздуха в офисе по санитарным нормам
- Важность офисного микроклимата
- Комфорт или оптимум
- СанПиН на страже здоровья сотрудников
- Сезонные требования к температуре в офисе
- Чтобы не было слишком жарко
- Превышение летней температуры в офисе
- Холод – враг работы
- Что делать, если в офисе холодно
- Особенности температурных замеров
- Ответственность работодателя за несоблюдение требований офисного микроклимата
Нормативы температуры воздуха в нежилых помещениях: какой она должна быть и что делать при отклонении?
Частично «забытый» летом, но один из самых актуальных зимой – вопрос нормативов температуры в домах и квартирах в отопительный период. Знают ли граждане показатели нормы тепла, установленные на законодательном уровне?
Если с фондом жилых помещений здесь ситуация более или менее понятна, то «температурные» вопросы в нежилом здании часто остаются нераскрытыми для его обитателей. Разберемся вместе: какая температура воздуха считается нормой? Что делать, если термометр не дотягивает до базовой отметки?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !
Законодательные акты
В самом начале важно отметить, что использование нежилых помещений в качестве офисных и производственных локаций автоматически переводит вопрос температурных норм в плоскость действия трудового законодательства.
Тема безопасности трудовых условий изложена в Статьях 209-211 ТК РФ.
Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Госкомсанэпиднадзор РФ утвердил один из основных документов в регулировании температурных нормативов в нежилых помещениях – Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».
Какие должны быть значения?
Известно, что для жилых и нежилых локаций базовый допустимый температурный порог будет отличаться. Наиболее актуальным «температурный» вопрос является в тепловом обеспечении нежилых помещений, имеющих категорию производственных.
Привлечение труда наемных работников и длительное нахождение их здесь в течение рабочего дня обусловливает разработку базовых гигиенических требований к физико-техническим условиям, и, в частности, к температурному режиму.
Согласно Санитарным правилам СанПиН 2.2.4.548-96, на нормативный температурный показатель влияют такие факторы, как интенсивность затрат энергии работника, затраченного времени, сезонности, а также особенности трудового распорядка. Исходя из указанных параметров, разрабатываются температурные нормы для нежилых помещений:
- 18–20°С – в коридоре (предельно допустимая температура – 16°С);
- 16–18°С – в кладовой (допускается температура в диапазоне от 12°С до 22°С).
Для нежилых помещений производственного характера Санитарные нормы предусматривают базовые температурные показатели в минимальной отметке – 17°С. При этом, значение 26°С уже будет считаться предельно завышенным для производственного помещения.
Фиксация нормативных показателей температуры в производственных нежилых помещениях должна отображаться в протоколе измерений. В нем также фигурирует вывод о том, соответствуют ли зафиксированные при измерении значения оптимальным показателям.
Как быть при отклонении от нормы?
Исходя из Правил предоставления коммунальных услуг владельцам помещений, которые были введены в действие Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года, отклонение от оптимального температурного показателя в меньшую сторону дает право владельцу помещение претендовать на пониженную оплату на 0,15% за каждый час плохого отопления.
При этом, рассчитать сумму, которая может быть удержана, можно и самому. Как это сделать?
- Посчитать разницу между показателем оптимальной температуры и показателем температуры по факту в дневной период. К примеру: разница между оптимальной 17°С и реальной 14°С будет составлять – 3 градуса.
- Посчитать количество времени (в часах), на протяжении которого была зафиксирована плохая подача тепла за счетный период (месяц). К примеру: 10*20=200 часов.
К примеру, средняя ежемесячная сумма платежа за отопление составляет 2000 руб. Если пересчитать эту сумму по коэффициенту удержания (0,15%/час), и количеству часов: 200 *2*0,0015*2000=1200 руб. Данная сумма в приведенном примере может быть удержана из общей «отопительной» платежки.
По Правилам предоставления услуг ЖКХ, разница в 2 градуса дает законные основания владельцу помещения для того, чтобы не платить по счетам, начисленным по температурным стандартам, не соответствующим действительности. Чтобы реализовать это право, нарушение температурных норм следует зафиксировать в акте обследования специальной комиссии.
Это несколько упрощает возможность отстаивания своих потребительских интересов, поскольку коммуникация ведется непосредственно с ресурсоснабжающими компаниями.
