Охранная зона трубы отопления

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит охране?

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются для обеспечения сохранности объектов. В пределах этих участков действует специальный режим ведения хозяйственной деятельности. Рассмотрим далее, каким требованиям должна соответствовать санитарно-охранная зона тепловой сети .

Правовая основа

В настоящее время действует ряд документов, в соответствии с которыми создаются и используются охранные зоны тепловых сетей. Приказ Госстроя №92 от 21 апреля 2000 г. считается одним из ключевых актов. В соответствии с ним утверждены организационно-методические рекомендации по использованию систем коммунального теплоснабжения в населенных пунктах РФ. По п. 33 данного документа в ходе эксплуатации указанных объектов должна обеспечиваться их защита. Она включает в себя комплекс организационно-технических мер, ориентированных на ограничение деятельности в пределах установленной территории. Для защиты объекта должна устанавливаться охранная зона тепловых сетей.

Последняя редакция принята 24.06.2003 г., однако не была зарегистрирована Минюстом. В связи с этим суды считают новые правила недействительными. При рассмотрении споров используются СНиП 2.04.07-86. В правилах предусмотрен перечень действий, запрещенных в пределах участков с особым режимом использования. Поскольку защита объектов выступает как основная цель, для которой создаются охранные зоны тепловых сетей, СНиП запрещают:

  1. Размещать в пределах указанных участков хранилища ГСМ, агрессивных химических материалов, сооружать автозаправочные станции.
  2. Загромождать подъезды и подходы к строениям и объектам, складировать громоздкие и тяжелые предметы, возводить заборы и устанавливать прочие конструкции, в том числе временные.
  3. Обустраивать игровые и спортивные площадки, остановочные пункты, рынки, стоянки ТС всех видов, огороды, гаражи и так далее.
  4. Устраивать свалки, сжигать промышленные отходы, бытовой мусор, разжигать костры.
  5. Вести работы с использованием ударных механизмов, осуществлять сброс коррозионно-активных и едких соединений, а также ГСМ.

Дополнительные запреты

Охранная зона тепловых сетей находится в ведении предприятия, осуществляющего обслуживание объекта. В связи с этим в пределах данного участка не допускается без письменного согласия данных организаций производить:

  1. Капремонт, строительство, реконструкцию сооружений.
  2. Земляные работы, посадку кустарников/деревьев, планировку грунта, обустройство монументальных клумб.
  3. Погрузочно-разгрузочные операции, работы, сопровождающиеся разбиванием дорожного покрытия и грунта.
  4. Сооружать переходы и переезды через трубопроводы.

Условия получения разрешения и осуществления указанных мероприятий предусматриваются в п. 7-8 Типовых правил. Согласование должно производиться не менее чем за три дня до начала работ.

Типовые правила

В соответствии с ними на каждом объекте создается соответствующая охранная зона тепловой сети. Нормы являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, вне зависимости от их организационно-правового типа. На основании Типовых правил могут разрабатываться предписания местными органами власти с учетом конкретных условий. При этом требования не должны быть ниже, чем установленные в базовых документах. Правила распространяются на все организации, осуществляющие реконструкцию, строительство, техническое переоснащение и эксплуатацию теплосетей. Требования также обязательны для соблюдения предприятиями, которые используют дороги, железнодорожные и трамвайные пути, зеленые насаждения, переезды или ведут их переустройство вблизи защищаемых объектов.

Охранная зона тепловых сетей: сколько метров подлежит защите?

Участки прокладываются вдоль магистралей. На местности они представляют собой земельные наделы, ширина которых определяется по углу естественного откоса грунта. При этом она не может быть меньше 3 м в каждую сторону либо от наружной части изолированного теплопровода. Последнее актуально при бесканальной прокладке. Минимальное расстояние, на которое охранная зона тепловых сетей должна быть удалена от сооружений, зданий, линейных объектов, определяется с учетом различных факторов. В первую очередь во внимание принимается тип прокладки и климатические условия местности. Рассчитанные расстояния обязательны для соблюдения при проектировании, непосредственном строительстве, а также ремонте объектов.

