- Отопление гаража
- Существующие типы гаражного отопления
- Факторы, влияющие на принятие решения
- Плюсы и минусы различных отопительных систем
- Расходы на изготовление отопительной системы
- Выбор топлива по стоимости
- Приступаем к работе
- Первый этап – утепление конструкции гаража
- Шаг второй – обустраиваем систему отопления
- Водяное отопление
- Электрическое отопление
- Печное отопление
Отопление гаража
Гараж, это не просто место для хранения автомобиля. Для многих настоящих автовладельцев, проводящих время в гаражах = это культовое сооружение, в котором можно заняться техническим состоянием автомобиля, изготовить нужную поделку для дома, или пообщаться с друзьями.
Поэтому его оборудованию уделяется много внимания. Одним из направлений деятельности, которая позволяет обеспечить в помещении гаража комфортное состояние в любую погоду, является качественно обустроенное отопление гаража.
Существующие типы гаражного отопления
Каждый решает вопрос с отоплением по-своему. Тем более что для этого сегодня существует огромный выбор решений. В гараже можно обустроить отопление, работающее с использованием различных источников тепла:
- Водяное;
- Газовое;
- Электрическое;
- Установить отопительный прибор, работающий на твёрдом топливе;
- Использовать для отопления отработанные масла или солярку;
- Обогревать помещение горячим воздухом.
Факторы, влияющие на принятие решения
Для того чтобы правильно обустроить отопление гаража своими руками, предварительно следует выбрать систему, наиболее подходящую именно для вашего случая, которая обеспечит оптимальное соотношение таких параметров, как надёжность/комфорт/простота изготовления и обслуживания/стоимость.
Для этого необходимо проанализировать следующее:
- Место размещения гаража. Если гараж встроен в жилой дом, либо находится на приусадебном участке, на расстоянии до 20 м от него, то можно подключить отопление гаража к системе отопления дома. В том случае, когда гараж располагается в ГСК, создание системы отопления может быть выполнено централизованно, особенно в многоярусных ГСК;
- Как часто им пользуются (количество посещений и время пребывания). Если владелец появляется в гараже только для того, чтобы выгнать машину, либо заехать обратно, к системе отопления предъявляются одни требования. А в том случае, если он постоянно занимается там ремонтом техники или иными работами, нужна совсем другая система;
- Наличие в непосредственной близости от гаража магистрального газопровода, теплотрассы централизованного отопления и возможность подключения к ним;
- Доступность тех или иных видов топлива. Если имеется возможность регулярного приобретения отработанного масла, подлежащего утилизации и передаваемого вам бесплатно или за символическую плату, есть повод рассмотреть вариант СО, работающей именно на этом топливе. Если в вашем регионе легко можно приобрести уголь или дрова, то твёрдотопливный котёл подойдёт лучше всего и т.п.
- Климат в месте расположения гаража. В тех случаях, когда минусовые температуры в вашем регионе стоят всего несколько дней в году, нет смысла обустраивать отопление в гараже своими руками, рассчитанное на длительную работу в условиях низких температур;
- Из чего изготовлен гараж (сварен из металла, выложен из кирпича и т.п) и выполнено ли утепление конструкции. При отсутствии утепления, либо при недостаточном утеплении, обустраивать отопление в гараже следует с его утепления и обеспечения плотности прилегания створок ворот, с целью исключения сквозняков;
- Примерные затраты на обустройство системы отопления гаража, которые вы готовы понести. Пример. Наиболее комфортной и безопасной является система отопления с использованием электронагревательных приборов. Но расходы на отопление в данном случае будут весьма значительными.
