Определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению

Определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 июня 2019 г. № 23464-ОГ/04 Об определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354).

Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3) и 2(4) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

2. Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее — Постановление N 603) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).

До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила N 354), с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.

Таким образом, если органами государственной власти субъекта Российской Федерации было принято решение об изменении способа оплаты, то применяется установленный в таком решении способ оплаты. В случае, если указанное решение не было принято, то применяется способ оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемый при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу Постановления N 603.

3. В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно либо все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии по формулам 3(1), 3(3), 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354.

Вместе с тем при способе оплаты за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода объем тепловой энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, определяемый по формулам 3(1) и 3(3), может принимать отрицательное значение. Подобная ситуация возможна, когда величина (Vд — ) принимает отрицательное значение ввиду неодновременного снятия показаний индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов тепловой энергии, при определении величин Vд и Vi в соответствии с положениями пунктов 59 и 59(1) Правил N 354 исходя из среднемесячных объемов потребления, при выявлении расхождений в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и (или) проверки их состояния и проведении перерасчета платы в соответствии с положениями пункта 61 Правил N 354.

Читайте также:  Сколько уходит дров при отоплении дома

Согласно статье 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Учитывая, что изложенная выше ситуация прямо не урегулирована Правилами N 354 считаем возможным применить положения пункта 46 Правил N 354, в соответствии с которыми плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях.

При этом как разъяснила Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 20 июня 2018 г. по делу N АКПИ18-386, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на эту отрицательную величину, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

Таким образом, в случае возникновения отрицательных величин объема потребленной тепловой энергии в i-жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, определенных в соответствии с формулами 3(1), 3(3) приложения N 2 к Правилам N 354, плата за коммунальную услугу по отоплению в расчетном периоде в таком помещении многоквартирного дома не начисляется, при этом объем тепловой энергии, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, подлежит уменьшению на эту отрицательную величину.

Указанный порядок применяется при расчете платы за отопление по формуле 18(1). Вместе с тем, если индивидуальные приборы учета тепловой энергии установлены не во всех помещениях многоквартирного дома, расчет платы осуществляется по формуле 18, при этом перерасчет не производится.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
С.В. Никонова

Обзор документа

Минстрой разъяснил особенности оплаты коммунальных улуг по отоплению. В частности, он указал, что в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Как учесть требования законодательства при расчётах за отопление

21 марта наш постоянный эксперт Елена Шерешовец провела онлайн-семинар, на котором рассказала, как управляющим организациям рассчитывать размер платы за теплоснабжение согласно ПП РФ № 1708. Узнайте, как разобраться в новых формулах и научиться рассчитывать по ним плату за отопление.

Взять в работу новые понятия, введённые ПП РФ № 1708

Узнайте, о чём мы поговорили, из демо-ролика онлайн-семинара:

Читайте также:  Как сделать перерасчет за отопление если отопление было низкое

1 января 2019 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Документ внёс изменения в Правила предоставления коммунальных услуг № 354 согласно требованиям КС РФ, изложенным в постановлениях № 30-П от 10.07.2018 и № 46-П от 20.12.2018.

Полностью пересмотрен подход к расчёту размера платы за отопление: изменились формулы, они стали длиннее и сложнее. После внесения изменений в ПП РФ № 354:

  • отопление поделили на индивидуальное и общедомовое;
  • появились формулы для расчёта неотапливаемых помещений и помещений с «автономным» отоплением;
  • появились формулы для расчёта платы за отопление в МКД, частично оборудованных ИПУ;
  • ушло понятие оплаты по нормативу;
  • ушло понятие «сверхнормативного ОДН»: теперь весь объём поставленного ресурса оплачивают потребители.

ПП РФ № 1708 введены два новых понятия, которые необходимы для правильного расчёта платы за теплоснабжение в многоквартирном доме.

Первое понятие Soи – площадь мест общего имущества. Она включает в себя межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения охраны (консьержа), согласно сведениям паспорта дома. При расчёте платы за отопление этот перечень изменять нельзя, даже если какие-то из перечисленных помещений не отапливаются.

Второе определение касается приборов учёта. В п. 2 ПП РФ № 354 есть понятие средств измерения, к которым относятся индивидуальные, коллективные (общедомовые), комнатные, общие (квартирные) приборы учёта. Теперь прибором учёта считается не только средство измерения, но и совокупность таких средств, устанавливаемых при наличии технической возможности и используемых для определения объёма потребления тепловой энергии.

Научиться рассчитывать производную от норматива

Ещё год назад поставщики коммунальных услуг не видели проблем в установленных в нескольких помещениях индивидуальных приборах учёта теплоэнергии. Плата за отопление начислялась согласно показаниям ИПУ только в случае, если все помещения в МКД были оборудованы такими приборами.

Однако в середине года Конституционный Суд РФ принял решение, что подобный подход ущемляет права тех собственников, чьи помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии (постановление КС РФ от 10.07.2018 № 30-П). Суд сделал вывод, что с 10 июля 2018 года положения ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 3 п. 42 (1) ПП РФ № 354 не подлежат применению в той мере, в которой они не предусматривают возможность учёта показаний ИПУ тепловой энергии при определении платы за отопление.

Однако это решение КС РФ распространяется только на дома, введённые в эксплуатацию после 1 января 2012 года, в том числе после капремонта, и в которых все помещения были оборудованы ИПУ тепла, но их сохранность в некоторых квартирах не была обеспечена.

