Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 851 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение»
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 418 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 270813 Водоснабжение и водоотведение» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 мая 2010 г., регистрационный N 17365).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 августа 2014 г.
Регистрационный N 33751
Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Водоснабжение и водоотведение» (08.02.04).
Стандарт обязателен к применению образовательными организациями, которые имеют право на реализацию имеющих госаккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности в России.
Приведена характеристика подготовки по специальности и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена и к ее структуре.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 851 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 августа 2014 г.
Регистрационный N 33751
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 г.
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 2014 г. N 294/1 (специальный выпуск)
270112 Водоснабжение и водоотведение. Государственный образовательный стандарт
їш1.5 їК Курьер ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ УТВЕРЖДАЮ: Заместитель Председателя Госкомвуза России ____________ В.Д Шадриков » 29 » июля 1994 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 290800 — Водоснабжение и водоотведение Вводится в действие с 1 сентября 1994 года Москва, 1994 год — 2 — Требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 290800 — Водоснабжение и водоотведение 1. Общая характеристика специальности 290800 — Водоснаб- жение и водоотведение 1.1. Специальность утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 г., N 180. 1.2. Квалификация выпускника — инженер. Нормативная дли- тельность освоения программы при очной форме обучения — 5 лет. 1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника. 1.3.1. Место специальности в области производства. Водоснабжение и водоотведение — область материального производства, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на решение комплексных задач, связанных с проектированием, возве- дением, эксплуатацией и реконструкцией систем водоснабжения и водоотведения промышленных, сельскохозяйственных, гражданских и природоохранных объектов. 1.3.2. Объекты профессиональной деятельности. Разработка проектной, проектно-изыскательской и проект- но-сметной документации, возведение сооружений, инженерных коммуникаций и санитарно-технических систем, эксплуатация и ремонт систем водоснабжения и водоотведения объектов промыш- ленного, сельскохозяйственного, гражданского и природоохранно- го назначения. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности. Специалист в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной — 3 — деятельности: проектно-конструкторская; организационно-управленческая; производственно-технологическая; производственно-эксплуатационная; научно-исследовательская. 2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершив- ших обучение по программе инженера по специальности 290800 — Водоснабжение и водоотведение. 2.1. Общие требования к образованности инженера. Инженер отвечает следующим требованиям: — знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать ме- тоды этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; — знает этические и правовые нормы, регулирующие отноше- ния человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проек- тов; — имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнона- учное содержание и возникающих при выполнении профессиональ- ных функций; — способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реа- лизацию в полном объеме через 10 лет); — имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования; — владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) офор- мить результаты; — умеет на научной основе организовать свой труд, владе- — 4 — ет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редак- тирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональ- ной деятельности; — владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и чело- веческих факторов; — умеет использовать методы решения задач на определение оптимальных соотношений параметров различных систем; — способен в условиях развития науки и изменяющейся соци- альной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя совре- менные информационные образовательные технологии; — понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкрет- ную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; — способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использо- вать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; — способен поставить цель и сформулировать задачи, свя- занные с реализацией профессиональных функций, умеет использо- вать для их решения методы изученных им наук; — готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу испол- нителей, находить и принимать управленческие решения в услови- ях различных мнений, знает основы педагогической деятельнос- ти; — методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над меж- дисциплинарными проектами; — знает современные методы управления и выполняет требо- вания законодательства. 