Требования

Предприятия, которые получили письменное согласие на ведение работ в пределах защитных территорий, обязаны осуществлять их с выполнением условий, обеспечивающих сохранность объектов. В первую очередь перед началом мероприятий проводится инструктаж. Его осуществляет владелец объекта. Он знакомит исполнителей с расположением подземных конструкций, порядком проведения работ. Об этом делается соответствующая отметка в журнале или составляется акт. Инструктаж рабочих, бригадиров, мотористов, крановщиков, мастеров и прочего персонала входит в обязанности исполнителя. В п. 17 Типовых правил указывается, что охранная зона тепловых сетей должна быть свободна для доступа специалистов предприятий, в чьем ведении они находятся. Это требование, в частности, касается объектов, находящихся на территории других организаций. Охранная зона тепловых сетей используется для ремонта и обслуживания конструкций, установок, сооружений. Предприятия, в ведении которых находятся объекты, вправе запретить осуществление работ, нарушающих предусмотренные требования.

Читайте также:  Универсальные котлы отопления для своего дома

Специфика правил создания защитных участков

В соответствии с 89-й статьей ЗК (п. 2) правила, по которым на местности формируется охранная зона надземных тепловых сетей , определяются правительством. Порядок создания участков, в частности, утвержден постановлением №160 от 24 февраля 2009 г. Что касается земель промышленного и прочего специального назначения, то правила формирования охранных зон теплосетей определяются:

  1. Правительством. Постановления принимаются в отношении территорий, находящихся в федеральной собственности.
  2. Исполнительными органами регионов. Соответствующие решения принимаются в отношении территорий, являющихся собственностью субъектов РФ.
  3. Местными структурами власти. Эти органы определяют порядок в отношении зон, создаваемых на территориях, отнесенных к муниципальной собственности.

Регистрация

Охранная зона коммунальных тепловых сетей формируется предприятием, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию соответствующего объекта. Организация должна обратиться в федеральный исполнительный орган, ведущий технадзор и контроль в сфере электроэнергетики. В данную структуру подается заявление о согласовании границ, в пределах которых будет создаваться охранная зона коммунальных тепловых сетей . Заявление рассматривается в пятнадцатидневный срок с даты поступления в инстанцию. После того как границы будут согласованы, обслуживающее предприятие обращается в орган по кадастровому учету. В эту структуру подается заявление о внесении информации о границах зоны в госреестр.

Спорные моменты

Структуры, которые уполномочены принимать решения об установлении охранных зон, могут определяться правительственными постановлениями, актами региональных/местных исполнительных органов. В действующих правилах не предусмотрен четкий порядок создания защитных участков. В частности, не определена необходимость принятия особого акта госорганом или местной структурой. При этом размеры, которым должна соответствовать охранная зона трубопровода тепловых сетей , предусмотрены правилами. Они формализуются в зависимости от разных параметров (диаметра, типа прокладки и так далее).

Между тем нельзя не отметить, что СНиП определяют только минимальные расстояния от объектов до сооружений. При этом непосредственно сами размеры защитных участков не регламентированы. В связи с этим на практике вероятны сложности с обоснованием границ и площади охранной зоны, относящейся к конкретной теплосети. Следует отметить еще один существенный пробел. Ни в правилах по технической эксплуатации теплоэнергоустановок, ни в СНиПах нет такого понятия, как «охранная зона теплосети». Соответственно, отсутствие необходимой регламентации правил создания и размеров защитных участков может вызвать споры относительно непосредственно самого факта их существования.

Госкадастр

Сведения об охранных зонах вносятся в него на основании ст. 1, п. 2 ФЗ №221. Госкадастр представляет собой государственный (федеральный) информационный ресурс. Состав сведений о зонах, в пределах которых действует специальный правовой режим, которые в него включаются, определяется 10-й статьей указанного Закона. К этим данным, в числе прочего, относят описание расположения границ защитных участков, название органов муниципальной/госвласти, которыми было принято решение о создании таких зон, их изменении, реквизиты документов и источники их официального опубликования.

