- Новые правила расчета за отопление в квартире с ИПУ
- Новый порядок расчета за отопление в квартире, что изменилось?
- Формулы расчета тепла
- Что изменилось в ЖКХ с января 2021 года для собственников и управляющих компаний
- Новые правила пожарной безопасности
- Повышение тарифов ЖКХ
- Мораторий на проверки организаций ЖКХ в 2021 году
- Пени по ЖКХ в 2021 году
- Новое в Правилах предоставления коммунальных услуг № 354
- Идентификаторы должников
- Утрачивает силу ряд нормативных документов
- Субсидии ЖКХ в 2021 году
- Новое о рекламе
- Новое о лицензировании
- Новые правила по охране труда в ЖКХ
- Новый порядок проведения поверки средств измерений
- Установлен срок уведомления органом местного самоуправления собственников помещений многоквартирного дома о принятии решения об определении управляющей организации
- Новые правила обращения с ртутьсодержащими отходами
Новые правила расчета за отопление в квартире с ИПУ
Наступление холодного времени года чаще всего связано с увеличением итоговой суммы за коммунальные услуги в платежке. Комфортная температура в наших домах напрямую связана с отоплением.
Для многоквартирного дома (далее — МКД) существует несколько вариантов расчета платы за отопление, в зависимости от наличия или отсутствия:
- коллективных (общедомовых) приборов учета (ОПУ)
- индивидуальных приборов учета (ИПУ).
Как формируется плата за отопление со счетчиком в 2021 году?
Новый порядок расчета за отопление в квартире, что изменилось?
С началом 2019 года вступило в силу Постановление Правительства от 28.12.2018 № 1708 (далее – Постановление), внесшее коррективы в порядок начисления платы за обогрев для жителей многоквартирных домов. Теперь при наличии в доме ОПУ и хотя бы одного в квартире ИПУ во всем доме, расчет будет производиться по показаниям индивидуального счетчика. При этом такой порядок будет действовать даже в случае, когда другие помещения не имеют счетчиков отопления.
До вступления в силу Постановления применялся иной порядок расчета платы за теплоресурс. Оплата считалась по показаниям ИПУ только тогда, когда все собственники МКД установили в квартирах счетчики отопления. Если хотя бы один из всего дома не установил счетчик, то оплата считалась по нормативу. Это было принципиально неверно. Новые правила поменяли ситуацию.
В зависимости от ситуации, Постановлением введены новые формулы расчета платы за потребление тепла в МКД:
- Когда не установлен ОПУ.
- Когда установлен ОПУ и квартиры в МКД, в зависимости от установки ИПУ:
- не имеют счетчика вообще;
- оборудованы все квартиры;
- есть хотя бы в одной квартире или в общей массе более половины от суммарной площади всех помещений (жилых и нежилых).
Отметим, что в случае, когда в МКД не установлен ОПУ, оплата за него рассчитывается по действующим нормативам потребления.
Также ввели отдельный расчет оплаты помещений в доме, отнесенных к нежилым. И тут имеет роль установлен или нет индивидуальный счетчик тепла. До 2019 года в соответствии с действующими Правилами, установленными Постановлением от 06.05.2011 № 354, отдельно рассчитать плату за тепло, затраченному на обогрев мест общего пользования, не представлялось возможным. Поэтому новый порядок позволил поменять метод расчета платы за отопление в МКД и устранить пробелы в правовом регулировании.
Расчет по новым формулам стал применяться уже с 1 января и управляющие компании должны указывать в платежке соответствующие суммы в 2021 году.
Расчет платы по коммунальной услуге может производиться:
- только в отопительный период – расчет происходит по показаниям ИПУ и зависит только от фактического потребления;
- в течение всего года равномерно – по итогам отопительного сезона производится корректировка в соответствии с показаниями ИПУ.
Формулы расчета тепла
Утвержденные Постановлением правила расчета платы за тепло во внутридомовых помещениях имеют следующие формулы:
1. В МКД отсутствует ОПУ:
P = (V + (S × Sои × N × (Sоб — Sинд) / Sоб × (Sоб – Sинд + Sои)) × T, где
- V – количество теплоэнергии, приходящееся на помещение в МКД в расчетный период;
- S – площадь жилого или нежилого помещения, участвующего в расчете;
- Sои – суммарная площадь общедомовых помещений (лестничные площадки, лестницы, коридоры, тамбуры и иные помещения, не имеющих конкретного собственника);
- Sинд – площадь неотапливаемых помещений;
- Sоб – суммарная площадь всех помещений в МКД;
- N – норматив потребления теплового ресурса;
- T – величина тарифа.
