Оплата за отопление квартиры летом

Содержание
  1. Почему мы платим летом за отопление?
  2. — Почему мы платим летом за отопление?
  3. Отвечает генеральный директор УК «Техстрой» Евгений Беляев:
  4. Отвечает юрист международной юридической сети www.9111.ru Ирина Захарова:
  5. Отвечает юрист бюро адвокатов «Де-юре» Рамзан Межидов:
  6. Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова:
  7. Отвечает руководитель юридической компании «Владислав Фролов и партнеры» Владислав Фролов:
  8. Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
  9. Почему мы платим за отопление летом и зимой одинаково
  10. Отчего скачет оплата за тепло
  11. Как люди реагируют на повышение оплаты ЖКХ
  12. Каков порядок оплаты за тепло в России
  13. Как вычисляют сумму оплаты за тепло
  14. 1. Общедомового счётчика нет
  15. 2. В доме установлен общий счётчик тепла
  16. Секреты роста оплаты тепла
  17. ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период
  18. ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период

Почему мы платим летом за отопление?

— Почему мы платим летом за отопление?

Отвечает генеральный директор УК «Техстрой» Евгений Беляев:

В России существует 2 системы оплаты за отопление. Система 1/7: оплачивается фактическое потребление тепловой энергии за месяц. Зимой платится относительно много, летом нет оплаты совсем. Стоимость подогрева ГВС (горячего водоснабжения) оплачивается ежемесячно.

Система 1/12: оплата отопления производится равномерными ежемесячными платежами в течение всего года с перерасчетом один раз в год.

Общая сумма оплаты за год одинакова при обеих системах. Но если платить по 1/7, то это больно ударит по кошелькам в конкретные осенне-зимние месяцы.

Отвечает юрист международной юридической сети www.9111.ru Ирина Захарова:

Итоговая цена за отопление разбивается не на количество месяцев, которые фактически составляют отопительный сезон, а на весь календарный год. Таким образом, снижается финансовая нагрузка на владельцев квартир.

Отвечает юрист бюро адвокатов «Де-юре» Рамзан Межидов:

Тариф на тепловую энергию зачастую формируется достаточно сложно и включает в себя не только оплату непосредственно «за тепло в доме», но также и за иные издержки. К ним, в частности, относится стоимость энергоносителя, налоги, амортизация, оплата заработной платы, плата за сервис коммуникаций, их текущий ремонт и модернизацию. Плюс нужно заплатить за часть энергии, которая ушла на общедомовые нужды, то есть обогрев лестничных площадок, лифтовых холлов и т. д. Итоговая цена разбивается на календарный год, а не на «отопительный сезон», состоящий из девяти месяцев. Отсюда и вытекает необходимость оплаты отопительных услуг за летние месяцы.

Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова:

Этот вопрос решается региональной тарифной комиссией. Обычно платежи за отопление разбиты равными частями по году. Это сделано, чтобы снизить вашу финансовую нагрузку на зимние месяцы. Иначе в отопительный сезон придется платить за отопление в 2 раза больше по сравнению с тем, как это происходит сейчас.

Отвечает руководитель юридической компании «Владислав Фролов и партнеры» Владислав Фролов:

Действующим на сегодняшний день законодательством предусмотрены два способа оплаты за тепло:

  1. Оплата по факту показания общедомового прибора учета.
  2. Оплата равными частями на протяжении 12 месяцев.

Способ выбирает орган государственной власти конкретного субъекта РФ. В большинстве случаев это второй путь, поскольку не так резко поднимаются расходы граждан на оплату коммунальных услуг в зимнее время.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Почему мы платим за отопление летом и зимой одинаково

Существует гарантированный способ испортить людям настроение перед праздником. Для этого надо всего лишь вручить им платёжки за отопление.

Именно так поступили с жителями Нижнего Новгорода в последних числах апреля. Люди с удивлением увидели, что сумма к оплате увеличена на тысячи!

