Безопасность на водоёмах
Многие современные города и населённые пункты расположены на берегах рек, озёр или морей, во многих есть пруды, водохранилища и др.
С давних пор человек использовал воду рек и озёр в своём хозяйстве и быту. Для бытовых нужд, особенно для питья и приготовления пищи, нужна чистая пресная вода.
Эта вода в процессе её промышленного использования загрязняется различными химическими веществами, становится непригодной для использования человеком и сбрасывается в реки и озёра, загрязняя их. Поэтому в черте города и вблизи него вниз по течению вода в реках непригодна для питья, а в некоторых местах опасна даже для купания.
Летом в жаркую погоду лучший отдых — на берегу реки, озера или водохранилища, но надо помнить, что не во всех местах можно купаться. Если на берегу установлен знак «Купаться запрещено», не следует нарушать этого запрета, как бы ни было велико желание искупаться.
Таким образом, первое правило безопасного поведения человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоёмах проверена и не представляет опасности для здоровья человека, где купание разрешено.
Есть и ещё правила безопасного поведения на воде, знание и соблюдение которых уменьшает возможность несчастных случаев.
- Дно водоёма в месте купания должно быть пологим, ровным, плотным, лучше песчаным.
- Скорость течения воды не должна быть более 10 м/мин. Не следует купаться в местах с быстрым течением.
- Желательно, чтобы температура воды была не ниже +18 °С. Глубина водоёма для не умеющих плавать не должна быть более 1,2 м.
- Если вы ещё не научились плавать, то все упражнения в воде выполняйте около берега. Никогда не купайтесь в одиночку. Если вы решили совершить дальний заплыв, кто-нибудь должен сопровождать вас на лодке со спасательными средствами.
- Не следует входить в воду вспотевшим и разгорячённым, сразу после приёма солнечных ванн или после подвижных игр. Прежде чем войти в воду, необходимо охладиться, отдохнуть в тени. Не рекомендуется входить в воду сразу после приёма пищи. Сделайте перерыв не менее 1 ч.
ОБЖ. 5 КЛАСС. УРОК № 27. ВОДА_ФОРМУЛА ЖИЗНИ. ПЛАН-КОНСПЕКТ.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ. 5 КЛАСС.
Тема урока: «Вода – формула жизни»
обобщить знания учащихся о воде, полученные при изучении природоведения;
рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; основные загрязняющие факторы и способы очистки воды;
развивать умение вести продуктивную беседу на уроке, работать коллективно, творчески мыслить.
Вид урока : урок-презентация с применением мультимедийных технологий. Межпредметные связи: природоведение 4-5 класс.
2. Новый материал:
Загадка — постановка проблемы
Тема сегодняшнего урока: Вода – формула жизни. Запишите тему урока в тетрадь.
Какие цели вы ставите на сегодняшний урок. Опрашивание учеников.
В процессе изучения темы мы должны будем ответить на вопросы:
Чистая вода – самая удивительная на Земле жидкость.
Чем загрязняется вода?
Способы очистки воды
Почему необходимо экономно расходовать воду?
Переход к следующему слайду
Давайте вспомним из курса природоведения, в каких трех состояниях бывает вода в природе?
На дворе горой,
А в избе водой.
(Снег) В твердом (это – лед, снег, град, иней).
К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей) В жидком (это – обыкновенная вода).
Седой дед у ворот
Всем глаза заволок.
(Туман) В виде водяного пара (это — газообразное состояние — туман тучи).
Переход к следующему слайду
Вода, обычное вещество обладает удивительными и необычными свойствами. Какими? Давайте вспомним свойства воды. (Демонстрация воды в стаканчике.)
Посмотрите на этот стакан. В нем – вода. Какая она? Если её понюхать, чем она будет пахнуть? Какой она будет на вкус? Можно ли воду перелить из одного стакана в другой? Значит, какая она? Если в воду положить кусочек сахара, то что с ним будет? Следовательно, вода является растворителем? При какой температуре вода кипит? При какой замерзает? Когда водоемы замерзают, в них лед будет сверху или на дне? Таким образом, что легче – лед или вода?
