- Водоснабжение и водоотведение в ЖКХ: что входит, тарифы
- Правовая база
- Нормы и правила строительства систем
- Нормы водоотведения
- Нюансы систем водопровода в МКД
- Водоотведение в частном доме
- Правила для использования и предоставления
- Начисление оплаты за использование систем
- Статья 15.1. Обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, а также обеспечение исполнения обязательств по оплате водоотведения
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
Водоснабжение и водоотведение в ЖКХ: что входит, тарифы
Водоснабжение и водоотведение в ЖКХ направлены на обеспечение нормального уровня жизни граждан, проживающих в многоквартирных домах. При проведении инженерных расчетов, связанных с проектированием коммуникаций, нужно учитывать правила подачи воды и канализации.
Правовая база
Регулирование системы водоснабжения и водоотведения происходит при использовании нескольких правовых актов.
Для решения основных вопросов применяются:
- Конституция РФ;
- Жилищный кодекс;
- Постановление Правительства России №6 от 2013 года «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»;
- Приказ ФАС №792/17 от 2017 года «Об утверждении форм предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также Правил заполнения таких форм»;
- Приказ Федеральной тарифной службы №2244-э от 2014 года «Об утверждении Регламента раскрытия информации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
Данные акты указывают на то, что значит организация системы отведения и снабжения водой МКД, описывают, как устанавливаются тарифы и закрепляют основные правила, применяемые в данной сфере.
Нормы и правила строительства систем
Указанные схемы в многоквартирном доме проектируются и сооружаются в соответствии с нормативными правилами, которые регламентированы определенными актами. Данные нормы применимы для разработки систем внутреннего и внешнего типа.
К числу основных правил можно отнести:
- всю проектную документацию, которая касается водоснабжения и водоотведения, необходимо согласовать с учетом особенностей, присущих системе канализации;
- элементы, применяемые для подачи ресурса, нужно окружить и защитить зоной водопровода;
- вода, поставляемая в жилые помещения, должна в полной мере отвечать санитарным нормам и стандартам качества;
- при возведении системы водоснабжения и водоотведения, следует учитывать современные технологии, в том числе полную автоматизацию процессов.
При производстве строительных работ нужно принимать во внимание такие нюансы, как особенности помещений, куда будет подаваться вода, необходимый расход ресурса, место расположения источника воды питьевого и технического назначения.
Нормы водоотведения
Что входит в процесс водоотведения оговаривается в ст. 154 ЖК РФ. Для определения нормы отведения воды в МКД нужно установить среднесуточный показатель количества потребления воды за сутки 1 гражданином.
Этот показатель устанавливается согласно нормам водоснабжения и зависит от условий местности: санитарных, климатических, экологических, гигиенических. Норматив отведения воды состоит из сточных вод, которые поступают в канализацию из каждой квартиры, расположенной в доме.
Если в районе отсутствует канализация, то данная норма принимается в расчет как 25 литров за сутки.
Нюансы систем водопровода в МКД
Услуга водоснабжения регламентирована положениями Постановления Правительства №354 от 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». С целью подачи ресурса жителям дома применяется система централизованного типа.
Ее отличием выступает то, что она имеет сложную проектировку, так как ресурс из общего источника поступает во все помещения МКД. Оплата воды производится по показаниям приборов учета. Если они не установлены в квартире, применяются повышенные нормативы.
Система канализации в доме, требует постоянной очистки, так как проходящие стоки сокращают объем. В результате может произойти засорение. Если проектировка труб верная, то они обладают свойством самоочищения.
Тариф отдельно на данную услугу не устанавливается, потому что она входит в общее понятие водоотведения, за что гражданин вносит оплату ежемесячно.
Водоотведение в частном доме
Рассматриваемые системы взаимосвязаны, что означает необходимость проектирования данных схем одновременно. Процесс водоотведения в частном доме предполагает, что нужно организовать не только сток воды хозяйственно-бытового назначения, но и последствий, образованных в результате осадков.
На сегодняшний день на каждом жилом участке располагается система автономного типа для отведения воды. Она располагается в 10-15 метрах от помещений. Чем глубже и шире выкопать водоотвод, тем больше удастся отвести сточных вод.
Правила для использования и предоставления
Вода, которая предназначена для пищевого и хозяйственного использования, направляется в помещения от организации, поставляющей данные услуги. Собственники квартир заключают соглашения с данными компаниями. Такие отношения урегулированы посредством положений Гражданского кодекса.
В соответствии с этим соглашением начисляется оплата за потребленные ресурсы. В документе прописываются правила расчета суммы. В ситуации, когда использование воды происходит без заключения рассматриваемого акта, это является нарушением.