По факту вычисляется количество тепла, приходящегося на 1 кв. м. площади помещения и пропорционального количества площади общих помещений МКД. Этот показатель умножается на норматив и тариф, установленный региональными властями, приходящийся на 1 Гкал тепла.
2. В доме установлен ОПУ, однако ни одно из помещений жилых (нежилых) не имеет ИПУ или некоторое количество помещений имеет ИПУ:
P = (V + (S × (Vд – V) / Sоб)) × T, где
- V – тепловая энергия, которая приходится на конкретное помещение;
- S – площадь любого из помещений (жилого или нежилого), для которого производится расчет;
- Vд – объем ресурса в соответствии с показаниями ОПУ;
- Sоб – площадь всех внутридомовых помещений;
- T – тариф.
Установка коллективного прибора учет считается выгодной для жильцов, поскольку они платят только за тот ресурс, который был потреблен на отопление конкретного многоквартирного дома, тогда как в норматив заложены теплопотери. Суммарный показатель по ОПУ распределяется пропорционально между собственниками жилых помещений и общих нежилых площадей дома. Полученный показатель умножается на тариф.
Теперь все собственники квартир при наличии ИПУ отопления, может оплачивать за то количества тепла, которое действительно израсходовал на обогрев помещения.
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:
Что изменилось в ЖКХ с января 2021 года для собственников и управляющих компаний
Собрали изменения, которые коснулись сферы ЖКХ уже с начала января 2021 года. Они будут интересны потребителям, управляющим организациям, товариществам, кооперативам и другим организациям коммунального комплекса.
Новые правила пожарной безопасности
С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. Предыдущее Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утрачивает силу.
Наиболее важные правила пожарной безопасности, касающиеся многоквартирных домов, изложены в этой заметке. При этом по мнению самого МЧС, ничего принципиально нового в Правилах не появилось – лишь уточнили предыдущие требования.
Одним из самых волнующих вопросов оказалось хранение вещей в помещениях на цокольных этажах и в подвалах. Из ответа МЧС следует, что вещи хранить можно, если такое назначение помещений предусмотрено проектной документацией.
Кроме того, с января вводятся в действие Порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории пожарного риска (Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1662).
Повышение тарифов ЖКХ
Очень многие регионы повысили размеры взносов на капремонт.
О некоторых субъектах России мы писали ранее, но если вашего среди упомянутых там нет, то стоит поискать региональный нормативный акт, устанавливающий размер взноса на капремонт в 2021 году для конкретного региона. Обратите внимание, что принять решение о повышении размера взносов власти могли и до 2020 года – сразу на несколько лет вперед.
Размер платы на остальные ЖКУ традиционно повышается не в январе, а в июле 2021 года. Это следует из распоряжения Правительства РФ от 30.10.2020 № 2827‑р, которое утвердило средние по субъектам РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за ЖКУ: на первое полугодие 2021 г. – 0% по всем субъектам РФ, а на II полугодие 2020 г. индексы различаются в зависимости от региона.
Мораторий на проверки организаций ЖКХ в 2021 году
Ограничения касаются только плановых проверок. Правительств РФ в постановлении от 30.11.2020 № 1969 определило особенности проведения таких проверок в 2021 году.
Обращаем внимание, что мораторий на внеплановые проверки, в том числе по жалобам, никто на 2021 год не продлевал. Вы можете писать жалобы в жилищные инспекции для проведения таких проверок. На всякий случай лучше поторопиться. Президент РФ уже подписал Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Он в статье 3 предусматривает право Правительства РФ в 2021 году вновь установить особенности проведения проверок юридических лиц. Это совсем не значит, что Правительство будет снова вводить мораторий на внеплановые проверки, просто у него будет такая возможность, если понадобится.
Пени по ЖКХ в 2021 году
Возобновлено право организаций ЖКХ начислять и взыскивать пени, вводить ограничения в отношении коммунальных услуг при наличии задолженности.
Это право было приостановлено постановлением Правительства № 424, а полномочие Правительства устанавливать в 2020 году такие послабления для должников закреплялось в статье 18 Федерального закона № 98-ФЗ.