В составе сведений также присутствует информация о содержании ограничений эксплуатации объектов, находящихся в пределах указанных территорий. В 15-й статье ФЗ №221 предусматривается обязанность муниципальной/госвласти в течение 10 дней (рабочих) с даты вступления решения, принятого в рамках компетенции соответствующей структуры и устанавливающего/изменяющего/отменяющего охранную зону, предоставить в орган учета документ с данными, необходимыми для внесения в госкадастр. Следует принять во внимание, что в некоторых случаях, согласно действующим правилам обеспечения защиты объектов, необходимость утверждения специального акта не предусмотрена. В таких ситуациях основанием для включения сведений в информационную базу может выступать непосредственно правовой документ, определяющий общий порядок установления зон конкретного типа, а также описывающий расположение соответствующего защитного участка.

ФЗ «О землеустройстве»

При рассмотрении правовых вопросов, касающихся установления охранных зон, необходимо обратиться к положениям ФЗ №78. Согласно ст. 1 указанного Закона защитные участки выступают в качестве объектов землеустройства. Для определения расположения границ необходимо провести предусмотренные правовыми актами процедуры. В результате выполненных мероприятий, в соответствии с 20-й статьей ФЗ №78, составляется план (карта) объекта. Требования к его подготовке, а также форма утверждены правительственным постановлением №621.

Важный момент

В соответствии с Письмом № 22066-ИМ/Д23 документация, которая необходима для включения информации об охранной зоне в госкадастр, может предоставляться заинтересованным лицом. Им вправе выступать правообладатель объекта, в отношении которого создается защитная зона. Полномочия этого лица для обращения в орган учета могут основываться на доверенности. Документ должен быть оформлен в установленном порядке структурой, вынесшей решение о создании охранной зоны. Учитывая, что правила не предусматривают необходимость оформления специального акта органом местной/госвласти, необходимые сведения в гокадастр могут вноситься правообладателем объекта по его заявлению с приложением к нему плана (карты), описывающего расположение границ. Между тем данное положение не исключает отказ учетной инстанции во включении информации в реестр по причине законодательной регламентации такой возможности.

Читайте также:  Расчет радиаторов 350 отопления по площади

Заключение

Правовой режим, установленный для охранных зон теплосетей, обладает рядом особенностей. В первую очередь он регламентируется ведомственными актами. В действующих правилах при этом не определен порядок создания зон, не предусмотрена необходимость оформления специального акта органом муниципальной/госвласти об их установлении. Не регламентируется и момент, с которого защитный участок будет считаться существующим. Размеры зон определяются нормативно посредством удаления объектов от сооружений на предусмотренное (минимальное) расстояние. Площади формализуются в зависимости от диаметра, типа прокладки и прочих параметров. Как показывает практика, внесение информации о защитных участках является достаточно трудной задачей. Однако при отсутствии необходимых сведений в реестре существует риск признания правомерными действия субъектов, осуществляющих застройку в их границах. Если права владельцев теплосетей нарушаются застройкой участков, расположенных в охранных зонах, субъекты могут обратиться в суд или в управление Государственной службы по технологическому, экологическому, атомному надзору с жалобой.

Охранная зона теплотрассы (тепловых сетей): сколько метров от теплосети по нормам СНиП

Охранная зона тепловых сетей – территория, согласно нормам СНиП (СП), необходимая для предотвращения повреждений трубопровода при проведении посторонних работ, осуществления строительства, высадки зеленых насаждений. Она используется при прокладке коммуникаций других сетей (электрических и газовых). Охранная зона теплосети – это пространство со своим собственным правовым режимом, запрещающим или ограничивающим любые виды хозяйственной деятельности, не имеющие отношения к теплоснабжению потребителя. Это не только территория с особым режимом эксплуатации, на которой действуют нормативные документы и специальные постановления.

Основные нормативные документы

В октябре 2019 года планируется проведение отраслевой конференции по теплоснабжению, на которой в числе актуальных проблем будет рассматриваться и правовая сторона вопроса. Владельцам тепловых сетей постоянно приходится сталкиваться с трудностями эксплуатации и невозможностью полноценного ремонта.