То, что вы видите сейчас на слайде, запишите себе в тетради, что другое вы можете добавить.
Переход к следующему слайду
Как в природе осуществляется круговорот воды? Давайте с вами составим устный рассказ по картинке, которую вы видите на слайде.
Есть ли вода в живых организмах? Переход к следующему слайду
Во всех ли живых организмах есть вода?
Да, конечно, она есть и в растениях, и в животных. И организму человека также нужна вода. Следу ющий слайд
Что будет с растением, если его долго не поливать? Что будет с животным или с человеком, если они не будут пить воду?
Вода составляет 80 % массы клетки в молодом организме человека или животного и 60 % — в клетках старого. В клетках головного мозга ее 85 %, а в клетках развивающегося зародыша – 90 %. Если человек теряет 20 % воды, то он погибает. Много воды в клетках мякоти сочных плодов и листьях растений.
Значит, вода необходима для жизни, но какая вода – чистая или загрязненная? Конечно, только – чистая. А какую воду мы чаще всего с вами встречаем в действительности?
Переход к следующему слайду
Следующий вопрос, на который мы ответим на уроке: чем загрязняется вода? Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
С помощью иллюстрации давайте вместе ответим на вопрос: какие есть источники загрязнения воды?
Эти источники можно объединить в 5 основных групп.
Запишите их себе в тетради.
Переход к следующему слайду
В реки, озера, подземные воды сбрасываются отходы, промышленных предприятий, энергетики, транспорта. Вода в таких водоемах становится непригодной для использования человеком и для жизни животных и растений. Переход к следующему слайду
В летнее время в воде могут быстро размножаться всевозможные болезнетворные микроорганизмы, и такая вода становится опасной не только для питья, но и для купания. Поэтому, на берегу нас все чаще останавливают предупреждающие щиты: «Купаться запрещено!»
Что же делать для того, чтобы человек мог использовать воду для своих нужд?
Переход к следующему слайду
Поговорим о способах очистки воды.
Прочитайте в учебнике на с.142-144 полезные советы. (Читают по учебнику)
Что нужно делать, чтобы очистить питьевую воду?
(Следующий слайд.) Итак, способы очистки питьевой воды: кипячение, отстаивание, фильтрование, обеззараживание.
А как можно очистить сточные воды, чтобы они не загрязняли водоемы?
(следующий слайд) Конечно, очистные сооружения и фильтры.
Переход к следующему слайду
Очистные сооружения в городе. (Просмотр видеофрагмента) Переход к следующему слайду
На этих картинках одно и то же место. Как вы думаете, что могло случиться?
С каждым годом используется все больше и больше природной пресной воды и людям ее уже не хватает.
Откуда поступает вода в квартиры к нам, жителям Чернышевска? (из подземных источников в с. Икшица)
Каждый год человек изымает примерно 10% воды, которая находится в реках. Так как же нужно использовать воду, чтобы цветущий уголок Земли не превратился в голую пустыню?
(следующий слайд) Конечно, Необходимо экономно расходовать воду.
3. Обобщение и закрепление:
Теперь давайте еще раз посмотрим на первый слайд. Переход к следующему слайду
Как мы формулировали тему урока? Почему воду считают формулой жизни?
В начале урока вы ставили свои цели, как считаете вы их достигли?
4. Домашнее задание: §26, творческое задание 1 (письменно в тетради).
26. Вода — формула жизни!
Воде была дана волшебная власть
стать соком жизни на Земле.
Леонардо да Винчи
«Просто чистая вода» — самое удивительное на Земле вещество, бесценный дар природы. Она ничего не стоит, лишь когда её достаточно. Когда её нет, не найти на Земле ничего дороже и важнее для нашей жизни.
Природные водные резервуары: озера, реки, моря, как и вся природа в целом, обладают способностью к самоочищению, к очищению от продуктов деятельности природы, но не человека, создавшего чуждые природе вещества и материалы. Не от бросаемых им на каждом шагу бутылок и пластиковых пакетов, автомобильных шин.