Плюсы и минусы различных отопительных систем
Кроме вопросов внешнего характера, необходимо проанализировать преимущества и минусы возможных систем отопления гаража с технической точки зрения. При этом следует обратить внимание на такие параметры, как:
- Мощность выбираемой СО;
- Затраты на её обустройство;
- Наличие необходимости контроля за работающей системой;
- Затраты на приобретение, доставку и хранение энергоресурсов;
- Экологическая и пожарная безопасность.Самым бюджетным вариантом отопления в гараже является воздушное, с использованием ИК нагревателей, калориферов и тепловентиляторов. Подобное оборудование в процессе эксплуатации не требует контроля и регулярного ТО. Поэтому, если ценовая составляющая играет важную роль при выборе решения, выбирайте эту версию.Минусами вашего выбора, в данном случае, будут:
- Качественная работа ИК обогревателя возможна только в пустом гаражном помещении. Если в нём стоит машина, то её верхняя часть будет прогреваться значительно сильнее нижней;
- Тепловентиляторы и калориферы с должной эффективностью способны прогреть только незначительный участок гаража. Чтобы распределить тепло равномерно по всему объёму помещения, потребуется ставить несколько подобных приборов в разных точках гаража.Водяное отопление гаража, с использованием радиаторов различных конструкций, стоит существенно больше. Зато не имеет минусов, присущих предыдущему варианту СО. Рассматривая этот вариант отопления в том случае, когда оно выполняется в автономном варианте, следует оценить возможности котлов:
- Электрические являются самыми недорогими, но могут работать только при наличии электропитания;
- Твёрдотопливные стоят достаточно дорого и требуют регулярного обслуживания. Зато прекрасно подходят для отопления помещения любого объёма и являются полностью автономными. Конструктивно возможно смонтировать дополнительный теплоаккумулятор, что позволяет увеличить сроки между очередным обслуживанием до 4 суток. однако это увеличивает цену изделия, в лучшем случае, на 200000 руб;
Газовые модели достаточно дорогие. Для их работы требуется регулярная подача газа, а автоматика нуждается в наличии электросети для нормального функционирования. Если невозможно подключиться к магистральному газопроводу, то потребуется установка блока баллонов (min 5 штук) для того, чтобы система могла работать с должной эффективностью в течение одной – двух недель.
Расходы на изготовление отопительной системы
Минимальные расходы, которые понесёт владелец, обустраивая отопление гаража своими руками, потребуются при выборе воздушного отопления с использованием электрооборудования. Стоимость калорифера минимальна. Приобрести его можно практически везде и всегда.
В зависимости от выбранной вами мощности стоимость покупки тепловой пушки или тепловентилятора не превысит пяти тысяч рублей. ИК излучатели в настенном или напольном исполнении, включая конвекторы, предлагаются в ценовом диапазоне 3000 – 8000 рублей.
Модели потолочного исполнения для отопления гаража несколько дороже, 8000 – 15000 рублей. Зато не придётся расходовать средства в покупку и монтаж труб, радиаторов и бачка расширительного. А вот проводку поменять стоит, т.к. имеющаяся электропроводка может не выдержать потребляемого устройствами тока.
Покупка дровяной буржуйки – калорифера обойдётся дороже (в среднем 5000 – 15000 руб). Конструкция недостаточно эффективна и обогревает помещение она только до тех пор, пока в ней горит топливо.
Принятие решения о покупке и установке полноценного дровяного калорифера, типа «Буллерьян», имеющего приемлемый КПД, это удовольствие весьма дорогостоящее. Цена таких приборов отопления начинается от 30000 рублей. И, несмотря на цену, недостатки, присущие классической буржуйке, в полной мере проявляются и при эксплуатации подобных изделий. Они также предъявляют высокие требования к регулярному уходу и способны обогревать помещение только до тех пор, пока в них горит огонь. Именно этим объясняется тот факт, что для обогрева гаража на постоянной основе упомянутые конструкции практически не используются.
Газовые модели ИК обогревателей (3000 – 8000 рублей) характеризуются значительными объёмами потребления топлива. 50 литрового баллона пропана хватает не более чем на 40-50 часов работы. Поэтому установка такого обогревателя влечёт за собой требование об установке блока баллонов для того, чтобы не менять их ежедневно.
Отопление гаража водяное, с использованием ТЭН, индукционным, либо электродным котлом и традиционными радиаторами отопления значительно дороже версий, рассмотренных выше. Объясняется это значительной стоимостью регистров. Сами котлы аналогичных моделей стоят относительно недорого, от 3000 руб до 9000 руб. но к ним приходится суммировать расходы на покупку труб, бачка расширительного и регистров, что обойдётся в сумму от 7000 рублей.
