Обзор рынка по водоснабжению

Краткий отчет (обзор) об исследовании рынка услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры

Краткий отчет (обзор) об исследовании рынка услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры

08 августа 2019 г. г. Архангельск

1. Общие положения

Основанием для проведения обзора состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры является рассмотрение обращения гр. на действия ООО «Грата», выразившиеся в осуществлении деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в отсутствие установленных регулирующим органом тарифов на территории МО «Няндомское»

Целью исследования является установление доминирующего положения ООО «Грата» на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Обзор рынка осуществляется в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок).

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

27 ноября 2017 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципального район» с ООО «Грата» заключено концессионное соглашение. Постановлением главы администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 23.01.2018 № 14 ООО «Грата» наделено статусом гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и в сфере водоотведения в границах установленной зоны деятельности.

ООО «Грата» направило в Управление письмо от 28.12.2018 № 898, которым проинформировало о прекращении с 28.12.2018 деятельности по водоснабжению и водоотведению.

Таким образом предприятие осуществляло деятельность водоснабжения и водоотведения на территории МО «Няндомское» с 23.01.2018 по 28.12.2018.

Временной интервал исследования рынка — с 23.01.2018 по 28.12.2018.

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно концессионному соглашению ООО «Грата» переданы объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории МО «Няндомское».

В этой связи, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

4. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с Постановлением главы администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 23.01.2018 № 14 ООО «Грата» осуществляло деятельность в сфере водоснабжения и в сфере водоотведения в границах установленной зоны деятельности.

Таким образом, географические границы определяются границами присоединенной сети ООО «Грата» на территории МО «Няндомское».

ВЫВОД:

Согласно п. 12.5 Порядка без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147‑ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Из содержания ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147‑ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Следовательно, оказание услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры является деятельностью, осуществляемой хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии, а лицо, оказывающее такие услуги, — субъектом естественной монополии.

Читайте также:  Конвектор чешская крона рубль

Таким образом, ООО «Грата» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в силу прямого указания Закона.

Обзор составила

Заместитель начальника отдела АМКиР Т.А. Спирина

Зам. руководителя Архангельского УФАС России Ю.Г. Цакулов

Перспективы российского рынка систем водоочистки в условиях кризиса

Маркетинговое агентство MegaResearch провело анализ рынка систем очистки воды и сточных вод в условиях распространения коронавирусной инфекции и сильного снижения мировых цен на нефть. По мнению экспертов, в период с 2020 по 2022 гг. рынок может развиваться по разным сценариям в зависимости от объективных факторов и действий государственных органов власти.

Развитие российского рынка водоочистных установок в последние пять лет во многом определялось усилением государственного экологического контроля и увеличением штрафов за неисполнение действующих нормативов. Крупные промышленные предприятия были вынуждены инвестировать значительные средства в модернизацию своих очистных сооружений, поэтому кризис 2014–2016 гг. отрасль прошла относительно спокойно. Накопленный запас прочности и относительно низкий уровень импортозависимости позволяет предположить, что в условиях распространения коронавирусной инфекции и сильного снижения мировых цен на нефть рынок сможет функционировать без серьезных потрясений, тем более что у отечественных производителей появляется возможность полностью вытеснить иностранную продукцию своими новыми разработками.

Устойчивость рынка в кризисных ситуациях

По оценкам аналитиков, рынок систем водоочистки переживает периоды кризисов в экономике относительно спокойно. Происходит это по нескольким причинам:
1. Небольшая доля импорта. Примерно 20% комплектующих в водоочистных системах иностранного производства, все остальное — продукция российских компаний.
2. Жесткие экологические требования. По данным участников рынка, штрафы за нарушения требований по качеству сбрасываемой воды в последние год выросли в десятки раз, поэтому установка очистных сооружений становится экономически выгодной. Если раньше около 30% предприятий предпочитали платить штрафы (это обходилось дешевле), а еще примерно 50% пытались использовать существующие лазейки в законодательстве, то в ходе опроса участников рынка, проведенного в 2019 году, 45% заявили о планах по установке или модернизации системы водоочистки.
3. Устаревание оборудования. Большинство используемых на данный момент систем установлены 20 и более лет назад. Поскольку финансирование экологических программ в начале 2000-х годов проводилось по остаточному принципу, технологии, используемые в этих системах, разрабатывались еще в прошлом веке.

Анализ выручки крупнейших производителей водоочистного оборудования показывает, что интенсивное развитие этих предприятий началось именно с 2014 года. Из-за резкого роста курса валют и без того недешевые импортные комплектующие стали практически вдвое дороже, а ужесточение экологических норм явилось дополнительным стимулом для развития российского производства.

