- Объект незавершенного строительства водоснабжение
- Объекты незавершенного строительства: надо ли платить налог?
- 1. Что такое объекты незавершенного строительства (ОНЗС)?
- 2. В каких случаях права на объект незавершенного строительства нужно регистрировать в Росреестре?
- 3. Как исчисляется налог на имущество по объектам незавершенного строительства?
- Объект незавершенного строительства относятся к объектам налогообложения (ст. 400, пп. 5 п. 1 ст. 401 Налогового Кодекса РФ – НК РФ).
- Налоговая ставка не недостроенный объект.
- Порядок и срок уплаты налога на объект незавершенного строительства.
- 4. Существуют ли льготы на уплату налога по объекту незавершенного строительства?
- Практики
- Незавершенное строительство
- Видео по теме
Объект незавершенного строительства водоснабжение
Регистрация недостроенного объекта недвижимости
Необходимость поставить недострой на кадастровый учет может возникнуть в нескольких случаях:
— при подведении коммуникаций к объекту недвижимости (газ)
— для перевода арендованного земельного участка в собственность
После постановки на кадастровый учет объект незавершенного строительства налог на него будет ниже, чем на объект завершенного строительства. Размер налога на объект незавершенного строительства составляет 0,1% от кадастровой стоимости на объект недвижимости.
! Для постановки недостроя на кадастровый учет потребуется заказать технический план дома на недостроенный объект недвижимости. Техплан выполняется кадастровым инженером, обладающим необходимой квалификацией и состоящим в СРО. Для изготовления техплана необходим выезд инженера на объект, проведение необходимых замеров, изучение предоставленных документов и запрос иных необходимых данных.
! Для регистрации недостроенного жилого дома помимо правоустанавливающих документов и технического плана потребуется уведомление о начале строительства.
За покупку недвижимости можно получить налоговый вычет на строительство жилого дома или на его достройку. Размер налогового вычета зависит от стоимости приобретенного объекта недвижимости и составляет 13%.
Налоговый вычет можно получить за следующие виды работ и статей затрат:
- приобретение земли под строительство
- покупка объекта незавершенного строительства (жилого дома)
- заказ и оплата проектно-сметных документов
- строительство и подключение к общим инженерным сетям и коммуникациям (электричество, вода, канализация, газ)
- строительство автономных сетей и коммуникаций
- строительные/отделочные материалы и работы
! получить налоговый вычет можно только на жилой дом, на строение с назначением объекта «жилое строение» налоговый вычет не распространяется.
Преимущества и недостатки покупки недостроенного дома
+ К преимуществам покупки недостроя на высокой степени готовности объекта можно отнести возможность выбора отделки и возведения межкомнатных перегородок по своему усмотрению. Также можно будет выявить недостатки конструкции и при необходимости исправить их до начала отделочных работ.
+ Стоимость участка со стройматериалами или с объектом незавершенного строительства на порядок ниже, чем покупка участка с уже построенным и зарегистрированным домом.
— Однако есть и недостатки: покупатель вынужден будет нести материальные затраты на достройку объекта и постановку объекта на кадастровый учет (оформление прав на него).
— При покупке зарегистрированного недостроя новый собственник будет платить налоги за объект недвижимости
— При выборе участка с недостроем необходимо тщательно изучить проект дома и его расположение на участке, чтобы в дальнейшем не было проблем с регистрацией дома и постановкой его на кадастровой учет.
Объекты незавершенного строительства: надо ли платить налог?
Часто у людей возникает вопрос, нужно ли платить налог за объект незавершенного строительства — ведь по сути объекта недвижимости еще нет.
Именно на этот вопрос нам предстоит ответить в этой статье.
1. Что такое объекты незавершенного строительства (ОНЗС)?
Для начала разберемся, что же такое объекты незавершенного строительства (ОНЗС)?
Объекты незавершенного строительства – это те объекты, по которым не закончены строительные работы.
К таким объектам относят:
- законсервированную стройку;
- стройку на этапе приостановки;
- полностью остановленную стройку;
- готовый объект, проходящий проверку безопасности и соответствие техническим параметрам.
