Объекты коммунального комплекса по водоснабжению

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) организация коммунального комплекса — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

2) системы коммунальной инфраструктуры — совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований;

3) объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов , — объекты, непосредственно используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

4) производственная программа организации коммунального комплекса — программа деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (далее также — производственная программа);

5) программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования — программа строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования (далее — программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры);

6) инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры — определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (далее также — инвестиционная программа);

7) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

8) цены (тарифы) для потребителей — ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

9) тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) — ценовая ставка, формирующая плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения указанных объектов недвижимости (далее — тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры);

10) тариф организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры — ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса (далее также — тариф организации коммунального комплекса на подключение);

11) плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения — плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта (далее также — плата за подключение);

12) надбавка к цене (тарифу) для потребителей — ценовая ставка, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры (далее также — надбавка для потребителей);

13) надбавка к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса — ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса на основе надбавки к цене (тарифу) для потребителей, учитывается при расчетах с указанной организацией за производимые ею товары (оказываемые услуги) и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса;

14) тарифы и надбавки — тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, подлежащие регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

15) мониторинг выполнения производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса — периодический сбор и анализ информации о выполнении производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса, а также информации о состоянии и развитии систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

16) доступность для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса — доступность приобретения и оплаты потребителями соответствующих товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом цен (тарифов) для потребителей и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

17) потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов — лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее — потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:

Читайте также:  Схема подключения отопления через газовый котел

а) в многоквартирных домах — товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;

б) в жилом доме — собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги;

18) финансовые потребности организации коммунального комплекса — расчетные значения объема денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса по тарифам и надбавкам, который необходим для выполнения производственной программы и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры;

19) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг) , — изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20

ГАРАНТ:

Положения настоящего Федерального закона, регулирующие установление и применение предельных индексов, действуют до 1 января 2009 г.

20) предельные индексы — устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Комментарий к статье 2

