Обоснование договора по водоснабжению

Содержание
  1. Нюансы и правила заключения договора на водоснабжение и водоотведение
  2. Что это за документ, когда он составляется?
  3. Правовая база
  4. В чем разница для соглашения с физическим и юридическим лицом?
  5. Основные правила составления
  6. Содержание документа
  7. Предмет
  8. Срок и режим подачи воды
  9. Расчеты (тарифы, сроки, порядок)
  10. Права и обязанности сторон
  11. Как осуществляется учёт ХВС?
  12. Доступ к водопроводным сетям
  13. Контроль качества воды (питьевой и сточной)
  14. Ответственность сторон
  15. Порядок урегулирования споров
  16. Краткий перечень иных пунктов, которые могут включаться в договор
  17. Алгоритм действий для физических и юридических лиц
  18. Заключение
  19. Письмо Минфина России от 11.06.2020 № 24-01-07/50826 «О форме заключения контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по водо-, теплоснабжению, водоотведению, обращению с ТКО и размещении сведений о нем в реестре контрактов»

Нюансы и правила заключения договора на водоснабжение и водоотведение

Оказание услуг водоснабжения и водоотведения регулируется договором, заключённым между ресурсоснабжающей организацией и потребителем.

В качестве организации, как правило, выступает компания, распределяющая воду по трубопроводам и принимающая стоки в канализацию.

Потребителями являются как жители домов, в том числе многоквартирных, так и организации, подключённые к системе городского водоснабжения.

Что это за документ, когда он составляется?

Заключённый между поставщиком и потребителем, договор описывает правоотношения сторон, гарантирует исполнение обязательств по качественному оказанию услуг со стороны поставщика и соответствующую оплату со стороны потребителя.

Для юридического лица его заключение является обязательным. Физические лица недавно также приобрели возможность заключать договор непосредственно с водоканалом, в обход управляющих компаний, производя оплату напрямую.

Правовая база

Любые договоры в РФ заключаются в соответствии с главой 28 Гражданского кодекса, регламентирующей нормы, особенности, сроки и порядок заключения.

Действия поставщика определяются следующей нормативной базой:

  1. Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011, регулирующий правовые отношения, связанные с водоснабжением и водоотведением.
  2. Постановления Правительства РФ:
    • № 354 от 06.05.2011 – описывает нормы и особенности предоставления коммунальных услуг в многоквартирные и жилые дома;
    • № 644 от 29.07.2013 – регламентирует правила подачи холодной воды и приёма стоков;
    • № 645 от 29.07.2013 – утверждает типовые договоры по холодному водоснабжению и водоотведению.
  3. Если абонентом выступает физическое лицо, то его действия, права и обязанности определяются:
    • Законом РФ «О защите прав потребителей», регулирующим отношения между физическим лицом, приобретающим товар или услугу и поставщиком.
    • Постановлением Правительства РФ № 354, где перечислены права и обязанности потребителя коммунальных услуг.
  4. Если одной из сторон выступает компания с государственным участием, то контракт обязательно заключаются с применением Федеральных законов, регулирующих государственные закупки:
    • № 44-ФЗ от 05.04.2013 – регламентирует правила и особенности проведения закупок, с последующим заключением контрактов для государственных и муниципальных организаций;
    • № 223-ФЗ от 18.07.2011 – определяет порядок проведения закупочных процедур для компаний и организаций с государственным участием с последующим заключением договоров.

В чем разница для соглашения с физическим и юридическим лицом?

В зависимости от конечного потребителя, текст документа сильно различается. Если для поставки услуг юридическому лицу оформление отношений определяется законодательно – существуют типовые договоры, рекомендуемые к использованию, то для физического лица документ разрабатывает поставщик.

Основными отличиями являются:

  1. Различная стоимость — тарифы для компаний отличаются от тарифов на услуги для обычных граждан.
  2. Реквизиты для оплаты. Если для юридического лица обязательно наличие расчётного счета в банке, то для расчётов с физическим лицом достаточно наличие лицевого счета в организации, куда человек перечисляет деньги.
  3. Форма оплаты. У граждан не предусмотрено авансирование услуг в отличие от организаций.

