- Изменения в правилах оплаты коммунальных услуг с 1 июня: показания счетчика, общедомовые нужды, плата за отопление и проверка количества проживающих в квартире
- Оплата общедомовых нужд: вводится новый порядок
- Передавать показания счетчика раз в месяц будет не нужно
- Плата за отопление будет рассчитываться по-новому
- Составить акт нарушения качества коммунальных услуг будет проще
- Нормативы ЖКХ резко возрастут для квартир, не оборудованных счетчиком
- Проверка количества проживающих в квартире: юридическое противоречие
- ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период
- ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период
Изменения в правилах оплаты коммунальных услуг с 1 июня: показания счетчика, общедомовые нужды, плата за отопление и проверка количества проживающих в квартире
С 1 июня вступят в силу изменения в правила предоставления коммунальных услуг. Какие именно нововведения утвердило правительство, какие плюсы и минусы почувствуют собственники и наниматели квартир? Разобраться помогает ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев.
Оплата общедомовых нужд: вводится новый порядок
После того как в сентябре прошлого года единые коммунальные платежи решено было поделить ( отдельной строкой показывать поквартирное потребление, и второй строчкой — просчитать долю каждой семьи в общедомовых тратах), — конфликты жителей с управляющими компаниями стали обычным делом. Зачастую управдомы проводили расчеты « с потолка». Так что выходило: за тепло и свет в подъездах, воду для их мытья жильцам приходится платить больше, чем за то, что они тратят в квартирах. Этот абсурд решено было исправить.
Плату за « коммуналку» в местах общего пользования теперь будут „обрезать“ нормативами потребления на общедомовые нужды. Эти нормативы до 1 июня должны утвердить региональные власти. Если реальное потребление в целом по дому в нормативные рамки не уложится, превышение над нормой управляющие будут оплачивать ресурсоснабжающим организациям за счет статьи „содержание общего имущества“. Разработчики постановления считают, что такая схема заставит управляющих вплотную заняться ресурсосбережением — устранять протечки в подвалах, беречь тепло в подъездах. И отслеживать „лишних“ потребителей, живущих в квартирах, где нет счетчиков, без регистрации. Но в таком подходе есть и минус. По мнению эксперта, результат может оказаться негативным — пострадает качество обслуживания домов, какие-то работы окажутся просто невыполненными из-за нехватки средств.
Передавать показания счетчика раз в месяц будет не нужно
Снимать данные с приборов учета каждый месяц — теперь не обязанность, а право жителей. Проверять правильность показаний исполнители услуг должны раз в 6 месяцев. С одной стороны, это удобно и для жильцов, и для управляющих — нет жесткой привязки к сбору показаний индивидуальных приборов учета. Если гражданин информацию о месячном потреблении не предоставит, оплата будет идти по его среднемесячному потреблению за полгода. При этом каждые шесть месяцев будет делаться сверка с показаниями счетчиков и перерасчет.
Правда, всех вопросов это все равно не снимет. С какой частотой не сообщай о показаниях счетчиков, все равно стопроцентно правильного распределения общего домового объема потребления на суммарное индивидуальное и на « общедомовые нужды» достичь будет невозможно. Еще сложнее будет тем домам, где есть нежилые помещения, какие-то организации, магазинчики. В таких случаях обеспечить прозрачность, проверить правильность расчетов будет практически невозможно. То есть у жильцов останется повод для недовольства. Лучше было бы включить расходы на общедомовые нужды в плату за содержание общего имущества, считает эксперт. Тогда как минимум на порядок упрощается определение платы за индивидуальное потребление. И, кроме того, управляющие организации реально будут заинтересованы в том, чтобы уменьшить потребление ресурсов в местах общего пользования.
« Их уже не надо было бы уговаривать устранять утечки воды в подвале, искать тех, кто подключился к электросети, минуя электросчетчик, кто при отсутствии индивидуальных приборов учета месяцами и годами не сообщает о реальном количестве потребителей. Управляющая организация была бы заинтересована в решении этих проблем», — говорит Гордеев. Сейчас же по-прежнему все „недоработки“ управляющих все равно будут оплачивать жители.
Плата за отопление будет рассчитываться по-новому
Из общедомовых нужд исключена оплата водоотведения, а отопление перестанут делить на общедомовое и индивидуальное. И то, и другое — логично и правильно. Массовой установки теплосчетчиков в стране, где преобладает вертикальная разводка системы отопления — не будет. Поставить счетчик в каждую квартиру технически возможно, но не целесообразно ( они не окупятся). Следовательно, нет никакой нужды осложнять всем жизнь, считая тепло по отдельности. Что касается водоотведения, вода, расходуемая на полив газонов и влажную уборку в подъездах в систему канализации не уходит. Значит, и услуги водоотведения тут быть не может.