Такой объект может также находиться в стадии опытной эксплуатации.
2. В каких случаях права на объект незавершенного строительства нужно регистрировать в Росреестре?
Такая необходимость может возникнуть, к примеру, если нет возможности в настоящее время достроить объект, а нужно под его залог взять кредит в банке. Может возникнуть ситуация, когда есть необходимость передать права на недостроенный объект ОНЗС по гражданско-правовой сделке, тогда государственная регистрация права на такой объект является обязательной.
Статья 40 Закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) устанавливает особенности государственной регистрации права на объекты незавершенного строительства.
По общему правилу, государственная регистрация прав на недостроенный объект (ОНЗС) в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен объект, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок. Рекомендуем воспользоваться помощью специалиста , чтобы в дальнейшем с недвижимостью не возникло проблем.
Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении него были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом созданных в результате завершения строительства этого объекта здания, сооружения или всех помещений либо машино-мест в них и государственной регистрацией прав на них. С документами не будет проблем, если обратиться к специалисту. Мы Вам поможем, для этого просто перейдите по ссылке.
3. Как исчисляется налог на имущество по объектам незавершенного строительства?
Объект незавершенного строительства относятся к объектам налогообложения (ст. 400, пп. 5 п. 1 ст. 401 Налогового Кодекса РФ – НК РФ).
Объект незавершенного строительства рассматривается в виде недвижимого имущества наряду со зданиями и строениями.
Обязанность по уплате налога возникает, если в субъекте РФ, на территории которого расположено такое имущество, введен порядок уплаты налога исходя из кадастровой стоимости имущества. С 2020 г. для исчисления налога на имущество физических лиц, кроме Севастополя, применяется только кадастровая стоимость (ч. 3 ст. 5 Закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ; Информация ФНС России «Завершился переход к исчислению налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости»). Порядок оплаты устанавливается местными властями.
Кадастровая стоимость определяется исходя из государственной кадастровой оценки. Как для готовых зданий, так и для недостроенных обычно кадастровая стоимость меньше рыночной.
Налоговая ставка не недостроенный объект.
Каждый регион сам устанавливает размер налоговой ставки.
Для физических лиц при исчислении на основании кадастровой стоимости предельные ставки налога определены статьёй 406 НК РФ:
- 0,1% для жилых построек;
- 2% для административных, торговых объектов и объектов стоимостью более 300 тысяч рублей;
- 0,5% для остальных объектов.
Порядок и срок уплаты налога на объект незавершенного строительства.
Налоговый орган направляет уведомление на основании которого должен быть уплачен налог по месту нахождения недостроенного объекта. Налоговый орган не направляет уведомление, если общая сумма имущественных налогов составляет менее 100 рублей.
4. Существуют ли льготы на уплату налога по объекту незавершенного строительства?
Несмотря на то, что имущественный налог в некоторых случаях действительно можно оплатить по льготной ставке, недостроенных объектов это не касается.
В соответствии со ст. 407 НК РФ собственники данных объектов не имеют льгот, освобождающих их от уплаты налога. Также они не могут воспользоваться налоговыми вычетами, за исключением льгот и вычетов, установленных муниципальными нормативными актами по месту нахождения объектов налогообложения (п. 7 ст. 403 НК РФ).
Получить льготу можно будет только после завершения строительства и оформления постройки как полноценного объекта недвижимости.
Практики
Незавершенное строительство
Видео по теме
«Незавершенное строительство» — определение достаточно сложное, включающее в себя стоимость уже выполненных работ. Кроме того, к данной категории можно относить величину принятых заказчиком и уже оплаченных процессов, выраженную в ценовом эквиваленте. Также следует помнить, что в названный раздел вдобавок попадает стоимость всевозможного технологического оборудования: как уже установленного, так и находящегося в процессе монтажа конструкции. Подводя итог всему вышеперечисленному, можно сделать вывод о том, что незаконченное строительство непременно влияет на состояние баланса заказчика и полностью относится к категории монтажных и проектно-изыскательских мероприятий, приписанных к незаконченным строительным объектам либо же не сданным вовремя в условия нормальной эксплуатации.