Некоторые факты
- Самоочищение водоёмов — это процесс разрушения водными организмами компонентов загрязнения. Например, один крупный моллюск может отфильтровать, то есть пропустить через себя, в среднем 70 литров морской воды в день. Около 70 родов микроорганизмов — главных «санитаров» водоемов частично могут перерабатывать нефтяные загрязнения.
Часто в водоёмах уровень загрязнения воды так высок, что микроорганизмы не только не успевают перерабатывать поступающие химические вещества, но и гибнут сами в отравленной человеком воде. В большинстве случаев загрязнение пресных вод остаётся не видимым для глаз человека. Потому что вода растворяет загрязнители, как горячая вода — сахар.
Основной источник загрязнения воды — промышленные отходы.
Некоторые факты
- Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием. В воде могут быть повышенные концентрации тяжёлых металлов. Ежегодно в моря и океаны вытекает в среднем до 12 млн тонн нефти. С атомных электростанций попадают радиоактивные отходы. Неочищенные бытовые сточные воды приводят к микробиологическим загрязнениям воды, что впоследствии может вызывать различные заболевания у людей и животных.
В озёра, реки, подземные воды поступают бытовые стоки, сбрасываются отходы промышленных предприятий, энергетики, транспорта. Весной с талыми водами с полей в реки и озёра привносятся остатки удобрений, стоки от животноводческих ферм. Опасность представляет сток отходов рыбоводческих хозяйств, так как там применяются средства для борьбы с болезнями рыб. Кроме того, с дождями в водоёмы попадают из атмосферы сажа, зола и пыль, особый вред наносят так называемые кислотные дожди, которые стали обычными для промышленных регионов.
В летнее время в воде могут быстро размножаться всевозможные болезнетворные микробы. Такая вода становится опасной не только для питья, но и для купания. Поэтому в черте города возле рек и прудов нас всё чаще останавливают предупреждающие щиты: «Купаться запрещено!»
Некоторые факты
- Обеззараживание питьевой воды возможно:
— химическими веществами: хлором, озоном, йодом, ионами серебра;
— физическими методами: кипячением, ультрафиолетовым облучением, ультразвуком, гамма-излучением.
В России в основном питьевую воду обеззараживают хлором. На водопроводных станциях введение хлора в воду производится на специальных установках. Хлорирование — единственно доступный метод профилактической дезинфекции колодцев.
Чтобы сохранить своё здоровье:
- необходимо знать экологическое состояние водоёмов в своём районе;
- не купайся в районе промышленных и коммунальных стоков;
- если ты живёшь недалеко от предприятия-«загрязнителя», во время дождя старайся не выходить на улицу. А если дождь застал тебя в пути, постарайся его где-то переждать.
Чистая вода
Чистота питьевой воды — гарантия здоровья человека. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, 80% заболеваний, которыми страдают люди, вызваны низким качеством и антисанитарным состоянием употребляемой ими воды. Большинство сельских жителей в мире пользуются загрязнённой водой.
Ты, наверное, понимаешь, что вода в родниках на территории города, у автомобильных и железных дорог чаще всего не может быть пригодной для питья. Ведь родники пополняются за счёт атмосферных осадков, которые смывают с поверхности «промышленную» пыль, а нередко их дополняют бытовые или промышленные стоки. В некоторых районах источником питьевой воды служат грунтовые воды, считавшиеся ранее наиболее чистыми. Но сейчас загрязнение настигло и их.
Даже вода из кранов в квартире иногда не соответствует санитарной норме.
Запомни несколько правил:
- не пей воду из родников и других водоёмов, пока не убедишься в её хорошем качестве. Вода для питья должна быть прозрачной, бесцветной, без какого-либо запаха и привкуса;
- избегай употреблять для питья и приготовления пищи воду из крана с горячей водой, так как в неё добавляют средства против накипи в котлах;
- пей кипячёную воду, поскольку при кипячении погибают многие болезнетворные микроорганизмы;
- очищай воду в домашних условиях с помощью бытовых фильтров;
- надёжное средство очищения воды — её «вымораживание». Поставь ёмкость с водой в морозилку холодильника. Через некоторое время, когда вода начнёт замерзать, удали первую верхнюю корочку льда. Затем продолжи замораживание до образования внутри льда «линзы» — незамерзающей части, содержащей вредные соли. Сделай дырочку и слей скопившуюся в «линзе» жидкость. Кстати, ты увидишь, что в ней могут быть хлопья. И теперь, растопив лёд, ты получишь чистую воду, содержащую мало солей.