Заключение
По итогу добавим: влиять на работу поставок тепла и выдерживания четких нормативных показателей температуры в жилом и нежилом помещении крайне непросто. Серьезные требования к измерениям, фиксации и освидетельствовании показателей нередко вынуждают бросать работу по отстаиванию своих прав на полпути.
Вместе с тем, акцентируем на том, что проводить регистрацию всех нарушений в предоставлении услуг ЖКХ, и теплообеспечения, в частности – важно и нужно. В случае возникновения сложностей стоит обратиться к юристу: квалифицированные специалисты помогут подготовить всю необходимую документацию для обращений в государственные инстанции, и отстоять законные права владельца.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Какой должна быть температура воздуха в офисе по санитарным нормам
На работе человек проводит преобладающую часть дня в течение долгого периода своей жизни, поэтому естественными являются требования, регламентирующие гигиенические показатели микроклимата помещений, где работают люди. Особенно важно их соблюдать в офисе, где работники занимаются в основном умственным трудом, для которого характерна относительная гиподинамия, а значит, отрицательные последствия неправильного режима еще более усугубляются.
Изучим требования закона к температурному режиму в офисных помещениях, а также ответственность работодателя за их нарушение.
Важность офисного микроклимата
Температурный режим очень сильно влияет на самочувствие и работоспособность людей. Повышенная или пониженная температура воздуха, действующая на сотрудника долговременно, не просто оказывает негативное воздействие на здоровье, но и резко снижает продуктивность труда. Офисные сотрудники выполняют самые различные действия, большинство из которых связано с длительным нахождением в одном и том же положении, как правило, сидячем и малоподвижном:
- работают за компьютером;
- оформляют бумаги;
- общаются с клиентами;
- принимают решения и т.п.
Умственный труд и телесная малоподвижность плохо соседствуют с некомфортной температурой в помещении. Исследователи опытным путем выяснили, что отклонения даже в пределах одного градуса настолько сильно влияют на эффективность офисной работы, что имеет смысл даже сократить рабочий день при невозможности обеспечить должный микроклимат.
ВАЖНО! Обеспечение должного температурного режима в офисе – законодательная обязанность работодателя вне зависимости от формы собственности и уровня подчиненности организации.
Комфорт или оптимум
Любой сотрудник, работающий в офисе, хочет, чтобы труд его осуществлялся в комфортных условиях. Но понятие комфорта слишком субъективно, потому что привязано к индивидуальным ощущениям каждого конкретного человека, а они у всех разные. Что приемлемо для одного, может быть неприятным для другого. Именно по этой причине понятие «комфортные условия» не используется в официальной документации и нормативных актах.
Вместо субъективного термина «комфорт» в профессиональной лексике употребляется более точный и определенный параметр «оптимальные условия». Что касается оптимальной температуры воздуха, то это величина, определенная путем сложных физиологических исследований и вычислений, учитывающая среднестатистические человеческие потребности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Требования к оптимальным температурным условиям относятся к области законодательства, что зафиксировано в соответствующих нормативных документах.
СанПиН на страже здоровья сотрудников
Санитарные стандарты Российской Федерации собраны в особый кодекс, который определяет оптимальные гигиенические и здравоохранительные нормы для разных областей человеческой жизнедеятельности, в том числе и трудовой занятости. Это документация, относящаяся к медицинской и технической сферам, и одновременно законодательная, поэтому обязательная для выполнения.
Аббревиатура «СанПиН» расшифровывается как САНитарные Правила И Нормы», она несколько созвучна со СНИПами – строительными нормами и правилами, однако путать их не следует, это документы из разных рабочих сфер.
СПРАВКА! Документ, регулирующий оптимальные условия на рабочем месте, называется СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». Он обеспечивает регламент охраны труда для сотрудников офисов (в тексте закона они отнесены по категории трудовых затрат к категории А) и трудящихся на производстве. Эти правила и нормы приняты в рамках Федерального закона № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года.
Обязательность соблюдения работодателями требований СанПиНа подкреплена ст. 209 и ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, в которых говорится об ответственности при неукоснительном соблюдении работодателями правил охраны труда и своевременных мероприятий санитарно-бытового, гигиенического, лечебно-профилактического, реабилитационного и иного характера. Ст. 163 ТК РФ предписывает работодателям комплекс мер для обеспечения оптимального рабочего микроклимата.