Незавершенное строительство — важный экономический показатель, который следует выделять на фоне прочих аналогичных. Все дело в схожести названия и достаточно различных определениях. К примеру, максимально похожий термин (незавершенное строительное производство) обозначает стоимость выполненных монтажных и строительных мероприятий, которые, в свою очередь, не могут приниматься и оплачиваться непосредственно заказчиком. Согласитесь, разница достаточно существенная.
Незавершенное строительство уменьшается в результате ликвидации величины и количества всевозможных промежуточных платежей. Кроме того, оказывает значительное влияние на вышеупомянутый параметр степень перехода объекта в фазу взаимных расчетов между заказчиком и исполнителем.
С другой стороны, сокращение величины параметра «незавершенное строительство» влечет за собой увеличение вышеупомянутого показателя, такого как незавершенное строительное производство. Таким образом, вычисляя один критерий, можно наблюдать за изменением в поведении другого.
Определение данного термина является достаточно простым, однако состоит из множества групп и разновидностей. Например, к данному понятию можно отнести любой предмет договора строительного подряда, который находится в непосредственной зависимости от множества причин. Подобными основаниями может считаться как отсутствие на балансе заказчика достаточной суммы денежных средств, так и недостаточная оснащенность строительными материалами. В результате вышеперечисленных факторов объект строительства консервируется и на некоторое неопределенное время остается на стадии незавершенного формирования. Если говорить буквально, то к подобному термину можно отнести любые строения, сооружения и здания, возведение и обустройство которых было не закончено. Исключением из названного правила становятся всевозможные временные сооружения, такие как навесы, постройки и различные другие подобные павильоны.
Объект незавершенного строительства
В настоящее время довольно часто тот или иной объект, выступающий предметом договора строительного подряда, в силу различных причин (отсутствие денежных средств или строительных материалов и пр.) так и остается на стадии строительства. В подобной ситуации речь идет об объекте незавершенного строительства. Действующее законодательство Российской Федерации не дает прямого ответа на то, что представляет этот объект.
Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Из данной нормы можно сделать один основной вывод: согласно действующему гражданскому законодательству, объекты незавершенного строительства признаются недвижимостью.
Согласно Градостроительного кодекса РФ, то исходя из толкования его ст. 1 объектом незавершенного строительства признаются такие объекты капитального строительства, как здания, строения, сооружения, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Следует отметить, что указанное определение является крайне некорректным с точки зрения его функциональности. Рассматривая объект незавершенного строительства через объект капитального строительства, законодатель не уточняет, что является таким объектом капитального строительства.
Попытки раскрыть понятие объекта строительства были предприняты в Инструкции о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству. Согласно п. 2.4 Инструкции, объектом строительства является каждое отдельно стоящее здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, инструментом и инвентарем и т. д.), на строительство, реконструкцию, расширение или техническое перевооружение которого должен быть составлен отдельный проект и смета.
Исходя из доктринального толкования определения, можно сделать вывод, что термин «объект строительства» является основополагающим и применяется как к объектам завершенного, так и незавершенного строительства.
Таким образом, единое понятие, которое позволило бы выделить объект незавершенного строительства среди других объектов в действующем законодательстве, отсутствует.
Обращение к судебной практике позволяет констатировать, что судам при рассмотрении конкретных споров приходится неоднократно обращаться к правовому режиму объектов незавершенного строительства. В информационном письме Президиума ВАС РФ № 21 при разрешении спора установлено, что на земельном участке «возведен фундамент и стены дома. Перемещение этого объекта без несоразмерного ущерба невозможно. Следовательно, данный объект является объектом недвижимости». Как следует из изложенного, при определении статуса спорного объекта суд руководствуется не наличием государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а объективными физическими свойствами объекта, изложенными в п. 1 ст. 130 ГК РФ.
