Статья 21. Государственный контроль, надзор и учет в области питьевого водоснабжения
Статья 21. Государственный контроль, надзор и учет в области питьевого водоснабжения
1. Объектами государственного надзора и контроля в области питьевого водоснабжения являются:
источники питьевого водоснабжения;
качество питьевой воды;
проектирование, строительство и реконструкция централизованных систем;
методы контроля и средства измерений в области питьевого водоснабжения.
2. Государственные надзор и контроль за выполнением мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения, а также за соблюдением установленных специальных режимов в зонах санитарной охраны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, регулирующий вопросы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и его территориальные органы, во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов, федеральным органом исполнительной власти в области водных ресурсов, федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, или с их территориальными органами.
3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием качества питьевой воды гигиеническим нормативам в централизованных системах, домовых распределительных системах, нецентрализованных системах, системах питьевого водоснабжения на транспортных средствах осуществляется постоянно, а в автономных системах — в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой.
4. Объектом государственного учета (мониторинга) в области питьевого водоснабжения (далее — государственный мониторинг) является качество питьевой воды, получаемой потребителями. Государственный мониторинг качества питьевой воды осуществляется по единой системе на основе данных производственного контроля и государственного санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии питьевой воды гигиеническим нормативам.
5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием качества питьевой воды гигиеническим нормативам и государственный мониторинг получаемой потребителями питьевой воды осуществляется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим вопросы государственного санитарно-эпидемиологического надзора или его территориальными органами.
6. Государственный надзор за соблюдением установленных государственными стандартами требований к методам контроля и средствам измерений, используемых в области питьевого водоснабжения, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области стандартизации и метрологии или его территориальными органами.
7. Государственный надзор за соблюдением строительных норм и правил при проектировании, строительстве и реконструкции централизованных систем осуществляется федеральным органом исполнительной власти по вопросам строительства и жилищно-коммунальному хозяйству и его территориальными органами.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Санитарный надзор за централизованным водоснабжением
Заключается в наблюдении за условиями эксплуатации водопроводных сооружений и за состоянием водопроводной сети.
Большое значение имеет организация зоны санитарной охраны водопровода. Это территория, на которой устанавливается особый режим, предупреждающий загрязнение воды в источнике водоснабжения и в основных водопроводных сооружениях. Эта зона состоит из трёх поясов.
Первый пояс – зона строгого режима – включает источник в месте забора воды, территорию, на которой находится насосная станция, водоочистные сооружения, резервуары. Эту территорию ограждают, охраняют, запрещают проживание на ней и доступ посторонним лицам.
Второй пояс – зона ограничения – при речном водопроводе распространяется вверх по течению реки на десятки километров. Вниз по течению реки зона ограничивается распространением на несколько метров. В пределах зоны ограничения запрещается спуск неочищенных сточных вод и другое загрязнение воды.
При водопроводе с подземным источником зону ограничения радиусом до 500 м устраивают вокруг зоны строгого режима. В пределах этой территории зона должна быть образцово благоустроенной. Без разрешения санитарных органов здесь не допускаются земляные работы (рытьё колодцев, карьеров, выгребов, устройства подземного орошения).
Третий пояс – санитарной охраны (зона наблюдения) – выделен в силу необходимости постоянного наблюдения за эпидемической обстановкой.
Использование вод регулируется Водным кодексов РФ (№ 167-ФЗ от 16 ноября 1995 г.), в котором устанавливаются правовые основы использования и охраны водных объектов.
Водный кодекс РФ состоит из 148 статей, включённых в 6 разделов: общие положения, право собственности и другие права на водные объекты, государственное управление в области использования и охраны водных объектов, разрешение споров по вопросам использования и охраны водных объектов и ответственность за нарушение водного законодательства РФ, целевое использование водных объектов.
В ст. 3 «Цели водного законодательства РФ» говорится о регулировании отношений в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду: поддержании оптимальных условий водопользования; качестве поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защите водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращении или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранении биологического разнообразия водных экосистем.