Сезонные требования к температуре в офисе
В холодные и теплые сезоны обеспечение оптимальной температуры достигается по-разному. Соответственно, и требования к микроклимату будут отличаться, равно как и мероприятия, предусмотренные СанПиНом в случае невозможности обеспечения температурного режима или его серьезных нарушений.
Чтобы не было слишком жарко
Длительное воздействие повышенной температуры особенно пагубно для работоспособности и здоровья работников. В закрытом рабочем помещении оно может усугубляться большим скоплением народа, наличием работающей офисной техники, а также соблюдением специального дресс-кода.
В связи с этим законодательно установлены оптимальные значения температуры и допустимый максимум в жаркий период года. Для офисных работников они составляют 23-25°С при относительной влажности в 40-60%. Допускается повышение температуры до 28°С.
Превышение летней температуры в офисе
Если столбик термометра внутри офиса отклонится от оптимума больше чем на 2°С, работать становится значительно труднее. Работодателю придется поставить для сотрудников кондиционер и обеспечить его нормальную работу и своевременное обслуживание.
Если же это по каким-то причинам не делается, работник не должен безропотно терпеть изнуряющую жару, еще и пытаясь при этом соответствовать профессиональным требованиям. Санитарные нормы разрешают работникам с полным основанием сократить стандартный восьмичасовой рабочий день, на который и рассчитаны температурные требования:
- 29°С позволяют работать 6 часов вместо 8;
- 30°С дают возможность двухчасового сокращения;
- каждый последующий градус, превышающий норму, снижает требования к рабочему времени еще на 1 час;
- если значение термометра достигло 32,5°С, на работе можно не задерживаться дольше 1 часа.
К СВЕДЕНИЮ! Многие сотрудники отмечают негативное воздействие кондиционера, сравнимое по вреду с жарой и духотой. Те же требования СанПиНа, наряду с температурой и влажностью, ограничивают скорость движения воздуха в помещении, которая не должна выходить за диапазон 0,1-0,3 м/с. Отсюда следует, что работник не должен находиться под струей дующего кондиционера.
Холод – враг работы
В слишком холодном помещении никакая работа не спорится, особенно офисная, когда тело не может согреть себя движением. Если для некоторых категорий производственных рабочих допустимо понижение температуры окружающей среды до 15°С, да и то кратковременное, для «белых воротничков» это недопустимо.
В холодный период года внутри помещений должно быть соблюдено комфортное значение температуры – 22-24°С. Допустимы колебания нормы до 1-2°С, а кратковременно в течение рабочего дня столбик термометра может «скакать» на 3-4°С.
Что делать, если в офисе холодно
Персонал должен провести на работе все 8 часов, только если температура не упадет ниже 20°С. Каждый следующий шаг в сторону холода правомерно снижает продолжительность пребывания в недостаточно отапливаемом помещении:
- 19°С дают возможность семичасового рабочего дня;
- 18°С – 6 часов работы, и далее по убывающей;
- 13°С позволяют пробыть в офисе не более часа.
Особенности температурных замеров
Поскольку продолжительность работы зависит от температурной составляющей, колебания которой всего в 1°С так сильно влияет на эффективность работы, нужно соблюдать точность измерений.
При недобросовестном отношении работодателей или сотрудников может возникнуть соблазн завысить или занизить истинные значения температурных показателей. Ошибки возможны также и при неточных приборах и неправильном их размещении.
Чтобы избежать осложнений с определением температуры воздуха, законодательные нормы обязывают помещать термометр на расстоянии ровно 1 метра от пола.
Ответственность работодателя за несоблюдение требований офисного микроклимата
Если начальство не хочет выполнять своих обязанностей по обеспечению персонала оптимальными условиями для работы, например, не устанавливает необходимый в жаркое время кондиционер либо обогреватель в холодный сезон, работники не должны терпеть его произвол из страха увольнения. После обращения в санитарно-эпидемиологическую службу организацию постигнет проверка, и если претензии подтвердятся, административной ответственности не избежать.
Помимо неизбежных требований по устранению нарушений, нерадивому работодателю выпишут серьезный штраф в размере 10-12 тыс. руб. А если он вовремя не исправится, то его деятельность могут остановить на 3 месяца (ст. 6.3. КОАп РФ).