Согласно Определению Высшего арбитражного суда РФ № 8985/08 «объектом незавершенного строительства может являться как здание, так и строение или сооружение, поскольку указанный правовой термин характеризует не конструктивные особенности объекта недвижимости и функциональные цели его создания, а сам процесс создания объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого объекта… Особенностью объекта незавершенного строительства является то, что данный объект не может быть использован в качестве здания, строения или сооружения, поскольку он не введен в эксплуатацию и находится на этапе строительства».
Таким образом, в судебной практике наблюдается разброс мнений в разрешении вопроса о понятии объекта незавершенного строительства и, соответственно, выделяются различные его признаки.
Если же обратиться к научной литературе, то можно отметить, что понятие объекта незавершенного строительства является дискуссионным, ученые до сих пор не пришли к единому мнению о его определении. Р.А. Валеев, считает, что «объект незавершенного строительства — это создаваемое или реконструируемое здание (сооружение), на которое отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в установленном законодательством порядке». Полагаем, что изложенная позиция нуждается в дополнении и уточнении. Прежде всего, приравнивать объект незавершенного строительства, который нельзя использовать по назначению и который не имеет конструктивной целостности, к уже построенному и введенному в эксплуатацию зданию, является нелогичным.
В указанном определении также не учтено то обстоятельство, что строительство на объекте может быть прекращено либо законсервировано. Зачастую случаются ситуации, когда в силу различных причин строительство на объекте не ведется. Согласно предоставленному определению, такой объект не будет являться объектом незавершенного строительства. Совокупностью строительных материалов этот объект также являться уже не будет, так как часть из материалов в процессе строительной деятельности потеряет свои свойства, а некоторые и вовсе исчезнут.
Таким образом, предложенное Р.А. Валеевым определение является несодержательным, так как не включает в себя всех необходимых признаков, характеризующих объект незавершенного строительства. Указание на два признака (создаваемое или реконструируемое здание и отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) является недостаточным.
Другой позиции придерживается Д.Ю. Патютко, который вообще не признает объект незавершенного строительства недвижимым имуществом, в силу того, что оно находится в процессе его создания. С такой позицией можно поспорить.
Следует признать, что поскольку объект незавершенного строительства фактически неразделим с земельным участком, на котором находится, и его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению, то есть попадает под определение ст. 130 ГК РФ, постольку отнесение такого объекта к движимому имуществу выглядит несколько абсурдным.
Согласно ст. 219 ГК РФ, государственной регистрации подлежит право собственности как на здания и сооружения, так и на другое вновь создаваемое недвижимое имущество. Объект незавершенного строительства попадает под категорию «вновь создаваемого имущества». В этой связи объект незавершенного строительства вполне обоснованно можно рассматривать как недвижимое имущество.
Д.Ю. Патютко, не признавая объект незавершенного строительства недвижимостью, определяет его как «вид имущественного комплекса, который возникает в процессе создания (реконструкции) здания или сооружения…».
Определение объекта незавершенного строительства через имущественный комплекс представляет собой новый взгляд. Однако признавать такой объект в виде комплексного института, включающего в себя не только имущество, но и вещи, и права на них, в обход общепризнанного классического деления вещей на движимые и недвижимые, является не вполне обоснованным.
Более того, по существу в указанном определении не выявлены какие-либо признаки объекта, кроме как имущественного комплекса и простого перечисления того, что в него входит. Автор также не учитывает, что строительство на объекте может быть приостановлено и законсервировано.
Однако такой признак выделяет Д.С. Некрестьянов в своем определении, согласно которому под объектами незавершенного строительства понимает «объекты недвижимого имущества вне зависимости от степени готовности, не принятые в эксплуатацию, строительство которых ведется, приостановлено, законсервировано или прекращено». Однако и оно не является достаточно полным. Например, не учитывается такой признак объекта незавершенного строительства, как индивидуальная определенность. Любой объект недвижимости всегда уникален и незаменим.
На основании изложенного, необходимо выделить те признаки объекта незавершенного строительства, которые необходимо учитывать при его определении:
1. наличие прочной связи с землей объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
2. индивидуальная определенность объекта;
3. процесс строительства данного объекта должен быть приостановлен, законсервирован или окончательно прекращен.