До внесения изменений в нормативно-правовые акты КС РФ обязал исполнителей услуг по теплоснабжению рассчитывать плату согласно п. 42 (1) ПП РФ № 354. Он предписал в представленную формулу для помещений, в которых отсутствуют ИПУ, подставить величину, производную от норматива. Подробно о том, как рассчитать величину, производную от норматива, смотрите в записи онлайн-семинара.

Правильно начислить плату за отопление в неотапливаемых помещениях

Неотапливаемым считается помещение:

  • не входящее в состав общего имущества, принадлежащее собственнику и оборудованное электрическим радиатором или конвектором;
  • в котором отключено централизованное отопление и используются индивидуальные источники энергии.

При этом стоит обратить внимание, что стояк системы отопления не относится к отопительным приборам согласно СП 60.13330.2012.

В 2016 году Минстрой РФ написал письмо от 02.09.2016 №28483-АЧ/04, которым руководствовались суды во всех регионах. В письме ведомство придерживается позиции, что размер платы за отопление одинаковый вне зависимости от отсутствия обогревающих элементов при подключении к централизованной системе теплоснабжения.

15 июня 2018 года ВС РФ опроверг мнение Минстроя РФ в своём решении № АКПИ18-367, отметив, что отсутствие обогревающих элементов при расчёте платы за отопление учитывать необходимо. При этом формул, как это реализовать, и указаний, в какие нормативно-правовые акты необходимо внести изменения, приведено не было.

Затем на указанное решение ВС РФ рассматривалась апелляция от 28.08.2018 № АПЛ18-346. Суд пришёл к выводу, что каждый дом отапливается целиком, как единый объект, значит, оплата за отопление должна взиматься полностью по нормативу.

Читайте также:  Нормы компенсации за отопление

31 октября 2018 года ВС РФ снова возвращается к этой проблеме в своём определении по делу № 301-КГ18-6099 и решает, что начислять плату за отопление в помещениях, которые отказались от централизованного отопления, нельзя. Однако снова не даёт указаний, как теперь рассчитывать размер платы.

Такая разрозненность в решениях судов вызвана тем, что каждый из них рассматривал конкретные дела, не рассматривая закон в общем. Елена Шерешовец отметила, что если в конкретных домах не было исковых заявлений, по которым суд принял определённую позицию, то пользоваться нужно общей нормативной базой, то есть п. 42 (1) ПП РФ № 354, в котором указано, что плата за отопление – это неделимая услуга и в домах с централизованным отоплением её размер одинаков для всех. Значит, за 2018 год выставлять плату за теплоснабжение нужно всем одинаково, никаких изменений не было.

Корректно начислить плату за автономное отопление с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года нормативно-правовая база по расчёту платы за отопление всё же была изменена благодаря постановлению КС РФ от 20.12.2018 № 46-П, в котором суд пришёл к двум важным выводам:

  1. Переход на индивидуальные источники отопления требует соблюдения всех НПА (гл. 4 ЖК РФ, ст. ст. 1, 3, ч. 15 ст. 14 закона «О теплоснабжении», Правила подключения к системам теплоснабжения – ПП РФ от 05.07.2018 № 787). То есть изменение системы отопления всегда должно быть согласовано св ОМС.
  2. Необходимо признать недействительным тезис абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 о том, что плата за услугу по отоплению вносится совокупно, без разделения на потребление внутри помещения и на потребление в целях содержания общего имущества.

Это означает, что с 1 января 2019 года потребители, отказавшиеся от централизованного отопления внутри квартиры, не обязаны оплачивать отопление внутри квартиры, но должны вносить плату за отопление общего имущества.

В связи с этим с начала 2019 года в формулы ПП РФ № 354 (в ред. ПП РФ № 1708) внесены изменения. Разбор и примеры каждой из формул с подробными разъяснениями Елены Шерешовец вы найдёте в видеозаписи онлайн-семинара.

Правильно применять формулы для расчёта платы за отопление с 1 января 2019 года

22 февраля 2019 года вышло письмо Минстроя РФ, в котором ведомство объяснило, на какие МКД не распространяется ПП РФ № 1708. Это дома с децентрализованной системой отопления и (или) горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного теплоснабжения), то есть МКД, которые сами производят тепловую энергию (п. 54 ПП РФ № 354).

Те дома, в которых тепловая энергия производится с помощью внутридомового оборудования, как и в 2018 году считают размер платы за отопление по формуле 18 приложения 2 ПП РФ № 354 (если не все помещения оборудованы ИПУ), либо по формуле 18 (1) приложения 2 ПП РФ № 354 (если все помещения оборудованы ИПУ).

Остальные дома нужно считать по формулам, которые появились 1 января 2019 года. Если МКД не оборудован ОДПУ, необходимо посмотреть, как рассчитывается отопление – в отопительный период или равномерно в течение года. При первом варианте применяется формула 2 (4), при втором – 2 (3).

В случае, когда МКД оборудован ОДПУ, есть три варианта применения различных формул:

  • 3, если ИПУ отсутствуют;
  • 3 (1), когда ИПУ установлены частично;
  • 3 (2), если ИПУ есть во всех помещениях.

Подробный разбор формул смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

Что ещё вы узнаете из записи онлайн-семинара

В статье мы рассказали не обо всех темах, которые успела рассмотреть Елена Шерешовец в рамках онлайн-семинара. Посмотрите его видеозапись и узнаете:

  • как сделать корректировку платы за отопление в первом квартале 2019 года;
  • есть ли смысл оборудовать помещение ИПУ тепла;
  • как рассчитывать размер платы за отопление в нежилых помещениях;
  • как применять коэффициент периодичности.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом о распространённых ошибках, которые появляются при расчётах за отопление при применении новых формул.

Оцените статью