- Верховный Суд РФ оценил законность пунктов Правил предоставления коммунальных услуг про отопление
- Начисление платы за отопление по объёму или площади помещений
- Позиция Верховного Суда РФ
- 10 изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2021 г.
- Правила оплаты услуг ЖКХ меняются в 2021 году
- Приборы учета и передача их показаний
- Вернутся все штрафные санкции
- Но есть и хорошие новости
- Изменятся и правила в начислении субсидии
Верховный Суд РФ оценил законность пунктов Правил предоставления коммунальных услуг про отопление
Опубликовано Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.11.2020 № АКПИ20 – 595, где суд отказался признать недействующими пункты 3, 3(1), 3(3), 3(6) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг № 354. Эти пункты устанавливают формулы расчёта платы за отопление.
Начисление платы за отопление по объёму или площади помещений
Оспариваемые нормы не понравились ООО «Городская управляющая компания».
Управляющая организация считала, что они противоречат Жилищному и Гражданскому кодексам РФ, нарушают её права и интересы собственников, «поскольку в отсутствие индивидуальных приборов учета лишают их права на справедливое распределение оплаты за потребленный коммунальный ресурс между собственниками и пользователями помещений, расположенных в одном доме».
Дело в том, что на первых этажах многоквартирных домов находились магазины с высотой потолков, превышающей высоту потолков квартир, в связи с чем, по мнению компании, жители оплачивают отопление магазинов.
Чуть ранее в арбитражном суде по другому делу (№ А71 – 4832/2019) компания пыталась безуспешно доказать, что расчёты распределения оплаты за отопление должны производиться не пропорционально площади, а пропорционально объему отапливаемых помещений.
И в этот раз организация указала, что если помещения с одинаковой площадью значительно отличаются между собой по высоте потолков, распределение обязанностей по оплате между помещениями соразмерно площади недопустимо, и расходы на отопление должны быть определены исходя из объема здания, а не его площади. Поэтому компания считала правомерным в таком случае применение пунктов 115, 116 Правил коммерческого учета тепловой энергии № 1034.
Позиция Верховного Суда РФ
Верховный Суд на двух станицах пересказал нормы, которые оспаривает управляющая компания, а дальше пояснил:
- Правительство РФ осуществило правовое регулирование по установлению порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием такой величины, как площадь помещения. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, устанавливающего иной порядок расчетов, не имеется.
- Фактически компания предлагает другой способ расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, который не основан на нормах жилищного законодательства.
- Ссылки организации на противоречие норм статье 210 Гражданского кодекса РФ являются несостоятельными, поскольку эта норма устанавливает правило о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества и не определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению.
- Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пунктам 115 и 116 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не могут быть признаны состоятельными. Суд должен выяснять соответствие норм правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и оспариваемые Правила предоставления коммунальных услуг являются нормативными правовыми актами с равной юридической силой. Кроме того, все они регулируют разное.
По этим мотивам управляющей компании, переживающей за собственников, отказали в удовлетворении её административного заявления.
10 изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2021 г.
С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
Ничего нового, но есть нюансы, согласно Правилам запрещено:
- использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектом (п. 8);
- хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы (пп. «а» п. 16);
- использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16);
- размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы (пп. «в» п. 16);
- устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (пп. «г» п. 16);
- снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пп. «д» п. 16);
- проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода) (пп. «е» п. 16);
- размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (пп. «ж» п. 16);
- закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам (пп. «и» п. 16);
- устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (пп. «к» п. 16);
- размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров (пп. «м» п. 16);
- устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение в квартирах (п. 85).
С 1 января истёк срок моратория на взыскание неустойки за просрочку внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капремонт, введённый постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424.
Между тем, неустойка подлежит начислению и взысканию за весь период просрочки, за исключением периода действия моратория. На это указал Верховный суд РФ в обзоре № 2, утв. Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 года.
ТСЖ могут продолжить работу по взысканию задолженности в судебном порядке в отсутствии документов-идентификаторов (ИНН, СНИЛС и т.п.), к которым у них нет законного доступа. Федеральным законом от 29.12.2020 № 468-ФЗ
С 1 января 2021 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424 в отношении ИПУ не прошедших поверку. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку. Показания такого счётчика более приниматься не будут.
Новые правила поверки приборов учета: Знак поверки – это оттиск, наклейка, изображение в электронном документе, которое содержит условный шифр и две последние цифры года нанесения знака поверки.
С 1 января 2021 года, определяется новый порядок поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о такой процедуре. Приказ Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510.
Показания любого счётчика можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от выполнения своих обязанностей.
Внесены изменения в Правила № 354. Так, в пункте 81(2) уточнены даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию, если исполнитель не явился для проведения этой процедуры. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней. В течение всего 2021 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи.
На внеплановые проверки ограничения не продлены, т.е. для их проведения граждане могут писать жалобы в жилищные инспекции.
С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с ртутьсодержащими отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314. За сбор и хранение отработавших ртутьсодержащих осветительных приборов в многоквартирных домах до момента вывоза отвечают управляющие домами.
1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2020 № 950. Этим документом ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.
С 1 января 2022 года у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учёта. Однако закон не запрещает устанавливать интеллектуальные приборы учёта ранее установленного срока.