Основные правила составления

Содержание договора подразумевает наличие следующих блоков:

  • преамбула (вводная часть, описывающая стороны, которые заключают договор);
  • предметная часть (описывает суть сделки);
  • способы, порядок обеспечения обязательств;
  • дополнительные условия.
Читайте также:  Котел отопления сибирь магнум

Обязательными являются следующие атрибуты:

  • номер (как правило, присваивает поставщик в соответствии со своей регистрацией);
  • дата;
  • сроки действия, сроки исполнения обязательств;
  • суть договора;
  • подписи, печати (для юридических лиц), подтверждающие заключение договорных отношений.

Содержание документа

Документ начинается с преамбулы, определяющей поставщика и потребителя.

Поставщиком выступает ресурсоснабжающая организация, в лице руководителя или сотрудника, наделённого полномочиями для заключения договора. Указывается документ, подтверждающий полномочия.

Если договор заключается с физическим лицом, потребителем выступает собственник жилого помещения. Тогда в преамбуле перечисляются следующие данные:

  • адрес помещения,
  • ФИО,
  • ИНН,
  • паспортные данные собственника,
  • контакты.

Для юридического лица указывается наименование, а также руководитель или работник организации, наделённый полномочиями.

Предмет

Это обязательный пункт, где подробно описывается услуга, которую оказывает поставщик. В данном разделе определяется, какую воду поставляет организация:

а также регулируется обязанность приёма сточных (канализационных) вод, их транспортировка и очистка.

Срок и режим подачи воды

Это период времени, когда оказывается услуга, а также приводятся объекты для поставки. Оговаривается гарантированный объем, который организация поставит потребителю.

Как правило, особенности подключения и объекты выносятся в приложения. Объем сточных вод равен объёму отпущенной воды.

Расчеты (тарифы, сроки, порядок)

Здесь подробно описывается:

  • стоимость кубометра воды,
  • порядок оплаты,
  • сроки.

Тарифы устанавливаются законодательно и принимаются региональными комитетами по тарифам, поэтому в тексте указывается фиксированная стоимость.

В данном пункте также оговаривается предельный срок внесения платы, нарушение которого может привести к штрафным и административным санкциям. Для государственных, бюджетных учреждений обязательно упоминается вид денежных средств, за счёт которых будет производиться оплата.

Права и обязанности сторон

Пункт описывает права и обязанности необходимые для исполнения обязательств.

Обязанностями со стороны поставщика являются:

  • выполнение условий подачи воды в необходимом объёме, надлежащего качества;
  • соблюдение режима водоснабжения и водоотведения;
  • предоставление потребителю всей необходимой информации посредством электронных сервисов;
  • информирование о прекращении подачи воды;
  • обязанность отвечать на жалобы;
  • принятие мер по ликвидации аварийных ситуаций или повреждений.

В обязанности потребителя входит:

  • установка водяных счётчиков, обеспечение их сохранности, своевременная поверка, пломбировка;
  • своевременная передача показаний;
  • оплата услуг в соответствии с условиями контракта;
  • предоставление доступа сотрудникам поставляющей организации к коммуникациям и приборам учёта.

Обе стороны вправе требовать соблюдений условий контракта.

Как осуществляется учёт ХВС?

Учёт ХВС ведётся посредством приборов учёта. Счётчик должен быть поверен и опломбирован.

Доступ к водопроводным сетям

Этот параграф обязует абонента предоставить доступ к водопроводным сетям, узлам учёта и местам отбора проб лицам, прописанным в данном пункте. Оговариваются санкции, которые могут применяться при отказе в доступе.

Контроль качества воды (питьевой и сточной)

Этот крупный блок определяет контроль качества воды, как отпускаемой, так и сточной.

Вода, поставляемая с применением централизованного водоснабжения, должна соответствовать определённым стандартам, а проведение проверки регламентируется законодательно, о чем должно быть прописано в данном пункте.

Заказчик может самостоятельно взять пробы поставляемой воды и провести её анализ. В случае несоответствия качественных показателей водоснабжающей организации предъявляются требования для устранения нарушений в срок, зафиксированный в данном параграфе.

Здесь прописывается нормативная база для контроля качества стоков, порядок отбора проб. Должны быть перечислены меры экономического воздействия на заказчика в случае превышения допустимых показателей.