Это происходит из-за того, что постоянно нарушается охранная зона теплотрассы. Над подземными сетями устраиваются стоянки автомобилей, высаживаются зеленые насаждения – кусты и деревья, возводятся временные сооружения вроде ларьков и гаражей.

Правовое понятие «зона тепловых сетей» имеет под собой весомое юридическое обеспечение.

Несоблюдение режима охранных зон карается финансовыми и административными санкциями. В недалеком будущем планируется усиление мер по обеспечению прав собственников тепловых сетей.

Охранная зона, или санитарно-защитная зона, создается не только для теплосетей. Также она нужна для любого трубопровода, транспортных магистралей (в том числе и железнодорожных), объектов транспортировки электроэнергии.

У каждой отрасли имеются свои документы и правила, постановления правительства и профильных министерств, приказы и особые распоряжения. Все это необходимо для корректной эксплуатации, предотвращения повреждений сооружений. А также во избежание потенциального вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне аварии.

Охранная зона сетей имеет свой нормативный пакет документов, из которых основополагающими считаются:

  1. Приказ Госстроя Российской Федерации за № 92 «Организационно-методические рекомендации по эксплуатации теплосетей» и собственно рекомендации, которые направлены на оптимизацию и безопасность коммуникаций по теплопоставкам.
  2. Типовые правила эксплуатации, утвержденные в августе 1992 года Приказом Министерства архитектуры и строительства за № Они обязательны к выполнению любыми организациями, в компетенции которых входит строительная, реконструкционная и ремонтная деятельность в области теплотрассы и на участке, определенном в правилах как охранная зона теплотрассы.
  3. В субъектах федерации, регионах и населенных пунктах на основании данных типовых правил и утвержденных правительством СНиП (СП) могут разрабатываться и утверждаться местные инструкции. Их требования не могут быть меньше, чем указанные в Типовых правилах и соответствующем СНиП.

Согласно пункту 4 Типовых правил, основополагающим в данной отрасли при обеспечении безопасности тепловых сетей является СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети». В этом СНиП есть специальное приложение, в котором можно посмотреть расстояния по горизонтали от трубопровода до зданий и инженерных сооружений.

Приказ № 115 Минэнерго Российской Федерации от апреля 2003 года не разрешает эксплуатацию тепловых энергоустановок в местах, где прокладываются теплопроводы. Это относится ко всем организациям, каким бы статусом они ни были наделены. Запретительные документы были утверждены арбитражным судом.

Охранная зона коммуникаций по поставке тепла формируется без наличия единого целостного подхода, который был бы оформлен в действующем законодательстве.

При дистанцировании от линии подачи электроэнергии можно воспользоваться Постановлением Правительства РФ № 160 по электросетевому хозяйству и Земельным кодексом. Последний документ законодательно закрепляет возможность создания особых зон и эксплуатации участков, расположенных в них.

Список запретов в охранных зонах тепловых сетей

СНиП 41-02-2003, утвержденный как основное руководство к определению расстояний, только устанавливает требования относительно минимальных дистанций. В населенных пунктах требуется выдерживать расстояния до линейных объектов.

Читайте также:  Био конвектор венеция пкк 700

Однако, как и в случае со зданиями и сооружениями любого типа, отступы могут варьироваться в зависимости от климата. При этом учитывается сила ветра, а также температурные перепады. Многое зависит от вида прокладки – надземной или подземной, рельефа местности и плотности застройки.

Прежде всего в нормативных документах указывается, что охранная зона должна быть территорией, на которой соблюдаются запреты на строительство.

Также недопустимо присутствие объектов, представляющих потенциальное препятствие к нормальному функционированию и ремонтным работам.

Учитывается возможность повреждения, аварии, причинения вреда здоровью граждан. Для проведения определенных работ физические лица и организации должны получить письменное согласие владельцев теплосетей.