Отчего скачет оплата за тепло

Нижегородцы 30 апреля горячо обсуждал новости, сравнивали цифры и пытались понять логику событий.

Известно, что тарифы не повышались, значит, изменения продиктованы какими-то другими причинами. А спросить не у кого, все уже ушли праздновать. «Даже это предусмотрели!» — решили горожане. Какой тонкий расчёт: народ сначала побурлит, потом отвлечётся, перегорит, и – что делать? – молча заплатит.

Итог обсуждений подвела некая Мария: «Нет слов! Вернее, есть, но они все матерные».

Подобные разговоры велись в Екатеринбурге в феврале, тоже по поводу резкого скачка оплаты за тепло. В этом случае чиновникам не удалось спрятаться за праздниками, и пришлось объяснять ситуацию. Причины резкого скачка сумм были названы следующие.

  1. Погодные условия. Бывает, что очередной месяц выдастся морозным, поэтому на отопление уйдёт больше ресурсов. Отсюда и оплата растёт.
  2. Технический момент. Показания общедомовых счётчиков снимают на несколько дней раньше, чем закончится месяц, и эти дни учитываются в следующем месяце.
  3. Инициатива УК – управляющих компаний. Они нередко пытаются долги прошлых лет (и прошлых владельцев квартир) погасить за счёт нынешних потребителей тепла. Иногда прокатывает.

Как люди реагируют на повышение оплаты ЖКХ

То, что платить придётся больше, всегда воспринимается в штыки. Мы никак не привыкнем, что постоянный рост цен, повышение стоимости услуг при капитализме является законом. В каждом конкретном случае есть своя специфика, но общая тенденция неизменна. Проблемы отопления – просто частный случай.

Когда слушаешь людей, складывается впечатление, что мало кто разбирается в теме. В основном руководствуются штампами. Например, такими:

  • от установки счётчика на тепло ожидают безусловного снижения оплаты;
  • на УК не надеются;
  • от тепловиков ждут мошенничества.

Конечно, основания для подобных мнений имеются, люди во многом правы. Они задают друг другу вопросы: «С чего они берут эти цифры? Как считают? Мы никак не поймем». Бросается в глаза некая беспомощность — пожалуются друг другу, посудачат, а потом заплатят то, что им выставили. Так ведёт себя пассивное большинство.

Читайте также:  Марка пескобетона для теплого пола

Присутствуют и горячие головы, которые предлагают устраивать митинги и гнать всех в шею. О том, что будет дальше, они не говорят, да и не думают. Такое поведение характерно для людей легкомысленных, агрессивных, иногда мелькают и явные провокаторы. Их немного, но они заметны.

Есть и здравомыслящая категория граждан, которые пытаются добиться от УК и тепловиков конкретных результатов — перерасчётов, изменения характера услуг, хотя бы вразумительных разъяснений. Таким людям трудно, они жалуются на инертность соседей, которые стараются не втягиваться в конфликт с чиновниками и ждут, чтобы кто-то другой сделал это за них.

Обывателям для начала надо хотя бы понять, каков порядок оплаты за отопление принят в стране, какие законы его регламентируют, какие меры может предпринять рядовой гражданин, чтобы с ним считались.

Каков порядок оплаты за тепло в России

Способ оплаты за отопление определяет орган государственной власти конкретного региона. Это всего 2 варианта:

  • платить по факту, следуя показаниям счётчика,
  • растягивать оплату за отопление по всем 12 месяцам.

Если применить 1-й способ, то во время отопительного сезона придётся туго, зато нет вопросов, откуда берутся цифры. Что показывает счётчик, за то и платишь.

Способ оплаты равными частями даёт возможность уравновесить бюджет семьи, но имеет и негативную сторону.

Плюс состоит в том, что убирается непосильная финансовая нагрузка зимой, когда за одно только тепло приходится платить больше, чем за всё остальное. Разбивка по месяцам позволяет равномерно распределять расходы, это хороший выход для малообеспеченных семей.