Таким образом, наиболее оптимальным представляется вариант, согласно которому объект незавершенного строительства — это индивидуально определенный объект недвижимости, на котором приостановлены, законсервированы, прекращены либо ведутся строительные работы, направленные на сдачу его в эксплуатацию с целью дальнейшего использования по назначению.
Данное определение представляет собой комплексное соединение признаков объекта незавершенного строительства, выделяемых в научной литературе, а также включение в него ранее не рассматриваемого признака объекта — индивидуальная определенность.
Собственность незавершенное строительство
До недавнего времени вопрос об отнесении незавершенного строительства к недвижимому имуществу являлся дискуссионным. Ранее объект незавершенного строительства рассматривался законодателем как совокупность строительных материалов и вложенного труда и не признавался в качестве предмета гражданско-правовых сделок. В научной литературе было высказано мнение о том, что объект незавершенного строительства не может считаться объектом недвижимости, поскольку «до регистрации в порядке ст. 219 ГК любой объект не может считаться недвижимостью». Существовало и иное мнение: «. объект строительства, неразрывно связанный с землей, вне зависимости от того, завершены строительные работы или нет, неправомерно рассматривать как движимое имущество, поскольку он подпадает под определение недвижимой вещи».
Данная дискуссия разрешилась лишь в связи с внесением изменений в ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), согласно которым объекты, не завершенные строительством, были включены в перечень недвижимых вещей. Несмотря на это, на сегодняшний день понятие «объект незавершенного строительства» содержится лишь в Градостроительном кодексе РФ и отождествляется с понятием «объект капитального строительства» — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Но, на наш взгляд, данное определение не отражает всех существенных признаков, характеризующих этот объект, в связи с чем неразрешенным остается вопрос и о моменте возникновения такого объекта.
Существуют различные точки зрения на то, с каким юридическим фактом следует связывать момент возникновения объекта незавершенного строительства. Согласно одной из них таким фактом следует считать получение разрешения на строительство и прав на земельный участок. На наш взгляд, данная позиция представляется неверной, поскольку такой юридический факт порождает лишь права на строительство объекта, без которых он считался бы самовольной постройкой, но не сам объект.
Наиболее широкое распространение получила точка зрения о том, что юридическим фактом, с которым следует связывать момент возникновения, а, следовательно, и первоначальную государственную регистрацию объекта незавершенного строительства, является прекращение договора подряда в отношении этого объекта. Данную позицию поддерживают ряд авторов, таких как Е.А. Суханов, Г.С. Мостов, а также судебная практика.
Как следует из Постановления Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», «по смыслу статьи 130 ГК РФ и статьи 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» незавершенные строительством объекты, не являющиеся предметом действующего договора строительного подряда, относятся к недвижимому имуществу». Таким образом, необходимым условием того, чтобы объект незавершенного строительства был признан объектом недвижимости, а также для регистрации права собственности на такой объект, по мнению ВАС РФ, является факт прекращения договора строительного подряда в отношении данного объекта.
При этом ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на основании содержания которой Пленум ВАС сделал этот вывод, была существенно изменена Федеральным законом № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Новая редакция закона больше не обусловливает государственную регистрацию права собственности на объекты, незавершенные строительством, необходимостью совершения сделки с такими объектами, а также приводит закрытый перечень документов, необходимых для регистрации объектов незавершенных строительством, в связи с чем возникает вопрос об актуальности и обоснованности применения положений п. 16 Постановления Пленума ВАС № 8, касающихся необходимости расторжения договора строительного подряда. Несмотря на это, ВАС РФ и ныне руководствуется указанным выше Постановлением Пленума.