2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам. 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-эко- — 5 — номическим дисциплинам. Требования к знаниям и умениям инженера соответствуют требованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по цик- лу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденным Государственным комитетом по высшему образованию 18 августа 1993 года. 2.2.2. Требования по математическим и общим естественно- научным дисциплинам. Инженер должен: в области математики и информатики иметь представление: — о математике как особом способе познания мира, общ- ности ее понятий и представлений; — о математическом моделировании; — об информации, методах ее хранения, обработки и переда- чи; знать и уметь использовать: — основные понятия и методы математического анализа, ана- литической геометрии, линейной алгебры, теории функций комп- лексного переменного, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики; — математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике; — вероятностные модели для конкретных процессов и прово- дить необходимые расчеты в рамках построенной модели; иметь опыт: — употребления математической символики для выражения ко- личественных и качественных отношений объектов; — исследования моделей с учетом их иерархической структу- ры и оценки пределов применимости полученных результатов; — использования основных приемов обработки эксперимен- тальных данных; — аналитического и численного решения алгебраических уравнений; — исследования, аналитического и численного решения обы- кновенных дифференциальных уравнений; — 6 — — аналитического и численного решения основных уравнений математической физики; — программирования и использования возможностей вычисли- тельной техники и программного обеспечения; — использования средств компьютерной графики; в области физики, теоретической механики химии и экологии иметь представление: — о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволю- ции; — о фундаментальном единстве естественных наук, незавер- шенности естествознания и возможности его дальнейшего разви- тия; — о дискретности и непрерывности в природе; — о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядо- ченности строения объектов, переходах в неупорядоченное состо- яние и наоборот; — о динамических и статистических закономерностях в при- роде; — о вероятности как объективной характеристики природных систем; — об измерениях и их специфичности в различных разделах естествознания; — о фундаментальных константах естествознания; — о принципах симметрии и законах сохранения; — о соотношении эмпирического и теоретического в познании; — о состоянии в природе и их изменениях во времени; — об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе; — о времени в естествознании; — об основных химических системах и процессах, реакцион- ной способности веществ; — о физико-химических и микробиологических процессах, проходящих в водной среде; — о методах химической идентификации и определения ве- ществ; — об особенностях биологической формы организации мате- рии, принципах воспроизводства и развития живых систем; — о биосфере и направлении ее эволюции; — 7 — — о целостности и гомеостазе живых систем; — о взаимодействии организма и среды, сообществе организ- мов, экосистемах; — об экологических принципах охраны природы и рациональ- ном природопользовании, перспективах создания неразрушающих природу технологий; — о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств; — о физическом, химическом и биологическом моделировании; — о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы челове- ка; знать и уметь использовать: — основные понятия, законы и модели механики, электри- чества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, ста- тистической физики и термодинамики, химических систем, реакци- онной способности веществ, химической идентификации, экологии; — методы теоретического и экспериментального исследования в физике, теоретической механике, химии, экологии; — оценку численных порядков величин, характерных для раз- личных разделов естествознания. 