Минус тоже существенный: трудно понять, откуда взялась итоговая цифра за отопление, она ведь размазана по всему году. Даже если имеется домовой счётчик, то оценить сумму оплаты всё равно сложно, тем более, что поставщик применяет корректировки.

Как вычисляют сумму оплаты за тепло

Расчёты по отоплению делают, отталкиваясь от фактического потребления тепла за прошлый год (если имеется домовой счётчик) или согласно нормативу (если счётчика нет).

1. Общедомового счётчика нет

В этом случае рассчитать оплату за отопление проще всего: норматив умножают на площадь квартиры, а затем – на тариф. Получают сумму за месяц (СММ) и платят её на протяжении отопительного сезона, не меняя.

Если принят метод оплаты равными долями по году, то СММ умножают на количество месяцев отопительного сезона, а затем делят на 12. Полученная усреднённая цифра будет присутствовать в платёжке за каждый месяц.

Размер оплаты за тепло в этом случае из года в год будет неизменным – до тех пор, пока не поменяют тариф или норматив. Корректировок поставщик не делает, разве что по исключительному поводу.

2. В доме установлен общий счётчик тепла

В качестве базы расчёта принимают полный объём тепловой энергии в Гкал, потреблённой за прошлый год (ПОБ). Дальше идёт расчёт.

  • Сначала высчитывают среднемесячный объём расхода тепловой энергии на весь дом, делается это путём деления ПОБ на 12.
  • Доля каждого жильца высчитывается пропорционально площади его квартиры: общий среднемесячный объём делят на суммарную отапливаемую площадь дома, затем умножают на площадь данной квартиры.
  • Осталось умножить полученное число Гкал на действующий тариф, и в результате получим сумму, которая будет фигурировать во всех платёжках.
  • Но это ещё не всё . Когда отопительный сезон закончится, потребуется перейти от плана к факту. Для этого сравнивают фактически потреблённый объём за текущий сезон с прошлогодним (ПОБ). По итогу проводят корректировку оплаты для всего дома. Конкретная сумма возврата или доплаты определяется, опять-таки, пропорционально площади квартиры.

Если в отдельных квартирах установлены индивидуальные счётчики, то разрабатывается методика учёта их показаний в общей сумме потреблённого тепла. В доме ведь имеются и внеквартирные зоны, которые отапливаются, за них тоже обязаны платить жильцы.

Секреты роста оплаты тепла

Если норматив, применённый при установке общедомового счётчика, был завышен, то после окончания первого сезона жильцов порадует корректировка в сторону уменьшения. Однако ждать на будущий год такого же блага не надо, потому что на этот раз расчёт будет вестись от реального потребления. Рост или уменьшение оплаты (при неизменном тарифе) будет зависеть от погоды – насколько зима выдастся мягкой или суровой.

Но это в идеале. На практике часто наблюдается так называемый перетоп, когда в квартирах устанавливается ненормативная жара. Налицо перерасход ресурсов, оплачивать который придётся жильцам. В интернете, среди возмущённых потребителей, это явление получило название «сезонный отъём денег у населения под видом отопления».

Это действительно так. Поставщики, стремясь извлечь максимум прибыли от продажи тепла, подают энергию в завышенном объёме, когда и при -1°C, и при -30°C счётчик тепла крутится одинаково интенсивно. На это жалуются во многих регионах, в частности, в Санкт-Петербурге уже устали с этим бороться. Вот и получается, что установка счётчика не принесла экономии , более того – сумма оплаты увеличилась

По сути дела, распоясавшимся тепловикам обязаны противостоять УК, но они не торопятся. Поэтому приходится гражданам беспокоиться о себе самим.

Законодательство рекомендует такой порядок действий:

  • хозяин квартиры вызывает диспетчера,
  • в присутствии официальных уполномоченных лиц составляется акт о том, что температура в квартире выходит за пределы норматива,
  • документ передаётся по инстанции.

В этом случае перерасчёт неминуем, а за каждый час перетопа он составляет 0,15%.