В 2016 году суммарная выручка четырех крупнейших предприятий отрасли выросла почти в три раза.

Динамика прошлых лет дает основания полагать, что этот рост продолжится, и кризис 2020 года рынок пройдет без существенных потерь.

Влияние коронавируса и падения рубля на рынок систем водоочистки

Как известно, в китайском языке слово кризис состоит из двух иероглифов, один из которых означает опасность, а другой — возможность. Опасности распространения пандемии коронавируса вполне понятны и не требуют подробного анализа.

Что же касается возможностей, то для рынка водоочистных сооружений они вполне реальны и при благоприятном развитии событий обеспечат базу для дальнейшего роста:
— увеличение курсов иностранных валют приведет к дальнейшему удорожанию импортных комплектующих, которые пока еще используют производители очистных установок. Поэтому перед отечественными предприятиями открывается возможность полностью переориентировать рынок на свою продукцию. В кризис выиграют технические решения, которые будут ниже по цене, чем существующие, но обеспечат требуемый уровень эффективности;
— распространение коронавируса может вызвать принятие дополнительных нормативов по очистке сточных и поступающих в коммунальное хозяйство вод, т. к вирусная инфекция способна распространяться в том числе и через системы жизнеобеспечения людей. Усиление контроля за промышленными выбросами даст дополнительный импульс развитию технологий водоочистки и росту спроса на установку соответствующих систем.

Стабильность рынка будет также поддерживаться сохраняющимся спросом со стороны основных отраслей потребления.

Главный потребитель систем водоочистки — нефтегазовая промышленность. Несмотря на снижение мировых цен, уменьшение производства нефти в России не планируется, поэтому выполнение экологических программ в отрасли продолжится. Аналитики прогнозируют, что спрос на водоочистное оборудование со стороны нефте- и газодобытчиков останется на уровне 2018-2019 гг.

Читайте также:  Водоснабжение питьевой водой городов для работы

Прогноз развития рынка систем водоочистки на 2020–2022 гг.

В зависимости от того, какие меры будут приниматься в связи с пандемией коронавируса в России, развитие рынка может проходить по двум основным сценариям:
1. Оптимистичный. Если распространение коронавируса вызовет введение дополнительных норм по улучшению качества очистки поставляемой населению питьевой воды и хозяйственно-бытовых стоков предприятий и населенных пунктов, рынок водоочистных сооружений будет расти. Ранее, при более благоприятных экономических условиях, рост прогнозировался на уровне 5% в год. В текущей ситуации прогноз понижен до 2%.
2. Пессимистичный. В сложившихся условиях правительство РФ может пойти на временное сворачивание действия экологических программ с целью дать финансовые послабления промышленным предприятиям на период кризиса. В этом случае рынок ждет снижение темпов роста. Однако падение вряд ли будет серьезным (не более 5% в год), т. к. из-за снижения курса рубля увеличится спрос на российскую продукцию на внешних рынках, прежде всего в странах ближнего зарубежья.

С учетом опыта прохождения предыдущего кризиса и перспектив импортозамещения, связанных с ростом стоимости комплектующих иностранного производства, в базовом варианте развитие отрасли будет происходить по сценарию, максимально близкому к оптимистичному.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению.