2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам. Инженер должен: иметь представление: — о тенденциях развития инфраструктуры городского хо- зяйства, водохозяйственного комплекса, других отраслей народ- ного хозяйства; — о перспективах управления водохозяйсвенным комплексом; — о методах качественного и количественного анализа отри- цательного антропогенного воздействия на окружающую среду; — о научных и организационных мерах ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; — о проблемах автоматизации проектирования, программном обеспечении для построения чертежей; — о глобальных проблемах окружающей среды, экологических принципах рационального использования природных ресурсов; — 8 — — о методах качественного и количественного анализа особо опасных, опасных и вредных антропогенных факторов; — о научных и организационных основах мер ликвидации пос- ледствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрез- вычайных ситуаций; знать и уметь использовать: — законы, методы и приемы технического черчения, начерта- тельной геометрии и машинной графики; — основные понятия,законы, методы механики деформируемого твердого тела, механики жидкости и газа; — химию и микробиологию процессов водоподготовки, очистки сточных вод, обработки осадков и твердых отходов; — общие принципы топографических, геологических, гидро- логических и экологических условий строительства и эксплуата- ции сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения; — типы и характеристики строительных материалов, инженер- ного оборудования и средств механизации и автоматизации; — основные принципы и понятия техники, технологии и орга- низации строительства специальных сооружений; — основные требования охраны труда; иметь навыки: — чтения и построения строительных и машиностроительных чертежей; — проведения основных санитарно-химических и микробиоло- гических анализов воды; — применения методов и приемов математики, физики, химии, гидравлики, геодезии, гидрогеологии и экологии при расчетах сооружений и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведе- ния; — использования вычислительной техники при расчете соору- жений и систем водоснабжения и водоотведения. 2.2.4. Требования по специальным дисциплинам. Инженер должен: иметь представление: — о тенденциях развития систем водоснабжения и водоотве- дения, конструктивных решений в этой области для коммунального хозяйства, промышленности, транспорта, энергетического комп- — 9 — лекса, сельского хозяйства и других отраслей; — о перспективах развития систем водоснабжения и водоот- ведения, утилизации жидких и твердых отходов; — методах качественного и количественного анализа состоя- ния водных ресурсов, методике контроля качества водных объек- тов; — о прогнозировании, изучении и разработке воднохозяйт- венных балансов населенных мест, промышленных зон и террито- рий; — о планировании и выполнении теоретических и эксперимен- тальных исследованием с использованием современных методов эксперимента и средств вычислительной техники; — о научных и организационных основах мер ликвидации от- рицательного антропогенного воздействия на водные источники, об их прогнозировании и предупреждении; — о мониторинге природной среды; знать и уметь: — определять и использовать основные параметры загрязне- ния окружающей среды; — проектировать (в том числе с использованием САПР) сети и сооружения водоснабжения и водоотведения; — квалифицированно производить расчеты сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, обработки осадков и твердых от- ходов; — разрабатывать технические задания на сооружение новых объектов водоснабжения и водоотведения, с технико-экономи- ческим обоснованием принципиальных решений, а также с учетом геологической ситуации на объекте и прилегающих к нему терри- ториях; — объективно оценивать возможные социальные, экономичес- кие, экологические и технические последствия принимаемых реше- ний; — оформлять производственную и изыскательную документа- цию; — обеспечивать безотказную и эффективную работу систем водоснабжения и водоотведения; — внедрять прогрессивные технологии по совершенствованию и развитию систем и сооружений водоснабжения и водоотведения. — 10 — иметь навыки: — выполнения основных санитарно-химических и микробиоло- гических анализов; — использования автоматизированных систем управления комплексами водоснабжения и водоотведения и контроля за состо- янием окружающей среды; — наладки и ремонта технологического оборудования соору- жений и систем по очистке природных и сточных вод; — оценки экономического и экологического ущерба окружаю- щей среде в результате антропогенного воздействия; — организации строительства, монтажа и эксплуатации соо- ружений водоснабжения и водоотведения. Дополнительные требования к специальной подготовке инже- нера определяются высшим учебным заведением с учетом особен- ностей специализации. 2.3 Минимум содержания образовательной программы подготовки инженера по специальности 290800 — водоснабжение и водоотведение їш1.0 њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ Индекс ‹ Наименование дисциплин и их основные разделы ‹ Всего ‹ ‹ часов њњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ ГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические 1802 дисциплины. Перечень дисциплин и их основное содержание соответствуют Требованиям (федеральный компо- нент) к образовательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономи- ческие дисциплины», утвержденным Государствен- ным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 года. ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные дис- 1904 циплины. ЕН.01 Математика: 588 — 11 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения, ния, булевы алгебры; геометрия: аналитическая геометрия, многомер- ная евклидова геометрия, дифференциальная гео- метрия кривых поверхностей, элементы тополо- гии; дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, комбинаторика; анализ: дифференциальное и интегральное исчис- ления, элементы теории функций и функциональ- ного анализа, теория функций комплексного пе- ременного, дифференциальные уравнения; вероятность и статистика: элементарная теория вероятностей, математические основы теории ве- роятностей, модели случайных процессов, про- верка гипотез, принцип максимального правдопо- добия, статистические методы обработки экспе- риментальных данных. ЕН.02 Информатика: 196 понятие информации; общая характеристика про- цессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмитизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технология програм- мирования; компьютерная графика. ЕН.03 Физика: 336 физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской ме- ханики, принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов; электричество и магнетизм: электростатика и магнетостатика в вакууме и веществе, уравне- ние Максвелла в интегральной и дифференциаль- ной формах, материальные уравнения, квазиста- ционарные токи, принцип относительности в электродинамике; физика колебаний и волн: гармонический и ан- — 12 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ гармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики; квантовая физика: корпускулярно-волновой дуа- лизм, принцип неопределенности, квантовые сос- тояния, принцип суперпозиции, квантовые урав- нения движения, операторы физических величин, энергетический спектр атомов и молекул, приро- да химической связи; статистическая физика и термодинамика: три на- чала термодинамики, термодинамические функции состояния, фазовые равновесия и фазовые прев- ращения, элементы неравновесной термодинами- ки, классическая и квантовые статистики, кине- матические явления, системы заряженных частиц, конденсированное состояние. ЕН.04 Теоретическая механика: 224 статика: реакция связей, условия равновесия плоской и пространственной систем сил, теория пар сил; кинематика: кинематические характеристики точ- ки, сложное движение точки, частные и общий случаи движения твердого тела; динамика: дифференциальные уравнения движения точки в инерциальной и неинерциальной систе- мах отсчета, общие теоремы динамики, аналити- ческая динамика, теория удара. ЕН.05 Химия: 140 химические системы: растворы, дисперсные сис- темы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигоме- ры, химическая термодинамика и кинетика, энер- гетика химических процессов, химическое и фа- зовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ: химия и пери- одическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства ве- ществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и коли- чественный анализ, аналитический сигнал, хими- ческий, физико-химический и физический анализ. ЕН.06 Экология: 84 — 13 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ биосфера и человек: структура биосферы, эко- системы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проб- лемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природо- пользования; экозащитная техника и технология; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружающей среды. ЕН.07 Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- 336 навливаемые вузом (факультетом). ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины. 1988 ОПД.01 Начертательная геометрия, черчение и машинная 196 графика. ОПД.01.01 Начертательная геометрия: методы проецирования; позиционные и метричес- кие задачи; способы преобразования чертежей; поверхности сложной формы; числовые отметки; перспектива; тени; пересечения в аксонометрии. ОПД.01.02 Черчение: техника черчения и геометрические построения; ГОСТы и ЕСКД; машиностроительные и архитектур- но-строительные чертежи; технический рисунок. ОПД.01.03 Машинная графика: методы и средства машинной графики; пакеты прикладных программ для построения чертежей; параметризованный чертеж. ОПД.02 Механика жидкости и газа: 224 гидростатика; основы гидродинамики; гидравли- ческие сопротивления; установившееся и неуста- новившееся движение жидкости; истечение жид- кости; движение жидкости в открытых руслах; движение грунтовых вод; моделирование гидрав- лических и аэродинамических явлений. ОПД.03 Механика деформируемого твердого тела. 280 ОПД.03.