Без него в защитной зоне запрещается:

  • загромождение оборудованных подъездов или подходов к объектам теплопоставок, для которых обозначена зона тепловых сетей;
  • специально обозначенная зона теплотрассы не может быть местом для размещения АЗС с бензином или газовыми резервуарами, на ней нельзя складировать ни горюче-смазочные материалы, ни химические соединения агрессивного типа;
  • зона тепловых сетей не может использоваться даже для временных сооружений вроде стоянок машин и спортплощадок, а тем более для огородов, гаражей и остановок общественного транспорта;
  • охранная зона не может предназначаться для свалок, слива едких и горючих жидкостей, сжигания мусора, погрузочных работ, рытья каналов под другие коммуникации, установки ограждений, посадки зеленых насаждений, где кусты и ветки будут представлять потенциальные помехи при проведении ремонта.

Тонкости расположения тепловых сетей

Получение письменного разрешения для проведения строительных работ, реконструкции зданий и сооружений и даже планировки грунта в целях благоустройства должно осуществляться не позднее, чем за три дня до предполагаемого старта.

Зона тепловых сетей – территория, статус которой необходим для соблюдения любой организацией, а также предприятиями, отвечающими за другие охранные зоны. В частности, электролиний, газопроводов, трамвайных и железнодорожных путей, автострад и шоссе федерального значения.

Но даже наличие письменного разрешения не может противоречить нормам, регламентированным в СНиП (СП), и Типовым правилам. Согласно данным нормативным документам нельзя загромождать доступ к наружным теплосетям и объектам обслуживания. Нормы удаленности в каждую сторону предусмотрены в целях охраны теплопровода.

Как определяется охранная зона

Стандартное требование к соблюдению расстояний по нормам СНиП 41-02-2003 предусматривает отступ от края тепловой сети в каждую из сторон по месту прокладки не менее 3 метров. Однако у региональных властей есть возможность самостоятельно решать, сколько метров в каждую сторону будет составлять отступ в конкретном случае.

Определяющими факторами могут стать климатические условия, тип прокладки тепловой сети (воздушный или подземный), тип грунта, диаметр труб, напор и температура подачи.

При этом в каждую сторону можно только увеличивать отступ. Однако решение, сколько метров составляет охранная зона, не может быть меньше, чем указанное в нормативных документах.

Охранная зона подземной теплотрассы, согласно последнему Федеральному Закону, принятому по этой тематике, регистрируется в ЕГРН (Едином Государственном реестре недвижимости). Сведения о том, где на конкретной территории находится зона тепловых сетей, можно получить не только в управлении строительства и архитектуры или у владельцев теплосетей, но и в ЕГРН, куда обязаны подавать сведения местные органы самоуправления.

В нормативном акте об обязательной регистрации, где зона теплотрассы регистрируется как земельная собственность, обязательно указывается, сколько метров составляют официально зарегистрированные ограничения от тепловых сетей.

На территории санитарной зоны тепловых сетей нельзя без разрешения посадить даже кустарник. Над воздушным трубопроводом не должны находиться толстые ветки деревьев, способные привести к аварии трубопровода.

Если нарушается охранная зона теплоподающей сети и вспомогательных сооружений, владелец может обратиться в суд. Если это нарушение привело к поломке или аварии, стоимость ущерба взыскивается с нарушителя запретной границы.

Правовые аспекты и тепловые сети

Последние решения арбитражного суда, редакции строительных норм и правил, постановлений, принятых для рассмотрения новых видов исков о нарушении законных прав владельца земельной собственности, ужесточили ответственность нарушителей по категории судебных дел «Правонарушение без лишения владения».

Теперь суд может рассматривать такие дела и устанавливать административное наказание на основании зарегистрированной земельной собственности в теплопроводной охранной зоне.

Там документально зафиксировано, сколько официально метров должен составлять отступ в каждую сторону от тепловой сети.

При рассмотрении судебного иска против физического лица или организации при нарушении прав владельцев теплосети, решение может быть не только о прекращении строительства, реконструкции, земельного благоустройства.

Суд может постановить устранить уже возведенные постройки. Причем в этом случае срок исковой давности не имеет значения. Решение может обязывать снести или перенести объекты, находящиеся в охранной зоне, если документально подтвержден факт нарушения имущественных прав, норм градостроения и строительства.

Оцените статью