1. Обеспечение населения чистой питьевой водой является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России.
Достижение указанной цели связано, в том числе, с развитием жилищно-коммунального комплекса, ориентированнии на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, включая развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Актуальность вопросов антимонопольного регулирования в указанной сфере определена спецификой рынка услуг по водоснабжению и водоотведению, состоящей в естественно монопольном положении поставщиков услуг.
2. Управлением был проведен анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению за 2009 – 2010 гг.
3. В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка определены услуга водоснабжения и услуга водоотведения.
Основной характеристикой воды является ее качество. Так, к питьевой воде предъявляются требования СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Для доведения качества воды до требуемых норм используют водоподготовку.
По собираемым стокам канализация подразделяется на:
— хозяйственно-бытовую канализацию;
— дождевую канализацию;
— производственную канализацию.
Водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем. При этом услуга водоснабжения может оказываться без одновременного оказания услуги водоотведения. Изложенное позволяет отнести услуги водоснабжения и водоотведения к разным товарным рынкам.
4. Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями водопроводно-канализационного хозяйства потребителям в пределах расположения сетей водоснабжения и водоотведения. Конечный потребитель приобретает и потребляет услугу только от того поставщика услуг, к сетям инженерно-технического обеспечения которого он присоединен. Присоединение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.
Таким образом, географическими границами рынка являются границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги водоснабжения и водоотведения.
5. Всего проанализирована деятельность около 700 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению в городах с населением более 100 тыс. человек на территории 81 субъекта Российской Федерации в 2009, 2010 годах. Большинство субъектов одновременно осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению.
6. На исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы покупателей:
1. население и организации, потребляющее услуги водоснабжения и водоотведения для коммунально-бытовых нужд;
2. организации, использующие услуги водоснабжения и водоотведения для производственных нужд.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоснабжению, включаются организации, осуществляющие поставку воды.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоотведению, включаются организации, осуществляющие отведение сточных вод потребителей на очистные сооружения.
Деятельность по водоснабжению и водоотведению в исследуемом периоде осуществляли организации различных форм собственности: 58% организаций находится в частной собственности, 36% — в государственной и муниципальной собственности, 6% организаций относятся к смешанной форме собственности.
Около 55% имущественных объектов, с использованием которых оказываются услуги водоснабжения и водоотведения, находятся в частной собственности.
Кроме того, на территории Российской Федерации осуществляют деятельность несколько крупных частных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения, предоставляющие услуги в нескольких субъектах Российской Федерации.
7. Анализируемые рынки услуг водоснабжения и водоотведения в установленных географических границах относятся к высококонцентрированным рынкам с неразвитой конкуренцией.
8. Каждый из хозяйствующих субъектов в локальных границах территорий расположения инфраструктуры занимает доминирующее положение с долей равной 100%.
Как правило, на рынке действует хозяйствующий субъект, оказывающий услуги с использованием централизованной системы потребителям, составляющим 80% – 90% от общего числа потребителей в муниципальном образовании. Остальные участники рынка являются, как правило, промышленными предприятиями, к сетям которых присоединены потребители, находящиеся вблизи предприятия.
9. Барьерами входа на рынки услуг по водоснабжению и водоотведению являются:
-владение объектами водоснабжения и водоотведения на любом законном основании. Строительство либо приобретение существующих имущественных объектов в собственность требует значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, что является экономическим ограничением и затрудняет хозяйствующим субъектам вход на исследуемый товарный рынок.
Возможность эксплуатации имущественных объектов теплоснабжения на основании договоров аренды, концессии, доверительного управления делает данный барьер входа на товарный рынок преодолимым.
При этом объекты водоснабжения и водоотведения характеризуются высокой степенью износа, требуют крупных инвестиций.
— государственное регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе ежегодное установление тарифа.
Снижение влияния данного барьера возможно за счет установления долгосрочных тарифов. Проектом закона о водоснабжении и канализовании предусмотрены долгосрочные методы регулирования тарифов в указанной сфере.
— необходимость получения разрешений на пользование подземными водными объектами.
Осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению предполагает использование водных объектов. В соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
— преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка.
Предусмотренная законодательством Российской Федерации процедура получения права пользования водными объектами не позволяет получить право пользования водными объектами в случае, если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает необходимыми техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, в том числе сведения о наличии на законном основании имущества, необходимого для оказания услуг.
Указанное положение не позволяет арендатору (концессионеру) выполнять обязанности по договору аренды (концессионному соглашению) в части осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению с использованием (эксплуатацией) объекта аренды (концессионного соглашения) до получения указанного разрешения, что может привести к расторжению договора аренды (концессионного соглашения).
10. В рамках третьего антимонопольного пакета ФАС России разработаны и внесены поправки в Закон о естественных монополиях в части включения в перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий услуг водоснабжения и водоотведения.
07.12.2011 принят Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который устанавливает правовые основы отношений, возникающих при водоснабжении и (или) оказании услуг канализования с использованием централизованных и децентрализованных систем водоснабжения и канализования, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере водоснабжения и канализования, права и обязанности организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентов. Указанный законопроект предусматривает, в том числе:
— определение гарантирующей организации;
— долгосрочное тарифное регулирование сферы ВКХ;
— введение механизма регуляторного договора, закрепляющего финансовую ответственность органов власти за необоснованное изменение ранее принятых решений об установлении тарифов;
— упрощение процедуры регистрации имущества организаций ВКХ;
— установление требований к «промышленным загрязнителям» по очищению сточных вод до установленного уровня;
— основания для ограничения прав владения и пользования, хозяйственного ведения и оперативного управления объектами централизованной системы водоснабжения и (или) канализования, в том числе при ненадлежащем исполнении организацией ВКХ своих обязательств;
— запрет на приватизацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

Читайте также:  Срок службы системы трубопроводов применяемых во внутренней системе водоснабжения при температуре 75
Оцените статью