Выбор в пользу установки котла газового обременит бюджет на ещё более крупную сумму. Объясняется это необходимостью покупки модели, имеющей закрытую камеру, так как только подобные модели позволяют контролировать температуру теплоносителя и процесс горения с должной степенью эффективности.
Твёрдотопливные котлы ещё дороже (с учётом потребности в теплоаккумуляторе). Цена такой покупки начинается от 15000 руб.
Выбор топлива по стоимости
Во многих случаях определяющим условием выбора топлива для отопления гаража становится цена вопроса. По указанному показателю предпочтения во многом зависят от региона, в котором находится гараж.
Стоимость одного кВт/часа потребляемой электроэнергии в разных регионах различна, равно, как и цена иных теплоносителей. Если она ? 2 руб, то электрообогреватели являются лучшим вариантом во всех отношениях, включая расходы на отопление.
При ценах до 3 руб за кВт/час стоимость потребляемой электроэнергии практически сопоставима с затратами на дрова. Если электроэнергия обходится дороже, то на дровяное отопление потребуется расходовать меньшие суммы. При условии покупки и установки теплоаккумулятора и осуществлении одной топки в 2 или 3 дня, либо при закладке топлива не более пары раз в сутки.
Для южных районов России с тёплыми зимами, продолжающимися ? 2 мес. Вариант с электрообогревом предпочтительнее, даже при ценах за кВт/час в 5 руб. к тому же, в подобном случае, не требуется постоянного контроля.
Минусом дровяного отопления в гаражах, является требование об установке котла в отдельном помещении. Кроме калориферов. Но последние используются исключительно для повышения температуры в гараже при выполнении ТО и ремонта машины.
По результатам анализа принимается окончательное решение о выборе. После этого предпринимаются конкретные шаги по подготовке к началу работ: закупаются необходимые материалы и оборудование, решается вопрос с инструментом, выполняются требуемые согласования и т.п.
Приступаем к работе
Первый этап – утепление конструкции гаража
Независимо от того, какому именно варианту отопления отдано предпочтение, работы по обустройству системы отопления начинаются с утепления гаража. Если позволяет место, выполнять утепление следует снаружи. Обусловлено это тем, что точка росы при подобном варианте утепления, выносится за пределы гаража и снижается вероятность возникновения мостиков холода.В зависимости от материала, из которого выполнены стены гаража (металл, кирпич, бетонная заливка, шлакоблоки и т.п.) выбирается тип утеплителя и рассчитывается толщина утепляющего слоя.
Наиболее часто для этих работ применяется минвата в рулонах или плитами (требует предварительного изготовления обрешётки), либо пенопласт (клеится на поверхность стен) со специальной пропиткой антипиренами (не горит). Возможно использование жидкой пеноизоляции.
Но этот вариант, при сопоставимой эффективности утепления, значительно дороже.
Ворота утепляются пенополистиролом.
Шаг второй – обустраиваем систему отопления
Водяное отопление
В том случае, когда гараж располагается во встроено-пристроенном к жилому дому помещении, либо находится от него на расстоянии менее 20 метров, можно рассмотреть вариант создания общей системы отопления. Это возможно только в том случае, когда мощности установленного отопительного котла на это хватит. В противном случае, потребуется приобретение и установка отдельного котла для гаражной системы отопления.
Принимая подобное решение, следует понимать, что суммарный расход топлива возрастёт. К этому следует быть готовым.
Трубы магистрали подачи горячей воды в систему отопления гаража прокладываются на специальных опорах. Их необходимо тщательно утеплить, чтобы минимизировать потери тепла при транспортировке.
Работы начинаются с проектирования будущей системы (разводка, места установки радиаторов их тип и количество и т.п.). Вместо покупных радиаторов можно сварить их из металлических труб, располагающихся горизонтально полу, что обойдётся дешевле (при сопоставимой эффективности работы).
В том случае, когда планируется установка собственного отопительного котла в гараже, работы необходимо выполнять в строгом соответствии с правилами пожарной безопасности и инструкцией по монтажу.
Твёрдотопливные и газовые котлы должны оборудоваться трубой для отвода продуктов горения и дыма. Выводить её следует через стену, чтобы не повредить гидроизоляцию крыши. Высота трубы должна обеспечивать устойчивое горение, для чего её верхний срез поднимается на высоту не менее 1м над крышей гаража. Наружная часть трубы должна быть утеплена. В противном случае, конденсат и сажа быстро выведут её из строя.