Цели водного законодательства РФ реализуются на основе принципа устойчивого (сбалансированного) развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды.
5. Санитарный надзор за водоснабжением населенных мест
Существует два вида водоснабжения: местное и централизованное— водопровод. При местном водоснабжении вода разбирается потребителями непосредственно из источника, например из колодца. Если имеется водопровод, вода из источника подается потребителям по сети трубопроводов.
К санитарному надзору за местным водоснабжением широко привлекается медицинский персонал сельских врачебных участков и фельдшерско-акушерских пунктов.
Санитарный надзор начинают с учета и паспортизации всех источников местного водоснабжения. Для составления санитарного паспорта производят санитарно-эпидемиологк- ческое, санитарно-топографическое и санитарно-техническое обследование источника водоснабжения.
При санитарн о-э пидемиологическом обследовании выясняют, нет ли среди населения, пользующегося источником, заболеваний, которые передаются через воду. Во время с а н и т а р н о-т о п о г р а ф и ч е с к о г о обследования территории, окружающей водоисточник, выявляют объекты, загрязняющие почву (уборные, скотные дворы и др.), и на основе ознакомления с рельефом местности и расстоянием между этими объектами и водоисточником определяют возможность загрязнения воды. При с а н и т а р н о-т е х ы и- ческо м обследовании выясняют вид водоисточника, происхождение воды, глубину, дебит, соблюдение санитарных правил при устройстве и оборудовании водоисточника и способ забора воды.
Закончив местный осмотр, отбирают пробы воды: для химического анализа — в чистую, сухую стеклянную бутылку, для бактериологического — в стерильную I посуду, соблюдая все необходимые предосторожности, чтобы не внести в воду микробов с рук я воздуха. Бутылку для химического анализа 2—3 раза ополаскивают отбираемой водой.
Из колодцев и открытых водоемов пробу воды берут с глубины 0,5—1 м от поверхности. Для выемки проб из глубины привязывают закрытую бутылку к шесту или же прикрепляют к ней гирю и на веревке спускают в водоем. Бутылку открывают на нужной глубине с помощью бичевки, прикрепленной к пробке.
Перед взятием пробы из насоса или водопроводного крана воду откачивают или спускают в течение 10 минут, после чего обжигают кран и берут пробу.
Для обычного анализа отбирают 1 л воды: 0,5 л для химического и 0,5 л для бактериологического. Для полного анализа воды с определением минерального состава требуется 2—3 л воды.
К пробе воды прилагают сопроводительный бланк, в котором приводятся следующие сведения: кем и когда (дата, час) взята проба, название или месторасположение водоисточника, состояние погоды в день забора пробы и за несколько дней до этого, краткие санитарно-топографические и санитарно-технические данные, место и глубина забора пробы, органолептические свойства воды в этот момент, цель анализа. Проба должна быть возможно скорее доставлена в лабораторию (в жаркую погоду в ящике со льдом).
Получив результаты анализа воды и сопоставив их с прежними анализами и данными, полученными при санитарном обследовании, заносят в паспорт заключение об источнике водоснабжения и необходимых мероприятиях по его оздоровлению. В первую очередь паспортизуют общественные источники водоснабжения. После паспортизации обобщают материалы и проект мероприятий по улучшению водоснабжения докладывают в сельсозете, в правлении колхоза, или на общем собрании колхозников. При повторных обследованиях водоисточника в паспорт вносят данные о проведенных мероприятиях. Медицинский персонал обязательно должен принимать участие в выборе места для внозь строящихся колодцев и в решении вопросов их устройства и оборудования.
Ежегодно весной следует производить очистку и хлорирование колодцев. Вычерпывают из колодца воду, очищают его стенки и дно от осадков и загрязнений, удаляют верхний слой ила и насыпают на дно слой крупного песка или мел
кого гравия. Обмывают стенки колодца 3—5% раствором хлорной извести. После наполнения колодца водой добавляют в нее по ведру 1 % раствора хлорной извести на каждый кубометр воды, хорошо перемешивают и оставляют на 10 часов, лучше на ночь. Затем вычерпывают воду до исчезновения запаха хлора. После лабораторного исследования воды разрешают эксплуатацию колодца.