Ответственность сторон

Здесь описываются санкции, применяемые к поставщику и потребителю услуги при нарушении условий договора, фиксируется размер штрафов и пеней за нарушение исполнения обязательств со ссылкой на законодательство. Также могут быть прописаны дополнительные меры или ограничения, на которые достигнута договорённость.

Порядок урегулирования споров

Пункт предусматривает обращение в арбитраж, а также досудебное урегулирование, посредством написания претензий. В параграфе описывается последовательность действий, сроки ответа на претензию.

Читайте также:  Какие радиаторы отопления лучше ставить чугунные или алюминиевые

Краткий перечень иных пунктов, которые могут включаться в договор

Кроме основных пунктов, могут включаться следующие разделы:

  • условия временного прекращения подачи или приёма вод;
  • порядок уведомления поставщика в случае изменения объектов водоснабжения;
  • условия подачи воды в случае подключения заказчика к канализационным сетям, не принадлежащим водоснабжающей организации;
  • обстоятельства непреодолимой силы (влияние форс-мажора на обязательства);
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Обязательными заключительными пунктами договора являются:

Алгоритм действий для физических и юридических лиц

Для физического лица:

  1. Установка прибора учёта с последующим вводом в эксплуатацию.
  2. Подача заявления с комплектом документов (копия паспорта, свидетельство о праве собственности).
  3. Подписание обоих экземпляров договора в определённый срок.

Для юридического лица:

  1. Установка водяного счётчика, ввод его в эксплуатацию.
  2. Подача заявления, сопроводив его комплектом документов (со списком документов, необходимых для предоставления в организацию можно ознакомиться на официальном сайте или позвонив по телефону поставщику).
  3. Получение на рассмотрение двух экземпляров типового договора.
  4. Составление протокола разногласий (при необходимости).
  5. Подписание и передача одного экземпляра поставщику.

Заключение

Грамотно составленный договор позволяет обезопасить как поставщика, так и потребителя от финансовых потерь. Типовые договоры на коммунальные услуги, в том числе на водоснабжение утверждены на законодательном уровне, что существенно упрощает процедуру их подписания.

Письмо Минфина России от 11.06.2020 № 24-01-07/50826 «О форме заключения контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по водо-, теплоснабжению, водоотведению, обращению с ТКО и размещении сведений о нем в реестре контрактов»

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

В Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Кроме того, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности и законности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем в рамках компетенции полагаем необходимым отметить, что согласно положениям части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта.

Читайте также:  Бак расширительный для отопления 800 литров

При этом в соответствии с частью 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, требования частей 4 — 9, 11 — 13 указанной статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Таким образом, в случае если контракт заключается с единственным поставщиком на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) (пункт 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ), к указанному контракту могут не применяться требования, предусмотренные частями 4 — 9, 11 — 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.

В указанном случае контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

По вопросу внесения сведений по контрактам в реестр контрактов сообщаем, что положениями части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ установлены перечень документов и информация, подлежащие включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее — реестр контрактов).

Так, согласно части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов включается в том числе информация об источнике финансирования, объекте закупки, цене контракта и сроке исполнения контракта, цене единицы товара, работы или услуги, а также копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.

Частью 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 — 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 указанного Федерального закона информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство) (за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 103 Закона N 44-ФЗ).

При этом Федеральное казначейство проверяет наличие предусмотренных частью 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения. В случае несоответствия информации и документов указанным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.

Учитывая изложенное, заказчик после заключения контракта с единственным поставщиком на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ обязан направить информацию, предусмотренную частью 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ, в том числе информацию об источнике финансирования, объекте закупки, цене контракта и сроке исполнения контракта, а также копию заключенного контракта.

В этой связи необходимо отметить, что согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (далее — Постановление N 645) типовая форма договора на водоснабжение и водоотведение предусматривает в том числе информацию о предмете договора (объекте закупаемых услуг) и порядке оплаты таких услуг.

При этом пунктом 6(1) Постановления N 645 предусмотрены особенности договора, в случае если такой договор заключен с абонентом, осуществляющим закупки услуг по холодному водоснабжению в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе устанавливающие сумму, подлежащую уплате.

Оцените статью