В свою очередь, Д.И. Ильин полагает, что «требование регистрирующих органов (при государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства и сделок с ними) о необходимости предоставления доказательств расторжения (прекращения) договоров строительного подряда в отношении объектов незавершенного строительства должно быть отменено». Данное мнение, на наш взгляд, является не безосновательным, а постановка момента возникновения объекта незавершенного строительства в зависимость от прекращения договора строительного подряда представляется неверной. В свою очередь, на местном уровне вопрос, связанный с моментом, возникновения объекта незавершенного строительства, четко урегулирован, что отражено в п. 2 Приложения к Постановлению главы администрации города Краснодара № 591 «Об утверждении Положения о порядке отчуждения и регистрации незавершенных строительством объектов нежилого фонда» в соответствии с которым незавершенным строительством признается строящийся объект нежилого фонда с готовностью более 30% от утвержденного проекта, расположенный на земельном участке, владение которым подтверждено правоустанавливающими документами. Следовательно, момент возникновения объекта незавершенного строительством ставится в зависимость от степени его готовности.
Таким образом, на наш взгляд, критерий степени готовности объекта незавершенного строительства носит лишь описательный характер и не влияет на момент его возникновения.
В рамках данной проблематики необходимо также рассмотреть значение такого юридического факта, как государственная регистрация объекта незавершенного строительства. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа № А56-7717/04 было отмечено, что незавершенное строительство может быть признано объектом гражданского права с распространением на него правового режима недвижимого имущества только при осуществлении государственной регистрации в порядке, установленном п. 2 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Данную позицию, по нашему мнению, нельзя признать обоснованной. Во-первых, следует отличать существование права на объект и существование самого объекта. Действительно, ст. 131 ГК РФ предусматривает возможность наряду с государственной регистрацией осуществления специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества. Тем не менее, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает обязательность регистрации прав на объект незавершенного строительства, но не регистрации самого объекта. Во-вторых, анализируя данный подход, можно сделать вывод о том, что до государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства его просто не существует, то есть, фактически нет объекта, подлежащего государственной регистрации. Таким образом, государственная регистрация является лишь правообразующим элементом по отношению к объекту незавершенного строительства, но не является юридическим фактом, с которым следует связывать момент его возникновения.
Наиболее обоснованной и аргументированной, на наш взгляд, является позиция, в соответствии с которой моментом возникновения объекта незавершенного строительства следует считать момент приобретения этим объектом свойств недвижимой вещи. Данный подход поддерживается М.И. Брагинским, который справедливо отметил: «. при всей несомненной специфике правового режима третьего вида объектов строительства это, прежде всего, не должно было бы служить основанием для непризнания соответствующих объектов недвижимостью. Решающее значение имеет то, что не сданный заказчику объект, не отличаясь этим от сданного, прочно связан с землей».
Необходимо отметить, что при приобретении объектом свойств недвижимой вещи возникает новый самостоятельный и целостный объект права. Кроме того, данный подход полностью отражает позицию законодателя в части включения объектов незавершенного строительства в перечень недвижимого имущества.
В рамках заявленной темы следует рассмотреть вопрос о порядке регистрации права собственности на объект незавершенного строительства. Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется в административном порядке (регистрирующим органом) на основании документов, перечень которых указан в п. 3, 4 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Помимо административного порядка регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства существует также возможность признания права собственности на такие объекты в судебном порядке, в связи с чем необходимо проанализировать процессуальные особенности рассмотрения судами дел о признании права собственности на объекты незавершенного строительства.
В первую очередь следует обратить внимание на подведомственность и подсудность данной категории дел. Дела о признании права собственности на объекты незавершенного строительства подведомственны судам общей юрисдикции и арбитражным судам в зависимости от характера спора и субъектного состава участников этого спора.
Характер спора, разрешение которого отнесено к подведомственности арбитражных судов, определен законодателем как «экономический». Это спор, возникший в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ)).
Субъекты споров, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов и, следовательно, исключены из подведомственности судов общей юрисдикции, содержатся в ч. 2, 5 ст. 27 АПК РФ.
Оба критерия, по которым проводится разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами и определяется подведомственность дел последним, должны учитываться в совокупности. При отсутствии любого их них дело подлежит разрешению в судах общей юрисдикции, если только специальными нормами оно не отнесено к подведомственности арбитражных судов.
В случае если дела подведомственны суду общей юрисдикции, подсудность дел определяется по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ). Полномочия мирового судьи по рассмотрению имущественных споров ограничены ценой иска в сто тысяч рублей.