Хлорирование колодцев производят также после ремонта, при ухудшении качества воды, при появлении инфекционных заболеваний, передаваемых через воду, и в других аналогичных случаях. Если загрязнен поток грунтовых вод, то хлорировать колодец нецелесообразно, пока не будет устранена причина, вызывающая загрязнение. В подобных случаях следует предупредить население о необходимости кипячения питьевой воды, а иногда можно организовать временное хлорирование воды в колодце общественного пользования. Для этого добавляют 1,5 л 1% раствора хлорной извести на 1 м 3 колодезной воды. Через 2 часа колодцем можно пользоваться. В зависимости от разбора воды подобное хлорирование производят 1—2 раза в день. Обеззараживание воды в колодце по эффективности неравноценно хлорированию воды в резервуаре, но все же уменьшает эпидемиологическую опасность воды.
При заборе воды для хозяйственно-питьевых целей из реки необходимо найти незаболоченное место с удобным подходом и подъездом к нему, расположенное выше по течению, чем места, отводимые для купания, стирки белья, водопоя скота и спуска сточных вод. Расстояние между местами использования реки для разных целей должно быть не менее 100 м.
Важно организовать санитарный надзор за водоснабжением в полевых станах. В каждом полевом стане оборудуется пункт водоснабжения, в котором, кроме источника водоснабжения, должна быть тара для хранения запаса воды. Водопотребление в полевом стане составляет около 50—70 л в сутки на одного человека.
При отсутствии источника на территории полевого стана вода подвозится на пункт водоснабжения в специально выделенных бочках или автоцистернах, помеченных надписью «питьевая вода». Все виды тары должны плотно закрываться для защиты воды от загрязнения. С этой же целью после заполнения тары водой крышку ее необходимо плотно закрывать (в бочках на замок), чтобы опорожнение тары и забор воды производились только через краны. Перед наполнением тару опорожняют от остатков воды и ополаскивают, Периодически тару обеззараживают. Для этого ее наполняют водой и на каждые 100 л воды добавляют стакан 10% взвеси хлорной извести в воде. Воду в таре перемешивают и оставляют на 2 часа. После этого воду сливают, а тару ополаскивают чистой водой.
Если санитарное состояние источника, из которого наполняют бочку, внушает подозрение, то организуют хлорирование воды в бочке. Пока вода будет доставлена в полевой стан, пройдет достаточно времени для проявления бактерицидного действия хлора. В жаркое время года при транспортировке или хранении воды следует предохранять ее от нагревания.
Из пункта водоснабжения вода должна своевременно доставляться потребителям, работающим на различных участках поля. В поле тару с водой хранят в тени или в специально вырытых ямах, укрытых от лучей солнца. Каждый трактор или комбайн должен снабжаться термосами или бачками с запасом питьевой воды (5—10 л).
Ко всем лицам, имеющим отношение к водоснабжению, предъявляются те же санитарные требования, что « к персоналу пищевых блоков (медицинский осмотр, исследование на бациллоносительство, санитарная грамотность).
Санитарный надзор за централизованным водопроводом заключается в наблюдении за условиями эксплуатации водопроводных сооружений и за состоянием водопроводной сети.
Централизованное водоснабжение имеет большие преимущества перед местным. При устройстве водопровода Имеется возможность выбрать лучшие водоисточники, охранять их от загрязнения, технически правильно оборудовать, если необходимо, подвергнуть воду очистке, осуществлять квалифицированный санитарный надзор. Этим обеспечивается высокое качество водопроводной воды. Но преимущества водопровода этим не исчерпываются. Поступление неограничен^ ного количества воды непосредственно в жилища, содействует увеличению водопотребления и повышению санитарной культуры населения, способствует поддержанию’ в чистоте жилищ и улиц и, наконец, делает возможным устройство канализации.