О1 Сопротивление материалов: внешние и внутренние силы; геометрические ха- рактеристики сечений; механические характерис- тики материалов; напряжения и деформации; рас- — 14 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ четы на прочность и на жесткость напряженное и деформированное состояния; теории прочности; статически неопределимые задачи; динамическое действие нагрузки, принципы расчета конструк- ций с учетом усталостной прочности; основы те- ории тонкостенных стержней открытого профиля; численные методы решения задач сопротивления материалов ОПД.ОЗ.О2 Строительная механика: кинематический анализ стержневых систем; опре- деление усилий в статически определимых стерж- невых системах при неподвижной и подвижной нагрузках; основные теоремы о линейно-деформи- руемых системах; определение перемещений; рас- чет статически неопределимых систем; прост- ранственные системы; расчет сооружений методом конечных элементов; расчет конструкций методом предельного равновесия; основы динамического расчета сооружений устойчивость сооружений. ОПД.03.03 Механика грунтов: состав, строение и состояние грунтов; физи- ко-механические свойства грунтов основания; распределение напряжений в грунтовом массиве; расчет оснований по деформациям, несущей спо- собности и устойчивости. ОПД.О4 Безопасность жизнедеятельности: 100 характеристика опасных и вредных факторов сре- ды обитания; физиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов в произ- водственных условиях; методы и средства повы- шения безопасности технологических процессов в условиях строительного производства; электро- безопасность; противопожарная безопасность; характеристики чрезвычайных ситуаций; экобио- защитная техника. ОПД.О5 Инженерная геодезия: 112 предмет геодезии; применяемые системы коорди- нат; измерения углов, расстояний и превышений; геодезические приборы; основы математической обработки результатов измерений; геодезические сети; топографические съемки; основные виды геодезических работ при проектировании, строи- тельстве и эксплуатации сооружений. ОПД.О6 Инженерная геология: 84 — 15 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ основы общей и инженерной геологии и гидрогео- логии; основные породообразующие минералы; магматические, осадочные и метаморфические горные породы; подземные воды (классификация, законы движения); инженерно-геологические про- цессы; инженерно-геологические изыскания для строительства. ОПД.О7 Архитектура: 112 сущность архитектуры, ее определение и задачи; основы архитектурно-строительного проектирова- ния; гражданские и производственные здания. ОПД.08 Строительные конструкции: 140 металлические конструкции: свойства строитель- ных сталей, работа элементов металлических конструкций и основы их расчета, соединения конструкций, балочные конструкции, колонны и стойки, конструкции производственных зданий и сооружений; железобетонные и каменные конструкции: основ- ные физико-механические свойства бетона, арма- туры, железобетона, основные положения расчета по предельным состояниям, физико-механические свойства кладок; конструкции из дерева и пластмасс: свойства древесины и конструкционных пластмасс, расчет элементов конструкций, сплошные и сквозные плоскостные конструкции; основания и фундаменты: принцыпы расчета и конструирования фундаментов мелкого заложения, свайных, глубокого заложения, методы техничес- кой мелиорации (механические, химические, фи- зико-химические). ОПД.О9 Строительные материалы и изделия: 140 основные свойства строительных материалов; по- нятия о композитах; природные каменные матери- алы; изделия из строительной керамики и мине- ральных расплавов; неорганические вяжущие ма- териалы, бетоны, строительные растворы; сили- катные изделия автоклавного твердения; изделия из металлов и дерева; теплоизоляционные и акустические материалы; органические вяжущие, материалы и изделия на их основе; полимерные строительные материалы; отделочные материалы. ОПД.10 Инженерные сети и оборудование. 196 — 16 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ ОПД.10.01 Теплогазоснабжение и вентиляция: основы технической термодинамики и теплопере- дачи; тепловлажностный и воздушный режимы зда- ний, методы и средства их обеспечения; отопле- ние зданий; вентиляция и кондиционирование воздуха; теплогазоснабжение промышленных и гражданских зданий. ОПД.10.О2 Инженерное оборудование и электроснабжение: электрические цепи и измерения; электромагнит- ные устройства; основы промэлектроники; элект- рические машины и электропривод; электроснаб- жение строительства и электробезопасность; электрооборудование систем водоснабжения и во- доотведения. ОПД.11 Химия воды и микробиология: 112 особенности химического состава природных и сточных вод; классификация природных примесей на основе их фазово-дисперсной характеристики; физико-химические основы процессов обработки природных и сточных вод; общая микробиология; санитарная биология; процессы загрязнения и самоочищения водоемов; влияние деятельности гидробионтов на работу очистных сооружений во- допровода; роль микроорганизмов в процессах очистки сточных вод. ОПД.12 Гидрология, гидрометрия и гидротехнические со- оружения: 56 понятие о водных ресурсах; общий объем воды гидросферы; баланс отдельных речных бассейнов, морей, озер и водохранилищ; гидрогеографичес- кие характеристики реки и речной системы; типы речных русел и руслового процесса; источники питания рек; основные характеристики речного стока; гидрологический режим морей, озер и во- дохранилищ; водохозяйственные расчеты; гидро- технические сооружения для водоснабжения и во- доотведения. ОПД.13 Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- навливаемые вузом (факультетом). 