Если планируется использование газового котла, его установку и подключение должны проводить специалисты газовой службы. В том случае, когда газ в котёл планируется подавать от газопровода, проведённого в дом, до начала работ потребуется получить соответствующее разрешение в газовом хозяйстве и согласовать схему подключения.
Если котёл будет работать на сжиженном газе, то место для установки баллонов, подключение их в единый блок, с последующей подачей газа на котёл также должны выполнять специалисты газового хозяйства.
Использование твёрдотопливного котла предусматривает оборудование в гараже, либо непосредственно рядом с ним места для хранения топлива (уголь, дрова, пеллеты).
Электрическое отопление
Вариант электрического отопления предусматривает применение для этих целей переносных электронагревательных приборов. Это простой и удобный способ обогреть помещение гаража до требуемых температур. Диапазон мощностей современных обогревателей и многообразие их конструкций позволяют легко подобрать необходимое устройство.
Наиболее распространёнными конструкциями являются масляные радиаторы, ИК радиаторы, калориферы и тепловые пушки. Принцип работы этих устройств различен.
При работе масляного радиатора воздух, нагреваясь от соприкосновения с горячими стенками устройства, поднимается вверх. При этом освобождается место для новой порции холодного воздуха, поступающего снизу (т.е. имеет место естественная циркуляция).
Калориферы, оснащённые вентиляторами, и тепловые пушки осуществляют обогрев помещения за счёт того, что гонят обогретый воздух принудительно, ускоряя, тем самым, циркуляцию, за счёт чего помещение прогревается быстрее.
ИК радиаторы обогревают помещение локально, создавая в заданном месте зону температурного комфорта. Воздух в остальной части помещения прогревается за счёт естественной циркуляции.
Печное отопление
Если принимается решение отапливать гараж печным отоплением, то первоочередным становится вопрос выбора типа топлива и конструкции печи.
Чаще всего используются печи, работающие на твёрдом топливе. Они могут быть рассчитаны на какой-то один вид топлива (например, дрова) или быть универсальными (дрова, уголь, кокс).
Преимущества подобного решения – полная автономность системы отопления. Недостатки:
- Необходимость регулярно подкладывать топливо и контролировать процесс горения;
- Печи нуждаются в постоянном обслуживании (чистка, удаление золы и т.п.);
- Помещение обогревается только тогда, когда в печи горит топливо;
- Требуется место для хранения запаса топлива;
- Первоначальный обогрев гаража до комфортных температур занимает значительное время.Существует ряд технических решений, позволяющих избавиться от большей части упомянутых недостатков. Они реализованы в конструкции конкретных печей.Например, пеллетные печи способны в автоматическом режиме работать достаточно продолжительное время (до нескольких суток). Их недостатком являются:
- высокая цена;
- топливо для них (пеллеты) продаётся далеко не везде;
- необходимость выделения места для размещения бункера под пеллеты, их которого они подаются в печь.Печи пиролизные (иначе именуемые печами длительного горения) способны на одной закладке работать до 12 часов. Классическим представителем данных устройств является печь «Булерьян» (иное наименование «Бренеран») и их российские аналоги.Главными недостатками данных конструкций является их крайне высокая цена и значительная пожароопасность (поверхность моделей без защитных кожухов прогревается докрасна). Неаккуратное обращение с ними может привести к серьёзному ожогу. Поэтому все устанавливаемые печи комплектуются защитными кожухами, а место их установки огораживается специальными ограждениями.В случаях, когда владельцу гаража доступно приобретение отработанных масел, можно организовать обогрев гаража с использованием печи, работающей на этом виде топлива. Это один из самых экономичных способов организации отопления. Но у него также имеются недостатки.Главный из них – неоднородный состав подобного топлива, что оказывает существенное влияние на процессы горения и делает подобные печи весьма ненадёжными.Решить вопрос частично помогает предварительная очистка топлива в специальных термических установках. Изготовить их можно самому. К тому же горящее масло никак нельзя назвать решением, безопасным в пожарном отношении.