С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.
Теперь органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).
Кузьмин Денис Николаевич (Юрист по вопросам ЖКХ)
Специально для телеграм-канала ЖКХ-24: https://t.me/gkhlaw
Не забывайте подписаться на мой YouTube канал
Правила оплаты услуг ЖКХ меняются в 2021 году
С наступлением нового года в России изменится очень многое. Появится множество новых законодательных актов, а несколько тысяч старых и привычных законов утратят свою силу . Для пенсионеров будут введены новые пенсионных удостоверения , которые необходимо будет своевременно получить. Будет проведена значительная реформа здравоохранения, в том числе и реформа ОМС . Изменится многое и для государственных служащих. Для собственников квартир появятся новые штрафы и запреты . Изменится и жизнь автовладельцев, так как для них тоже вводятся новые штрафы .
Не осталась в стороне и сфера ЖКХ. Здесь также ожидается немало серьезных перемен. Некоторые законы позволят не платить за услуги ЖКХ или существенно снизить оплату, что позволит не только экономить многим гражданам, но и должно повысить качество оказываемых услуг. Планируется и введение новой услуги ЖКХ , которая обойдется гражданам примерно в 10 000 рублей. Как и всегда, в начале нового года ожидается повышение тарифов на услуги, но это далеко не все. Изменятся и правила оплаты услуг ЖКХ, что необходимо учесть, чтобы избежать начисления штрафов. Рассмотрим подробнее.
Приборы учета и передача их показаний
Весной, еще в начале пандемии, власти позволили гражданам временно не проводить обязательную проверку технического состояния приборов учета коммунальных услуг, при этом управляющие компании были обязаны принимать показания бытовых счетчиков даже в том случае, если сроки проведения проверки прошли, а приборы проверены не были.
В обычных условиях, если вовремя не провести проверку приборов учета, сумма оплаты услуг ЖКХ может заметно возрасти, как и в том случае. Если владелец квартиры вовремя не передал показания счетчиков для начисления оплаты. Введение моратория многое в этих моментах изменило, но важно помнить о том, что мораторий является лишь временной мерой помощи населению.
С наступлением 2021 года мораторий будет отменен, и все вернется к прежним требованиям, а это значит, что уже с 1 января управляющие компании перестанут принимать показания приборов учета, которые не прошли проверку. В таких ситуациях плата будет начисляться по установленным нормам, а не фактическому потреблению.
Кстати, до наступления нового года необходимо провести и проверку газового оборудования – газовых плит, газовых водонагревателей и прочих приборов. Пользоваться газовым оборудованием, которое не прошло платное техническое обслуживание, будет запрещено. Нарушение этого требования будет караться штрафом. В целом, для владельцев квартир изменится очень и очень многое .
Вернутся все штрафные санкции
Мораторий на начисление штрафов был введен в апреле текущего года. Власти запретили управляющим компаниям и поставщикам коммунальных услуг начислять пени и штрафы при просрочке платежей по ЖКХ, а также при наличии задолженности. Многие граждане при этом перестали оплачивать услуги, неверно истолковав запрет правительства, что с наступлением нового года приведет к резкому росту задолженности.
Мораторий действовал с апреля и до конца текущего года, однако с 1 января, когда срок действия запрета закончится, все долги граждан будут пересчитаны, и в общую сумму долга войдут и все эти месяцы неоплаты. К резкому росту долгов по ЖКХ приведет и некоторое противоречие в новых законах.
Но есть и хорошие новости
Например, то, что взыскивать долги с владельцев квартир и домов управляющим компаниям и поставщикам ресурсов станет значительно сложнее. Чтобы предотвратить возможные проблемы, представители управляющих компаний начали еще осенью обходить квартиры жильцов , выпрашивая у них копии документов.
Дело в том, что согласно новым законам, подать в суд на должника по оплате коммунальных услуг с целью взыскания задолженности можно будет только при обязательном указании идентификатора человека. В качестве идентификатора могут использоваться данные документов, например, паспорта, СНИЛС, ИНН и т.д.
Причина такого нововведения проста. Путаница между гражданами при взыскании долгов происходит очень часто. Например, взыскание по долгам одного гражданина нередко получает совсем другой человек, который ни в чем не виноват и никогда не имел задолженности по оплате ЖКХ. Происходит это, как правило, при полном совпадении ФИО. Указание идентификатора должника позволит избежать подобных ситуаций и лишних судебных разбирательств.
Это нововведение приобретает особую важность с наступлением нового года, когда долги многих граждан заметно вырастут, а запрет на судебные взыскания будет отменен.
Изменятся и правила в начислении субсидии
Новые правила получения компенсации за оплату услуг ЖКХ также вступают в силу с 1 января 2021 года.
Ранее для оформления субсидии ЖКХ владелец жилого помещения должен был обязательно предоставить справку об отсутствии задолженности по оплате. С наступлением нового года такую справку брать будет уже не нужно, так как теперь подать документы на субсидию смогут и должники при наличии заключенного соглашения о рассрочке погашения долга.
Кроме этого, не нужно будет собирать многие документы на получение субсидии, так как большую их часть органы социальной защиты населения будут запрашивать самостоятельно через систему межведомственного взаимодействия.