Бывают непонятные случаи, когда в одних квартирах тепло, а в других холодно. Значит, в доме или в УК есть умельцы, которые натихую регулируют подачу теплоносителя в отдельные стояки. Для «своих» приоткрывают задвижки, для «не своих» – слегка задвигают. А счётчик в доме общий, один на всех, поэтому «не свои» переплачивают и мёрзнут, а «свои» недоплачивают и получают тепло в избытке.

Читайте также:  Схемы систем отопления жилых зданий

В сфере ЖКХ постоянно возникают затруднения и неприятные неожиданности. Гражданам при обнаружении очередной проблемы надо умерить накал возмущения, бессмысленный и беспощадный, и трезво взглянуть на вещи.

Не стоит забывать, что государство озабочено прибылью, как и положено при капитализме, а благополучие граждан больше не является его приоритетом.

Значит, придётся отбросить апатию и лень, перестать ждать милости от властей или соседей. Свои проблемы надо решать спокойно и методично, вникая в суть и грамотно используя законы.

ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период

Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?

НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Можно ли теперь требовать возврата денег за некачественный телефон без сенсорного экрана, если он сломался и выявленный дефект является несущественным?

В преддверии Всемирного дня прав потребителей 15 марта Союз потребителей России предложил ряд мер, направленных на усиление поддержки потребителей.

Я в интернет-магазине купила ирригатор для полости рта. Оказалось, что ирригатор не работает. Мне предложили отправить ирригатор в сервисный центр для того, чтобы определить, что товар некачественный.

ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период

6 ноября 2019 года Верховный суд РФ рассматривал дело №АКПИ19-699 о признании частично недействующими п.59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года.

Все началось с того, что жители одного из многоквартирных домов в летний (неотопительный) период продолжали получать счета за отопление, хотя фактически данная услуга им не предоставлялась.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы, они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, пользуются коммунальной услугой отопления. Поставка коммунального ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников; обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ.

Дом, в котором проживают истцы, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента установки узла учета собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.

После окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик продолжил выставлять всем собственникам квартир их дома счета за отопление, хотя данная услуга им не оказывалась с 24 апреля 2019 г., и тепловая энергия не поставлялась.

Согласно ответу Поставщика от 24 июля 2019 г. основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент ОДНУ.

По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы ОДНУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс с 24 апреля 2019 г. не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.

На запрос Поставщик указал, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании пунктов 59, 60(1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.

В суде представитель административных истцов по доверенности поддержал заявленные требования и пояснил суду, что фразы пункта 59(1) Правил «. начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации. до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета. » и пункта 60 Правил «. в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации. » позволяют ресурсоснабжающим организациям расширительно толковать положения Правил предоставления коммунальных услуг и начислять потребителям плату за отопление в летний (неотопительный) период в случае выхода из строя (истечения сроков поверки) ОДПУ в течение отопительного сезона даже в том случае, если до выхода ОДПУ из строя использовался способ оплаты отопления в течение отопительного периода. Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 8 октября 2019 г. № КЧ-П9-8592).

Представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Выслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей административных истцов, административного ответчика Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, 5 федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Читайте также:  Центральное отопление определение кратко

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. № 897 (постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 Правила дополнены пунктами 59(1) , 60(1).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., № 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам жилищного и гражданского законодательства. Так, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (часть 1 статьи 157). Регулируя отношения по энергоснабжению, по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544, статья 548).

Часть 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно статье 19 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при: неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется. Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.

Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Оспариваемые положения пунктов 59(1), 60(1) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

Доводы административных истцов о том, что после окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик выставлял собственникам квартир счета за отопление, хотя данная услуга не оказывалась и тепловая энергия не поставлялась, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отказать.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

В данном обзоре опубликованы правовая позиция Верховного суда РФ по наиболее актуальным вопросам, которые приходилось решать судам в 2018–2020 годах.

Оцените статью