236 СД.00 Специальные дисциплины. 2118 СД.01 Технология строительного производства. 196 СД.01.01 Строительные машины и механизмы: — 17 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ общие сведения о строительных машинах; транс- портные, землеройные, транспортирующие, погру- зочно-разгрузочные и грузоподъемные машины, ручные машины, машины и оборудование для свай- ных работ, приготовления, транспортирования бетонов и растворов, уплотнения бетонной сме- си, отделочных работ; основы эксплуатации строительных машин. СД.01.02 Технология строительных процессов: разработка грунта и устройство оснований и фундаментов; бетонные и железобетонные работы; каменная кладка; монтаж строительных конструк- ций; отделочные, защитные, изоляционные и кро- вельные работы. СД.01.03 Технология возведения сетей и сооружений: строительство наружных сетей и сооружений во- доснабжения и водоотведения; монтаж технологи- оборудования и внутренних санитарно-техничес- ких систем; организация строительно-монтажных работ. СД.02 Насосные и воздуходувные станции: 140 конструкции насосов и воздуходувок; насосные станции водоснабжения и водоотведения; возду- ходувные станции; арматура и вспомогательное оборудование; электроснабжение насосных стан- ций; принципы автоматизации работы насосных станций; эксплуатация насосных станций. СД.03 Санитарно-техническое оборудование зданий: 112 теоретические основы внутреннего водопровода и канализации; внутренний хозяйственно-питьевой водопровод зданий; водопровод горячей воды; противопожарный, производственный и поливочный водопроводы; хозяйственно-бытовая внутренняя канализация; газоснабжение зданий; проектиро- вание и монтаж санитарно-технического оборудо- вания зданий; санитарно-технические устройства зданий специального назначения. СД.04 Водоснабжение: 280 природные источники водоснабжения, использова- ние воды для целей водоснабжения; системы во- доснабжения и режим их работы; системы подачи и распределения воды; устройство водопроводной сети; водозаборные сооружения; улучшение ка- чества воды; удаление примесей воды фильтрова- — 18 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ нием; обеззараживание, дезодорация, фторирова- ние, обесфторирование, обезжелезивание и умяг- чение воды; вопросы проектирования водоочист- ных комплексов; водоснабжение строительных площадок; сельскохозяйственное водоснабжение. СД.05 Водоснабжение промышленных предприятий: 112 системы водоснабжения промпредприятий; охлаж- дающие устройства систем промводоснабжения; особенности водоснабжения предприятий различ- ных отраслей промышленности; противопожарное водоснабжение; дегазация воды; обессоливание и и опреснение воды; удаление из воды кремниевой кислоты; обработка воды для борьбы с коррозией и зарастанием труб и оборудования систем водо- снабжения; обработка охлаждающей воды; водо- очистные комплексы промводоснабжения; методы и сооружения по обработке и утилизации осадков производственных вод; очистка сбросных вод замкнутых систем водоснабжения. СД.06 Водоотведение и очистка сточных вод: 224 схемы и системы водоотведения; сточные воды и их классификация; основы гидравлического рас- чета водоотводящих сетей, их устройство и экс- плуатация; сооружения на водоотводящей сети; состав и свойства сточных вод; водоемы и их охрана от загрязнения сточными водами; методы очистки и обеззараживания сточных вод; обра- ботка, обезвреживание и использование осадка; общие схемы станций для очистки сточных вод, системы водоотведения малонаселенных мест и отдельно расположенных обьектов. СД.07 Водоотводящие системы промпредприятий: 140 водное хозяйство промышленных предприятий; приемники производственных сточных вод; методы и сооружения по механической, физико-химичес- кой, биологической и глубокой очистке произ- водственных сточных вод; методы и сооружения по обработке осадков; методы ликвидации пром- стоков и их осадков; повторное использование воды на промышленных предприятиях и создание замкнутых систем оборотного водоснабжения; технологические схемы очистки сточных вод предприятий отдельных отраслей промышленности. СД.08 Комплексное использование водных ресурсов: 112 водные ресурсы России; экологические, санитар- ные и социальные аспекты решения водохозяйст- — 19 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ венных проблем; водохозяйственный комплекс и и перспективы его развития; водоохранные меро- приятия; основы технико-экономического анализа при проектированиии