Виновное лицо привлекается к ответственности по КоАП и УК РФ, о чем прописано в таблице:
Наказание КоАП
Санкции УК
Штраф для граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, для организаций от 20000 до 30 000 рублей
Штраф от 200 000 до 300 000 рублей, принудительные работы до 2 лет, лишение свободы на 2 года
Аналогичный порядок применяется в отношении системы водоотведения.
Начисление оплаты за использование систем
Что такое водоотведение в квитанции ЖКХ прописано в Постановлении Правительства №354 от 2011 года. Обязанность по производству расчета возложена на управляющую компанию.
Сумма в платежном документе за горячее и холодное водоснабжение формируется на основании потребленного количества ресурса. Отдельной строкой в квитанции фигурирует ОДН, что подразумевает необходимость оплаты ресурсов, использованных для содержания общего имущества жильцов дома.
Появилась новая методика расчета рассматриваемых услуг. По общеустановленным правилам, теперь количество кубов водоотведения равняется числу потребленного ресурса по водоснабжению.
В коммунальных платежках ЖКХ указанные услуги отражаются отдельными строками. Начисление производится с учетом показаний счетчика. Данные приборы определяются управляющей компанией. Также существует требование относительно того, чтобы учетные приборы отвечали стандартам.
Кроме того, обязательным условием выступает опломбировка аппарата. Если счетчики не установлены, то строка водоотведение и водоснабжение отражает повышенный размер оплаты. Применяются для расчета нормативы потребления на каждого гражданина, кто прописан в квартире.
Если образуется задолженность по оплате, то устанавливается ограничение водоотведения. В данной ситуации должникам приходит уведомление о приостановлении использования услуг до того момента, пока не будет произведена оплата. Управляющая компания ставит на канализацию заглушку, которую снимают после того, как лицо рассчитывается с долгом.
Таким образом, система водоотведения и водоснабжения в доме должны быть организованы по установленным правилам. За потребленные ресурсы жильцы МКД обязаны вносить оплату.
Статья 15.1. Обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, а также обеспечение исполнения обязательств по оплате водоотведения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 15.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие ранее
Статья 15.1. Обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, а также обеспечение исполнения обязательств по оплате водоотведения
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 15.1 настоящего Федерального закона
1. Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у абонентов возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, заключенным с организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, и гарантирующими организациями, а также критерии, при соответствии которым у абонентов возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения по договорам, заключенным с гарантирующими организациями. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения абонентами обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, а также обязанность предоставления обеспечения обязательств по оплате водоотведения у абонентов, не имеющих неисполненных обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения.
2. Указанная в части 1 настоящей статьи обязанность не устанавливается в отношении абонентов, являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями, собственниками и пользователями (законными владельцами) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующими в соответствии с жилищным законодательством управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
3. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, и гарантирующие организации обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить абонентов, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды и (или) необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения. В направляемом абоненту уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено организации, осуществляющей горячее водоснабжение, гарантирующей организации, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
4. В случае, если абонент до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения устранил допущенное нарушение обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня абонентов в субъекте Российской Федерации, в отношении которых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, и гарантирующими организациями установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, и (или) обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения.
6. Информация об устранении абонентом допущенных нарушений обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения учитывается при ведении предусмотренного частью 5 настоящей статьи перечня абонентов, обязанных предоставлять обеспечение, в соответствии с устанавливаемым Правительством Российской Федерации порядком формирования и ведения данного перечня.
7. Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, и (или) обеспечение исполнения обязательств по оплате водоотведения предоставляются абонентами, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, гарантирующими организациями в соответствии с настоящей статьей, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, гарантирующей организацией гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение абонентом обеспечиваемых гарантиями обязательств.
8. Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, а также обязанностей по оплате водоотведения.
9. Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
10. В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения банковских гарантий, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации условиям предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, гарантирующая организация обязаны принять указанные гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения.
11. Указанными в настоящей статье абонентами по согласованию с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, или гарантирующей организацией может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды и (или) исполнение обязательств по оплате водоотведения могут быть обеспечены иными способами, предусмотренными законом или договором.
12. Расходы абонентов, связанные с предоставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды и обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения, не учитываются при установлении (утверждении) для указанных абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов).
13. Срок, в течение которого действует обязанность абонента, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, гарантирующими организациями, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, и (или) обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения, определяется в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке.
14. До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, предусмотренный настоящей статьей порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам холодного водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, и (или) обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения применяется в отношении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение абонента, указанной в части 7 статьи 7 настоящего Федерального закона.