В СССР строительство водопроводов стало существенной частью плановых работ по социалистической реконструкции и строительству городов. Началось массовое строительство сельских водопроводов.
В селах, рабочих поселках и небольших городах при устройстве водопровода обычно используются подземные воды: артезианские, грунтовые и родники. Эксплуатация таких водопроводов сравнительно проста.»
Элементами водопровода из подземных источников водоснабжения являются: 1) водоисточник (буровой колодец, каптаж); *2) насосная станция первого подъема; поднимающая воду на поверхность земли в резервуар; 3) в случае
надобйости установка для обеззараживания воды; 4) насосная станция второго подъема, подающая воду в напорный резервуар; .5) сеть трубопроводов, разводящая воду в каждый’, дом.’ или располагаемые на расстоянии 100 м друг от друга ‘водоразборные колонки (рис. 33).
В тех местностях, где доброкачественные подземные воды отсутствуют или их недостаточно, для снабжения водопровода водой приходится забирать воду из открытого водоема. Место забора воды выбирают выше населенного пункта и в таком, месте, где водоем менее всего загрязняется. Если берег- сложен из фильтрующих пород, то воду забирают не
Рис. 33. Схема водоснабжения из подземного видо- :■■. — источника.
/ — артезианская, скважина: 2 — насосная станция первого подъема; 3 — резервуар; 4 — насосная станция второго подъема; 5 — водонапорная башня: 6 — трубопровод. подающий воду в населенный пункт.
прямо из водоема, а из вырытых на некотором расстоянии от берега колодцев. Сюда поступает профильтровавшаяся через грунт, .значительно очищенная вода из водоема.
Элементами водопровода из открытого водоема являются:, 1) .сооружения для забора воды; 2) насосы первого подъема,, подающие воду в сооружения для очистки воды; 3) насосы. второго подъема; 4) напорный резервуар; 5) водопроводная сеть (рис. 34).
Первостепенное значение имеет организация зоны санитарной охраны водопровода.
.; 3 о н.а санитарной охраны представляет собой территорию, на которой устанавливается особый режим, предупреждающий загрязнение воды в источнике водоснабжения И основных водопроводных сооружениях. Эта зона состоит дз двух основных поясов.
Первый пояс — зона строгого режима — включает источник в месте забора воды, территорию, на которой находятся насосные станции, водоочистные сооружения, резервуары. Эту территорию ограждают, охраняют, запрещают проживание на ней и доступ посторонним лицам. В пределах зоны первого пояса запрещается какое бы то ни было пользование водоемом.
Второй пояс — зона ограничения — при речном водопроводе распространяется преимущественно вверх по те-
чению реки на десятки километров. Вниз по течению реки зона ограничения распространяется на несколько сот метров. В пределах зоны ограничения запрещается спуск неочищенных сточных вод, а кроме того, такое использование водоема и прибрежной полосы земли, которое может неблагоприятно отразиться на качестве воды в месте ее забора водопроводом.
При водопроводе с подземным водоисточником зона ограничения радиусом в 250—500 vi устраивается вокруг зоны строгого режима. В пределах этой зоны территория должна быть образцово благоустроена. Без разрешения санитарных органов здесь запрещается проводить земляные работы, которые могут привести к загрязнению подземных вод: рытье колодцев, карьеров, выгребов, устройство подземного орошения и т. п.
Во избежание проникновения внутрь водопроводной сети опасных в эпидемиологическом отношении загрязнений необходимо, чтобы трубопроводы были непроницаемы, проходили на достаточном расстоянии от канализационных труб, выгребов, уборных и т. п. В месте пересечения водопроводные трубы должны располагаться выше
канализационных, в кожухе из труб большего диаметра. Необходима систематическая проверка технического состояния смотровых колодцев и водоразборных колонок, при неисправности которых возможно подсасывание в сеть загрязненных вод.
При санитарном надзоре систематически контролируют качество воды в водоисточнике, эффективность ее осветления и обеззараживания, а также качество водопроводной воды в различных местах населенного пункта.