водохозяйственного комп- лекса; организация охраны и контроля качества вод природных источников; основы водного за- конодательства. СД.09 Эксплуатация систем водоснабжения и водоотве- дения: 56 виды, структура и организация эксплуатационных организаций; диспетчерская служба; техническая эксплуатация источников водоснабжения, водо- приемников, сооружений по очистке природных и сточных вод, насосных станций, водоводов, ма- гистралей и сетей городских и промышленных во- допроводов, систем и сетей водоотведения, соо- ружений по обработке осадков; эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения промыш- ленных предприятий. СД.10 Реконструкция инженерных систем и сооружений: 56 анализ работы сооружений по очистке природных и сточных вод; основные направления и методы интенсификации работы сооружений по очистке сточных вод и обработке осадков; проектные ре- шения по рекострукции и интенсификации работы очисттных сооружений. СД.11 Автоматизация систем водоснабжения и водоотве- дения: 62 автоматический контроль параметров технологи- ческих процессов; автоматическое регулирование процессов; дистанционное управление и основы телемеханики; автоматизация систем водоснабже- ния и водоотведения; АСУ и диспетчеризация объектов водоснабжения и водоотведения. СД.12 Экономика в строительстве: 84 ценообразование и определение стоимости; смет- ные нормы; эффективность капитальных вложений и новой техники в строительстве; основы плани- рования капитальных вложений; экономические основы строительного проектирования; себестои- мость, прибыль, доход и хозяйственный расчет в строительстве; основные фонды и оборотные средства; труд, кадры и оплата труда; планово- экономические основы материально-технического обеспечения строительства; финансирование и кредитование; учет, отчетность и анализ хо- — 20 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ зяйственной деятельности. СД.13 Управление в строительстве. 84 СД.13.01 Организация строительного производства: основы организации; планирование и подготовка строительного производства систем водоснабже- ния и водоотведения; особенности организации и планирования при реконструкции систем водо- снабжения и водоотведения; сдача законченных объектов в эксплуатацию. СД.13.02 Управление строительством: основы управления; принципы и методы управле- ния трудовыми коллективами; технология управ- ление; организация и психология труда руково- дителя. СД.14 Дисциплины специализаций. 280 СД.15 Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- 186 навливаемые вузом (факультетом). Ф.00 Факультативы. 450 Ф.01 Военная подготовка. 450 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ Всего часов обучения 8262 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ П.00 Практики. 26 недель њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 Срок реализации образовательной программы инженера при оч- ной форме обучения — 256 недель, из которых 153 недели теоре- тического обучения, 14 недель подготовки квалификационной ра- боты, не менее 34 недель каникул, включая 4 недели последип- ломного отпуска. Примечания: 1. Вуз (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, — в пределах 5 %, для дисцип- лин, входящих в цикл, — в пределах 10%, без превышения макси- мального недельного объема нагрузки студентов и при сохранении — 21 — содержания, указанного в настоящем документе. 1.2. Устанавливать объем часов по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (кроме иностранного языка и физической культуры). 1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и соци- ально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий,заданий и семинаров по программам (разра- ботанным в самом вузе и учитывающим региональную, националь- но-этническую, профессиональную специфику, также и научно-исс- ледовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин. 1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания от- дельных разделов общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин (графа 2) в соответствии с профилем специальных дисциплин. 2. Рекомендуемый объем обязательных аудиторных занятий студента за период теоретического обучения в среднем составля- ет 27 часов в неделю. Реальный объем аудиторных занятий опре- деляется с учетом уровня подготовки студентов, квалификации профессорско-преподавательского состава, материальной базы и методического обеспечения учебного процесса. 3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студен- том. 4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. 5. Наименование специализаций утверждается учебно-методи- ческим объединением по строительному образованию, наименование дисциплин специализаций и их объем устанавливается высшим учебным заведением. Составители: Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по строительному образованию В.Я.Карелин — 22 — Главное управление образовательно-профессиональных прог- рамм и технологии Ю.Г.Татур В.Е.Самодаев Н.С.Гудилин