Неэкономное использование воды людьми, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, неудовлетворительное состояние водопроводных сетей, их небрежная эксплуатация могут привести к тому, что к 2100 году человечество исчерпает весь естественный запас пресной воды. Такие неутешительные прогнозы делают некоторые учёные-экологи.
Статистика
- Лидерами водопотребления на одного человека в год в мире являются Туркменистан (5319 м 3 /год), Ирак (2525 м 3 /год), Казахстан (2345 м 3 /год), Узбекистан (2295 м 3 /год), Гайана (2161 м 3 /год), Кыргызстан (1989 м 3 /год), Таджикистан (1895 м 3 /год), Канада (1468 м 3 /год), Азербайджан (1415 м 3 /год), Суринам (1393 м 3 /год), Эквадор (1345 м 3 /год), Таиланд (1366 м 3 /год), Эквадор (1345 м 3 /год), Иран (1288 м 3 /год), Австралия (1218 м 3 /год), Болгария (1099 м 3 /год), Пакистан (1092 м 3 /год), Афганистан (1061 м 3 /год), Португалия (1088 м 3 /год), Судан (1025 м 3 /год), США (972,10 м 3 /год).
Относительно низкое водопотребление на душу населения отмечается в Африке, а также Европе, включая Россию (455,50 м 3 /год) и Белоруссию (289,20 м 3 /год). В среднем на Земле каждый год на душу населения изымается из природной среды 499 м 3 воды. Согласно докладу Организации объединённых наций, за последнее столетие потребление воды более чем в два раза превысило темпы роста населения. Уже сейчас 2,8 миллиарда человек, а это 40% населения Земли, в той или иной мере испытывают нехватку воды. Более 1,2 миллиарда человек живёт в условиях физической нехватки воды. Это Северная Африка, Ближний Восток, а также некоторые районы Китая и Индии.
Вопросы
- Могут ли живые организмы — растения, грибы, животные, человек — жить без воды? Почему?
- Является ли пресная вода полезным для человека природным ресурсом?
- Может ли исчезнуть пресная вода на Земле? Ответ обоснуй.
- В результате чего происходит загряз-нение источников питьевой воды: воды рек, озёр, подземные воды?
- Способна ли вода к самоочищению?
- Что необходимо сделать, чтобы вода стала вновь чистой?
- Что является источником питьевой воды в районе, где ты живёшь?
- Можно ли купаться в водоёмах, находящихся на территории города?
- Можно ли пить воду из незнакомых водоёмов? Ответ обоснуй.
- Как ты понимаешь высказывание Леонардо да Винчи: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
Задания
- В рубрике «Статистика» приведены цифры, характеризующие объём водопотребления в разных странах мира. Как ты думаешь, от чего зависит водопотребление любой из стран мира? Почему среди лидеров такие страны, как Туркменистан, Ирак, Гайана и Канада? Почему в России относительно низкое водопотребление?
- Определи, сколько воды потребляет твоя семья в течение суток (недели, месяца). Расход воды включает: приготовление пищи и хозяйственные нужды. Для решения задачи ты можешь воспользоваться следующими данными: душ — 20 л в минуту, принятие ванны — 100 л, открытый водопроводный кран — 15 л в минуту. Если у вас дома есть счётчик воды, то можно снять показания расхода воды за сутки.
- Придумай с одноклассниками слоган 1 защитников чистоты пресной воды. Проведите конкурс на лучший слоган о защите чистоты воды.
1 Слоган — рекламный девиз, который кратко передаёт формулировку рекламной идеи. Этот термин появился в русском языке из английского. Само слово очень древнее, в языке галлов оно означало «боевой клич». В современном значении впервые употреблено в 1880 г.