Из данного в Законе определения организации коммунального комплекса можно выделить три признака, одновременное наличие которых свидетельствует об относимости организации к коммунальному комплексу.
Во-первых, организация коммунального комплекса должна иметь статус юридического лица. Индивидуальный предприниматель, действующий без образования юридического лица, либо простое товарищество не могут относиться к организациям коммунального комплекса, что выводит их из-под правового регулирования данного Закона, но не запрещает заниматься аналогичными видами деятельности. Объективных причин для такого исключения индивидуальных предпринимателей из коммунального комплекса нет. Подобное положение вещей в ближайшее время потребует устранения пробела в законодательстве путем внесения изменений (дополнений).
Во-вторых, организация коммунального комплекса должна непосредственно осуществлять эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры либо иных объектов.
В-третьих, эксплуатация системы (систем) коммунальной инфраструктуры должна осуществляться для производства товаров и услуг в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а эксплуатация иных объектов должна осуществляться для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Под системами коммунальной инфраструктуры законодатель понимает совокупность производственных и имущественных объектов. При этом в такую совокупность могут быть включены практически любые объекты гражданских прав, любое используемое в гражданском обороте имущество, обладающее двумя указанными в Законе признаками. Такими признаками являются сфера использования указанного имущества (функциональный признак) и местонахождение имущества (территориальный признак).
Функциональный признак систем коммунальной инфраструктуры подразумевает использование имущества исключительно для целей электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Наличие этого признака позволяет исключать из состава тарифов затраты на содержание имущества, не используемого при осуществлении указанных видов деятельности, а также более эффективно проводить анализ инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Территориальный признак систем коммунальной инфраструктуры подразумевает их расположение (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенность для нужд потребителей этих муниципальных образований. Данный признак является значимым для установления надбавок к тарифам организаций коммунального комплекса, используемых на реализацию инвестиционных программ, так как полномочия по установлению указанных надбавок принадлежат органам местного самоуправления, осуществляющим свои властные полномочия в границах одного муниципального образования. Подобного значения для процедуры установления тарифов территориальный признак не имеет.
В отличие от систем коммунальной инфраструктуры, объектом которых является некоторая совокупность имущества, необходимая при осуществлении данного вида деятельности, объектами, используемыми для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, признаются только те единичные объекты (вещи), которые непосредственно используются для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Кроме того, территориальное месторасположение этих объектов не имеет значения. Вероятно, это связано с тем, что при осуществлении данного вида деятельности имеет значение место изъятия твердых бытовых отходов, а не место их утилизации (захоронения). Традиционно места утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов находятся за пределами населенных пунктов и используются одновременно потребителями нескольких муниципальных образований.
Производственная программа организации коммунального комплекса является одной из составных частей бизнес-плана организации, содержащей не только перечисление видов продукции (услуг), которые планируется выпускать (предоставлять) в ходе эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры или иных объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (осуществления деятельности), с указанием объемов производства и обоснованием ценовых показателей, но также и план мероприятий по реконструкции указанных систем. Без плана реконструкции указанных систем производственная программа не может быть признана производственной программой организации коммунального комплекса.
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования (далее — программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры), несмотря на свое название, представляет собой программу строительства и (или) модернизации не только систем коммунальной инфраструктуры, но и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Назначением программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры является обеспечение соответствия возможностей указанных систем изменяющимся потребностям жилищного и промышленного строительства (потребителей). При этом органы местного самоуправления, утверждающие программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры, планируют (прогнозируют) темпы и объемы данного строительства в целях создания условий для гармоничного развития территорий.
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, согласно данному в Законе определению, представляет собой программу финансирования строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов (вероятно, имеются в виду твердые бытовые отходы), в целях реализации программы комплексного развития. Таким образом, из сопоставления легальных определений инвестиционной программы организации коммунального комплекса и программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования становится очевидно, что в данном Федеральном законе роль инвестора или, иными словами, собственника систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, отводится муниципалитетам в лице органов местного самоуправления. Подтверждение этому можно найти в ст. 11 данного Закона, регулирующей порядок реализации инвестиционных программ. Данное обстоятельство влечет за собой необходимость внесения изменений как в легальные определения понятий систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, так и в определение предмета регулирования настоящего Закона, поскольку в существующем виде они являются неточными и не соответствуют общему смыслу Закона.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, по смыслу настоящего Закона, представляют собой ценовые ставки, по которым осуществляются непосредственные расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары и услуги. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат включению (включаются) в состав цен (тарифов) для потребителей. Надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса не включаются в состав тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Цены (тарифы) для потребителей представляют собой ценовые ставки, которые включают в себя тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, или, иными словами, являются их суммой, обеспечивающей производство товаров и услуг (необходимую валовую выручку) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Примером такой суммы может являться стоимость водоснабжения (цена (тариф) для потребителя), которая складывается из нескольких тарифов на товары (услуги) для организаций коммунального комплекса, в частности тарифов на добычу воды, очистку воды, транспортировку воды.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что понятие цены (тарифа) для потребителей, данное в настоящем Федеральном законе, не распространяется на электро- и теплоснабжение. Надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, подобно надбавкам к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, не включаются в состав цен (тарифов) для потребителей.
Согласно данному в Законе определению, тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) представляет собой ценовую ставку, формирующую плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов). Данная ценовая ставка устанавливается за определенную единицу потребляемой нагрузки, измеряемую в физических величинах.