Составить акт нарушения качества коммунальных услуг будет проще
Акт нарушения качества коммунальных услуг ( например, когда из « горячего» крана течет холодная вода) можно теперь составлять в отсутствие исполнителя ( если исполнитель не провел своевременную проверку или если невозможно уведомить исполнителя о нарушении). Это решение — явно в пользу жителей.
Нормативы ЖКХ резко возрастут для квартир, не оборудованных счетчиком
Повышающие коэффициенты будут применяться и в случае отсутствия общедомовых, и квартирных счетчиков ( если есть техническая возможность их установить). Повышение составит 10% с 1 января 2015 года и будет увеличиваться каждые полгода — до 50% к 31 декабря 2016 года. « Это означает, что будут применяться не установленные, обоснованные нормативы, как этого требует ст. 157 Жилищного кодекса, а расчетные. Поскольку установленные нормативы будет умножать на коэффициенты, — говорит Гордеев. — Кроме того, возникает вопрос, как такое увеличение согласуется с требованием президента, чтобы потолок суммарного роста стоимости коммунальных услуг не превышал 6% в год? Понятно, что никак. Надо искать другие способы стимулировать население устанавливать приборы учета». Председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская, например, предлагает помогать семьям с низкими доходами, оплачивая установку счетчиков из местных бюджетов.
Проверка количества проживающих в квартире: юридическое противоречие
Основанием для этого может служить протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 КоАП. « Два года понадобилось на осознание необходимости этих процедур, — говорят эксперты. — Но привязывать перерасчет только к протоколу об административном нарушении неправильно. Судите сами: оплата за временных жильцов должна производиться, если они проживают и пользуются в квартире коммунальными услугами более 5 дней, но при этом только пребывание без регистрации свыше 90 дней является административным нарушением». Такие расхождения в нормативных документах приведут к большому количеству жалоб, тяжб, судебных разбирательств.
ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период
Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?
НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ
Можно ли теперь требовать возврата денег за некачественный телефон без сенсорного экрана, если он сломался и выявленный дефект является несущественным?
В преддверии Всемирного дня прав потребителей 15 марта Союз потребителей России предложил ряд мер, направленных на усиление поддержки потребителей.
Я в интернет-магазине купила ирригатор для полости рта. Оказалось, что ирригатор не работает. Мне предложили отправить ирригатор в сервисный центр для того, чтобы определить, что товар некачественный.
ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период
6 ноября 2019 года Верховный суд РФ рассматривал дело №АКПИ19-699 о признании частично недействующими п.59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года.
Все началось с того, что жители одного из многоквартирных домов в летний (неотопительный) период продолжали получать счета за отопление, хотя фактически данная услуга им не предоставлялась.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы, они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, пользуются коммунальной услугой отопления. Поставка коммунального ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников; обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ.
Дом, в котором проживают истцы, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента установки узла учета собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.
После окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик продолжил выставлять всем собственникам квартир их дома счета за отопление, хотя данная услуга им не оказывалась с 24 апреля 2019 г., и тепловая энергия не поставлялась.
Согласно ответу Поставщика от 24 июля 2019 г. основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент ОДНУ.
По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы ОДНУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс с 24 апреля 2019 г. не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.
На запрос Поставщик указал, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании пунктов 59, 60(1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.
В суде представитель административных истцов по доверенности поддержал заявленные требования и пояснил суду, что фразы пункта 59(1) Правил «. начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации. до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета. » и пункта 60 Правил «. в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации. » позволяют ресурсоснабжающим организациям расширительно толковать положения Правил предоставления коммунальных услуг и начислять потребителям плату за отопление в летний (неотопительный) период в случае выхода из строя (истечения сроков поверки) ОДПУ в течение отопительного сезона даже в том случае, если до выхода ОДПУ из строя использовался способ оплаты отопления в течение отопительного периода. Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 8 октября 2019 г. № КЧ-П9-8592).
Представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей административных истцов, административного ответчика Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, 5 федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. № 897 (постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 Правила дополнены пунктами 59(1) , 60(1).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., № 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.
Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам жилищного и гражданского законодательства. Так, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (часть 1 статьи 157). Регулируя отношения по энергоснабжению, по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544, статья 548).
Часть 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно статье 19 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при: неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется. Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.
Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Оспариваемые положения пунктов 59(1), 60(1) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.
Доводы административных истцов о том, что после окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик выставлял собственникам квартир счета за отопление, хотя данная услуга не оказывалась и тепловая энергия не поставлялась, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отказать.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
В данном обзоре опубликованы правовая позиция Верховного суда РФ по наиболее актуальным вопросам, которые приходилось решать судам в 2018–2020 годах.