Есть вероятность, что и в 2021 году Правительству позволят установить особенности начисления и уплаты пени. Это предусмотрено проектом № 1076904 – 7, однако он только ещё внесен в Госдуму, поэтому рассчитывать на новые отсрочки и освобождения сразу с января 2021 года должникам не стоит. Возможно, проект даже отклонят, или Правительство РФ просто не станет вновь устанавливать мораторий на начисление и взыскание пени.
Также заканчивается возможность учитывать показания счётчиков, чья поверка истекла после 6 апреля 2020 года.
Новое в Правилах предоставления коммунальных услуг № 354
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг. В основном поправки касаются гарантирующих поставщиков и счётчиков электроэнергии.
Из других изменений можно отметить новый абзац в п. 44 Правил, согласно которому отрицательный ОДН должен учитываться при начислениях в последующих периодах.
В пункте 81(2) уточнили даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию в случае, если исполнитель не соизволил явиться для допуска прибора учета в эксплуатацию. Прежняя редакция предусматривала правила только в отношении счётчиков электроэнергии, теперь эту несправедливость устранили, и показания любого прибора учета можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от исполнения своих обязанностей.
Также Постановление №2184 вносит ряд изменений в другие документы:
- Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861);
- Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87);
- Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178);
- Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124);
- Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).
Идентификаторы должников
Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).
Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.
Утрачивает силу ряд нормативных документов
С 1 января 2021 года отменяются или признаются утратившими силу некоторые нормативно-правовые акты в сфере ЖКХ, выполнение которых раньше проверялось контролирующими органами. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.07.2020 № 136.
Среди документов есть Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
Первый документ и так не применялся ввиду отмены ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, во исполнение которой он был утверждён, а второй заменен новыми Правилами, о которых мы писали ранее, они вступают в силу как раз с начала 2021 года.
Субсидии ЖКХ в 2021 году
С 1 января ожидалось вступление в силу изменений в Жилищный кодекс РФ, касающихся предоставления субсидий и компенсаций расходов на оплату ЖКУ. В частности, речь шла о самостоятельном получении соцзащитой сведений о задолженности (писали раньше), при этом Жилищный кодекс дополнялся положением, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности. Однако вступление в силу этих положений переносится на 1 июля 2021 года. Это предусмотрено статьёй 2 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2391 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» также переносит срок вступления в силу норм о получении из ГИС ЖКХ сведений о наличии задолженности.
Этим же постановлением до 1 апреля 2021 г. продлевается беззаявительный порядок предоставления субсидий на ЖКУ.
Новое о рекламе
С 1 января вступили в силу новые Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 года № 1922. Обзор изменений от ФАС опубликовали в отдельном материале.
Они устанавливают среди прочего требования к заявлению о нарушении законодательства о рекламе (п. 14 Правил). Если понадобится жаловаться на несогласованные рекламные конструкции на фасаде многоквартирного дома или придомовой территории, то нужно перед обращением полистать этот документ, чтобы антимонопольный орган не завернул обращение.
Также вступили в силу новое Положение о государственном надзоре в сфере рекламы и Административный регламент ФАС (Постановления Правительства РФ от 16.11.2020 № 1838 и Приказ ФАС России от 09.12.2020 № 1203/20).
Новое о лицензировании
Лицензирование переводится в электронную форму, о чем был обзор изменений от органа жилищного надзора.
Также напомним, что уже с 20 декабря вступили в силу изменения в Приказ Минстроя №938 о внесении изменений в реестр лицензий.
Новые правила по охране труда в ЖКХ
Вступил в силу Приказ Минтруда России от 29.10.2020 № 758н, о котором мы сообщали ранее. Также начал действовать Приказ Минтруда России от 15.12.2020 № 903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».
Новый порядок проведения поверки средств измерений
Нововведения устанавливаются Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510. Приказ определяет порядок поверки средств измерения, требования к знаку поверки и требования содержанию свидетельства о поверке.
Установлен срок уведомления органом местного самоуправления собственников помещений многоквартирного дома о принятии решения об определении управляющей организации
Со 2 января вступают в силу изменения в часть 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (Федеральный закон от 22.12.2020 № 441-ФЗ). Они устанавливают обязанность муниципалитета уведомить собственников о назначении временной управляющей организации в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Новые правила обращения с ртутьсодержащими отходами
С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).
Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.