Обоснование закупки по водоснабжению

Особенности закупок электроэнергии и воды по 44‑ФЗ

Что делать заказчикам в случаях, когда итоговая сумма затрат по контрактам на поставку электроэнергии зависит от фактического объема потребления. Разбираемся вместе с Петром Воронцовым, экспертом по госзакупкам.

Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе — это актуальные и важные темы. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и состоявшимся специалистам.

Твердая цена контракта при закупке электроэнергии

При закупке электроэнергии оплата по контракту зависит от фактического объема потребления. Как оформить «недобор» и «перебор»?

В настоящее время существует два подхода к вопросу о том, как быть заказчику, если по Закону № 44-ФЗ цена контракта является твёрдой, при этом фактическая оплата по договору с субъектом естественной монополии, по договору водоснабжения, водоотведения зависит от фактического объёма потребления, — комментирует эксперт по госзакупкам, Пётр Воронцов.

Судебная практика предусматривает различные подходы:

Первый. Одни суды исходят из того, что требование заказчиков включить в контракт условие о том, что цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта основано на применении ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и является правомерным. При этом они указывают, что включение в контракт условия о твердой цене не влияет на установленный порядок оплаты (исходя из показаний приборов учета) и не освобождает заказчика от обязанности оплатить фактически потребленный объем энергии (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 по делу № А05-6874/2014).

Второй. Существует и другая позиция, согласно которой применение ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ к услугам по водоснабжению и водоотведению противоречит ст. 544 ГК РФ, которая имеет более высокую юридическую силу. Исходя из этого, условие о твердой цене считается ограничивающим право исполнителя на получение стоимости фактически оказанных заказчику услуг (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.02.2015 № Ф04-14403/2014). Заказчик не может установить цену контракта с субъектом естественной монополии в виде ориентировочного значения либо формулы и максимального значения — закупка у субъектов естественных монополий не относится к случаям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19. Позиция Минэкономразвития России заключается в том, что заказчику при заключении контракта с субъектом естественных монополий следует указывать цену контракта, а также цену за единицу товара, работы, услуги (Письмо от 04.02.2015 № Д28и-150). Таким образом, заказчику рекомендуется в условии о цене контракта указать цену за единицу приобретаемого ресурса и предполагаемый объём его потребления. Объём может быть определен исходя из показателей фактического использования за истекший период и планируемых изменений (например, расширение штата сотрудников повлечет увеличение объема потребления). Пример формулировки условия: «Цена контракта определяется исходя из объема подачи холодной (питьевой) воды, цены за единицу объема (тариф за 1 куб. м) и составляет _________________________ руб. Общество обязуется подать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в объеме __________________________ куб. м. Тариф на холодную (питьевую) воду составляет _______________ руб./куб. м.». В случае исчерпания (недобора) предусмотренного контрактом объема поставляемого товара (работы, услуги) такой объем может быть увеличен (уменьшен) по предложению заказчика, но не более чем на 10% (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Закупка электроэнергии у единственного поставщика

Вопрос от слушателя: Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком на поставку электроэнергии (у естественной монополии) по п. 4 ч. 1 ст. 93 или обязательно по п. 1 ч. 1 ст. 93?

Читайте также:  Отопление деревянного дома тосолом

Ответ: С одной стороны, Закон № 44-ФЗ не ограничивает закупки по предмету контракта при закупке по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. С другой стороны, для закупки услуг по электроснабжению предусмотрено отдельное основание (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), что предусматривает необходимость размещения извещения в ЕИС. То есть дополнительное действие, которое по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не предусмотрено. На мой взгляд, закупить услуги электроснабжения возможно и по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако, есть мнение в экспертном сообществе, что такая закупка может нарушать требования ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Письмо Минфина России от 11.06.2020 № 24-01-07/50826 «О форме заключения контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по водо-, теплоснабжению, водоотведению, обращению с ТКО и размещении сведений о нем в реестре контрактов»

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

В Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Кроме того, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности и законности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем в рамках компетенции полагаем необходимым отметить, что согласно положениям части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта.

При этом в соответствии с частью 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, требования частей 4 — 9, 11 — 13 указанной статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Таким образом, в случае если контракт заключается с единственным поставщиком на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) (пункт 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ), к указанному контракту могут не применяться требования, предусмотренные частями 4 — 9, 11 — 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.

Читайте также:  Дизельное топливо для отопления виды

В указанном случае контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

По вопросу внесения сведений по контрактам в реестр контрактов сообщаем, что положениями части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ установлены перечень документов и информация, подлежащие включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее — реестр контрактов).

Так, согласно части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов включается в том числе информация об источнике финансирования, объекте закупки, цене контракта и сроке исполнения контракта, цене единицы товара, работы или услуги, а также копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.

Частью 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 — 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 указанного Федерального закона информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство) (за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 103 Закона N 44-ФЗ).

При этом Федеральное казначейство проверяет наличие предусмотренных частью 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения. В случае несоответствия информации и документов указанным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.

Учитывая изложенное, заказчик после заключения контракта с единственным поставщиком на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ обязан направить информацию, предусмотренную частью 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ, в том числе информацию об источнике финансирования, объекте закупки, цене контракта и сроке исполнения контракта, а также копию заключенного контракта.