Под тарифом организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры понимается ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса. Используется указанная ценовая ставка исключительно в целях финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения является платой, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта. Размер этой платы определяется как произведение тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) и количества единиц потребляемой нагрузки, измеряемой в физических величинах.
Надбавка к цене (тарифу) для потребителей устанавливается органами местного самоуправления в целях финансирования инвестиционных программ коммунального комплекса и, подобно цене (тарифу) для потребителей, является суммой надбавок к тарифам на товары и услуги тех организаций коммунального комплекса, которые реализуют утвержденные органами местного самоуправления инвестиционные программы.
Надбавка к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет собой ценовую ставку, используемую для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса. Данная надбавка является составной частью надбавки к цене (тарифу) для потребителей.
Согласно данному в Законе определению, под совместным употреблением слов «тарифы» и «надбавки» следует понимать собирательный образ предмета регулирования как вида деятельности, осуществляемого соответствующими регулирующими органами на основе Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также правил, утверждаемых Правительством РФ во исполнение указанного Закона.
Мониторинг выполнения производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса представляет собой периодический сбор информации о выполнении производственной программы и инвестиционной программы коммунального комплекса, а также о состоянии и развитии систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с выполнением последующего анализа указанной информации. Осуществляют такой мониторинг органы государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также органы местного самоуправления. При этом настоящий Федеральный закон наделяет органы местного самоуправления компетенцией по мониторингу как производственной программы, так и инвестиционной программы, в то время как органы государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, наделяются полномочиями по мониторингу только производственной программы. Методику проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок Правительством РФ.
Понятие доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, приведенное в Законе, представляется неточным и неоднозначным. Так, например, согласно тексту Закона, под доступностью для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса понимается доступность приобретения и оплаты потребителями соответствующих товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом цен (тарифов) для потребителей и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. При этом остается неясным, что понимается непосредственно под доступностью. Естественно, что под доступностью в данном случае не может пониматься прямое соотношение уровня дохода потребителя и цен (тарифов) для потребителей на товары (услуги) организаций коммунального комплекса. В данном случае, вероятно, можно говорить о доступности как о соотношении определенной части дохода потребителя, остающейся после приобретения им товаров и услуг, входящих в состав так называемой минимальной потребительской корзины.
В силу того что настоящий Федеральный закон относит к категории потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса не только граждан, но и иных лиц, участвующих в гражданских правоотношениях, т.е. юридических лиц, а также органы государственной и муниципальной власти, то под доступностью в таких случаях можно понимать соотношение части дохода потребителей, оставшейся после совершения ими обязательных платежей, обеспечивающих их нормальное функционирование. Опять не ясно, с чем соотносится «часть дохода потребителя». Можно закончить предложение так же, если это верно: «. функционирование, и цен (тарифов) для потребителей на товары (услуги) организаций коммунального комплекса».
Комментируемый Федеральный закон под потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов понимает любых лиц, приобретающих по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее — потребители). Потребителем может выступать как гражданин, так и юридическое лицо либо государственный или муниципальный орган. При этом определяющим в данном понятии является наличие договора купли-продажи электрической и тепловой энергии, а также воды либо договора о возмездном оказании услуг водоотведения или утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Никакие иные гражданско-правовые договоры не могут служить основанием для отнесения к группе потребителей в смысле, придаваемом этому понятию настоящим Федеральным законом.
Кроме того, следует отметить, что Закон делит потребителей на две группы: потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилищном секторе и иные потребители. При этом потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилищном секторе делятся еще на две группы: потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в многоквартирных домах и потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилом доме.
Потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилом доме являются собственники этого дома или уполномоченные ими лица, предоставляющее коммунальные услуги.
Недостатком определения этой группы потребителей является то, что в данном Законе не дается легальных определений понятий «жилой дом» и «коммунальные услуги». Если в случае с понятием «жилой дом», исходя из содержания предшествующего подпункта комментируемой статьи, можно сделать вывод о том, что под ним понимается строение, используемое для проживания людей и не являющееся при этом многоквартирным, то в случае с понятием «коммунальной услуги» придется либо пытаться вывести его из перечисления видов экономической деятельности, приведенного в ст. 1 настоящего Закона, либо, что более вероятно, обращаться к иным нормативным актам.
Особо следует обратить внимание на то, что по смыслу данного Закона не являются потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса собственники жилых помещений в многоквартирных домах, за исключением случаев непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Под финансовыми потребностями организации коммунального комплекса в данном Законе понимаются расчетные значения объема денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса по тарифам и надбавкам, который необходим для выполнения производственной программы и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры. Данное понятие по своему смыслу идентично используемому в иных нормативных актах понятию «необходимая валовая выручка».
Под объективным изменением условий деятельности организаций коммунального комплекса, влияющим на стоимость производимых ими товаров (оказываемых услуг), в данном Федеральном законе понимается довольно широкий перечень событий. В теории, помимо изменения законодательства Российской Федерации, роста инфляции, превышающего учтенный в расчетах при утверждении тарифов, и изменения тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающего размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, практически любое изменение условий осуществления деятельности, отражающееся на экономических показателях организации коммунального комплекса, может быть признано объективным изменением условий деятельности организаций коммунального комплекса, влияющим на стоимость производимых ими товаров (оказываемых услуг). Для этого необходимо, чтобы такие условия были определены Правительством РФ.

Читайте также:  Valtec коллекторная группа для отопления с расходомерами настройка
Оцените статью