Если цена иска превышает указанную законом сумму, судья возвращает исковое заявление в связи с неподсудностью, дела данному суду (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ). Следовательно, при вышеназванных условиях по правилам ст. 24 ГПК РФ дела о признании права собственности на объект незавершенного строительства становятся подсудными районному суду.
В случае если дела подведомственны арбитражным судам, их рассмотрение в первой инстанции подсудно арбитражным судам республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (п. 1 ст. 34 АПК РФ). Дела о признании права собственности на объекты незавершенного строительства, подведомственные как судам общей юрисдикции, так и арбитражным судам, рассматриваются в порядке искового производства.
Закон предоставляет широкую возможность обращения в суд заинтересованным лицам (гражданам и организациям) в случае нарушения их прав и свобод.
Наличие или отсутствие права на предъявление иска проверяется при принятии искового заявления. По смыслу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Заинтересованными лицами в рассматриваемой категории дел являются участники отношений, в результате которых возникает объект незавершенного строительства.
Вопрос о том, кто именно из участников отношений (подрядчик, заказчик, инвестор) имеет право на признание права собственности на этот объект, представляет определенные сложности.
Одним из участников таких отношений является подрядчик. Однако его право на признание права собственности на объект незавершенного строительства носит противоречивый характер. Так, например, в Законе РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» указывается, что незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг.
В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором (контрактом). А согласно п. 1 ст. 2 указанного выше закона субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Таким образом, согласно Закону РСФСР до момента передачи объекта недвижимости заказчику право долевой собственности возникает и у подрядчика. В свою очередь, на основании п. 1 ст. 705 ГК РФ подрядчик несет риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком. Если бы подрядчик был «потенциальным собственником», то не было бы необходимости специально переносить на него риск случайной гибели. Также неправомерным было бы требование заказчика к подрядчику, в случае прекращения договора до его исполнения, передать ему результат незавершенной работы (ст. 729 ГК РФ). Таким образом, на наш взгляд, неправомерно признавать подрядчика собственником объекта незавершенного строительства в целом либо его части, за исключением случаев, когда подрядчик также является и инвестором. Относительно вопроса о том, кто может признать право собственности на объекты незавершенного строительства после оплаты выполненной работы инвестором, следует согласиться с мнением С.П. Гришаева: «. можно прийти к выводу о том, что собственником становится сам инвестор».
По данной категории дел доказательствами являются документы, перечисленные в ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (документы, подтверждающие право собственности или иное право на земельный участок, разрешения на строительство, проектная документация и документы, содержащие описание объекта незавершенного строительства), а также другие договоры, объектом которых является объект незавершенного строительства.
Что касается решения судов по данной категории дел, суд в случае признания права собственности на объект незавершенного строительства своим решением обязывает регистрирующий орган зарегистрировать такой объект.
Порядок апелляционного и кассационного обжалования решений судов по делам о признании права собственности на объект незавершенного строительства, подведомственным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, определяется по правилам гл. 39, 40 ГПК РФ и 34, 35 АПК РФ соответственно.
Подводя итоги, следует отметить то, что в правовых нормах, регулирующих отношения, связанные с объектом незавершенного строительства, усматривается ряд противоречий. В связи с этим существует возможность для широкого толкования законодательства в этой части, а, следовательно, и злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц. Следует согласиться с мнением Р.А. Валеева: «. обилие формулировок при отсутствии единого понимания данного объекта порождает проблемы в правоприменительной практике. Сложившийся пробел способствует упрощенному обороту объекта незавершенного строительства. Например, путем признания таковым вырытого котлована под фундамент лицо приобретает права на интересующий его земельный участок».
Объект незавершенного строительства является особым видом недвижимого имущества, поэтому необходима более детальная регламентация отношений, связанных с такими объектами. Таким образом, по нашему мнению, первоочередной задачей для устранения пробелов в законодательстве и единства судебной практики является законодательное закрепление путем включения в соответствующие статьи ГК РФ, Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и иных нормативно-правовых актов содержания термина «объект незавершенного строительства», отражающего все существенные признаки данной категории.