В этой связи необходимо отметить, что согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (далее — Постановление N 645) типовая форма договора на водоснабжение и водоотведение предусматривает в том числе информацию о предмете договора (объекте закупаемых услуг) и порядке оплаты таких услуг.

При этом пунктом 6(1) Постановления N 645 предусмотрены особенности договора, в случае если такой договор заключен с абонентом, осуществляющим закупки услуг по холодному водоснабжению в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе устанавливающие сумму, подлежащую уплате.

Как закупать коммунальные услуги: подробная инструкция

Закупка коммунальных услуг по 44-ФЗ — это процедура, которую заказчик вправе провести неконкурентным способом по правилам статьи 93 44-ФЗ.

Что понимается под закупкой коммунальных услуг

Коммунальные услуги — это обеспечение учреждений водоснабжением и водоотведением, тепловой и электрической энергией и обращение с твердыми коммунальными отходами. По ст. 93 44-ФЗ, заказчики вправе закупать коммунальные услуги у субъектов естественных монополий, выступающих в роли единственного поставщика, если:

  • приобретаются услуги по поставке водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии и газоснабжения (кроме поставок сжиженного газа) и обращению с твердыми коммунальными отходами, п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • заключается договор на поставку энергоснабжения, электрической энергии с гарантирующим поставщиком, п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

На основании положений ФЗ 147-ФЗ от 17.08.1995, передача тепловой и электрической энергии и обслуживание организаций по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Закупая электроэнергию, заказчик должен помнить, что по требованию п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ договор заключается только с гарантирующим поставщиком (35-ФЗ от 26.03.2003), который:

  • имеет статус гарантирующего поставщика, присвоенный ему в соответствии с законодательством РФ;
  • осуществляет энергосбытовую деятельности;
  • обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему потребителем электрической энергии, желающим приобрести электрическую энергию.

Определение цены на закупку коммунальных услуг

Так как цены на «коммуналку» подлежат государственному регулированию, то при заключении контрактов по «коммуналке» применяется тарифный метод обоснования цены: виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию, определены ч. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 416-ФЗ от 07.12.2011, для тепловой энергии — ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010, для электрической энергии — ч. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ.

Читайте также:  Чем красить трубы системы отопления

Тарифным методом цена контракта определяется как произведение количества (объема) закупаемого товара (работы, услуги) на цену (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.

  • ЦК — цена контракта, определяемая тарифным методом;
  • V — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
  • Ц — цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.

Цена контрактов на водоснабжение, водоотведение тепло- и газоснабжение определяется на основании регулируемых тарифов, установленных действующим российским законодательством, в пределах выделенных учреждению лимитов бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Договор по энергоснабжению или поставке электрической энергии заключается согласно п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Гарантирующий поставщик передает, а потребитель принимает и обязуется оплачивать электрическую энергию в количестве и по ценам, предусмотренным официальным документом. Стоимость такого контракта рассчитывается и обосновывается согласно тарифному методу определения цены контракта.

В том случае если цена контракта на коммуналку устанавливается в пределах 600 000 руб., то закупку проводят в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ (Письма Минфина №24-03-07/63434 от 28.09.2017, №24-02-08/88374 от 29.12.2017).

При этом важно помнить, что заказчик заключает контракты на основании данного пункта на общую сумму не более 2 000 000 руб., либо не более 10% от совокупного годового объема закупок заказчика и не более 50 000 000 руб. В связи с чем проводить закупку в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ следует только в исключительных случаях.

Ограничения суммы закупок, осуществляемых на основании п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, не применяются в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. Аналогично заказчики, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, вправе осуществить закупку в пределах 600 000 руб. Но годовой объем таких закупок не должен превышать 5 000 000 руб. или 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 30 000 000 руб.

Как закупить коммунальные услуги у единственного поставщика

  1. Заключение контракта.
  2. Внесение сведений о заключенном договоре в реестр контрактов в ЕИС. Сведения вносятся в пятидневный срок (рабочие дни) при заключении контракта и в аналогичный период при его исполнении либо отдельного его этапа (ч. 3 ст. 103 44-ФЗ).
  3. Оплата вносится только при наличии подписанных актов на оказанные коммунальные услуги.

Обязательные условия

В каждом контракте на оказание коммунальных услуг в обязательном порядке указывают наименование заказчика и поставщика, полное описание объекта закупки (ст. 33 44-ФЗ), информация о количестве и о месте оказания услуги, период оказания услуги, источник финансирования и цена контракта, и следует предусмотреть в контракте цену единицы услуги.

В договоре необходимо указать, что его цена является твердой и не подлежит изменению в ходе исполнения договорных отношений (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ), а также, что изменение условий контракта в период его действия допускается только в случаях, предусмотренных ст. 95 44-ФЗ.

Пример контракта

Закрытие контракта

Контракт на коммунальные услуги заключается сроком на один финансовый год, согласно плану-графику и выделенным лимитам бюджетных обязательств. Перечисление денежных средств по договору происходит по платежным поручениям, в которых указывается номер и дата документа по перечисленной сумме.

В реестр вносятся суммы из исполненных за весь период платежных поручений, которые подкрепляются подписанными актами сдачи-приемки. Указываются реквизиты самого платежного поручения. По итогам внесения всех сумм в соответствии с ценой контракта на оказание коммунальных услуг в реестре контрактов производится закрытие конкретного контракта.

Как проводить другие госзакупки

У нас есть подробные инструкции, как правильно закупать:

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Оцените статью